Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
Bishop666
Hugo StigLitz написал 30 мая 2010 в 03:26 [ Назад ]

Советский шаттл «Энергия-Буран»

Найдено на просторах инета...
Image
Image
В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта.

Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении.
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
ImageImage
«Буран» в музее на Космодроме Байконур
Image
Image
Image
Image
Закрыт
StalkerPSIX
Пригоршня StalkerPSIX написал 30 мая 2010 в 03:28
после этого, я точно должен туда сгонять !+
0
Ссылка | 3 отв.
Hellsing
Пашка Hellsing написал 30 мая 2010 в 08:27
я с тобой! ))
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
StalkerPSIX
Пригоршня StalkerPSIX написал 30 мая 2010 в 09:23
да будет так )))
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
rynia
Дима рычик rynia написал 30 мая 2010 в 23:31
и меня возьмите!!
Capeler
Дмитрий Сувальдный Capeler написал 30 мая 2010 в 04:21
А найдено это было вот тут:
drugoi.livejournal.com/3259344.html
0
Ссылка | 3 отв.
Bishop666
Hugo StigLitz Bishop666 написал 30 мая 2010 в 04:22
не там а тут
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Capeler
Дмитрий Сувальдный Capeler написал 30 мая 2010 в 13:54
Я говорю про первоисточник фотографий,а не про какой-то левый сайт,который тупо украл фотки и налепил на них свой копирайт.
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Bishop666
Hugo StigLitz Bishop666 написал 30 мая 2010 в 13:55
ну блин где нашел туда и ссылку кидаю)))
Aruan
Julia Aruan написала 30 мая 2010 в 04:24
интересное место,однако
ManaBurn
Андрей Споданейко ManaBurn написал 30 мая 2010 в 06:43
У меня дома тоже беспилотник был. и тоже буран. Пылесос.
0
Ссылка | 1 отв.
Bishop666
Hugo StigLitz Bishop666 написал 30 мая 2010 в 12:47
Аха...зачет)
ManaBurn
Андрей Споданейко ManaBurn написал 30 мая 2010 в 06:44
Скоро, по неосторожности, урбанисты станут в космос выходить.
0
Ссылка | 1 отв.
Grenada
Север Grenada написал 30 мая 2010 в 08:21

Да что там космос?

Скоро появятся объкты типа "заброшенный цех на марсе" хДДД
ZvErEk
Ёжик Уёжик ZvErEk написала 30 мая 2010 в 08:26
А ничо, что настоящий "Буран" давно уже на металл продан?
hangman
Алексей hangman написал 30 мая 2010 в 10:19
мне интересно, почему все сворачивают космические программы? :) почему вся такая мощь и наработка уходит на меттал? :) ведь это поинтереснее войны
0
Ссылка | 2 отв.
K173
K173 написал 30 мая 2010 в 14:58 [исправлен через 14 минут]
Потому, что это уже никому(кто заседает в правительстве) ненадо. Вся мощь и наработка- разве что советских времен, доживает своё, а нового х*й. Пилить деньги11!
ЭЭх давно че то войны небыло, мирное время- постепенная утрата военной мощи, вот еб№ули бы ракеткой по России, тогда все сразу зашевелятся, и деньги будут выделяться туда, куда важнее для страны.
Дыры во власти становятся видны непосредственно, когда придет то самое тяжелое время.
zeus
Михаил zeus написало 30 мая 2010 в 15:32
потому что такая система крайне дорога и по сути нафиг не нужна.
pioneer
pioneer написал 30 мая 2010 в 10:51
просто война приносит больше прибыли чем полёты в космос.
0
Ссылка | 10 отв.
Valera4yma
Valera4yma написал 30 мая 2010 в 11:39 [исправлен через 38 секунд]

какие "прибыли" от войны? не знаком ты с военным временем

Разве что разорение на обеспечение армии, а ты похоже путаешь средневековье с 21 веком, когда землю захватывали и там потом пахали на нового хозяина
0
Ссылка |  ↑ | 9 отв.
mrSmith
Агент Смит mrSmith написал 30 мая 2010 в 11:46
США стала сверх державой только благодаря второй мировой. Кому то война действительно выгодно.
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
ulfus
Ulfus-Agan Panzerborn ulfus написал 30 мая 2010 в 14:08
потому что на их территории не велось военных действий и потому что они налево и направо одалживали деньги под гигантские проценты.
Valera4yma
Valera4yma написал 30 мая 2010 в 15:24
потому что они не потеряли пол страны убитыми, потому что они не получили разоренные семьи, потому что они начали воевать в 43 лишь когда советские войска двигались по территории восточной европы
sant
ФотоЯвляются Фотошопом sant написал 30 мая 2010 в 12:17
вообще то ты тут не прав... война это таки нажива..
0
Ссылка |  ↑ | 5 отв.
Valera4yma
Valera4yma написал 30 мая 2010 в 15:25 [исправлен через 15 секунд]
какая нажива? репарации и ден выкупы? Скажи, война с Грузией кому дала выгоду? Никому.
0
Ссылка |  ↑ | 4 отв.
Uruk
Uruk написало 30 мая 2010 в 15:48
Война оч выгодное дело, а ещё на войне рекламируют оружие...
BURN
Диетический Нейротоксин BURN написал 30 мая 2010 в 16:36
Война с Грузией дала выгоду, только не России и не Грузии, для справки)
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Valera4yma
Valera4yma написал 30 мая 2010 в 21:25
вот я об этом же, что война никому не дает выгоды, кто принимает в ней участие, а кто смотрит со стороны - те в шоколаде!
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
BURN
Диетический Нейротоксин BURN написал 4 июня 2010 в 00:51
А, ну если ты это имел ввиду, то для справки можешь не читать)

Хотя война в Ираке, цены на нефть...)
Aleksandr
Городской Примат Aleksandr написал 30 мая 2010 в 14:39
Блин! А у меня слезы наворачиваются на глазах, когда про "Буран" говорят! Такая машина!!! Все просрали!!!
Жаль что подробности посадки не написаны, там есть очень интересная деталь)) Машина оказалась умнее человека)
0
Ссылка | 27 отв.
Bishop666
Hugo StigLitz Bishop666 написал 30 мая 2010 в 14:50
О программе «Энергия — Буран» написано немало, я бы порекомендовал всем интересующимся сразу отправиться на специальный сайт buran.ru, на котором очень много достоверной информации.

Если вкратце резюмировать, то программа «Энергия — Буран» предусматривала создание универсальной тяжелой ракеты-носителя «Энергия» стотонного класса и, в качестве полезной нагрузки для нее — орбитального многоразового корабля «Буран».

Корабль «Буран» во многом был аналогом американской системы Space Shuttle: крылатый и бесхвостый планер, плиточная теплозащита, грузовой люк, сходные массо-габаритные параметры (вывод 30 тонн и возвращение с орбиты 20 тонн груза, экипаж до 7 космонавтов), но, поскольку техника не стоит на месте, а наш корабль разрабатывался позже, имел и существенные отличия. «Буран», в отличие от американского аналога, был изначально предназначен для стыковки с орбитальными станциями и другими кораблями, имел систему спасения экипажа (ее отсутствие погубило в свое время экипаж «Челленджера»), и, самое главное — мог выполнять задачи выхода в космос, работы на орбите и посадки в полностью автоматическом режиме.


Как садился Буран

Оставим за рамками этой статьи этапы взлета, выхода на орбиту и маневрирования, стыковки и работы с полезным грузом. Рассмотрим подробнее посадку.

Как однажды метко заметил писатель Лукьяненко в книге «Звезды — холодные игрушки», посадка «Бурана» выполняется с «грацией падающего чугунного утюга». В этой иронической фразе, безусловно, есть смысл.

В общем случае посадку орбитального крылатого корабля можно разбить на четыре этапа:

1. Сход с орбиты
2. Гашение орбитальной скорости в атмосфере
3. Маневрирование для захода на полосу
4. Посадка на полосу


Сход с орбиты выполняется достаточно просто — корабль разворачивается в положение «хвостом вперед, спиной вниз», маршевые двигатели выдают импульс, который снижает скорость ниже порога орбитальной, и корабль начинает сходить с орбиты. Двигатели ориентации к моменту входа в сколько-нибудь плотные слои атмосферы, а в нашем случае это происходило на высоте около 100 километров над Южной Америкой, разворачивают корабль в правильное «самолетное» положение. С момента входа в атмосферу до момента приземления проходит около 30 минут, за это время корабль должен полностью погасить орбитальную скорость (около 8 км/с), выйти в заданный район посадки и произвести посадку на взлетно-посадочную полосу
Image
Задачей следующего этапа становится выход в заданную точку в окрестностях аэродрома приземления с заданной скоростью и ориентацией. Задача осложняется несколькими моментами: во-первых большую часть путь корабль летит в облаке плазмы и не имеет возможности связи с землей, во-вторых к моменту начала аэродинамического торможения в атмосфере топливо для маршевого двигателя уже выработано, поэтому маневр увеличения скорости при обнаружении недолета невозможен, возможно только управление планером корабля при помощи рулевых двигателей малой тяги и элевонов.

Образно говоря, для гашения лишней скорости при перелете система управления должна немного задрать нос, повысится аэродинамическое сопротивление и скорость снизится, а для компенсации недолета — наоборот, опустить нос. Это, конечно, очень грубое приближение, но по сути оно верное.

Итогом второго этапа должен стать выход в точку в окрестностях аэродрома посадки на высоте около 4 километров и со скоростью чуть выше 300 км/ч. При большей скорости «Буран» будет слишком инерционен и не сможет выполнять нужные для посадки маневры, а при меньшей — просто свалится в неуправляемое пикирование из-за низкого аэродинамического качества («падающий чугунный утюг с крыльями»).

Затем следует самый сложный этап посадки — выход на посадочную полосу. Автоматика, используя датчики корабля, показания радиомаяков и поток информации из наземного центра управления, должна понять где в настоящий момент находися корабль, оценить силу и направление ветра в районе посадки, принять решение с какого конца ВПП заходить на посадку и зайти на полосу. Допускалась ошибка по скорости не более 20 км/ч, промах по оси ВПП не более 700 метров, боковое отклонение — не более 38 метров.

Хард 'n' Софт

Для управления процессом посадки, помимо наземных средств контроля и управления, использовалась собственная БЦВМ (Бортовая цифровая вычислительная машина) «Бурана» «Бисер-4». Военный заказ определил архитектуру БЦВМ — она была реализована в виде четырех параллельных независимых вычислительных каналов и компаратора, который непрерывно сравнивал результаты на выходе каналов. В случае отклонения результатов какого-либо из каналов от трех остальных, он отключался и БЦВМ продолжала работать в штатном режиме. Таким же образом мог быть отключен еще один поврежденный вычислительный канал, чем достигалось автоматическое резервирование и отказоустойчивость БЦВМ. Вычислительные каналы (или ядра, в современной терминологии) работали на частоте 4 МГц и имели 128 КБайт оперативной памяти и 16 КБайт постоянной программной памяти. Подобная архитектура позволяла БЦВМ управлять процессом посадки «Бурана» даже в условиях ядерной войны (это входило в ТЗ по требованию военных).

Для программирования процесса посадки был выбран метод конечного приближения. В каждом цикле работы БЦВМ строила прогноз «попадания» корабля в заданную точку в зависимости от его текущего положения, скорости, состояния атмосферы на трассе посадки и множества других параметров, и если результаты прогноза расходились с необходимой для успешной посадки точкой — выдавались команды управления для того, чтобы скорректировать траекторию. Такой цикл повторялся вплоть до выхода корабля на финальную точку этапа посадки.

Был создан специальный проблемно-ориентированный язык программирования реального времени ПРОЛ2 и система автоматизации программирования и отладки САПО. Язык ПРОЛ2 во многом повторял известный логический язык Пролог, но был построен на базе русских служебных слов. Так же на Прологе была написана операционная система «Пролог-диспетчер», управлявшая работой БЦВМ.

Испытания и полет

Для испытания отдельных систем «Бурана» и корабля в целом проводилось численное моделирование всех этапов полета, были построены многочисленные наземные стенды а также были построены несколько самолетов-аналогов «БТС».

Самолет-аналог представлял собой планер «Бурана» с установленными в районе хвоста самолетными турбореактивными двигателями. Он мог самостоятельно взлетать с аэродрома и садиться на него, как с использованием тяги двигателей, так и в планирующем полете.

После отработки системы автоматической посадки корабля на математических моделях настала очередь натурных экспериментов. Они выглядели так: пилот поднимал самолет-аналог на максимальную высоту, переводил его в горизонтальный полет и выключал двигатели, а инженеры и программисты БЦВМ могли в реальном времени видеть, как бортовые системы управляют процессом посадки, чтобы потом исправить алгоритм. Конечно, это был несколько волнующий момент, однако все прошло гладко и по результатам серии испытаний программно-аппаратный комплекс автоматической посадки был допущен до полетов. Всего было выполнено 24 полета самолета-аналога ( www.buran.ru/htm/hrono.htm )

Первый и единственный полет корабля «Буран» состоялся 15 ноября 1988 года. Посадка прошла полностью в автоматическом режиме, все системы корабля и наземная часть системы автоматической посадки «Вымпел» сработали в штатном режиме.
Image
Не обошлось, правда, без курьезного случая. «Буран» приближался к аэродрому несколько правее оси посадочной полосы, все шло к тому, что он будет «рассеивать» остаток энергии на юго-восточном подходе. Так думали специалисты и летчики-испытатели, дежурившие на объединенном командно-диспетчерском пункте. Однако при выходе в ключевую точку с высоты 20 км «Буран» «заложил» маневр, повергший в шок всех находившихся в командном пункте. Вместо ожидавшегося захода на посадку с юго-востока с левым креном корабль энергично отвернул влево, и стал заходить на ВПП с северо-восточного направления с креном 45º на правое крыло.
Image
Антон Степанов, участник описываемых событий:
"В момент резкой смены курса «Бурана» одна из женщин-операторов наших ЭВМ закричала «Вернись!», — ее лицо надо было видеть — на нем был сразу и страх, и надежда, и переживания за корабль как за родное дитя".
Г.Е.Лозино-Лозинский:
"… После того, как «Буран» вышел на орбиту, я своими глазами видел, как в Центре управления полетами «группа товарищей» заранее готовила «Сообщение ТАСС» о том, что из-за таких-то и таких-то неполадок (они изобретались тут же) благополучно завершить этот эксперимент не удалось. Эти люди особенно оживились, когда, уже заходя на посадку, «Буран» вдруг начал неожиданный маневр..."

Послеполетный анализ показал, что вероятность выбора такой траектории была менее 3%, однако в сложившихся условиях это было самое правильное решение бортовых компьютеров корабля.

Итоги

В данный момент все экземпляры «Бурана» потеряны, весь задел по программе уничтожен. Слетавший в космос корабль был законсервирован до лучших времен и полностью уничтожен при обрушении крыши в ангаре на Байконуре 12 февраля 2005 года. Второй летный корабль продолжает находится на Байконуре в практически разрушенном состоянии. Третий корабль был продан малоизвестной компании «Сиа Интернешнл», но не вывезен ей и находится на заводе. Четвертый и пятый разобраны на заводе на металлолом.

Кстати, тот корабль, который стоит в Парке Горького не является космическим кораблем, это испытательный самолет-аналог БТС.

Про то что выделенно жирным ты говорил???
0
Ссылка |  ↑ | 26 отв.
Aleksandr
Городской Примат Aleksandr написал 30 мая 2010 в 15:13
спасибо) почитаю. может чего нового узнаю)
0
Ссылка |  ↑ | 15 отв.
Bishop666
Hugo StigLitz Bishop666 написал 30 мая 2010 в 15:35
Да незачто)
0
Ссылка |  ↑ | 14 отв.
zeus
Михаил zeus написало 30 мая 2010 в 15:39
странный у вас подход в плане все просрали. ну не нужна подобная транспортная система за такие деньги, у неё всего один способ пременения и он далеко не мирный.
0
Ссылка |  ↑ | 13 отв.
Enigma
Enigma написал 30 мая 2010 в 19:12
Вообщето подобная ракета (Энергия/ураган) нужна для межпланетных полетов

ЗЫ - также сами шатлы/бураны нужны для осовения луны
0
Ссылка |  ↑ | 12 отв.
zeus
Михаил zeus написало 30 мая 2010 в 21:27 [исправлен через 4 минуты]
щито?
программа энергия/буран это программа звездных войн, вернее наш ответ. основная задача вывод на орбиту и обслуживание крупногабаритных грузов(читай военных спутников включая разрабатывающиеся в то время боевые), возвращение на землю отработавших спутников. собственно задачи сходные с шаттлом.
полет к луне на шаттле/буране это из серии крайне укуренных задумок(ибба топлива для набора второй космической нужно чуть более чем докуя). впринципе и на союзе планировали облет луны...
для межпланетных перелетов действительно стотонник не помешал бы, но в ту пору реальных планов на межпланетню экспедицию небыло.(как и сейчас собственно, потому как нужен принципиально новый движек - ЭРД конечно круто но очень долго, обычный ЖРД мощный но требует ооочень много топлива. ЯРД в куче вариантов так и не заработал....)
0
Ссылка |  ↑ | 11 отв.
Enigma
Enigma написал 30 мая 2010 в 21:29
Эм я не говорил про полет на шатле до луны я говорил для осовения =)

для межпланетных перелетов действительно стотонник не помешал бы, но в ту пору реальных планов на межпланетню экспедицию небыло.


Угу кстати у Урагана 250тон или больше ?
0
Ссылка |  ↑ | 10 отв.
zeus
Михаил zeus написало 30 мая 2010 в 21:34 [исправлен через 2 минуты]
чем для освоения луны связка протон + модификация парома хуже?
имхо намного экономичней.
единственный случай когда реально нужна Энергия или буран вывод крупногабаритных модулей.
ПС
я на данный момент вообще сторонник автоматической космонавтики. теже два марсохода сделали намного больше чем любая экспедиция с банальным флаговтыком.
0
Ссылка |  ↑ | 9 отв.
Enigma
Enigma написал 30 мая 2010 в 21:37
Хм собственно про что и говорил тк при таком осовении будет много работы как на орбите земли так и много работы по спуску грузов с орбиты
0
Ссылка |  ↑ | 8 отв.
zeus
Михаил zeus написало 30 мая 2010 в 21:39
в моем видении проблемы протон с паромом намного лучше энергии при таких условиях.
0
Ссылка |  ↑ | 7 отв.
Enigma
Enigma написал 30 мая 2010 в 21:43
Хм а как быть с выводом крупных модулей ?
Или спуском с орбиты грузов ? это счаз пока нету траффика с орбиты то парашутная система и одноразывае корабли себя оправдывают ....

ЗЫ - таскать то луна-земля не так и сложно .....

0
Ссылка |  ↑ | 6 отв.
zeus
Михаил zeus написало 30 мая 2010 в 21:45 [исправлен через 4 минуты]
а что таскать то с луны? скорее на луну.
ПС
на данный момент реально необходимы спутниковые группировки, ну и эксперементы на мкс + автоматические исследования солнечной системы.
добыча гелия3 и тд бред.
0
Ссылка |  ↑ | 5 отв.
Enigma
Enigma написал 30 мая 2010 в 21:46
дык они все планируют там добывать чтото для энергетики ....

ru.wikipedia.org/wiki/Helium-3
0
Ссылка |  ↑ | 4 отв.
zeus
Михаил zeus написало 30 мая 2010 в 21:52
это кто-то по конкретной укурке предложил, либо пошутили)
0
Ссылка |  ↑ | 3 отв.
Enigma
Enigma написал 30 мая 2010 в 22:02
ну если по укурке то в NASA хорошая трава =)

тк обсуждалось все на полном серьезе
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
zeus
Михаил zeus написало 30 мая 2010 в 22:13
ну обсуждалось на предмет выбить из госбюджета средства на это.
а трава хорошая, они кстати часто чтонить такое предумывают.
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Enigma
Enigma написал 30 мая 2010 в 22:49
Эххх =) а жаль кстати =)

поскорее бы изобрели антиграв бы .....
Enigma
Enigma написал 30 мая 2010 в 18:48
Кстати, тот корабль, который стоит в Парке Горького не является космическим кораблем, это испытательный самолет-аналог БТС.


неа ! БТС счаз в Австралии в музее
Enigma
Enigma написал 30 мая 2010 в 18:51
Корабль «Буран» во многом был аналогом американской системы Space Shuttle: крылатый и бесхвостый планер, плиточная теплозащита, грузовой люк, сходные массо-габаритные параметры (вывод 30 тонн и возвращение с орбиты 20 тонн груза, экипаж до 7 космонавтов),


не совсем так при внешней похожесте это было совергенно ращное по конструктиву и задумке
система спейс шатл выходит на орбиту на собственных двигателях

а у нас две НЕЗАВИСИМЫХ системы энергия + буран

причем есть очень красивая модификация энеергии - ураган которая считается самой мощной ракетой в мире
0
Ссылка |  ↑ | 8 отв.
zeus
Михаил zeus написало 30 мая 2010 в 19:09
уже нет.
0
Ссылка |  ↑ | 7 отв.
Enigma
Enigma написал 30 мая 2010 в 19:10
почемуже ? чтото есть счаз мощнее ?
0
Ссылка |  ↑ | 6 отв.
zeus
Михаил zeus написало 30 мая 2010 в 21:17
мощнее нет. урагана тоже нет.
0
Ссылка |  ↑ | 5 отв.
Enigma
Enigma написал 30 мая 2010 в 21:36
Разве нету .....

Хм значит Лозинский ошибся в своем интервью и показал вулкан ....

Image
0
Ссылка |  ↑ | 4 отв.
zeus
Михаил zeus написало 30 мая 2010 в 21:43
реально его в данный момент не изготовить.
а на бумаге и клипер рисовали....
сейчас бы дай бог наши фобос грунт сделали, запустили и полетел бы он получше марс 96
0
Ссылка |  ↑ | 3 отв.
Enigma
Enigma написал 30 мая 2010 в 21:44
реально его в данный момент не изготовить.


Это да =(
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
zeus
Михаил zeus написало 30 мая 2010 в 21:53
ну тык на бумаге много чего нарисовать можно....
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Enigma
Enigma написал 30 мая 2010 в 21:59
ну всеже Вулкан был не на бумаге - это же таже энергия тока с большим числом параблоков
Enigma
Enigma написал 30 мая 2010 в 18:46 [исправлен через 1 минуту]

www.buran.ru

+ пара видео из моей коллекции



УКСС




Полет




и смерть Бурана

ЗЫ- ловите загадку еще

0
Ссылка | 4 отв.
Flip4eg
Андрей Малышев Flip4eg написал 30 мая 2010 в 19:44
Возможно я нуб, но в чем загадка то?
0
Ссылка |  ↑ | 3 отв.
Enigma
Enigma написал 30 мая 2010 в 19:59

ой сорри ! не та ссылка на видео !!!! вот верная

0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Flip4eg
Андрей Малышев Flip4eg написал 31 мая 2010 в 07:35
Это уже какой то другой или все тот же но под названием байкал?
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Enigma
Enigma написал 31 мая 2010 в 08:45
Офимцальная версия что слово Байкал это изначальное название но было слишком длинными и частично бы обгорело в потоке плазмы при посадки и потому переименовали в Буран

А как на самом деле хз хз
Degeiter
Degeiter Degeiter написало 30 мая 2010 в 23:06
с появлением Энигмэ стали появляться длинные треды с обсуждениями интересных вещей. годно, ящетаю
Только жители сайта могут оставлять комментарии.