Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
Mikon
Михаил написал 28 ноября 2010 в 17:18 [изменен через 4 минуты] [ Назад ]

Алапаевская узкоколейная железная дорога

Алапаевская узкоколейная железная дорога (АУЖД) – крупнейшая узкоколейная железная дорога на территории России и бывшего СССР, одна из крупнейших узкоколейных железных дорог мира. Управление узкоколейной железной дороги находится в городе Алапаевск Свердловской области.
Дорога является своеобразным историческим и техническим памятником.
Дата открытия первого участка (Алапаевск – Мугай): июль 1898 года.
Ширина колеи: 750 мм.
Протяжённость, по состоянию на 2006 год: около 270 километров.
Максимальная протяжённость (в 1970-е годы), по разным оценкам, составляла около 500—600 километров.
В этот блог я включил материалы из нескольких ресурсов, различные фото, а также свои материалы о посещении станции Синячиха.Image
На Алапаевской узкоколейной железной дороге выполняются регулярные пассажирские перевозки. Узкоколейная железная дорога служит основным средством сообщения с семью сельскими населёнными пунктами Алапаевского района: Ельничная, Гаранинка, Строкинка, Берёзовка, Муратково, Санкино, Калач. Основные грузовые перевозки производятся зимой, когда вывозится заготовленный лес (в основном из района Калача). Перевозят также грузы, необходимые для нужд населения. Летом по дороге передвигаются в основном на частных мотодрезинах.
Официальное открытие дороги состоялось в июле 1898 года. Главная линия прошла от Алапаевского завода до станции Мугай через узловую станцию Яковлевская (ныне Советская), где отходила ветка на Синячиху. Паровозное депо было построено на территории завода. Колея с самого начала установлена в 750 миллиметров.
По состоянию на 1 января 1911 года, было 9 паровозов, вагонный парк насчитывал 25 модификаций двухосных вагонов в общем количестве 360 единиц.
К 1936 году Алапаевский, Нейво-Шайтанский и Верхне-Синячихинский заводы, отказавшись от потребления древесного угля, перешли на использование кокса и каменного угля. Основным грузом АУЖД стал лес. Длина путей достигла 279 километров.
В годы Великой Отечественной Войны Алапаевская узкоколейная железная дорога напряжённо работала. Многие ее работники ушли в действующую армию. Но оставшийся на дороге коллектив стал еще более сплочённым и трудился, не зная сна и отдыха, во имя Победы.
В 1949-1952 годах был построен участок Сусан (Нейво-Шайтанка) — Ясашная. В 1958-1961 годах был построен участок Муратково — Санкино. Рельсы Алапаевской узкоколейной железной дороги вышли на берег полноводной реки Туры. Вскоре началось строительство моста через Туру, который являлся (и до сих пор является) одним из крупнейших мостов на узкоколейных железных дорогах нашей страны.
За Турой магистральная линия была продолжена, протянувшись на десятки километров в глубину малонаселённой местности. На 149 километре от Алапаевска появился посёлок Калач, ставшим самым дальним лесным посёлком на АУЖД. Посёлок Шемейное, расположенный немногим ближе Калача, появился до прихода в эти места рельсового пути, как и соседствующие с ним посёлки Бакарюка и Романовский.
1970-е годы следует признать пиком развития АУЖД.
В 1990-х годах в России началась «обвальная» ликвидация узкоколейных железных дорог. Благодаря своим масштабам, крупнейшая сеть узкоколейных железных дорог не могла быть разрушена единовременно и полностью. Процесс деградации на АУЖД развивался постепенно. Переход на новую форму экономических отношений по времени совпал с истощением лесных запасов на большинстве линий АУЖД. В 1980-х годах поток составов с лесом был настолько плотным, что ощущалась нехватка разъездов для их скрещения, спустя несколько лет объёмы вывоза леса сократились во много десятков раз.
По состоянию на 2008 год, действуют следующие маршруты поездов: № 3/4 Алапаевск – Санкино (4 вагона), № 5/6 Санкино – Калач (1 вагон), № 11/12 Ельничная– Гаранинка (1 вагон, на участке Алапаевск – Ельничная следующий с поездом 3/4), № 13/14 Чернышовка – Берёзовка (1 вагон, на участке Алапаевск – Ельничная следующий с поездом 3/4). Поезда курсируют 4 дня в неделю.

Image
Станции и остановочные пункты
Главная линия Алапаевск – Калач

Алапаевск-2 Главный вокзал дороги. Нынешняя станция открыта в 1999 году, после закрытия прежнего вокзала на улице III Интернационала и демонтажа линии к нему. Новый вокзал расположен рядом с депо. Путевое развитие на станции минимально. У тупика главного пути расположен пассажирский перрон.ImageImageКрасная-2 Крупнейшая по путевому развитию станция дороги, начинается сразу за станцией Алапаевск-2 и выездом из депо. Пассажирских платформ нет.
Болотная Станция полностью ликвидирована.
Советская (в настоящее время именуется пост 21 км). Примыкание ответвления на Зенковку. Станционные пути разобраны, остановки нет.
Тимошино Остановка по требованию в одноимённой деревне.
Синячиха Станция в посёлке Верхняя Синячиха ликвидирована в 2000 году, действует остановочный пункт. Рядом с бывшей станцией– пересечение с ширококолейной линией на Верхнесинячихинский металлургический комбинат.Image Был там в начале осени этого года. Рядом с бывшей станцией красивый пруд и старая деревянная плотина. Фото, сделаные мною:ImageImageImageImageImageБольница Остановочный пункт в Верхней Синячихе.
Угольная Действующая станция, на вокзале действуют зал ожидания и билетная касса. После станции линия проходит по путепроводу над магистральной ширококолейной линией Алапаевск – Серов.ImageОсиновка Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен.
Рублиха Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен.
Ельничная Действующая узловая станция – от неё начинается ответвление на Гаранинку. На станции работает депо, обслуживающее восточные ветви.ImageСтрокинка Станция ликвидирована, действует остановочный пункт.
Чернышовка Действующая узловая станция – ответвление на Берёзовку. Одноимённый посёлок ликвидирован.
Паньшино Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен.
Октябрь Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен. До начала 2000-х гг. станция действовала.
Подкур Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен.
Муратково Действующая станция.
Санкино Действующая станция, депо. Пересадка на поезд до станции Калач.
Переезд Остановочный пункт в посёлке Санкино.
135 км Разъезд. Населённых пунктов нет, поезда не останавливаются.
Шемейное Разъезд у бывшего посёлка Шемейное, ликвидированного ещё в 1970-е гг.
Калач Конечный пункт линии. Депо закрыто в 2007 г. За станцией пути продолжаются ещё на 1,5 км и заканчиваются у поселкового кладбища.ImageImageImageImageImageImageImageImageДействующие ответвления АУЖД:
Бобровка Бывшая станция, в настоящее время – остановочный пункт.
Гаранинка Действующая тупиковая станция.
Берёзовка Действующая тупиковая станция.
В заключении нельзя не упомянуть о своеобразном, присущем АУЖД индивидуальном средстве передвижения – мотодрезине. Выглядит это примерно так: ImageТехника езды на нем примерно такая – разгон на прямых участках и медленное прохождение поворотов. Водителей подобных мотодрезин можно отнести к очень редкой категории - железнодорожные байкеры)
Место, где заканчивается АУЖД:Image
Используемые источники: ru.wikipedia.org, www.valapaevske.ru/auzd/auzd-istoria, mishbanych.livejournal.com/63025.html (фото)
Спасибо за внимание!
Закрыт
Ringtail
Александр Ульянов Ringtail написал 28 ноября 2010 в 21:46
Ых, второй год уже все никак не соберусь сюда скататься :)
kirilley
kirilley написал 29 ноября 2010 в 04:17
Мотодрезина доставила.
Dims
Дмитрий Коробков Dims написал 29 ноября 2010 в 08:49
Мотодрезина это, да, впечатляет! :) Люблю я эти ЖД, как узкоколейные, так и обычные..
Ubivashka
Волосатая Кнопка Ubivashka написала 29 ноября 2010 в 16:13
классно!
Mikon
Михаил Mikon написал 29 ноября 2010 в 19:25

Фильм про АУЖД В Контакте

TinnitusDoll
Зеро TinnitusDoll написал 29 ноября 2010 в 20:28
Гражданин автор, почему на сходку не явились?
+5
Ссылка | 1 отв.
Zozik
Организатор Слэма Zozik написал 30 ноября 2010 в 14:14
ждём публичного ответа
girbos
girbos написал 29 ноября 2010 в 21:20
Valergun
Валерий Бичель Valergun написал 30 ноября 2010 в 14:48
Сайт Болашенко содержит уйму недостоверных материалов. посему куда лучше юзать narrow.parovoz.com/
0
Ссылка |  ↑ | 4 отв.
girbos
girbos написал 30 ноября 2010 в 16:23
На сайте Болашенко 60 гигов фото.
0
Ссылка |  ↑ | 3 отв.
girbos
girbos написал 30 ноября 2010 в 16:25
Он все данные собирал сам, да и сам ездил фоткал, за это я его и уважаю.
girbos
girbos написал 30 ноября 2010 в 16:27
А нет, там фото 60 штук, а не гигов, ошибся я.
Valergun
Валерий Бичель Valergun написал 30 ноября 2010 в 16:31
а на паровозе информация и фотографии от десятков различных исследователей, многие из которых объездили больше чем болашенко, более того есть свидетельства, что болашенко часто приписывает себе чужие заслуги.
Alchemik
Alchemik написал 30 ноября 2010 в 11:57
Красотень.
Ccka
Лена Я Ccka написала 30 ноября 2010 в 14:44
Очень понравилось. Прям захотелось побывать.
Valergun
Валерий Бичель Valergun написал 30 ноября 2010 в 15:05
вот думаю следующим летом туда нагрянуть на полторы недели.
0
Ссылка | 1 отв.
Mikon
Михаил Mikon написал 30 ноября 2010 в 17:27
Да вот слухи ходят что уже прекратили пассажирское движение, это надо узнавать каждый сезон
Только жители сайта могут оставлять комментарии.