Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
Valergun
Валерий Бичель написал 11 декабря 2010 в 04:59 [изменен через 7 минут] [ Назад ]

Воспоминания о весне.

Связанный объект: Торфопредприятие Пельгорское–М — узкоколейка

Небольшой рассказ о поездке на УЖД Пельгоорского ТП.
ImageВнимание! Многобукаф и много фото!


В том году уже в апреле стало пригревать солнце и, несмотря на то что почки на деревьях еще не набухли, а в проталинах еще местами лежал снег, в воздухе вовсю пахло весной.
Почти год назад Валерган познакомился с несколькими "южиками"*, среди которых выделялся некий Славик - полноватый веселый пацан, страшно увлеченный железными дорогами. Собственно, он и предложил Валергану, маявшемуся от скуки, ломануться на узкоколейку, одну из тех, которые были на расстоянии часовой доступности.
И вот, в один прекрасный день друзья вышли из электричке на станции Рябово и по ответвлению от главного хода железной дороги двинулись навстречу своей цели.

Через некоторое время в траве показались извилистые рельсы узкоколейки
Image
и здание перегруза
Image
В стороне шумел экспортный торфоперерабатывающий завод, катались погрузчики, что-то лязгало изнутри приемного бункера...
Сразу за перегрузом колея раздваивалась, образовывая своего рода разъезд длиной около 100 метров. Валерган шел, не выпуская фотоаппарат из рук - это была первая промышленная УЖД, на которой он побывал...
Разъезд, как ему и положено, окончился стрелкой
Image
Далее путь начинал петлять по местности, со стороны к нему подходили остатки насыпей когда-то обширного перегрузочного комплекса. Раньше путей было много - говорят, до восьми - десяти, но сейчас остался один, и тот кривой.
А тем временем, друзья дошли до кривой - линия почти упиралась в забор ПМС-88, сворачивала налево и некоторое время шла рядом с территорией, на которой вднелись горы щебня и уложенные в штабеля звенья рельсового пути.
Image
Потом с двух сторон начался небольшой перелесок, по сторонам дороги местами виднелись вывалы торфа - то ли пьяный рабочий плохо закрепил крышки разгрузочных люков, то ли на кривом пути вагон соскочил с рельсов и чтобы его поставить, его освобождали от груза.
Image
Линия петляла по перелеску, огибала озеро. Друзья шли, с нетерпением ускоряя шаг, и вот, в просвете кустов вдали мелькнул оранжевый борт тепловоза, коричневые кузова ТСВшек**, зеленые пассажирские вагончики.
Возле сгоревшего и полуразрушенного стрелочного поста Славик остановился. Валерган непонимающе оглянулся - его друг смотрел на нечто непонятное на путях, и лишь подойдя поближе, друзья с трудом определили в этом "нечто" раму сгоревшего ТУ6А***
Image
вообще на этом пути стояло немало вагонов, однако их состояние вызывало сомнение в том что они хотя бы куда-то поедут - у некоторых вагонов была повреждена рама, у иных были неисправны буксовые узлы тележек. Последним в "очереди" стояла интересная платформа, которая была ничем иным, как промежуточной платформой от рельсоукладчика
Image
Причем самое интересное, что одна из тележек на ней была нестандартная, больше характерная для вагонов довоенного выпуска:
Image
А еще внимание привлекала открытый вагон, который в разное время использовался для перевозки людей, транспортировки сена, дров:
Image
Рядом с этим тупиком проходил путь, ведущий в РММ****. Возле бывшего здания депо стояли остовы пассажиского вагона
Image
И кабина самоходной узкоколейной электростанции ЭСУ2А постройки Губинского ТП, которая когда-то входила в состав поезда путеукладчика, о чем свидетельствовала табличка на боку кабины
Image
Image
Далее, по разработанному товарищами плану поездки, следовала собственно станция в поселке Пельгорское. Это была самая настоящая станция, на 6 путей, с пассажирской платформой, возле которой стояли две самоходные электростанции ЭСУ2а, одна из которых была с укороченной кабиной
Image
и восстановительный поезд №666, состоящий правда всего из одной платформы с большим количеством необходимого для ремонта путей инструмента и материала:
Image
На крайних путях станции стоял порожняк - порожние торфовозные вагоны, а так же грузовые вагоны, используемые раз в год по завету, цистерны - как самодельные,
Image
так и 20-тонные ВЦ20 Демиховского завода:
Image
Среди вагонов стояла весьма занятная самопальная путевая машина - снегодуй на центробежном компрессоре
Image
Было и несколько пассажрских вагонов разной степени потрепанности - как минимум двум вагонам требовалась капиталка
Image
один, явно, постоянно использовался:
Image
а еще один был после капремонта, который, кстати, предприятие провело своими силами:
Image
Image
Закончив с осмотром станции, друзья двинулись дальше. Из-под стоящего у платформы мотовоза-электростанции выскочила кошка, убедившись, сто исследователи узкоколейки её ничем не накормят, побежала по своим кошачьим делам.
Image
За станцией, за руинами второго стрелочного поста шла однопутка. через 400 метров она пересекала Царев ручей - небольшой, но полноводный. Пути над ручьем проходили по мосту оригинальной конструкции.
Image
Image
Говорят, что сконструировалего один из бывших начальников этой дороги, Павел Иваныч Кучмин, за что ему дали в советское время примию в 500 рублей - огромные деньги по тем временам.

А дальше линия шла между бывших торфополей и лесопосадок, рельсы иногда пытались опровергнуть аксиому о двух параллельных прямых
Image
Image
Image
Мосты над картовыми дренажными канавами были образцом оригинальности:
Image
Image
Местами балластная призма было размыта дождями и ельсы висели над промоинами
Image
Друзей это удивляло и шокировало одновременно - так все это отличалось от больших дорог, которые они привыкли видеть...
Километры, километры... Внезапно посреди чистого поля стрелка и отходит небольшой тупичок. видно что раньше путь продолжался - сохранились остатки насыпи. но потом за ненадобностью был разобран и оставлен этот тупик для скрещения одиночного локомотива и поезда.
Image
Image
а основная линия продолжается дальше, уходя на север и скрываясь в лесу...
километры... шпалы, рельсы, березы и сосны. сухая трава и проталини, заполненные еще нерастаявшим снегом. На березе - километровый знак
Image
А значит, до торфополей еще километров восемь...
И вдруг вдалеке раздался тихий стрекот. тихо, на грани слышимого застонали рельсы. звук приближался, и вот из кривой на прямую с тарахтением неспешно выполз состав
Image
Собственно, этот поезд друзья и ждали - по расчетам он должен был доставить их обратно на станцию. Вот только остановится или нет?
А поезд приближался. лязгали на стыках тележки, со звоном сталкивались буфера сцепной упряжи, тяжко стонали рельсы.
Image
Поезд был уже совсем близко. Слава поднял руку и сделал несколько круговых взмахов. тепловоз начал сбавлять ход.
-Садитесь! - крикнул машинист.
Друзья на ходу запрыгнули на подножку грузовой платформы тепловоза ТУ8Г***** и расположились на скамьях над инструментальными ящиками. В кабине тепловоза на пассажирском сидении сидели несколько рабочих торфопредприятия, весело болтали с машинистом. за "восьмеркой" следом был вцеплен ТУ6а и два торфовозных вагона.
Поезд неторопливо полз по кривым путям, покачиваясь на стыках и лязгая сцепками.
Вдали показались дома Пельгорского, загрохотали под колесами конструкции моста, потянулись заборы, дома, сараи, входные стрелки станции и вот поезд остановился напротив здания станции.
Image
Время уже поджимало и Валерган со Славой двинулись по улице поселка к станции, унося с собой незабываемые впечатления об этом чудесном месте...
Image
Примечания:

*Южик - Юный железнодорожник, воспитанник, занимающийся в одном из кружков на детской железной дороге

**ТСВшка (ТСВ-6) - Трфовозный Саморазгружающийся Вагон
Image
***ТУ6а -Тепловоз узкоколейный с механической передачей, наиболее распространенный тепловоз на торфовозных узкоколейках России
Image ****РММ - Ремонтно-механическая мастерская
*****ТУ8Г - Узкоколейный тепловоз с механической передачей грузовой, оснащался кран-балкой и предназначался для ведения путевых или погрузочных работ. В Пельгорском за ненадобностью кран-балка демонтирована, на грузовую площадку уложен балласт
Image
Закрыт
Cat
Morphine Cat написал 11 декабря 2010 в 06:19
Я плюс поставил, но чего то не хватает в этих фотографиях.
-3
Ссылка | 2 отв.
Cain
Олег Cain написал 11 декабря 2010 в 06:54
хорошего бомбаря :)
+6
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Cat
Morphine Cat написал 11 декабря 2010 в 08:34
хм...Ну это как дополнение :)
Hodok
Hodok написал 11 декабря 2010 в 09:21
Я всегда знал, что наши умеют ровные железные дороги строить...
ZvErEk
Ёжик Уёжик ZvErEk написала 11 декабря 2010 в 09:40
ОХлоло... Россия, фигли...
+7
Ссылка | 1 отв.
bryak
Никита bryak написал 11 декабря 2010 в 20:26
"Рашка" :D
radx
radx написал 11 декабря 2010 в 10:57
Спасибо за блог, теперь я знаю куда поеду когда растает снег. +++
+11
Ссылка | 2 отв.
Valergun
Валерий Бичель Valergun написал 12 декабря 2010 в 01:25
вполне можно вместе скоординироваться :)
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
radx
radx написал 12 декабря 2010 в 01:28
Ну если что, напишу :)
girbos
girbos написал 11 декабря 2010 в 11:22
А сколько ещё работать будет?
0
Ссылка | 2 отв.
Valergun
Валерий Бичель Valergun написал 11 декабря 2010 в 11:33
я так полагаю, лет 5 минимум предприятие еще продержится - все таки работает на экспорт, все голландские тюльпаны на нашем, Пельгорском торфе выращены :)
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
girbos
girbos написал 11 декабря 2010 в 12:38
Удачи предприятию :)
Я вообще люблю УЖД :)
Chlorum
Chlorum написал 11 декабря 2010 в 15:06
Обожаю такую местность, где почти нет людей. Поставил плюс. Очень понравилось
+20
Ссылка | 1 отв.
Valergun
Валерий Бичель Valergun написал 13 декабря 2010 в 05:20
спасибо... там действительно чудесно, особенно по весне, весь лес гомонит
Vlad
Владимир Грязнов Vlad написал 11 декабря 2010 в 16:06
Что то есть у УЖД такое, чего нет у обычной железки, что притягивает к себе...
( + )
+19
Ссылка | 1 отв.
Valergun
Валерий Бичель Valergun написал 12 декабря 2010 в 23:10
Воистину. Согласен целиком и полностью... Ничто не сравнится с узкой колеей, вьющейся в тоннеле из ветвей... Или на невысокой насыпи среди болот и травы...
iowa
Санькина iowa написал 11 декабря 2010 в 20:49
Какая прекрасная кошка :) Блог хорош, и даже очень :)
+10
Ссылка | 3 отв.
Valergun
Валерий Бичель Valergun написал 12 декабря 2010 в 01:25
Спасибо! Там на станции несколько кошек идет, но это котэ все время возле техники тусило :)
+1
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Nubilus
Adrian Nubilus написал 12 декабря 2010 в 01:37
котэ-железнодорожник :)

интересный обзор, +
особенно поразила "ровность" путей... :)
+6
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Valergun
Валерий Бичель Valergun написал 12 декабря 2010 в 02:19
пути это УЖД-классика...
RedXIII
Позиция ПВО RedXIII написал 13 декабря 2010 в 07:39
Люблю ЖД, тепловозы, вагоны и вообще все с этим связанное, фотки понравились, техника и котэ-железнодорожник тем более :)
+7
Ссылка | 1 отв.
Valergun
Валерий Бичель Valergun написал 13 декабря 2010 в 12:55
спасибо :)
Offraider
Offraider Liar Offraider написал 13 декабря 2010 в 13:00
есть у меня товарищ, он любит фоткать локомотивы, можно сказать, коллекционирует :)
так вот за этими узкоколейками он ездил охотился :)
Valergun
Валерий Бичель Valergun написал 13 декабря 2010 в 13:02
сейчас количество УЖД сокращается постоянно
0
Ссылка | 3 отв.
Offraider
Offraider Liar Offraider написал 13 декабря 2010 в 13:14
а я знаю :) поэтому и идет охота
darkdjuz
Versmile darkdjuz написал 13 декабря 2010 в 13:20
В швеции УЖД много, даже новые составы по ним бегаю прекрасно
+6
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Offraider
Offraider Liar Offraider написал 13 декабря 2010 в 13:44
швеция - забугорье :) пусть делают что хотят :)
Только жители сайта могут оставлять комментарии.