Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТуризм
Kamelopardalis
Стрыйчич Лины написал 30 ноября 2011 в 17:32 [изменен через 31 секунду] [ Назад ]

Этнотрип. Патракеевка - "классическая" поморская деревня.

Связанный объект: Никольская церковь XVIII века

Есть места, куда едешь не ради «объекта», он просто становится своеобразным придатком «путешествия». Можно назвать такие поездки – походами за вольным воздухом, путешествиями за границы городской суеты и привычного уклада жизни. Чаще всего, конечными пунктами поездок становятся маленькие деревеньки или урочища, в атмосфере которых мир иной – городской кажется чем-то ирреальным. И для таких поездок наиболее подходит название «этнотрип»

Итак, сегодня приглашаю Вас в небольшую деревеньку (а точнее, куст из шести деревень) на берегу Белого моря. Территория эта еще 2года назад была пограничной и посещать ее можно было только по спецпропускам.Но сейчас все гораздо проще…
Image

До места пришлось добираться по зимнику на двухколесном друге. Дорога местами шла по сухим верхам, местами проваливалась в болота.Встречались участки, где даже пониженная передача не помогала и приходилось тащиться на своих двоих. Кстати, у этих луж незабываемый запах болотной затхлости и гнили.
ImageБыли на пути и переправы, подновленные лесозаготовителями
ImageДругие участки дороги были на радость хороши. Можно было мчать вперед, периодически соскакивая в колею и уходя в заносы на замерзших лужах
ImageСпустя 12-14 км. зимника показалась долгожданная деревня Патракеевка. Аккуратные домики кучно устроились на другом берегу реки. Деревня очень старая. Упоминания о ней есть в документах XVI века. Но скорее всего села еще старее XIV века. Название свое получила от крупнейшего землевладельца ип ромышленника Афанасия Патракеева.
ImageНа другом же берегу находились две брошенные церквушки. Чуть ли не по-пластунски преодолев тонкий лед, я оказался на другой стороне, посреди заснеженного поля.
ImageПрекрасная картина – одинокий амбар, деревянная изгородь и кутина сосен. Чем не деревенская пастораль.
ImageНикакой техники в деревнях замечено не было, поэтому топать пришлось по снежной целине. Дома были покинуты на зиму, видимо, это только летнее пристанище дачников. И через некоторое время передо мной предстали две церкви.
Первая – Никольская. 1764 года постройки. Некогда на ее месте стояло поочередно 3 другие деревянные церкви, которые периодически сгорали. В 1890 году она была капитально поновлена: исправлены стены, сруб поднят на два ряда белых камней. Интересно,что церковь была шатровой. Шатра сейчас, к сожалению, не сохранилось.
ImageВ 1872 году была устроена вторая церковь – Успенская. Она,как и Никольский храм, имеет запутанную историю – на ее месте также стояло ранее три Успенских церкви, поочередно сгоревших
ImageВ храме раньше находилась чудотворная икона Святителя Николая. Без иконы раньше не строился ни один дом, ни один корабль. Каждый селянин перед дальней дорогой или важным жизненным событием обязательно приходил к ней на поклон. Также рядом с иконой находился крест из Сийского монастыря с мощами трех Святителей и Артемия Веркольского. Внутри Никольской церкви сейчас.
ImageВ Успенской церкви ранее был трехъярусный золоченый иконостас, из которого наиболее выделялись образа Спасителя и Богоматери с серебряными ризами среброзлащенными венцами. Вид на Никольскую церковь из Успенской
ImageРядом с церквями кладбище. Сохранилось несколько плит. Под одной из которых погребен купец Иван Иванович Антуфьев, пожертвовавший на храм1000 рублей. Надгробие с надписью «любимой мамушке».
ImageУспенская церковь была сооружена по проекту губернского архитектора Васильева. Имя мастера расписавшего храм пока неизвестно. Живопись сейчас в плачевном состоянии и так как кровля не покрыта, в скором времени должна совсем исчезнуть.
ImageImageКолокольня – точнее то, что от нее осталось. Ранее высота колокольни с крестом была 18 сажень, на ней было 8 колоколов, самый крупный из которых весил 120 пудов (почти 2 тонны).
ImageПервые люди появились здесь много тысяч лет назад. Рядом с деревнями были найдены несколько стоянок древнего стоянок. Я сам много лет назад принимал участие в раскопках стоянки 1 тыс. до н. э. примерно в 8 км. от этой деревни. Дом со скамейкой пристанище человека современного – homo habitus - :)
ImageДеревни эти были тесно связаны с морем. Многие лодейные кормщики, а потом и капитаны крупных морских судов были родом отсюда.Родственники знаменитого Ивана Рябова, посадившего шведские корабли на мель,происходили из патракеевских семей.
Дом с лодкой под окнами явное доказательство тесной связи жителей деревни с морем. Лодок в деревне огромное количество – деревянные,металлические, карбасы, доры, казанки. Они как киты, выброшенные штормом на берег, чернеют пятнами на белом снегу.
ImageМестный магазин. Наибольшее внимание уделено алкогольной продукции.
ImageЕдинственное каменное здание в селах это школа. Еще в XIX веке здесь появилось особое учебное заведение – шкиперские курсы. Так как жители очень тесно были связаны с мореходством, то и с малых лет они получали должную выучку.
ImageДеревня стоит на р. Мудьюге, что переводится с финно-угорских наречий как «черная вода». Речка эта берет начало в Пинежских болотах, поэтому вода, действительно, темного торфянистого цвета. Мостки через «черную воду».
ImageСмеркалось. Обратно до нормальной дороги предстояло еще ехать и ехать. Ноги чуть гудели, хотелось есть, но в голове уже крутились мысли,как выкроить время, что бы вновь сюда вернуться.
Image
Спасибо за прочтение! -)
Brodyaga
ЧиполЛина Brodyaga написал 30 ноября 2011 в 23:16 [исправлен через 32 секунды]
Image
Тронуло :(
+16
Ссылка | 5 отв.
deni
Денис deni написал 30 ноября 2011 в 23:20
Brodyaga: Меня тоже всегда интересуют такие плиты.
Там по-моему написано: "последний дар дорогой жене и милой мамушке"...
+13
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Kamelopardalis
Стрыйчич Лины Kamelopardalis написал 1 декабря 2011 в 00:08
deni: Верно, это был тест на внимательность - :)
Kamelopardalis
Стрыйчич Лины Kamelopardalis написал 1 декабря 2011 в 00:20
Brodyaga: На самом деле ситуация не изменилась - сейчас пишут примерно то же
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Brodyaga
ЧиполЛина Brodyaga написал 1 декабря 2011 в 00:52
Kamelopardalis: Но не так монументально. Тем более, в те годы это было сделать технически сложнее
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Kamelopardalis
Стрыйчич Лины Kamelopardalis написал 1 декабря 2011 в 01:12
Brodyaga: Да сложнее - :) Но и мастерство у людей было и руки из нужного места росли. Некоторые старые каменные вещи видишь и диву даешься. Особенно кремневые стрелы с ретушью и т. п.
WAT
WAT написал 1 декабря 2011 в 10:19
Не промерз на велике зимой? :)
0
Ссылка | 3 отв.
Kamelopardalis
Стрыйчич Лины Kamelopardalis написал 1 декабря 2011 в 10:39
WAT: Наоборот, упарился - :) Попал удачно. До этого за день было -15, в нужный день всего - 5. А на следующий день после похода ударила оттепель + 4 и зимник умер.
+4
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
WAT
WAT написал 1 декабря 2011 в 10:56
Kamelopardalis: Ну круто, что сказать :) Помнится, пытался по снегу кататься, это оказалось несколько сложнее, чем по асфальту
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Kamelopardalis
Стрыйчич Лины Kamelopardalis написал 1 декабря 2011 в 12:45
WAT: Да, сложнее, устаешь быстрее. Скорость меньше, буксуешь, на скоростях больше 20-ти уходишь в заносы. Амортизаторы жестче становятся и никакой прелоад не помогает. Короче "табуретка", но весело и быстрее чем на лыжах
Только жители сайта могут оставлять комментарии.