Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТуризм
kerrang
написал 3 апреля 2013 в 23:35 [изменен через 11 часов] [ Назад ]

Индустриальный Ростов и область. Часть первая

Описание первого дня поездки по предприятиям, знакомство с организацией, группой людей участвующих в экскурсии, программой поездки, комментарии участников и директоров предприятий. В первой части обзора нас ждёт полный рассказ о таком великом предприятии как Новочеркасский Электровозостроительный завод. Это и многое другое внутри:

Image
В этой серии блогов я бы хотел поделиться с вами своим путешествием по заводам Ростова и области, в числе которых будут НЭВЗ, РСМ и многие другие. Так как посты про каждый слишком огромны, буду писать их по частям. Приятного просмотра

Image
Что же такое индустриальный туризм и проект "Экспедиции по индустриальной России" ?
Если брать понятие индустриальный туризм, то это: — исследование территорий, зданий и инженерных сооружений производственного или специального назначения, а также любых оставленных (заброшенных) сооружений, с целью получения психического и эстетического удовольствия или удовлетворения исследовательского интереса.

На практике же это был скорее промышленный туризм, наверно поэтому я так хотел поучаствовать в нём, так как я уже более трёх лет изучаю оставленные или брошенные сооружения и хотелось бы наконец-то побывать на ещё "целом" и рабочем заводе, что мне и предоставила данная организация.

Мне сразу же понравилась суть проекта - так как в наше время бесплатных и интересных мероприятий почти не проводится, а уж тем более для молодёжи нашей страны. Сама организация экспедиций по индустриальной России появилась совсем недавно и уже провела много экскурсий в других регионах нашей необъятной страны. И вот, наконец, они добрались и до Ростовской области, что не может не радовать, ведь у нас действительно есть на что посмотреть - сама поездка показала это не только участникам проекта, но и организаторам, а также журналистам присутствующим на всех заводах Ростова и области.

Мне очень обидно, когда наши вековые заводы, заводы которыми гордилась вся страна, если не весь мир, теперь в увядшем состоянии. А предприятия иностранных инвесторов и владельцев - процветают. Так узнаем же, как дела обстоят в нашем городе и области.

примерно такую картину я наблюдал три года, на более чем 200 объектах Ростова и области:

Image
Дело было вечером, делать было нечего - никак иначе мой очередной вечер не назовёшь... как неожиданно появляется реклама о том, что некая организация называемая "Индустриальным туризмом России" собирает экспедицию по Ростову и области, в которой будут затронуты самые крупные и значимые предприятия нашей области. Не надеясь на то, что попаду в список, так как отбиралось всего 21 человек, а заявок поступило в десять раз больше, я решил прикрепить к резюме то, что интересуюсь индустриальным туризмом и поддерживаю это блогом и группой на данную тематику. На что через несколько дней я получил согласие взять меня в число участников! Радость конечно была неимоверная, особенно зная то, что в список заводов и предприятий попадут такие великаны как "Ростсельмаш" и многие другие.

Прочитав правила, я увидел, что проезд и питание включены в оплату самого проекта, и от самих участников собственно ничего не требовалось. Я был сильно удивлён и сразу же появилась мысль "бесплатный сыр только в мышеловке" особенно если это в России.

Image
Правдивая картинка или нет, мне предоставилось проверить лично на себе.

Программа экспедиции была предоставлена ещё заранее, но в день выезда нам выдали новые листики с перечнем предприятий. Оказалось, что некоторые предприятия отказались принимать нас, некоторые же были в стадии "быть или не быть". В итоге из всех посещённых предприятий больше половины были внеплановые, если их можно так назвать. Но не беда, замены подействовали как никогда кстати и внесли много хорошего и позитивного, так как заместо какого-нибудь небольшого малоинтересного предприятия, нам предоставлялось посетить большой завод - не правда ли это было куда лучше?

Поездка в Новочеркасский электровозостроительный завод или возвращение в СССР

Image
ООО «Производственная компания „Новочерка́сский электровозострои́тельный завод“» (НЭВЗ) — завод, выпускавший в СССР и выпускающий в России магистральные грузовые и пассажирские электровозы. Созданные на НЭВЗе локомотивы водят составы, перевозящие 80 % всех грузов на электрифицированных железных дорогах России и стран ближнего зарубежья. С поточных линий завода сошло более 15000 локомотивов более чем 40 типов. Завод расположен в городе Новочеркасске Ростовской области. История завода берет начало с 8 февраля 1932 года, когда постановлением Правительства было утверждено место стройки. Через 4 года – 27 апреля 1936 г. была выпущена первая продукция - узкоколейный паровоз 0-4-0 серии 159.

Первоначально электровозы в СССР небольшими партиями выпускались московским электромашиностроительным заводом «Динамо», в сотрудничестве с Коломенским паровозостроительным заводом. Однако подлинное развитие отечественное электровозостроение получило после организации в 1946 выпуска электровозов в Новочеркасске. Именно Новочеркасский электровозостроительный завод стал со временем самым мощным в мире заводом по выпуску электровозов. Новочеркасский завод строился как паровозостроительный. Начата стройка была 8 ноября 1932 в 10 км от Новочеркасска, вблизи хутора Яново. В самом начале строительства воздвигается деревянная арка с надписью «Паровозострой». С большими трудностями начиналась эта огромная стройка в голой степи. Не было жилья для рабочих, транспорта, не хватало рабочей силы. Но несмотря на трудности, «Паровозострой» превращается в одну из крупнейших строек не только на Дону, но и по всей России.

В 1934 в степи выросли два первых пятиэтажных дома. Было положено начало новому посёлку паровозостроителей, впоследствии получившему название Соцгород. Завод строился быстрыми темпами. С 1932 по 1936 были построены: инструментальный корпус, модельный цех, часть литейного корпуса и кузнечного цеха, главный корпус и другие объекты. В годы войны завод был эвакуирован на Урал, в город Воткинск, и там выпускал самолёты, артиллерийские орудия, ремонтировал танки. Немецкие оккупанты полностью разрушили завод.

История завода за 1940—1950 года.

После освобождения Новочеркасска в 1943 начались восстановительные работы. 6 ноября 1945 постановлением Совета Народных Комиссаров СССР завод был передан Министерству электротехнической промышленности СССР для организации производства отечественных электровозов. Завод начал свою деятельность с выпуска шестиосных электровозов постоянного тока ВЛ22м. Первые электровозы были собраны из заделов подготовленных в Коломне и Москве. Первый электровоз был выпущен 7 марта 1947, с 1948 завод приступил к серийному производству. Наряду с выпуском магистральных электровозов, завод в течение 1952—1956 изготовил несколько сот промышленных электровозов, в том числе и на экспорт (в Индию, Болгарию, Корею и другие страны). Используя опыт, полученный при постройке и эксплуатации электровозов НО, в 1957 году создан принципиально новый электровоз Н60, впоследствии получивший обозначение серии ВЛ60.

В 1958 при НЭВЗе создаётся Научно-исследовательский институт электровозостроения, позднее реорганизованный во Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт электровозостроения (ВЭлНИИ). С этого момента создание новых конструкций электровозов и освоение их производства осуществляется в тесном взаимодействии НЭВЗа и ВЭлНИИ.

главная проходная завода, 1973 год:


Image
1960—1990е.

В период с 1961 по 1975 НЭВЗом совместно с ВЭлНИИ разработаны конструкции и освоено производство нескольких новых типов магистральных электровозов: шестиосные ВЛ60к с пассажирской модификацией ВЛ60пк, восьмиосные ВЛ80к, ВЛ80т, ВЛ80р. Для осуществления перевозок на участках стыкования постоянного и переменного тока выпускается партия электровозов ВЛ82 и ВЛ82м.

1—2 июня 1962 года рабочие завода приняли участие в забастовке по поводу снижения зарплаты. Это вылилось в так называемый Новочеркасский расстрел. Не буду описывать его подробно, кому интересно можете поискать на просторах интернета.

Image
По состоянию на 1984 год завод имел свою медсанчасть, несколько здравпунктов, 12 детских учреждений, девять столовых, пять кафе, двадцать семь буфетов, Дворец Культуры, кинотеатр, техническую и художественную библиотеку, 3 спортзала, стадион. С 1978 с целью резкого увеличения количества выпускаемых электровозов на заводе проводилась реконструкция. Главная цель реконструкции — выпуск, начиная с 1985 по 470 электровозов ежегодно. При второй очереди реконструкции намечалось построить при заводе обкаточное кольцо, протяжённостью 30 км, а также развить производство электромашин и колёсных пар.

Завод награждён орденом Ленина. В 1995 году завод прошёл процесс приватизации и получил название Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение «Новочеркасский электровозостроительный завод». Завод потерял заказы и практически обанкротился, развалился СССР...

С 2008 года на НЭВЗе возобновлено производство магистральных грузовых электровозов постоянного тока — освоено производство локомотивов 2ЭС4К «Дончак». В 2007 году предприятие получило сертификат на бустерную секцию для «Ермака», и односекционного варианта этого электровоза — Э5К. Ведутся работы по созданию семейства российских локомотивов пятого поколения. Головной разработкой является двухсистемный пассажирский электровоз ЭП20.

Тем кто не поленился прочесть хотя бы половину текста об истории завода, может сразу понять - завод с огромнейшей и великой историей, завод которым нужно гордиться!

Поездка.

В наши планы входило 3 предприятия одного из самых красивых городов, которых я видел когда-либо, город Новочеркасск. Собравшись мы выдвинулись в путь дорогу. Спустя некоторое время мы проезжаем табличку с надписью НЭВЗ. Сразу же как говориться "потекли слюни' и мы не могли дождаться когда уже подьедем к заводу:

Image
После краткой инструкции безопасности, среди которой было "не совать пальцы в станки, розетки и тд" был пункт "Запрещена любая видео\фото съёмка", что сильно огорчило меня, но как оказывается слишком рано я расстроился. Пока экскурсовод рассказывал что-то об истории завода, что в принципе тоже самое, что я описал выше, я занимался рассматриванием и фотографированием территории за КПП, где успел запечатлеть парочку интересных картинок.

большая площадка за главной проходной, справа был памятник Ленину, слева стенд "наши показатели:

Image
Данный стенд удивил меня не только показателями, но и вообще смыслом его существования - неужели и правда меняют показатели каждый день, как это было в советское время?

Image
Пока нас вели в цеха, которые доступны для экскурсий, я заметил одну интересную вещь - почти вся территория утопала в зелени - насаждения берёзок и других деревьев, ровная зелёная травка... По мере прохождения территории, я даже не заметил никакого мусора. Если бы не гул завода и огромные цеха, первое, что я бы подумал - мы в каком-либо заповеднике:

Image
После этого была часовая экскурсия, где нас водили по цехам завода. В процессе прогулки по цехам экскурсовод постоянно что-то рассказывал, но его к сожалению было не слышно. Жалко, что не продумали систему как на заводе Кока-Кола, о чём я напишу чуть позже.

одна из подпольных фотографий:

Image
Из-за всего этого я решил изучать завод самостоятельно, обращая большее внимание не на экскурсовода и его рассказы, а на рабочих и само предприятие. Первое же, что действительно радовало: все цеха были громадные, но при этом каждое рабочее место было чистым и убранным. Каждый рабочий делал свою работу. Завод можно было сравнить с огромным ульем, где каждая пчела делает свою работу чётко, быстро и качественно.

внутри цехов:

Image
Image
Отдельное слово надо сказать про количество рабочих мест, которых на заводе более 11 тысяч, что не может не радовать.

Понравился один рассказ экскурсовода, который я всё таки смог услышать: в 90-х завод переживал не лучшие времена за всю свою историю - иногда за год выпуская всего по 3-4 машины. Китайцы в свое время купили как раз эти 3 или 4 электровоза, чем, может быть, спасли завод от краха. Но у себя они их разобрали и слепили свою модель, больше не закупая продукцию нашего завода.

Как я уже говорил раньше, на предприятии работает более 11 тысяч человек, при этом молодого поколения около 30% (от 18 до 30 лет), работает здесь и большое количество женского пола, которое составляет около 25-30% от общего количества рабочих. Ну и конечно как же без старожил, которые работают с детства и чей совет всегда будет на вес золото(фото не мои):

Image
сердце НЭВЗа:

Image
Электровозы - очень сложные механизмы. Причем на заводе работают как ультрасовременные машины, так и, например, фрезеровщики 1970х годов. Хотя завод активно модернизируется.

лазерная резка:

Image
один из фрезеровщиков завода:

Image
небольшая "шестерёнка":

Image
Очень строго здесь со средствами индивидуальной защиты. Как результат - отсутствие серьезных травм на производстве за прошлый год. Но к сожалению не всегда всё происходит без происшествий...

Image
Сегодня на НЭВЗе реализуются программы по модернизации потенциально опасных производственных процессов. Например, в сталелитейном цехе внедряется технология "Факсон". Она позволит практически исключить токсические выбросы загрязняющих веществ и значительно уменьшить количество образующих отходов. Планируется установка и запуск двух пылеулавливающих установок на выбивные решетки на формировочном участке. Эффективнсть очистки воздуха составляет, по данным самой компании, от 95 до 98%. Несмотря на быстрорастущую автоматизацию процессов, некоторые работы (например, сборка роторов) делается вручную специалистом. У каждого из них сегодня есть один или несколько молодых учеников:

Image
прекрасный пол за работой:

Image
Основной покупатель электровозов НЭВЗа – «Российские железные дороги», хотя среди клиентов есть уже и российские частные компании, и даже зарубежные партнеры. Среди последних пока, правда, только украинцы (хотя машины НЭВЗа эксплуатируются сегодня в странах СНГ, Польше и некоторых других странах). Как говорят в компании, уже в ближайшем будущем ситуация может измениться - переговоры с зарубежными партнерами ведутся. Тот же ЭП20 - совместное детище НЭВЗа и Франции. ЭП20 является основой для базовой платформы локомотивов, на основе которой будет создано семейство пассажирских и грузовых электровозов различных типов. Концепция базовой платформы локомотивов нового поколения позволит довести унификацию узлов и систем будущих пассажирских электровозов новой серии ЭП2 и ЭП3 до 85%, а грузовых электровозов 2ЭС4, 2ЭС5 — до 70–75%. Высокое качество российской техники сыграло с заводом злую шутку – в Финляндии, например, до сих пор работают электровозы, проданные туда СССР еще в 1970-х годах. Конечно, они покупают какие-то запчасти, но в целом их устраивает то, что сохранилось. Работают, кто ж будет от них отказываться.

Что тут сказать - не умели у нас делать технику, чтобы она ломалась через год после истечения гарантийного срока. Вместо этого делали на совесть, кажется, делают так и по сей день:

Image
На этом посещение завода подошло к концу, но нас ждали ещё приятные сюрпризы - посещение музея НЭВЗа в местном ДК, так же заводская столовая и многое другое. А пока на этом прервёмся до следующей части:

Image

На этом пока всё, спасибо за внимание.
Закрыт
trashed25
Виртуал Алкоеда trashed25 написал 3 апреля 2013 в 23:38
тебе нужна плашка "краевед урбантрипа" :)
0
Ссылка | 1 отв.
kerrang
kerrang написал 3 апреля 2013 в 23:53
alQaeda: до него ещё ой как далеко :)
elhacedor
Андрей elhacedor написал 1 мая 2013 в 12:55
Image

Это токарь, и станок токарный, вероятно рязанская трехсотка универсальная, старых годов выпуска. :)
Только жители сайта могут оставлять комментарии.