Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
Pashkin
Пашка Лабутин написал 15 сентября 2013 в 13:59 [изменен через 21 минуту] [ Назад ]

Тотьма и окрестности (часть 1-ая - восстановленная)

Сегодня я поделюсь с вами впечатлениями от недавней поездки по Вологодчине, ключевым этапом которой было посещение городка Тотьма с его уникальной архитектурой.
Image
Основанный в 1137 году на берегу реки Сухона в 200-х верстах от Вологды город Тотьма, достиг наибольшего расцвета в XVII - XVIII веках и прославился прежде всего своими мореходами, которые внесли ощутимый вклад в освоение "Русской Америки". Тотемскими купцами была вывезена пятая часть всей пушнины, добытой на Американском континенте в течение полувека. Столь прибыльное занятие позволило местным купцам во второй половине XVIII века выстроить богатые храмы в совершенно избыточном для небольшого города количестве. Напоминающие силуэты парусных кораблей тотемские храмы выполнены преимущественно в стиле барокко, причем настолько своеобразном и уникальном, что была выделена отдельная ветвь провинциального зодчества - "тотемское барокко" с его изюминкой - орнаментальным декором фасадов - картушами, или, как их называли в XVIII веке, «клеймами».

Поставленные в наиболее выигрышных для обзора точках города эти стройные и нарядные здания превращают Тотьму в настоящую сокровищницу провинциального зодчества XVIII века.
ImageНа приведенном выше фото начала XX века запечатлены расположенные в центральной части города комплексы храмов Входа Господня в Иерусалим и Иоанна Предтечи (слева) и Рождества Христова с отдельностоящей колокольней (справа), причем последняя до наших дней не сохранилась.
Однако, обо всем по-порядку: Христорождественская церковь построена в два этапа. В 1746 - 1748 годах возведен нижний, теплый храм, освященный в честь Рождества Христова, а в 1786 - 1793 годах - верхний, холодный, освященный во имя святителя Николая Чудотворца.ImageНижний вытянутый в продольном направлении храм включает традиционно пятигранный алтарь, собственно храм и более широкую трапезную с папертью, декор которых сочетает в себе скромные барочные формы с древнерусскими.

ImageВерхний храм представляет собой высокий двусветный четверик, к которому примыкают пятигранный алтарь с востока и короткая трапезная с крыльцом с запада. Грушевидная купольная кровля четверика увенчана малым световым восьмериком, несущим еще два последовательно уменьшающихся стройных восьмигранника с главкой.
ImageВход в верхний храм выполнен в виде двухъярусного восьмигранного крыльца с крытой лестницей-всходом в два марша.
ImageНарастающая вертикальная устремленность храма прослеживается и в рисунке пышных картушей: под нижними окнами они еще растянуты в ширину, между ярусами - равнонаправленные звездчатые и смотрящие ввысь над верхними окнами.
ImageХристорождественский храм после восстановления передан РПЦ и ныне является действующим, мы же перейдем к следующему, наиболее эффектному из местных храмов - Входоиерусалимскому.
Примечателен он тем, что сооружен целиком в период расцвета тотемского барокко на средства братьев Пановых, основателей крупнейшей в то время компании по освоению «Русской Америки» в 1774—1794 годах.
ImageВпечатляюще устремленное вверх монументальное здание представляет собой пятиглавый храм в два этажа с пятигранной алтарной частью, короткой трапезной с притвором и колокольней. Нижний теплый храм был освящен в честь Входа Господня в Иерусалим, холодный верхний - во имя Николая Чудотворца.
ImageОсновной кубический объем с тремя рядами высоких окон свободно взмывает вверх. Венчают его высокая кровля и пять изящных глав на стройных двухъярусных восьмериках, центральный из которых является более крупным и световым.
Вертикальная устремленность храма наиболее заметна с востока, где пониженный двухъярусный алтарь, также завершенный главкой с граненым барабанчиком, как бы начинает общее вертикальное движение, передавая его собственно храму.
ImageВысокая трапезная во втором этаже имеет дополнительный ряд окон верхнего света вычурной барочной формы. С запада к ней примыкает колокольня с крыльцом, два четверика которой венчает массивный и глухой восьмерик, к настоящему времени потерявший свое прежнее завершение.
ImageНе обойдем вниманием роскошные картуши.
ImageВ советское время в храме располагался винзавод, а колокольня была лишена своего верхнего яруса.
ImageНыне в здании расположен музей мореходов, а на колокольне открыта смотровая площадка, с который открывается вид на соседнюю Христорождественскую церковь...
Image...и окрестности, панорамы которых в нашем случае не очень удались по причине пасмурной погоды.
ImageТем не менее, на вышеприведенном панорамном фото виднеются следующие образцы тотемского барокко: Успенская (слева) и Троицкая (справа).
К ним-то мы и направимся: церковь Троицы в Зеленой Рыбачьей слободе выстроена на берегу Сухоны в месте впадения в нее речки Песья Деньга, эффектно возвышаясь над поймой последней.
ImageПостроена на средства купца Черепанова также в два этапа: в 1768—1772 годах была возведена нижняя церковь, а в 1780—1788 годах над ней надстроена верхняя. В нижнем теплом храме было престола: в честь Благовещения и иконы Казанской Божией Матери. В верхнем, холодном - один во имя Животворящей Троицы.
ImageВ архитектурном плане это все та же трехчастная двухэтажная постройка с завершенным пятиглавием двусветным четвериком к которому примыкают пятигранный алтарь и прямоугольная трапезная. Индивидуальной ее особенностью является двухапсидный алтарь нижнего храма. Необычен и примыкающий с запада к трапезной притвор с лестницей на второй этаж, суженный ярус которого был частью не сохранившейся колокольни.
ImageПервоначальный вид храма с колокольней можно увидеть на архивной фотографии в музее мореходов.
ImageОставим доминирующий в западной части вытянутой вдоль Сухоны нынешней панорамы Тотьмы Троицкий храм и проследуем к восточной доминанте - Успенской церкви.
ImageУспенская церковь была сооружена в 1749—1755 годах, а в 1790-х годах приступили к сооружению колокольни. Однако в 1800 году церковь почти целиком разобрали и на ее месте начали возводить новый, двухэтажный храм, завершить который не удалось: в течение 1800—1808 годов достроили колокольню и возвели нижний храм, а вместо верхнего над ним поставили деревянное перекрытие.
ImageВысоченная колокольня особенно выигрывает в сравнении с небольшим и низким храмом. В наружном декоре колокольни сочетаются классические детали с местным барочным декором конца XVIII века, тогда как чисто классицитский декор основного объема прост и довольно зауряден.
ImageНыне в храме располагается музей церковной старины, а на колокольне, по аналогии с Входоиерусалимской церковью - смотровая площадка.
Любопытно сравнить один и тот же вид в начале века XX-ого, когда в городе было 17 каменных храмов:
ImageИ в веке нашем, XXI-ом - количество храмов, как нетрудно заметить, существенно поубавилось (до 5-ти штук).
ImageС колокольни открываются виды на берега Сухоны, в солнечный день скорее всего довольно выразительные - вид на восток.
ImageИ на запад с уже знакомой нам Троицкой церковью.
ImageА где-то внизу находится пологая полусфера деревянного купола основного объема.
ImageНа этом наша прогулка по Тотьме заканчивается - впереди окрестности!

P.S. В описательной части использованы материалы из книг:
1. Д.А. Григоров "Тотьма и ее окрестности"
2. Г.Н. Бочаров, В.П. Выголов "Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма"

Спасибо за внимание!
deni
Денис deni написал 15 сентября 2013 в 22:36
Действительно удивительные и по-своему уникальные храмы там! И изящные и монументальные одновременно!
Мы туда обязательно заедем, когда в Великий Устюг поедем!
+3
Ссылка | 1 отв.
Pashkin
Пашка Лабутин Pashkin написал 15 сентября 2013 в 22:43
deni: Аха-ха, а говорил далеко, далеко :)
Сам маршрутец в гости к Деду Морозу намечаю :)
Blackadder
Edmund Blackadder Blackadder написал 5 октября 2013 в 02:36
Не припомню видел ли видел более красивый храм чем Входоиерусалимский!
Отчет - 5+.
+3
Ссылка | 7 отв.
Pashkin
Пашка Лабутин Pashkin написал 5 октября 2013 в 09:42
Blackadder: Благодарю за положительную оценку, Александр!
Местным зодчим удалось заставить монументальные сооружения буквально воспарить в воздух - несмотря на немалые размеры тамошние храмы совершенно не выглядят массивными.
Ну а Входоиерусалимский храм - признанный венец местного зодчества :)
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Blackadder
Edmund Blackadder Blackadder написал 5 октября 2013 в 14:03
Pashkin: Я что-то не разберу, какого цвета у него купола. Темно-синие?
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Pashkin
Пашка Лабутин Pashkin написал 5 октября 2013 в 15:18
Blackadder: Черные скорее. Синева появилась, когда я в ФШ цветов небу добавллял.
Image
Pashkin
Пашка Лабутин Pashkin написал 5 октября 2013 в 20:14
Blackadder: Пожалуй все же есть еще, как минимум, один более роскошный храм - в подмосковных Дубровицах.
ImageВот тут подробнее: pav-leg.livejournal.com/6274.html
0
Ссылка |  ↑ | 3 отв.
Blackadder
Edmund Blackadder Blackadder написал 6 октября 2013 в 02:58 [исправлен через 6 минут]
Pashkin: Ничего себе! О_о Красота-то какая! А какой это стиль? Жаль нет подробных снимков этих архитектурных роскошеств.
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Pashkin
Пашка Лабутин Pashkin написал 6 октября 2013 в 20:08
Blackadder: Есть ещё ссылочка на интерактивную интерьерную панораму: www.360cities.net/image/russia-dubrovitsy-church-2010#0.00,-90.00,70.0
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Blackadder
Edmund Blackadder Blackadder написал 7 октября 2013 в 00:17
Pashkin: Спасибо!
Blackadder
Edmund Blackadder Blackadder написал 5 октября 2013 в 15:28
Интересно. Никогда не сталкивался с черными куполами православных храмов. А что символизирует этот цвет в данном случае?
0
Ссылка | 2 отв.
Pashkin
Пашка Лабутин Pashkin написал 5 октября 2013 в 20:23
Blackadder: Так, вообще - монашеский цвет, однако по-моему это все условности, тем более здесь мы видим не купола, а главки.
Развернутую дискуссию по данной теме вот тут можно почитать: sobory.ru/forum3/viewtopic.php?f=5&t=83
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Blackadder
Edmund Blackadder Blackadder написал 6 октября 2013 в 02:58
Pashkin: За ссылки спасибо!
Только жители сайта могут оставлять комментарии.