Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
DinoLippi
Dino Lippi написал 13 января 2014 в 15:36 [изменен через 5 минут] [ Назад ]

Музей трамваев в Порту

Если бы кому-нибудь взбрело в голову поделить виды транспорта на профанические и сакральные, то трамвай, несомненно, числился бы по второму ведомству.
Статья в одном умном журнале


Image
Поскольку я неравнодушен к общественному транспорту и очень люблю технические музеи, я никак не мог, будучи в прекрасном городе Порту, не сходить в местный музей трамваев. Поскольку здесь, я точно знаю, есть люди, которые тоже любят транспорт (например, shem8 :), спешу поделиться с общественностью снимками из просторного старого депо.





Конка, прародитель современного трамвая, впервые появилась в США в 1820–30-е годы. В Порту такие вагоны производства английской The Starbuck Car and Wagon Company появились в 1872 году. 12-местный вагон приводился в движение лошадьми, а позже, с появлением электрического трамвая, использовался в качестве прицепа.
Image
Этот трамвай изначально тоже был конным, но в 1895 году был модернизирован и получил два двигателя General Electric мощностью 55 л.с. и контроллер Siemens-Schukert.
Image
Практически тоже самое сообщается о вагоне №104 — изначально будучи конкой, в 1895 году этот трамвай получил два мотора и перешёл на электрическую тягу. Сам экспонат не оригинальный, это репликар 1997 года.
Image
Ещё одна «реплика» — вагон №100, он построен в 1995 году и является копией открытого летнего вагона производства американской компании John George Brill Company, Ltd., сгоревшего в депо в феврале 1928 года.
Image
Вагон №163, американский двухосный трамвай John George Brill Company, Ltd., восстановлен в мастерских в 1992-93 годах
Image
Этот трамвай получил прозвище «британский», поскольку производился британской компанией «United Electric Car Company». В Порту он появился в 1909 году, а в 1925 году был сильно изменён. «Гребёнка» в передней части вагона предназначена для спасения зазевашихся прохожих от попадания под колёса (в рабочем положении она откинута вперёд).
Image
Один из двенадцати трамваев, построенных в мастерских Трамвайной Компании Порту в 1927-1928 годах. Эти вагоны, имевшие номера 250 – 261, называли «итальянскими», потому что впоследствии их оснастили моторами итальянской фирмы Compagnia Generale de Electtricitá.
Image
«Бельгийскими» прозвали вагоны, закупленные в 1928 году у фирмы Societe des Ateliers de Construction de Etablissements Familiereux на смену трамваям, сгоревшим во время вышеупомянутого пожара в депо. Вагоны бельгийского производства имели четыре оси и два двигателя The British Thomson Houston мощностью 89 л.с.
Image
«Погоняло» этого трамвая — «курящий». Четыре таких вагона построили в Порту в 1930 году, и изначально они оснащались подъемными окнами, которые в хорошую погоду можно было снять совсем. В «безоконной» конфигурации пассажирам разрешалось курить — отсюда и прозвище.
Image
Всё то же самое можно сказать и про трамвай №315 — шестнадцать таких вагонов в 1929-30 годах построила Трамвайная Компания Порту, и в них тоже разрешалось курить.
Image
Прицепной вагон, построенный в Порту в 1934 году и прослужвший до 1966 года.
Image
В Порту до сих пор сохранились три ветки исторического трамвая. Здесь это один из аттракционов для туристов, но и местное население использует его в качестве транспорта. Вот на таком CCFP Brill-28 я приехал прямо к музею, пересев на него с суперсовременного Bombardier Eurotram:
Image
В городе используется порядка десятка таких вагонов производства Companhia Carris de Ferro do Porto, годы выпуска их варьируются от 1910 до 1945.
Image
Image
Такие вагоны выпускала по лицензии фирмы Brill местная мастерская STCP с 1947 по 1949 годы. Всего выпустили 24 таких четырёхосных вагона, оборудованных всё теми же моторами General Electric мощностью 55 л.с. За модерновый вид в народе такой трамвай прозвали, кхм, pipis — этим прекрасно звучащим для нашего с вами уха словечком в то время обозначали людей щеголеватых, элегантных.
Image
Прицепной двухосный вагон той же серии, впрочем, в качестве прицепа его использовали совсем недолго и вскоре поставили на самостоятельный ход. Прицепов таких выпустили всего две штуки. В 1990 году прицепу вернули первозданный вид.
Image
Этот вагон существует (и всегда существовал) в единственном экземпляре и стал последним трамваем, произведённым в Порту. Этот опытный образец 1951 года выпуска, прототип серийной модели, которая так и не была выпущена, для своего времени стал настоящим технологическим прорывом: автоматические двери, электрический звонок, сиденье водителя (раньше он всегда стоял), современный дизайн.
Image
Трамваи возили не только пассажиров. Например, этот грузовой трамвай 1915 года постройки доставлял уголь с шахт Сан Педро да Кова в пригород Порту, на теплоэлектростанцию Массарелос. В дождливую погоду вагоновожатый надевал пальто, широкополую шляпу, резиновые сапоги и перчатки для защиты от поражения током — кабина-то открытая. Строили такие трамваи в мастерских Каррис де Ферро-ду-Порту, всего их было выпущено 15 штук. Кроме угля, они перевозили и обычные товары, а также использовались для доставки материалов для ремонта путей.
Image
А на этом прицепе перевозили рыбу. В рыбацкой деревне Матошиньос жены рыбаков ставили в его кузов корзины с уловом, а сами садились в вагон, который тащил платформу за собой, и отправлялись на городской рынок. Прицеп мог взять на борт до четырёх тонн груза.
Image
Вагон-вышка с платформой, поднимаемой вручную на высоту до пяти с лишним метров. В базе вагона располагается небольшая мастерская, в которой было всё необходимое для ремонта контактной сети. Вагон выпущен в 1932 году в мастерской Трамвайной Компании Порту, имел два мотора General Electric мощностью 70 л.с.
Image
Но чинить контактную сеть или поломавшийся трамвай, всё же, сподручнее с помощью автомобиля. Например, одного из Hansa-Lloyd, купленных в Германии в 1929 году. Машина с 3,9-литровым двигателем оборудована вышкой-подъёмником и пятиместной кабиной.
Image
Троллейбусное движение в Порту просуществовало меньше сорока лет, с 1959 по 1997 годы. В музее выставлен единственный троллейбус модели BUT/UTIC 1963 года выпуска. Жаль, что не экспонируют одну из нескольких десятков ходивших по городу двухэтажных Lancia.
Image
На диджестив — старая фотография юных португальских зацеперов:
Image
Только жители сайта могут оставлять комментарии.