Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
Antares
написал 28 января 2015 в 08:29 [ Назад ]

Лучший железнодорожный музей России

Центральный музей железнодорожного транспорта — один из старейших в мире технических музеев. Он был основан в 1813 году как «особый зал» для хранения моделей при Институте корпуса инженеров путей сообщения. Активное пополнение коллекции началось вместе с развитием железнодорожного транспорта в Западной Европе и Америке. В 1859 году был издан специальный указ, согласно которому все учреждения, занимающиеся строительством в России, обязаны были присылать в институт модели и чертежи построенных сооружений: транспортных объектов, мостов, административных зданий, памятников и соборов. В 1862 году музей открылся для публики. В 1901-1902 годах для него было построено новое здание в Юсуповском саду. Музей пережил революцию, но чуть не погиб от бесхозяйственности в начале 1930-х годов. Во время войны его коллекции эвакуировались в Новосибирск.
В настоящее время в фондах музея более 60 тысяч единиц хранения: альбомы, чертежи, фотографии, книги, более 300 моделей локомотивов и вагонов. 11 залов залов насыщены статическими и динамическими моделями и макетами. Несмотря на это, музей остаётся малоизвестным, лишь немногие приезжающие в Петербург туристы знают о его существовании.
Image

1. На парадной лестнице посетителей встречает огромная карта железных дорог СССР.
Image
2. Под ней находятся компактные диорамы, показывающие эволюцию пассажирских и грузовых станций.
Image
3.
Image
4.
Image
5.
Image
6. Первый зал посвящён зарождению железных дорог в мире и в Российской империи. В центре — бюст Франца Герстнера, построившего Царскосельскую железную дорогу.
Image
7. В зале представлены макеты первых паровозов Царскосельской железной дороги.
Image
8. Первые отечественные железнодорожные билеты.
Image
9. Телеграфная линия Николаевской железной дороги.
Image
10. Второй зал посвящён мостостроению.
Image
11. Здесь представлены макеты самых различных мостовых сооружений.
Image
12. Действующая модель подъёмного Волховского моста.
Image
13. Модель Краснолужского моста на МОЖД.
Image
14. Сейчас этот мост перенесён на новое место и превращён в пешеходный.
Image
15. Срез лиственницы, спиленной при прокладке Транссиба.
Image
16. В третьем зале можно увидеть макеты вагонов и паровозов царских времён, а также подлинные образцы первых в России аппаратов связи.
Image
17. Макет водонапорной башни на гиперболоидном основании.
Image
18. Первая, механическая автоматизация стрелок и семафоров.
Image
19. Модели выполнены в разных масштабах и их разных материалов.
Image
20. Паровоз типа 1-2-0, строившийся на Коломенском заводе в конце XIX века.
Image
21. Макет паровоза «С» выпуска 1911 года.
Image
22. Товарный паровоз типа 0-3-0+0-3-0 марки ФН (Ферли). Они строились в 1879 году заводом Зигля в Вене.
Image
23. Разрез товарного паровоза, выполненный в московских мастерских Московско-Брестской железной дороги.
Image
24. Уникальная, полностью деревянная модель.
Image
25. Это пассажирский паровоз типа 1-2-0.
Image
26. Модель сделана великолепно!
Image
27. Макеты пассажирских вагонов Транссибирского экспресса.
Image
28. Купейный вагон.
Image
29. Вагон-ресторан (точнее, вагон-салон).
Image
30. Пригородный поезд. В таких вагонах не было системы отопления. Пассажирам либо выдавали покрывала, либо под сиденье клали горячие кирпичи, которые после остывания можно было заменить, но уже за дополнительную плату.
Image
31. Вагон третьего класса, с деревянными полками. Интересно, что верхние полки раскладывались и соединялись в одну. На них переселенцы забирались втроём-вчетвером и лежали вместе с перевозимой домашней скотиной. Так было теплее.
Image
32. Что-то похожее было и в вагоне 3-го класса Северо-Кавказских железных дорог в 1890-1900 годы.
Image
33. Двухосный вагон для перевозки живой рыбы.
Image
34. Несколько аппаратов связи и автоматики.
Image
35. Буквопечатающий телеграфный аппарат Юза с гиревым приводом фирмы «Сименс и Гальске», Петербург, 1870-1880-е годы.
Image
36. Несколько экспонатов родом из XX века.
Image
37.
Image
38. Небольшой зал № 5 посвящён войне.
Image
39. Немецкий путеразрушитель системы «крюк». За время войны было разрушено 65 тысяч километров железнодорожных путей, более 13 тысяч искусственных сооружений, более 4 тысяч станций. Новые линии прокладывали со скоростью 16 км за день. Восстановлено было 115 тысяч километров железных дорог (некоторые дороги восстанавливались по два-три раза).
Image
40. Шестой зал посвящён строительству железных дорог и путевым строительным машинам.
Image
41. Типы железнодорожных насыпей и выемок.
Image
42. Фрагменты полотна, демонстрирующие крепёж рельсов и конструкцию стыков.
Image
43. Меня всегда завораживал вид таких пересечений. Как будто пути собраны в букет.
Image
44. Старинные приспособления, которыми путейцы проверяли рельсы. Профилограф.
Image
45. Катучий шаблон для измерения ширины колеи и возвышения рельса.
Image
46. Виды столбиков и указателей.
Image
47. Экспозиция зала в основном создавалась в 1960-1970-е годы, поэтому одну из стен занимает плакат с изображением БАМа.
Image
48. Модель путеукладочного крана УК25/21 системы В.И. Платонова.
Image
49. Сколько труда вложено в создание этих макетов!
Image
50. Многое из этого сделано руками студентов-инженеров.
Image
51.
Image
52.
Image
53. Макет балластировочной машины Б-5.
Image
54. Машина была отмечена 1-й премией Гран-при на Всемирной выставке в Париже.
Image
55. Она создана в 1938 году конструкторами В.А. Алёшиным, Ф.Д. Барыкиным и П.Г. Белогорцевым.
Image
56.
Image
57.
Image
58. Модель путевой самоходной рельсосварочной машины ПРСМ-3.
Image
59. Электрический роторный снегоочиститель ЭСО-3 (БРС).
Image
60. В зале № 8 представлена обширная коллекция моделей вагонов.
Image
61. Восьмиосная цистерна модели 15-880 для перевозки светлых нефтепродуктов (бензина и пр.).
Image
62. Вагон-ледник.
Image
63. Рефрижератор.
Image
64. Двадцатиосный (!) транспортёр.
Image
65. На стенах залов висят тематические картины.
Image
66. Модель, демонстрирующая принцип работы движителя паровоза Л.
Image
67. Гордость музея — коллекция локомотивов в зале № 7.
Image
68. Здесь представлены модели наиболее распространенных и интересных локомотивов.
Image
69. Двухсекционный грузовой тепловоз серии 2ТЭ10Л.
Image
70. Внутри кабины.
Image
71. Маневровый тепловоз ТГМ3-012.
Image
72.
Image
73. Маневровый тепловоз ТЭМ2-003.
Image
74. Один из первых в мире магистральных тепловозов — ГЭ1 инженера Я.М. Гаккеля.
Image
75. Двухсекционный газотурбовоз ГТ101-001.
Image
76.
Image
77. Тепловоз ТЭ10.
Image
78. Двухсекционный грузовой электровоз ВЛ80-001.
Image
79. Двухсекционный грузовой электровоз ВЛ85-005.
Image
80. Электропоезд ЭР10-001.
Image
81.
Image
82.
Image
83. Также в зале сохранился автоматический стенд, рассказывающий о детских железных дорогах в СССР.
Image
84. В зале «вагоностроение» кроме уже упомянутых вагонов представлены макеты так и не реализованных проектов. Например, аэропоезд инженера С.С. Вальднера и шаропоезд инженера Н.Г. Ярмольчука
Image
85. Также в зале представлен подлинный фрагмент советского вагона повышенной комфортности. За дверью слева имеется туалет и душ.
Image
86.
Image
87. Макет опытного двухэтажного вагона с куполом для обозрения местности. Построен Ленинградским заводом имени Егорова в 1965 году.
Image
88.
Image
89.
Image
90. Такой могла бы стать новая, скоростная трасса Москва — Санкт-Петербург, но у нас пошли по самому простому пути, использовав старую Николаевскую трассу.
Image
91. Наконец, самые интересные экспонаты музея. Действующий макет сортировочной горки создан в 1935 году, одновременно с первой в СССР горкой.
Image
92. Прототипом макета послужила станция Красный Лиман Донецкой ж.д. с первой механизированной горкой в стране, введённая в эксплуатацию в 1934 году.
Image
93. Работой горки управляет экскурсовод.
Image
94.
Image
Как это работает в живую, можно посмотреть на видео:

95. Рядом с макетом можно увидеть подлинный маршрутный горочный накопитель, работавший на сортировочной горке с 1940-х по 1960-е годы.
Image
96. А вот модель устройств, затормаживающих вагоны при сходе с горки.
Image
97.
Image
98. Один из немногих современных экспонатов музея — эта огромная карта, подаренная РЖД.
Image
99. Весь последний зал занимает один экспонат — макет электрифицированного участка железной дороги. Он демонстрирует работу автоматики, регулирующей движение поездов.
Image
100. Макет управляется подлинными пультами.
Image
101. Здесь представлены пульты ДЦ (диспетчерской централизации), МРЦ (маршрутно-релейной централизации), ЭЦ (электрической централизации) и МКУ (маршрутно-ключевого управления).
Image
102. По макету, следуя указаниям автоматики, может ездить трёхвагонная электричка ЭР2 в масштабе 1:50.
Image
103. Длина пути макета — 43 метра.
Image
104. На нём расположено четыре станции.
Image
105. Макет создан в 1930-е годы, но до сих пор работает и демонстрируется на каждой экскурсии.
Image
106. На этом обзор музея можно считать законченным.
Image
107. Напоследок стоит упомянуть о том, что во дворе имеется небольшая открытая экспозиция, но сюда посетители обычно не доходят.
Image
Berch
Berch написал 28 января 2015 в 11:41
Очень круто.
Картинка понравилась, хотеть такую!
Image
+5
Ссылка | 4 отв.
Stimboy
Urban Explorer Stimboy написал 28 января 2015 в 20:52
Berch: это "веерное депо" с поворотным кругом. В Питере таких несколько...
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Berch
Berch написал 28 января 2015 в 22:17
Stimboy: да я знаю что это, вот не знал что в Питере таких несколько.
Antares
Antares написал 29 января 2015 в 00:02
Stimboy: Здесь представлен весь парк локомотивов кроме того.
Kevin
Павел Kevin написал 31 января 2015 в 23:33
Berch: в Москве имеется. Станция "Депо" Курского направления. Там же и "тормоза" имеются с фотки №96
Alchemyst
Заводской Кот Alchemyst написал 28 января 2015 в 13:46
восхитительно!
Chepa
электромонтер СЦБ Chepa написал 29 января 2015 в 16:05
А пульта Дц я не нашел на фточках увы :(
0
Ссылка | 1 отв.
Antares
Antares написал 29 января 2015 в 20:42
Chepa: Поищи в соотвествующем зале на виртуальном туре: www.roszeldor.ru/subordinated_organizations/musey_gdtransport/virtual_tour
permtracer
Диса АртЁмов permtracer написал 1 февраля 2015 в 13:24
А про бжрк ничего нет?
0
Ссылка | 1 отв.
Antares
Antares написал 2 февраля 2015 в 22:22
permtracer: В этом музее нет.
Только жители сайта могут оставлять комментарии.