Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТворчество
Gorinich
Горыныч написал 20 мая 2015 в 14:08 [изменен через 5 минут] [ Назад ]

Из жизни любителей электричества...

В 2015 году нижегородскому трамваю исполняется 119 лет. Почти юбилей, и, как вы уже догадались, к этому событию будет приурочен этот пост. Тех, кому интересна эта тема - прошу под кат :)
Image



Смотреть трамвайки ->


Для начала немного истории. Открытие трамвайного движения в Нижнем Новгороде было связано с открытием Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставки 1896 года. Период Первой мировой войны был весьма сложным для нижегородского трамвая - все пришло в упадок, движение было прекращено в 1919 году. Но, когда, казалось бы, надежды на возрождение уже не было, улицы нашего города вновь услышали лихие переливы трамвайного звонка в 1922 году, после окончания Гражданской войны. Начались работы по капитальному восстановлению путевого хозяйства и подвижного состава, несколько лет находившегося не у дел.
10 октября 1927 года было построено городское кольцо, а старые узкоколейные линии для вагонов "Элрикон" (см. ниже) начали стремительно демонтироваться, а колесные пары вагонов переделываться под новую колею.
В 1932 году трамвай добрался и до нового тогда еще только построенного Горьковского автозавода.
В 1941 году практически все мужчины из работников трамвайной линии были призваны на фронт, их место заняли женщины - бывшие кондукторы, маляры и уборщицы. Продолжительность рабочего дня выросла до 12 часов. Возник резкий дефицит электроэнергии, а поскольку на то время вагоны еще и не отапливались, работать на трамвае стало практически невозможно. Кроме того, большая часть трамвайных линий подвергались постоянным бомбардировкам рейховской авиации, после чего трамвайщикам приходилось прилагать немалые усилия для восстановления движения.
Новый период восстановления трамвая начался только через несколько лет после окончания войны - 1948 году, когда Горьковский вагоноремонтный завод снова встал на мирные рельсы. Проводились субботники по восстановлению путевого хозяйства, закупался новый подвижной состав в виде вагонов КТМ-1 (ни один из которых до нашего времени не сохранился).
А в 1947 году в Горьком появился троллейбус, который, вместе с трамваем образовал Трамвайно-Троллейбусное Управление и остается неразрывным с ним по сей день. В том же, 1947 году, в город поставили новые вагоны МТВ-82 (см. ниже).
Второе городское кольцо проложили в 1956, трамвай опоясал Сормово - рабочий район кораблестроителей.
В начале 1977 года был разработан проект строительства скоростного трамвая, но уйти под землю ему так и не дали в связи с началом строительства метрополитена, который продублировал уже имеющуюся трамвайную линию на проспекте Ленина (впоследствии демонтированную в начале 21-го века).
Хаос 90-х сильно затронул жизнь нижегородского электротранспорта, но в 2011 году был принят план по развитию нижегородского трамвай, в котором говорилось, что протяженность линий к 2020 году должна быть увеличена аж на 35 процентов, а это немало, если по состоянию на 2015 год длина линии суммарно составляет 77 километров, что для Нижнего довольно прилично.


Итак, минутку истории считаю законченной, перехожу к самой мякотке - подвижному составу.



1. Двухосные моторные вагоны "Элрикон", построенные в 1929 году на Сормовском заводе. До 1958 года работали на линии. Списаны 28 ноября 1969 года. В 90-х восстановлены и переданы в музей.


Image


Image


Image


Image
Управление "Элриконом" - сущий минимализм.
Image
Вагоны на то время были открытыми и неотапливаемыми.


2. Вагон серии X, выпускавшийся с 1928 по 1941 год на Мытищинском Машзаводе и Усть-Катавском вагонзаводе. В Горький поставлено 99 вагонов этой модели. Эксплуатировались до 1967 года. В музее с 1995 года.


Image


Image


Image
Рабочее место водителя.


3. Этот МТВ-82 - настоящий долгожитель нашего города. Служил верой и правдой в период с 1955 до 2011 года, после чего отправился на покой.


Image


Image
Один из его собратьев - РМ-6, который тоже в свое время работал с пассажирами, а после стал самоходной крановой платформой.


Image


4. "Аквариум". Он же ЛМ-57, выпускавшийся Ленинградским вагонзаводом в 1957-69гг. В период с 1961 по 1968 год в Горький поставлено 72 вагона, работавших до 1983 года.


Image


5. А это РВЗ-6, выпускавшийся в период 1961-1988 годы Рижским ваногзаводом (RVR). В Горьком насчитывалось 524 вагона разных модификаций. Данная модель поистине стала "иконой" нижегородских трамвайщиков, получив звучное латинское прозвище "Rex". Их использовали, чинили и снова отправляли на линию до тех пор, пока это было возможно, вплоть до надлома в раме или конечного выхода из строя пневматики. Ничто не вечно, так что последние трамваи серии РВЗ-6 были отстранены от работы с пассажирами в 2005 году, но некоторые из них продолжили свою службу в качестве спецтехники во всех депо города. А в мае 2015 года один из них, бывший сетеизмеритель, после многих лет простоя, вновь вернулся на линию для работы с пассажирами не в качестве музейного экспоната.


Image


Image


Image


Image


6. Вагон РВЗ-7 с теристорно-импульсной системой управления, выпускавшийся опытными партиями с 1974 по 1978 год. Всего в городе насчитывалось 14 таких вагонов, которые работали до 1982 года. Данный вагон гнил более 25 лет в "мертвяке" депо №2, после чего неимоверными усилиями был восстановлен, но так и не стал ходовым по-техническим причинам.


Image


7. ЛМ-49, Ленинградского вагонзавода (1949-1960). В город поставлено 63 вагона, использовавшихся до 1980 года. В музее находится с 1996 года.


Image


Помимо всех этих трамваев, в Нижнем Новгороде по сей день эксплуатируются вагоны других моделей - КТМ, Tatra, ЛМ и др. В виду особо отношения к данному виду транспорта в городе, они еще долго не покинут строй и будут радовать нижегородцев яркими переливами звонка и блеском краски.


Многие Tatra T3 уже канули в небытие, но по-прежнему трамваи этой модели можно увидеть на нижегородских улицах - как и старые, потрепанные, обклеенные рекламой, так и прошедшие КВР в Москве, блестящие, со свежей краской на бортах.


Image


Image


Image
Image


Image


Image


Image


Image


"Молодая гвардия"...


Image


Image


Image


...и "ветераны"


Image


Image


Image


Image


Image


Image


Image


Image


Image


Image


Ну и, конечно же, братья-троллейбусы ЗиУ-5 и МТБ


Image


Image


Image


Image


Спасибо за внимание!)
maestro
maestro написал 20 мая 2015 в 14:15
Люблю пости нижегородские! Какой пост ни открой - внутри с вероятностью 80% окажется самка человека, которая ещё в 2/5 случаев может оказаться вполне симпатичной...
+3
Ссылка | 12 отв.
Gorinich
Горыныч Gorinich написал 20 мая 2015 в 14:23
maestro: Таковы нравы Нижнего Новгорода :)
+10
Ссылка |  ↑ | 11 отв.
maestro
maestro написал 20 мая 2015 в 14:25
Gorinich: Ну, значица, когда припрёт мне жениться, за невестой в НиНо поеду! :)
0
Ссылка |  ↑ | 10 отв.
Gorinich
Горыныч Gorinich написал 20 мая 2015 в 14:25
maestro: Лучше Иваново XD
0
Ссылка |  ↑ | 9 отв.
maestro
maestro написал 20 мая 2015 в 14:26
Gorinich: По моим данным, там уже закончились свободные невесты в подходящем для меня возрастном диапазоне! :)
0
Ссылка |  ↑ | 8 отв.
Gorinich
Горыныч Gorinich написал 20 мая 2015 в 14:30
maestro: Надо подождать, пока созреют :) Неспелые еще :)
+10
Ссылка |  ↑ | 5 отв.
maestro
maestro написал 20 мая 2015 в 14:33
Gorinich: Главное, вспышку не про*бать, как у нас в учебке говорили!
А то перезреют, опадут, а с земли "кушать" мне как-то неприятно...
0
Ссылка |  ↑ | 4 отв.
Gorinich
Горыныч Gorinich написал 20 мая 2015 в 14:34
maestro: Помыть же можно, нет?
0
Ссылка |  ↑ | 3 отв.
maestro
maestro написал 20 мая 2015 в 14:38
Gorinich: Ага, а ещё быстро поднятое не считается упавшим.
И ещё, что упало у солдата, то упало на газету. Как-то так! :)
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Gorinich
Горыныч Gorinich написал 20 мая 2015 в 14:44
maestro: Ну а что добру-то пропадать. Пусть глядят. Хватай чужое и тащи его к своим.
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
mutab0r
точка невозврата mutab0r написал 20 мая 2015 в 16:01
Gorinich: Не совсем в тему, но напомнило:
Идет мужик по кладбищу ночью. Смотрит, другой мужик занимается любовью с двумя женщинами. Он к нему:
- Дай хоть одну!
- Дай, дай! Возьми, да сам накопай!
Stimboy
Stimboy написал 20 мая 2015 в 18:33
maestro: а тебя интересуют дамы со сталкерским уклоном или не принципиально? Просто интересно... Вспомнил вдруг про раздел знакомств на у3п и то как там люди искали пару со схожими увлечениями...
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
maestro
maestro написал 20 мая 2015 в 18:41
Stimboy:
Вспомнил вдруг про раздел знакомств на у3п
ОМГ! Ты хочешь, чтобы я выколол себе глаза?
Я даже не знал про такое извращение, что оно существовало.
Мне нужно одно: чтобы БОРЩ вкусно умела готовить, и всё.
Не, ну и конечно, чтобы не гаргалыга какая-нибудь внешне.
DinoLippi
Dino Lippi DinoLippi написал 20 мая 2015 в 20:58
Классно! Многого раньше не было, всяких непассажирских вагонов, например.
YogSothoth
Йог Сотот YogSothoth написал 20 мая 2015 в 22:29
Как же я обожаю электротранспорт. Жаль в моем городе осталось всего на всего пару троллейбусов и всё. А тут. Какие трамваи, какая красота чёрт побери. Тут и позавидовать не грех.
+12
Ссылка | 1 отв.
Gorinich
Горыныч Gorinich написал 22 мая 2015 в 10:55
YogSothoth: У нас в регионе, в городе Дзержинске с трамваем похожая ситуация сложилась в 90-00-е. Линия, протяженностью более 20 км сейчас едва ли насчитыват 8,5 км. сейчас. Администрация города усиленно душит электротранспорт города. В ближайшее время опубликую длиннопост об этом безобразии
Только жители сайта могут оставлять комментарии.