Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
deni
Денис написал 13 октября 2016 в 18:10 [ Назад ]

Вдоль Двины и Вычегды. часть 2-я

Image
В сегодняшней, второй, обзорной части путешествия по северному краю рассказ пойдёт о достопримечательностях, расположившихся вдоль берегов рек Северной Двины и Вычегды. Первым я поведаю о небольшом, уютном городке Сольвычегодске, где любого гостя поразят исполинские и роскошные, по истине, уникальные древнерусские каменные храмы. Далее мы побываем в урочище Пермогорье, где оставленные людьми, под влиянием времени погибают два старинных храма, каменный и деревянный. Заедем в село Черевково, собственными глазами увидеть восхитительный пример деревянного зодчества — зажиточные крестьянские жилища Русского Севера. Огромные двухэтажные хоромы, фасады которых сплошь украшены ажурной резьбой, своей наружностью превосходят даже некоторые музейные экспонаты.


Image
Итак, продолжаю повествование о путешествии на Русский Север. Оставив позади тысячу километров костромских, вологодских и архангельских дорог, наконец-то оказываемся на тихих и зелёных улочках Соли Вычегодской. Сольвычегодск — маленький городок с деревянными домиками, вперемешку с редкими силикатными пятиэтажками. Нынешний город на р. Вычегде не относится к числу древнейших. Основали его, вероятно, переселенцы из двух соседних поселений — более древнего Чернигова, сгоревшего в 1546 г., и Выбора, сметённого половодьем в 1586 г. Расцвет же Соли Вычегодской пришёлся на XVII – XVIII вв., с возвышением могущества «дома Строгановых». Однако во 2-й пол. XVIII века Сольвычегодск оказывается в стороне от торговых путей и постепенно превращается в небольшой провинциальный городок. Таким встречает он и сейчас. Среди деревянных домов, составляющих основную городскую застройку, выделяется крупное каменное здание усадебного типа — дом Пьянковых. Сооружён в 1-й пол. XIX века и принадлежал богатым местным купцам (в советское время тут размещался санаторий).
Image
Из-за своей удалённости городу удалось сохранить ряд как общественной, так и жилой исторической застройки. Обо всех архитектурных достопримечательностях я расскажу, конечно же, в последующих постах. А пока лишь обзорно, вкратце. На заднем плане — здание, построенное на средства купца Хаминова, в котором размещалось высшее начальное училище. После революции в нём находились педучилище и школа-интернат. В настоящее время — просто жилой дом.
Image
В XIX веке Сольвычегодск стал местом, куда царское правительство ссылало политзаключённых. Здесь отбывали ссылку многие русские революционеры. На переднем плане — дом начала XX века с мемориальной доской: «В этом доме жил, находясь в ссылке в 1909-1910 гг. руководитель советского государства Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили)».
Image
Ярким и нарядным выглядит слегка запущенный городской парк, больше похожий на сквер. После Великой Отечественной войны на небольшом постаменте был установлен бюст В.И. Ленину.
Image
Две доминанты возвышаются не только над над городом, но и видны далеко в округе, — громады каменных соборов Благовещенского и Введенского. В этих монументальных культовых твердынях как бы навечно запечатлена неукротимая сила и могущество их строителей, именитых людей Строгановых — некоронованных властителей обширных земель Севера. Расцвет Сольвычегодска в прошлом целиком определялся деятельностью этих крупных предпринимателей, монополизировавших солеварные промыслы. Правда, возвышение «дома Строгановых» шло за счёт жесточайшей эксплуатации нерусских народностей Севера — манси, зырян, пермяков и проч. Но вернёмся в наши дни. На северной окраине города, около маленькой, пересохшей речки Солонихи (Усолки), которая прежде, разливаясь, образовывала здесь озеро, возвышается величественный собор Введенского монастыря.
Image
Заказчиком каменного собора являлся Строганов Григорий Дмитриевич — крупный промышленник, вельможа и меценат, пользовавшийся особым расположением царского дома. Сосредоточив в своих руках огромное состояние, в фамильном монастыре вместо прежней, сгоревшей деревянной церкви Строганов возводит внушительных размеров Введенский храм. В своём строительстве он стремится не только заслужить «себе вечную память и славу», но и явно превзойти своих предков, соорудив более нарядный храм. Заложенный в 1688 г. храм строился, согласно местным летописным сведениям, восемь лет, но освящен был почему-то только в 1712 г.
Image
Осмотр великолепного храма вместе с нами производит православный рыжий Котофеич.
Image
Собор является первым в ряду оригинальнейших построек рубежа XVII - XVIII вв., которые составляют особое направление в развитии стиля московского барокко и по имени их основного заказчика именуются «строгановскими». Для этого храма характерна подчёркнутая пышность внешнего декора. Ни один из памятников Севера не имеет столь богатого наружного декора с резным белым камнем и полихромными изразцами.
Image
Службы в храме проходят в небольшом помещении крытой галереи. Главное же пространство закрыто (открывают его, при посещении церкви экскурсией из краеведческого музея). Однако прислужник в церкви, услышав историю о нашем долгом путешествии, пустил осмотреть основной объём собора вне разрешённого времени (за что ему сердечное спасибо!). Восточную стену здесь закрывает большой семиярусный иконостас в стиле нарышкинского барокко, выполненный московским мастером в 1693 г.
Image
Получив эстетическое удовлетворение от вида роскошного иконостаса, покидаем Введенский храм и идём смотреть расположенную неподалёку деревянную башенку. В 1932-34 гг. при проведении геологоразведки на этом месте была пробурена скважина (откуда пошла минеральная вода). Башня над источником, несмотря на заверения многих сайтов, не имеет отношения к часовне и датируется 1930-ми годами постройки.
Image
По крайней мере в этом нас также убеждал один из отдыхающих возле источника (ниж.фото).
Image
На берегу Жемчужного озера мы встречаем ещё одно монументальное творение древних зодчих. Здесь, на небольшой возвышенности, стоит громада Благовещенского собора — одного из старейших каменных храмов Севера. К концу 1560-х Аника Строганов (наиболее яркий представитель фамилии) с сыновьями и внуками владел большими материальными, производственными и людскими ресурсами. Будучи уже в преклонном возрасте, он задумал построить храм — «благодарение Богу за свой успех и талант, в вечное поминовение предков и всего рода». Строгановы построили собственный домовый храм для себя и своих людей, сами содержали большой штат священнослужителей. Фресковая летопись внутри храма повествует о том, что строительство храма началось в 1560 г., а в 1584-м он был освящён как домовая семейная церковь.
Image
С южной стороны собора расположена усыпальница Строгановых — кубическая постройка павильонного типа. Возведена она в 1819 - 1826 гг. графом Г.А. Строгановым, во время восстановления храма после пожара. Следует отметить, после пожара 1819 г. собор «по себе на память и на поминок ныне и впредь» претерпел серьёзные изменения, которые значительно исказили его первоначальный облик. Но даже в изменённом виде он не может не восторгать.
Image
Массивное и крупное, торжественно-монументальное здание подчиняет себе всё окружающее пространство, включая меня фотографа.
Image
Запечатлев храм со всех сторон, за небольшую плату проходим внутрь. С 1919 г. в здании Благовещенского собора функционирует «Сольвычегодский историко-художественный музей». Внутри стены украшают фресковые росписи. О времени их создания сообщает надпись: «Лета от сотворения мира 7108, от Рождества же по плоти бога слова 1600, индикта 13, майя в 11 день у Соли Вычегодской на посаде соборный храм каменный Благовещенья Пресвятые Богородицы начат подписывать внутри...». К сожалению, все фрески прописаны (подновлены) в XVIII – XIX вв.. Приглушённый свет и общая светло-охристая гамма фресок создают непередаваемое впечатление, которое не может не поразить даже равнодушного к иконографии человека. Остаётся сожалеть, что в России осталось так мало музеев, где вот так запросто можно лицезреть и запечатлеть народное достояние, в виде искусства иконописцев. В действующей церкви достать фотоаппарат теперь и подумать страшно! Посему огромный пласт культурного наследия скрыт от глаз не только простого обывателя, но и почитателя русской старины.
Image
Большинство композиций стенописи собора художественно раскрывают основные апологетические установления христианской церкви (апология — чрезмерное восхваление, защита истинности христианского вероучения).
Image
Тема о мире как о борьбе добра и зла получает особо яркое воплощение в сценах «Страшного суда» (ниж.фото) с их нарочито аффектированными (преувеличенными) страданиями людей. Адские сцены разрастаются в обширную картину осуждения неправедных судей, пьяниц и других грешников, терзаемых ужасными бесами. Перед их устрашающими образами, разработанными с невероятной фантазией и остротой, бледнеют идеальные и светлые образы небесных сил.
Image
Осмотрев музейные экспонаты (чеканные изделия, оклады Евангелия, иконы и проч. произведения искусства), покидаем выставочный зал и по наставлению музейного сотрудника направляемся на верхний ярус колокольни, обозревать виды окрестностей с высоты птичьего полёта.
Image
Взобравшись по многомаршевой лестнице внутри колокольни, мы оказались на открытом ярусе звонницы. Более того в этот момент впервые (и в последний раз) за всё путешествие небосвод прояснился.
Image
Со смотровой площадки открывается живописная панорама реки Вычегды. Отсюда же на весь обозримый горизонт виден отступающий пасмурный облачный фронт.
Image
Супротив голубому просвету по другую сторону по-прежнему главенствует серая пелена. А на водной глади можно видеть снующий от берега к берегу буксир, толкающий небольшой паром, главными пассажирами которого являются гружённые лесовозы.
Image
Виртуозно отыграв на радость собравшейся внизу городской публике 10-ю симфонию Иоганна Баха, сотрудники музея и работники Церкви тут же предложили мне должность звонаря. Однако, из-за небольшой контузии, полученной мною по завершению импровизированного колокольного концерта, на ближайший час я лишился слуха и посему предложения вышеобозначенных работодателей не услышал, и был таков.
Image
Панорамный вид на город. Так, не город, а, в представлении столичного человека, большая деревня. Но, возможно, намного колоритнее, чем многие крупные города.
Image
Спустившись с колокольни, посетили полутёмные помещения подклета с его «каменными мешками». Этот ярус служил в качестве кладовых для хранения многочисленных товаров, ценностей и казны Строгановых. Зафотали там представленные в экспозиции различные предметы старины и вышли на свет. Тем самым закончив осмотр величественного здания. Впрочем нам было пора спешить к берегу. Единственный раз за весь день, всего на миг, покрывало серых туч разорвал голубой небосвод и озарил ясным светом белокаменный собор. И только тут мы поняли, что существующая ныне колокольня очень плохо сочетается со старинным храмом. А всё потому, что построена она намного позже первоначальной — в 1819 – 1826 гг..
Image
А к берегу мы спешили потому, как через 15 минут должен был отчалить паром. Здесь местные "матросы" латали дремучих годов катерок и недружелюбно поглядывали, как я снимал их судно на свой Xiaomi. Все нижеследующие кадры сделаны как раз на камеру телефона.
Image
Поскольку в город мы прибыли окружной дорогой, через Коряжму, обратный путь на противоположный берег решили разнообразить паромной переправой. Ещё по приезду в город, я узнал у неразговорчивых "капитанов" время отплытия и цену. И вот, нам осталось лишь погрузиться на плавающую платформу и ровно по расписанию отчалить от берега.
Image
Буксир «Женька» неспешно тянул с пяток машин и два десятка людей.
Image
Image
Минут десять неспешного плавания и мы на противоположном берегу Вычегды. Прощальный кадр Сольвычегодска.
Image
На обратном пути снова посетили грустный Котлас и его вкусное кафе. Затем через Межниковский полой (ложбина, заполняемая водой при половодье) переправились на другой берег Малой Северной Двины и направились в Великий Устюг. А подъехав к дому, где сняли квартиру, познакомились с местным менталитетом. Не успев вылезти из авто, как вплотную к нашему бамперу подъехала девятка и, осветив фарами, дала сигнал с намёком убраться. Однако сия история не для данного поста. Могу лишь сказать, что устюжане переоценили свои возможности. Следующий день предстоял быть долгим и насыщенным. Поутру наскоро откушав пельмешек и отварив с собою сосисок, наш экипаж рванул на север, в сторону Верхней Тоймы. Двигаясь вдоль берега Северной Двины, пересекаем речушки Малую Чиру, Устицу, Ращу и проч. Проезжаем населённые пункты: Усть-Курья, Малый Уртомаж, Усть-Канза, Монастырская Пашня и др. Заезжаем в село Красноборск, где узнаём расписание паромов и продолжаем путь далее. И вот, оставив позади 140 км от Устюга, добираемся-таки до деревни Большой.
Image
Дальше немного идём пешочком до урочища с оригинальным названием — Пермогорье. Краткая история ойконима Пермогорье (название населённого пункта; вид топонима): в XVII в. одной из волостей Великоустюжского уезда Вологодской губернии являлась Пермогорская, располагавшаяся в верховьях Северной Двины. Центром её был погост Пермские Горы, или Пермогорье. В русских летописях XIII в. сохранились сведения о проживании на Северной Двине пермян. Земли их граничили с территорией «тоимичей поганых», живших ниже по течению реки. Например, соседняя с Пермогорьем деревня Мошкинская ещё в 1859 г. числилась как «деревня Погановщина. Стоит при реке Двине, в 105 верстах от Сольвычегодска».
Image
Здесь, на открытом пространстве, путников встречают два старинных храма: каменный Воскресения Христова, 1748-1762 гг. возведения, и деревянный Георгия Победоносца, построенный в 1665 г. Сложно передать атмосферу этого удивительного места. Даже начавшийся ливень не испортил ощущения, лишь подпортил кадры каплями дождя на объективе.
Image
Как обычно, все подробности я оставляю для индивидуальных постов. А пока мы исследуем каменный храм, который внутри оказался пустым и неинтересным. Зато скудность пустого внутреннего пространства с лихвой компенсирует вид с верхнего яруса колокольни.
Image
Не мог не запечатлеть себя в задумчивой позе.
Image
А также запечатлеть напарника Катерину, в подобной позе.
Image
Насладившись окрестными видами северодвинских просторов, спускаемся вниз.
Image
Делаю любимый ракурс в анфас каменной церкви и перехожу к деревянной.
Image
Как уже писал, Георгиевская церковь выстроена была в 1665 г., но в середине XIX века церковь то ли ремонтировалась, то ли перестраивалась, т.к. в 1874 г. «возобновлённый» храм был освящён вновь. А год спустя обшит тёсом. Необычна как и сама композиция постройки, так и то, что завершение храма имеет всего три главки. Известно, что в 1988 г. за ветхостью церковь реставрировали. Посему она дошла до нас в столь приемлемом состоянии.
Image
Усилившийся ливень не оставлял нам шансов для изобилия кадров. И сделав последний ракурс заброшенных культовых построек, спешим к машине.
Image
Следующим пунктом стало крупное село Черевково. Первое упоминание о Черевковской волости встречается в 1519 г. Это была одна из крупных волостей Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Ныне это территория Красноборского района, Архангельской области, как и предыдущее Пермогорье. Ехали мы сюда специально ради одного дома. Однозначно, одного из лучших домов — превосходнейшего представителя зажиточного крестьянского жилища Русского Севера.
Image
Двухэтажный, деревянный, 12 окон в ряду бокового фасада, огромных размеров, дивной красоты балкон — и всё это обшито тёсом и украшено ажурной резьбой. По определению, это наилучший, виденный нами пример народного зодчества, представленного в виде жилого купеческого дома. Да не как музейный экспонат, а в быту, в реалии. Пообщался с проживающими в этой громадине жильцами. Узнал о купеческой династии Гусевых, что выстроили в селе три подобных дома.
Image
Мы, кстати, видим лишь половину здания — хозяйственная часть, равная по длине жилой, была давным-давно разобрана.
Image
А вот соседний, второй, удивительный дом. Чуть скромнее в размерах и декоре, но безусловно также редчайший пример обитаемого и поныне крестьянского северного жилища. Третий дом из этой "серии" сгорел.
Image
Великолепный пример народного декора. Фрагмент бокового фасада.
Image
Оригинального исполнения ворота в нижний этаж хозчасти, в этом доме сохранившейся.
Image
В деревне ещё много интересных, больших образчиков северных домов. Однако впереди нас ждёт Красноборск с его паромом, на который нам надо обязательно успеть, дабы переправиться на другой берег Двины и, пока не стемнело, успеть лицезреть ещё один памятник деревянного зодчества — шатровую церковь в селе Верхняя Уфтюга. Но об этом и о многом другом в третьей части путешествия.
Image
kitaycev
STALKER InChair kitaycev написал 13 октября 2016 в 19:20
Очень интересно увидеть эти места в цвете - до сих пор представлял Сольвычегодск только по черно-белым альбомам. Все-таки цвет очень влияет на живость восприятия, несмотря на все мастерство старых фотографов. Хотя условия там не из простых, а труд по приведению неба в божеский вид - иначе как титаническим не назовешь :)

Кстати, Страшные суды - лучшее, что можно найти на церковных фресках :) Хотя там тоже все жестко регламентировано, но все-таки сюжетные композиции стен дают больше возможностей фантазии художника, чем статичные "портреты".
+10
Ссылка | 10 отв.
dghdfh
Иван Барабан dghdfh написал 13 октября 2016 в 20:21
kitaycev: не в курсе, где (у нас?) росписи с чертями? В детстве помню фотоальбом был, церкви там и прочая трахитектура, и страаашные черти, я эту книгу пару раз открывал.
0
Ссылка |  ↑ | 8 отв.
kitaycev
STALKER InChair kitaycev написал 13 октября 2016 в 20:54
dghdfh: как я понял, их обычно рисуют на стене, противоположной алтарю.
вот для сравнения Ростов и Сольвычегодск Imagehttps://img-fotki.yandex.ru/get/6513/58158954.f/0_7d167_5949078_XXL.jpg Imagehttps://img-fotki.yandex.ru/get/30894/29878574.1fd/0_c0ec0_758a68f2_XXL.jpg
Общая идея одна, а если детали разглядывать - то очень даже интересно, кто чьи пороки больше изобличает и как показывает :)
+10
Ссылка |  ↑ | 7 отв.
dghdfh
Иван Барабан dghdfh написал 13 октября 2016 в 22:38
kitaycev: наверное, таки западные черти. страаашные, как жывые, а тут лубокъ
0
Ссылка |  ↑ | 3 отв.
kitaycev
STALKER InChair kitaycev написал 13 октября 2016 в 22:44
dghdfh: за то и ценим - "наивное искусство", примитивизм. Напугать-то каждый может, а ты поди рассмеши! :)
+10
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
dghdfh
Иван Барабан dghdfh написал 13 октября 2016 в 23:07
kitaycev: я б их щас переоценил. Или впал в детство
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
dghdfh
Иван Барабан dghdfh написал 13 октября 2016 в 23:22
dghdfh: Звыняйте, що развёл буквы про чертей. Автор, как всегда находит интересное. И нам хорошо, и ему.
deni
Денис deni написал 14 октября 2016 в 14:39
kitaycev: В Соли страшнее, там пытки изображены более ярко и отчётливее. :)
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
kitaycev
STALKER InChair kitaycev написал 14 октября 2016 в 15:05
deni: а есть в более высоком разрешении, или крупным планом? Image В Ростове перечислены (построчно): сребролюбцы, скоморохи(?!), немилостивые, блудницы, клеветники, тати с разбойниками, и волхвы с чародеями. Учитывая, что это практически домашний храм митрополита - получается, именно эти товарищи сильнее всего раздражали владыку? А в Соли - как минимум часть "грехов" отличается (если только тем же грехам другие позы не нарисовали).
+10
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
deni
Денис deni написал 14 октября 2016 в 19:30
kitaycev: под рукой нет. А так приблизить можно. Хорошо расписал греховников. :)
deni
Денис deni написал 14 октября 2016 в 14:38
kitaycev: до этой поездки тоже видел Соль лишь в ч/б, в советских книгах. Нам с небом не повезло. Хорошо, где-то прогой вытянул. В иконографии не силён, но "Страшный суд" всегда пугает, а в Соли особенно. :)
Kadavr
Radar Kadavr написала 14 октября 2016 в 10:38
помоему ты слуха на колокольне лишился из-за болтливого мужичка :)
Неплохо ты на некоторых фотках небо вытянул! это все твоей программкой или освоил таки фотошоп?
0
Ссылка | 4 отв.
deni
Денис deni написал 14 октября 2016 в 14:42
Kadavr: о, да! Мужичок-альбинос весьма болтливым оказался. Еле отвязались. :) Я на колокольне чуть не окочурился из-за него. Хотя он единственный за всю поездку оказался положительным "элементом", ну и ещё мужик на пароме из Уфтюги.
Да какой там фотошоп!? Всё та же простенькая. Просто затемнил-сохранил и так по три-четыре раза, вот и вышло. :)
0
Ссылка |  ↑ | 3 отв.
Kadavr
Radar Kadavr написала 15 октября 2016 в 20:47
deni: ну все равно молодец! У меня не вышло так :)
Кстати я вобще фрески не рассматривала а сейчас переглядела действительно страшно нарисовали чудищ! Спать не буду:O за мои то безобразия в храмах... даже не представляю куда определят!
+10
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
deni
Денис deni написал 16 октября 2016 в 00:14
Kadavr: ты знаешь, небо важно для меня. Поэтому и расстарался. Так про ужасы в стенописи я ещё там говорил. За безобразия в храмах определят тебя жить в Берёзонаволоке. :)
+5
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
kitaycev
STALKER InChair kitaycev написал 16 октября 2016 в 00:37
deni:
жить в Берёзонаволоке.
"Только не бросай меня в терновый куст! " :)
Vakhan
Vakhan написал 14 октября 2016 в 22:31
10е фото сверху - очень эффектная компоновка кадра..
+10
Ссылка | 1 отв.
deni
Денис deni написал 16 октября 2016 в 00:12
Vakhan: мне тоже так показалось, посему и сфотал. Спасибо!
Только жители сайта могут оставлять комментарии.