Dima Solodyankin написал 14 октября 2016 в 15:04 [ Назад ]

Сюкеевские штольни, система С-1

Собираясь в Сюкеевские штольни, я знал лишь то, что они третьи по длине искусственная пещера в России. Но я даже не могу представить, что все будет настолько круто. Я предлагаю вам погрузиться под землю вместе со мной и исследовать бывший гипсовый рудник.

Но начнем наше погружение постепенно. Телепортироваться из Ижевска сразу к месту входам нам не удалось, поэтому пришлось воспользоваться старым дедовским способом и добираться на машине. Дорога оказалась не скучная, подробнее можете почитать в предыдущих постах. Так что к берегу Куйбышевского водохранилища мы прибыли уже за темно.

Уставшие с дороги, и мечтавшие уже о вкуснейшей каше на костре, мы столкнулись с первыми сложностями. Было намечено несколько предполагаемых мест для ночевки. Мы четко ехали по полевой дороге следую спутниковой карте, как вдруг на нашем пути образовался некий провал. Более детальный обзор помог нам выявить в этом обвале огромный карьер, но на нашей карте было чистой поле, без гор и карьеров, лесов и кустов. Вниз карьера уходила дорога, и дальше в нужном направлении, но уклон и покрытие вызвали у нас большие сомнения, а пройдясь чуть дальше пешком, мы обнаружили лагерь на месте предположительной ночевки. Таким образом начались наши скитания в темноте в поисках места. К счастью мучения длились не долго, и уже скоро было найдено отличное место, с крутым видом, наличием дров под боком, и как позже оказалось, не далеко от входа в штольни.

Проснувшись рано утром, мы смогли осмотреть место своей стоянки при свете дня. Остановились мы на краю обрыва ведущему к водохранилищу, с другого берега был виден город Болгар с его белой мечетью похожей на Тадж-Махал. Даже была шальная мысль сплавать до туда на лодке, но не стали рассматривать всерьез эту идею!)

Долго рассиживаться нам было нельзя, впереди был еще сложный и интересный день. Сразу после завтрака занялись разведкой. Первым делом нам было необходимо найти спуск к воде. Оказалось, это не так просто, берег в этом месте представляет собой крутой обрыв от 10 до 30м, но и такому обрыву надо сначала спуститься. Общий перепад высоты получался около 100м. Первая группа пошла проверять тропинку, отходящую прямо от нашего лагеря, спустившись до низа уткнулись в обрыв, было какое-то подобие веревки, слишком тонкой чтоб по ней спуститься. В итоге группа вернулась в лагерь. Я вошел в состав второй группы которая отправилась разведывать другую тропинку, находящуюся подалее от лагеря. Мы спускались все ниже и ниже, уклон становился более крутой, а тропинка все менее проходимой. Вскоре тропинка исчезла совсем. Так как мы все еще не дошли до обрыва или тупика, мы продолжили пробираться через лес в нужном направление. Примерно через пол часа спуска, преодолев несколько оврагов, несколько раз упершись в обрывы 10-15м, мы все же нашли подобие спуска где смогли спрыгнуть на берег.

На берегу мы встретили рыбака, у нас с ней завязался разговор:
Р:-Откуда вы тут!?
Мы:-Сверху спустились
Р:-От туда!?(показывает в противоположную сторону)
Мы:-Нет от туда(указывая на наше направление)
Р:-Но там же нет дороги!
Мы:-А вы откуда!?
Р:-По воде, тут других вариантов нет...

Изначально мы хотели разведать спуск до воды, а потом вернуться за остальными и пойти вместе. Но оказавшись на берегу нам совсем не хотелось подниматься, тем более спуск нас увел в сторону от предполагаемого входа в штольни, да и точных координат у нас не было. Поэтому было решено искать вход в штольни и уже с этой информацией возвращаться в лагерь. Вокруг был чудной и необычный мир, окружающий нас вид был слегка сюрреалистичный, и казалось, что этот кусок пространства попал сюда из другой вселенной. Куйбышевское водохранилище — самое крупное на реке Волге водохранилище. Возникло в 1955—1957 гг. после завершения строительства плотины Жигулёвской ГЭС, перегородившей долину Волги в Жигулях у города Ставрополя (ныне Тольятти). Является третьим в мире по площади водохранилищем. Вода в нем зеленая и такое чувство что вязкая\плотная. Берег в этом месте преимущественно из белого камня, на ярком солнце просто ослепительный. А под действием ветров и зеленой воды, некоторые камни приобретают причудливые формы ломающие стереотипы обычных булыжников.

Расскажу немного о водохранилище, по берегу которого мы шли. Когда мы только собирались в поездку, я планировал искупать в этом водоеме, при первом взгляде на него я резко передумал. Длина водохранилища более 500 км, наибольшая ширина в устье Камы — 40-44 км, площадь водного зеркала — 6,45 тыс. км² (среди речных — второе место в мире). Оно очень грязное, выше по течению, как Волги, так и Камы, расположены большие города, и вся гадость из двух больших рек стекается в Куйбышевское водохранилище. Добавляют отвращения к картине рыба, которая плавает кверху брюхом возле берегов, а на земле много костей и полуистлевших трупов. Как после было выявлено, виной всему паразит под название солитер, и болеет им не рыбы, в водоемы.

Наш путь лежал между зелено-вязким морем и сплошной сетной из ярко белого камня. Иногда полоска берега была шириной метров 10, иногда сужалась до нескольких сантиметров. Вскоре нам пришлось снять ботинки и периодический заходить в воду почти по колено. В воде приходилось пробираться через острые камни, некоторые из которых были не видны через зелень воды, а некоторые сияли как белые зубы, и все пытались вонзить свои острые края мне в ногу.

Иногда приходилось перебираться через крупные булыжники, пролазить по поваленным деревьям, карабкаться по краю обрывов. Большую часть пути пришлось идти босиком, так как периодический приходилось заходить в воду, а постоянно одевать снимать ботинки слишком долго. В тех местах где крупные булыжники не путаются сломать тебе ногу, лежат мелкие камешки, которые по началу казались приятным массажем, а через час настоящим адом. Пройдя по этим мелки дьяволятам и ощутив себя йогом, ты наконец то видишь ровный чистый булыжник, на который ступаешь с упоением и чувством благодати. Но не тут-то было, эти мелкие камни все еще остаются на твоей ноге, и ты снова изображаешь йога.

Подобным образом мы преодолели около полутора километров. Казалось бы, немного, но для нас прошла целая вечность. Сказывалась лютая жара под 35 градусов, солнце пекло сверху, с одной стороны припекало от камней, с другой отражалось от воды. Так мы планировали разведать только спуск к берегу, шли мы на легке, пробираться конечно было гораздо проще, но питьевая вода была бы нам очень полезна. Уже несколько раз мы порывались повернуть обратно либо попробовать подняться по какой-либо лесенке. Лишь метка на карте вела нас дальше (благо хоть один телефон у нас оказался с собой). Невзирая на всю сложность пути и прочие невзгоды, мы пробирались вперед. Мы прошли еще один организованный подъем на склон, он нас очень манил хорошей удобной лестницей, но мы не поддались и пошли дальше. Мы чувствовали, что где-то рядом должен быть вход, мы просто не могли вернуться в лагерь без хороших новостей.

Наши старания были вознаграждены и совсем скоро мы увидели первый провал, уводящий вглубь горы. Он был на половину засыпан и из него торчали рельсы! Когда-то по ним вывозили породу на вагонетках, теперь же они ведут в пустоту Куйбышевского водохранилища. Этот вход оказался тупиковым, видимо произошел обвал. К счастью чуть подальше оказался еще один, а за ним еще, и еще. Всего входов 4, половина из них тупиковые, по другой половине можно пройти вглубь системы. Выбрав самый удобный, мы заглянули внутрь, темно, прохладно, гуляет ветер и летают мыши, мы попали куда надо. Как бы нам не хотелось зайти чуть глубже в штольни, но надо возвращаться в лагерь.

Обратная дорога была тяжелой, но менее живописной. Поднялись мы по первой попавшейся лестнице, по-видимому, ей давно не пользовались, так что тропинка кончилась метров через 10 и дальше мы пробирались через лес. За то поднявшись в гору мы вышли к карьеру, и смогли рассмотреть при свете дня, что же нам преградило путь. Напомню, что на нашей карте на этом месте ровное поле, а сейчас же тут длинный карьер. История его появления остается загадкой, хотя не видно, чтоб им недавно пользовались. Если не придираться к размерам, то можно подумать, что татары пытались гранд каньон тут выкопать!)

Как же мы обрадовались, обнаружив в дальней части карьера воду, чистую, прозрачную, прохладную. Время уже дошло до полудня, солнце припекало беспощадно, еще и крутой подъем в гору. В такую жару пруд и чистой водой казался просто раем, сначала даже была мысль что это мираж. Но вода оказалась настоящей, чистой и освежающей. Уже после штолен мы еще раз искупались в этом чудесном водоеме.

Процесс разведки занял очень долгое время, хотя и не поубавил наш энтузиазм. Наконец-то лагерь собран, мы экипированы и отправляемся в штольни. До входа дошли быстро, по разведанной дороге, на берег спустились по добротной лестнице, и вот уже оказались возле входа всей группой. Сразу заходить вглубь не торопимся, резкий перепад температуры. На улице +35 и сухо, а внутри 7-8 градусов и влажно, зайдя сразу легко простыть. Поэтому мы располагаемся на входе, постепенно пересаживаясь вглубь\прохладу, а сами переодеваемся, натягиваем термо белье, куртки, шапки. На улице разгар жаркого лета, а мы одеты по-зимнему, но даже это не спасает от холода при долгом пребывание в штольнях.

Уже возле входа начали попадаться первые артефакты. Сначала я принял это просто за кусок железа, но присмотревшись я понял, что это вагонетка. Причем она целая и снаружи торчит только верхняя часть, остальное засыпано породой. Забегая вперед скажу, наполнение штольни очень порадовало, хотя, судя по более старым фоткам многого уже не стало. Свыкнувшись с температурой, одевшись по погоде, сделав контрольный звонок, мы погружаемся во тьму подземелий.

Собираясь в подобные места, не забывайте о мерах предосторожности. Во-первых, надо кого-то уведомить об этом, родителей, друзей, предупредить о планируемом времени пребывание на объекте, чтоб начали бить тревогу если вы не выходите на связь. Во-вторых, если вы раньше не бывали в подобных местах, советую найти проводника, так как заблудиться очень легко, а блуждать можно долго. В-третьих, возьмите побольше источников света и запасных элементов питания (у меня не было батарей, но лежал маленький фонарик, ходовой свет, он мне понадобился на выходе, так как все остальные сели). В-четвертых, (мне надоело перечислять порядок, так что дальше будет просто поочередно) можно одеть каску, есть шанс откалывания пород с потолка, а булыжником по голове получить мало приятного. Стоит внимательно смотреть под ноги, штреки в целом чистые, но можно запнуться об проволоку, рельсы, или другие элементы. Не стоит бегать, кричать, ковырять стены или пытаться сбить висящий камень, все это может вызвать обвал. Много еще можно советов сказать, но самое главное быть аккуратным, внимательным и осторожным, а без подготовки ходить не стоит.

Существует предположение, что гипс тут начали добывать еще во времена Булгарского царства (VII-XIIIв.в.). Достоверно известно, что в XIX веке разработка этого месторождения уже производилась. Работы велись как открытым (по обнажениям пласта), так и закрытым способом. Полный цикл работ — ломку, вынос и погрузку породы осуществляли вручную небольшие артели из местных крестьян. Правобережье Волги на протяжении от г. Тетюши до с. Антоновки давало суммарно свыше 500 тыс. пудов гипса за летний период. Активная разработка началась примерно в 1900г. В 1961 г. рудник «Сюкеевский» прекратил свою работу вследствие опасности затопления водами Куйбышевского водохранилища.

Гипс – двуводный сульфат кальция CaSO4·2H2O. Это название используется одновременно для обозначения минерала и породы. Гипс как сырье для получения вяжущего строительного материала известен человечеству уже несколько тысяч лет. Еще египтяне применяли гипсовую штукатурку на стенах склепов, и она пользовалась во всех более поздних цивилизациях. Благодаря своим уникальным свойствам сегодня гипс широко применяется в различных областях. Модельный (лепной или полуобожженный) гипс применяется для получения отливок, гипсовых слепков, лепных украшений карнизов, штукатурки потолков и стен. Сырой (природный) гипс находит применение главным образом в цементной промышленности в качестве добавки к портландцементу как материал для ваяния статуй, различных поделок, в производстве красок, эмали, глазури, при металлургической переработке окисленных никелевых руд и др. Гипс используется в сельском хозяйстве при мелиорации засолоненных почв, в медицине – для лечения опорно-двигательного аппарата и других заболеваний, в производстве оптических изделий и картонажно-бумажном производстве, в химической промышленности. Таким образом, гипс является важным (иногда незаменимым) материалом.

Расположение штреков – ровная сетка, только вертикальные (перпендикулярные реке) штреки в большинстве тупиковые, упираются в монолит. Горизонтальные (параллельные реке) – все сквозные, идут от края до края системы, но кое-где могут быть забутованы. Есть несколько длинных вертикальных централок. Система вытянута от входа вглубь, а не вдоль берега, поэтому дальние штреки очень хорошо сохранились. В первых штреках, у реки, много обвалов, вглубь система более надежная. Штреки чистые и большие, ходить по таким одно удовольствие. Очень много колоний летучих мышей, они тут не очень привыкшие к посетителям.

Штольни иногда посещают спелеологи, они же пронумеровали по своей системе перекрестки. Возможно нумерация должна соотноситься с картой, но ее они держат в строжайшей тайне и не кому не дают. Так что ориентироваться по этой системе у нас не получилось. За то помогли зеленые стрелки на стенах, по ним можно всегда выйти к выходу, или к гипер кубу (базовому лагерю). Есть тут и подтопленная часть, этакое озеро подземное, но к сожалению в этот раз мы до него не дошли, хоть и прошли в общей сложности 16км (8км до края системы и обратно). Всего же протяженность Сюкевских штолен С-1 оценивается примерно в 33км.

Проходка велась буровзрывным способом. Огромным буром просверливали отверстие в породе, закладывали туда заряд, прятались, а потом получившийся хаос погружали в вагонетки и отправляли к реке. Довольно опасное занятие. Буру кстати все еще можно найти, а если углубиться в более не изведанные части, то можно найти еще больше интересного. Я уже не говорю о рельсах, фонарях, и прочих артефактах.

В одном из штреков, сбоку от основной проходки, есть результат экспериментальной добычи, сейчас это место называют гипер кубом. В отличие от буровзрывных работ, тут была применена камнерезная машина она вырезала породу сразу готовыми блоками. Несмотря на огромные плюсы такой выработки, что-то у них там не пошло, и кроме небольшого кусочка добыча таким методам больше не производилась. Может метод оказался дорогостоящим, или слишком медленным, сейчас уже сложно узнать. Но место под названием гиперкуб осталось и теперь оно приманивает к себе любопытствующих. Тут кстати организован базовый лагерь, постелена пленка, организованы шторки, столик, можно найти газ для горелок, при необходимости тут можно разбить палатку, что некоторые и делают.

В штольне сформировался свой микромир, с интересной флорой и фауной. Про летучих мышей я уже говорил, но по мимо них тут водится еще плесень, в очень больших разновидностях. Плесень — это разновидность грибка, и во влажном климате подземелья ей очень комфортно размножаться. Я не являюсь фанатом фотографирования плесени, но такой экземпляр я не мог обойти. Он попался нам прямо по среди штрека, будь мы чуть менее внимательны могли бы и наступить. Мы ласково назвали его Пушком.

Штреки отличаются по объему, некоторые больше, некоторые меньше. Центральный штрек, как мы его окрестили из-за размера, имеет высоту потолков 5-6м, а в ширину там спокойно разъедется пара грузовиков. Перпендикулярные штреки меньше, но все равно масштабные. Крепий нет, и не видно, чтоб они когда-то были, но за более 50 лет вся это система еще стоит. На полу почти нет обвалившихся камней, но все равно не стоит забывать смотреть под ноги. Несколько раз я запинался об какие-то куски железа, проволку.

В одном из штреков была найден мастерская. Огромные верстаки с разбросанными инструментами, и кусками каких-то механизмов. Много деталей принадлежат трактору ХТЗ ДТ-20, ходят легенды, что если пройти всю систему, то можно по запчастям собрать его полностью. К сожалению ремонтную зону я не сфоткал :( Мое внимание привлек другой артефакт минувших лет, фонарь висевший на проводе. Такое мелочи как нельзя лучше передают атмосферу предыдущих лет, а ржавый вид напоминает, что последние 50 лет тут не ведутся работы и люди бывают очень редко.

Находясь в темноте и под землей, ты совсем теряешь счет времени. А когда вокруг тебя много интересного, тебе хочется изучать и познавать, осматривать и исследовать, время пролетает не заметно. Только лишь замерзающие пальцы начинают напоминать о себе. Чем глубже в систему, тем меньше становится летучих мышей, все же они стараются гнездиться ближе к выходу, так как охотится внутри не на кого. Иногда начинает казаться, что тут водятся орки, или все время ожидаешь обнаружить провал с ужасом Мории. Хотя моя фантазия не настолько развита, и я привык полагаться на сухой рационализм.

В Самаре, в сокских штольнях есть развлечение, кататься на вагонетках. В этой же системе мы не нашли вагонетки, которую можно поставить на рельсы, зато последних довольно много. В одном месте даже есть стрелка. При следующем посещении попробую не забыть вэдешку, и попробовать ее запустить. Я кстати первый раз такую видел, так что мы все с ней пофоткались!)

От реки мы прошли по перпендикулярному штреку до предела, по пути заглядывали в боковые и иногда углублялись чуть в сторону. Вернулись по другому штреку, опять зашли в гипер куб. Все же сказалось усталость дня, и холод, хотелось кушать и тепла. Последнее желание оказалось не таким уж и долгим!) Так что мы осматриваем последний тупик и отправляемся в обратный путь.

После долго пребывание в темноте и холоде, выходить наружу очень непривычно. На обратном пути у меня сели все основные фонари, и я шел с запасным ходовым светом. Поэтому для меня выход оказался очень ярким и ослепляющим. Но даже покинув систему, мы не спешил с ней расставаться. Устроили пикник на входе, отзвонились, что мы вышли и у нас все в порядке, и постепенно каждый начал заниматься чем-то своим. Кто-то на большом камне писал мелом "Ижевск", кто-то кидал лягушек, кто-то глушил зараженную рыбу камнями. Но в лагерь никто не торопился. Может это обусловлено нежеланием подниматься в гору)

В тему о сюрреалистичных видах, большинство берега выглядит вот таким образом, а на ярком летнем солнце, камень прямо светится белизной.

На этом все, мое мнение, что система Сюкеевских штолен С-1 очень интересная и стоящая для посещения. В следующем году собираюсь посетить еще раз, для более детального изучения. Надеюсь вам тоже понравилась, заходите еще. В заключении предлагаю посмотреть видео из этой поездки, там показан еще один заброшенный рудник, но это уже совсем другая история...
Maxof
Максим Максимоф Maxof написал 15 октября 2016 в 09:43
Это их весной затапливает? Недалеко от Камского Устья?
Dima Solodyankin JoKeR666 написал 17 октября 2016 в 07:34
Maxof: Не знаю на счет затопления, но от уровня воды в водохранилище зависит можно ли попасть пешком в штольни или только на лодке. Внутрь вроде не заливается вода.
Wars
John Wars написал 15 октября 2016 в 14:43
Люблю штольни, так что держи плюс :)