Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
Dizen
dmitrij badyaev написал 16 сентября 2009 в 00:02 [изменен через 7 месяца] [ Назад ]

Красногвардейский укрепрайон, фотоотчет + текст.

Связанный объект: Красногвардейский укрепрайон

Июль 1941г. Немецкие войска прорывают оборону советского Северо-Западного фронта на линии укрепленных районов по реке Великой(Псковская область), создав тем самым реальную угрозу прорыва немецкой 4-й танковой группы к Ленинграду. Ответ Военного совета Северного фронта незамедлителен – уже через несколько дней началась работа по возведению так называемого Красногвардейского укрепрайона, в задачи которого входило прикрытие города от непосредственного вторжения противника и действия его дальнобойной артиллерии. КрУР, длинною более 100км и местами достигавший в ширину до 3км, берет свое начало у Петергофа и заканчивается в районе Колпино. На всей его протяженности было возведено 62 бетонных дота, 271 дзот, 275 полевых артиллерийских позиций и около 200 км различного рода препятствий.

Image



По ходу отчета я буду еще неоднократно возвращаться к истории, а сейчас перейдем уже к нашей велопробежке.

Image

Стартовали мы в Петергофе, доехав до него на пригородной электричке со станции “Ленинский проспект”. Время, как это не удивительно, на этот раз нас не поджимало, поэтому мы позволили себе немного покататься по парку в свое удовольствие.

Image

Image

В период Второй Мировой войны боевые действия здесь велись, фактически, в самом городе - его оккупация длилась около трех лет, потому многие здания и сооружения были разрушены. Из наиболее известных немцы взорвали и сожгли Большой дворец, нанесли тяжелый урон Большому каскаду, каскадам "Золотая гора" и "Шахматная гора", уничтожили подземные водоводы, вырубили и заминировали парки, вывезли множество статуй, в том числе и "Самсона", про которого даже посвящена одна из передач цикла “Искатели”.

А мы, тем временем, сворачиваем на Ропшинское шоссе и двигаемся дальше.

Image

Image


В самой Ропше было решено сделать первую остановку, ведь проехать мимо Ропшинского дворца и не заглянуть в него было просто недопустимо.

Image

Image


Как и Петергоф, Ропша была захвачена немцами, вся её земля была изрыта траншеями и укреплениями. Даже во дворце образовала свой штаб одна из дивизий СС. В январе 1944 года в результате Красносельско-Ропшинской операции была освобождена. Местные жители, к слову, до сих пор находят в земле неразорвавшиеся снаряды, мины и бомбы, что, впрочем, не удивительно.

Image


Далее двигаемся в деревню Русско-Высоцкое, являющуюся ключевым местом в истории, как и самого КрУРа, так и блокады Ленинграда в целом. Именно здесь, 10 сентября 1941 года Красногвардейский укрепрайон был прорван, а 19 января 1944 года в этом районе наши войска замкнули кольцо вокруг Петергофско-Стрельнинской группировки врага, в честь чего и был установлен данный мемориал:

Image


Отъехав на несколько километров от деревни, нам пришлось сделать вынужденную остановку – Dersu проколол колесо.

Image

Пока он его менял, автор этого текста не расслаблялся, а продолжал углубленно изучать карту :)

Image

Тут, наверное, надо сделать небольшое отступление и сказать, что подробную карту с расположением всех интересующих нас мест, на составление которой было потрачено более полутора часов, я, естественно, накануне забыл на работе, поэтому пришлось довольствоваться лишь быстро распечатанными скриншотами с небезызвестного сайта викимапия :)



Продолжаем путь по укрепрайону. Возле деревни Скворицы слева от дороги встречаем братскую могилу – мемориал памяти всех погибших в этих местах от рук гитлеровских захватчиков.

Image
“Здесь 9 сентября 1941 года защищая подступы к ЛЕНИНГРАДУ стояли насмерть ополченцы-студенты Ленинградского физкультурного техникума
НА ЭТОМ РУБЕЖЕ 22 января 1944 года войны 291й стрелковой дивизии Ленинградского фронта вели упорные бои за освобождение г. Гатчины”.


Едем дальше – Мута Кюла, Алапурская, Ивановка, Пудость. Впереди показывается первый ДОТ, встреченный нами на пути.

Image

Как видно на фото, боковую стену ДОТа буквально, что называется, разорвало от снаряда.

Image


С ним по соседству находился еще один:

Image


Далее по плану у нас было посещение, наверное, одного из самых интересных мест, запланированных на первый день, коим являлся немецкий бункер под селом Романовка. Искали мы его достаточно долго, даже несмотря на то, что, в-приципе, нам были известны довольно точные координаты.


Под такой вот плитой можно увидеть проход в сам бункер.

Image

Image

Image

Image

Предполагается, что это сооружение являлось бункером связи, однако в некоторых источниках он указан как совершенно другой объект.

Тем временем, уже начинало темнеть, и мы, особо не раздумывая, направились в поселок Тайцы, где у автора данного текста находится дача. От души попарившись баньке и выпив немного пивка, мы пошли готовиться ко сну. Проделанный путь за первый день велопробежки составлял 113км.

Утром, немного отдохнув, наше путешествие по Красногвардейскому УР продолжилось. Около поворота на Тихвинку был замечен очередной ДОТ, вернее то, что от него осталось после взрыва:

Image

На переезде за деревней Сокколово стояли еще два:

Image

Один из них стоял на частном участке и был приватизирован(!)

Image

Подъезжаем к Гатчине. Вдали виден МИГ-29 – мемориал, поставленный в честь первого полета в Гатчине. Слева от дороги - ВПП первого в истории России военного аэродрома, на котором сейчас расположен парк аттракционов.

Image

Город Гатчина, тогда еще носивший гордое название Красногвардейск, был оккупирован немецко-фашистскими войсками 13 сентября 1941. После того, как стало ясно, что он уже пал, начался массовый отход людей уже из пылающего города. Освобождён он был в ходе все той же Красносельско-Ропшинской операции 26 января 1944 г.

Image

Image


Сворачиваем в сторону деревушки Малые Колпаны, в районе которой должны были стоять аж 6 ДОТов. После довольно продолжительного поиска нами были найдены только два:

Image

Image


Немного покатавшись еще по самой Гатчине, движемся по направлению к Дудергофским высотам. По дороге встречаем очередной ДОТ, расположенный прямо в центре поселка Тайцы.

Image


А вот и сами Дудергофские высоты во всей красе.

Image

На фото – гора Ореховая (высшая точка около 170 метров). Именно на этом месте были установлены орудия с крейсера Аврора. На сдерживание врага штаб отправил всего-лишь 400 матросов, которые здесь и погибли в течение буквально нескольких дней.

Image

Ниже - сравнительно недавняя находка копателей. На такие вот штуки как раз и устанавливали авроровские орудия.

Image

Image


Двигаемся дальше. Вот таком вот состоянии находится после войны еще один дворец, на этот раз Александра I.

Image

А вот и Пулковские высоты. К этому, и, можно сказать, последнему рубежу обороны, немцы подошли 13 сентября. Во время упорных боев врагу так и не удалось прорвать оборону советских войск. В январе 1944 года отсюда началось наступление Ленинградского фронта, разгромившего вражеские войска у стен города. В память об этом на 20-м километре Киевского шоссе установлен мемориальный комплекс "Пулковский рубеж".

Image

Image

Завершился наш велопробег в Рыбацком у мемориальной стелы, установленной рядом с ДОТом в 1970 году.

Image


Общая протяженность нашего пути составила более 200км. Это была, наверное, одна из самых интереснейших наших вело-поездок. К сожалению, по тем или иным причинам, посмотреть все на что мы хотели нам не удалось, однако в целом и так я считаю что неплохо. Безусловно, этот маршрут рекомендую к посещению всем любителям истории и просто велотуристам :) Если кому интересно, все фото можно посмотреть вот тут: fotki.yandex.ru/users/dmitrij-badyaev/album/50727/

Спасибо за внимание и до новых встреч :)
Jaden
Frau Feldgrau Jaden написала 16 сентября 2009 в 00:20
Велопрогулка что надо)
Ccka
Лена Я Ccka написала 16 сентября 2009 в 00:24
Очень понравился отчет! Когда-нибудь и я наконец доберусь до Гатчины.
noname0137
Kubyshkin R noname0137 написал 16 сентября 2009 в 00:27
Да очень интересный рассказ!
tigtag
Психолирик Олегович tigtag написал 16 сентября 2009 в 00:51
На выходных ездил за город, нашёл там 2 дота. И ведь что самое обидное, один из них памятник, а рядом со вторым устроили свалку. А ведь находятся друг от друга буквально в километре!!!
Dizen
dmitrij badyaev Dizen написал 16 сентября 2009 в 06:33
Всем спасибо. Олегович, а ничего удивительного, к сожалению, практически у всех ДОТов такая вот судьба :(
Nemezis
Michael Thobias Nemezis написал 16 сентября 2009 в 11:01
+1 за отчёт. Очень интересный и познавательный рассказ. Думаю, что данный отчёт можно считать образцом. Мне отчёт очень понравился. Молодцы!!!
alnairlindalwe
Йольф alnairlindalwe написал 16 сентября 2009 в 11:15
Потрясающе. Недавно починил свой велосипед, надо будет вокруг Москвы проехаться...
Хм.. Интересно, что можно увидеть на Внешнем дорожном кольце?
Dersu
Arnold Layne Dersu написало 16 сентября 2009 в 12:10
Кстати, кто в Питере нормально умеет крутить педали, го с нами!
BossMarsian
Вася Петечкин BossMarsian написал 16 сентября 2009 в 12:43
Хорошие фотки!!
Только жители сайта могут оставлять комментарии.