Красногвардейский укрепрайон, фотоотчет + текст.
Связанный объект: Красногвардейский укрепрайон
Июль 1941г. Немецкие войска прорывают оборону советского Северо-Западного фронта на линии укрепленных районов по реке Великой(Псковская область), создав тем самым реальную угрозу прорыва немецкой 4-й танковой группы к Ленинграду. Ответ Военного совета Северного фронта незамедлителен – уже через несколько дней началась работа по возведению так называемого Красногвардейского укрепрайона, в задачи которого входило прикрытие города от непосредственного вторжения противника и действия его дальнобойной артиллерии. КрУР, длинною более 100км и местами достигавший в ширину до 3км, берет свое начало у Петергофа и заканчивается в районе Колпино. На всей его протяженности было возведено 62 бетонных дота, 271 дзот, 275 полевых артиллерийских позиций и около 200 км различного рода препятствий.По ходу отчета я буду еще неоднократно возвращаться к истории, а сейчас перейдем уже к нашей велопробежке.
[img]- BROKEN IMAGE #23693 -[/img]
Стартовали мы в Петергофе, доехав до него на пригородной электричке со станции “Ленинский проспект”. Время, как это не удивительно, на этот раз нас не поджимало, поэтому мы позволили себе немного покататься по парку в свое удовольствие.
[img]- BROKEN IMAGE #23694 -[/img]
[img]- BROKEN IMAGE #23695 -[/img]
В период Второй Мировой войны боевые действия здесь велись, фактически, в самом городе - его оккупация длилась около трех лет, потому многие здания и сооружения были разрушены. Из наиболее известных немцы взорвали и сожгли Большой дворец, нанесли тяжелый урон Большому каскаду, каскадам "Золотая гора" и "Шахматная гора", уничтожили подземные водоводы, вырубили и заминировали парки, вывезли множество статуй, в том числе и "Самсона", про которого даже посвящена одна из передач цикла “Искатели”.
А мы, тем временем, сворачиваем на Ропшинское шоссе и двигаемся дальше.
[img]- BROKEN IMAGE #23696 -[/img]
[img]- BROKEN IMAGE #23697 -[/img]
В самой Ропше было решено сделать первую остановку, ведь проехать мимо Ропшинского дворца и не заглянуть в него было просто недопустимо.
Как и Петергоф, Ропша была захвачена немцами, вся её земля была изрыта траншеями и укреплениями. Даже во дворце образовала свой штаб одна из дивизий СС. В январе 1944 года в результате Красносельско-Ропшинской операции была освобождена. Местные жители, к слову, до сих пор находят в земле неразорвавшиеся снаряды, мины и бомбы, что, впрочем, не удивительно.
Далее двигаемся в деревню Русско-Высоцкое, являющуюся ключевым местом в истории, как и самого КрУРа, так и блокады Ленинграда в целом. Именно здесь, 10 сентября 1941 года Красногвардейский укрепрайон был прорван, а 19 января 1944 года в этом районе наши войска замкнули кольцо вокруг Петергофско-Стрельнинской группировки врага, в честь чего и был установлен данный мемориал:
[img]- BROKEN IMAGE #23701 -[/img]
Отъехав на несколько километров от деревни, нам пришлось сделать вынужденную остановку – Dersu проколол колесо.
[img]- BROKEN IMAGE #23702 -[/img]
Пока он его менял, автор этого текста не расслаблялся, а продолжал углубленно изучать карту :)
Тут, наверное, надо сделать небольшое отступление и сказать, что подробную карту с расположением всех интересующих нас мест, на составление которой было потрачено более полутора часов, я, естественно, накануне забыл на работе, поэтому пришлось довольствоваться лишь быстро распечатанными скриншотами с небезызвестного сайта викимапия :)
Продолжаем путь по укрепрайону. Возле деревни Скворицы слева от дороги встречаем братскую могилу – мемориал памяти всех погибших в этих местах от рук гитлеровских захватчиков.
“Здесь 9 сентября 1941 года защищая подступы к ЛЕНИНГРАДУ стояли насмерть ополченцы-студенты Ленинградского физкультурного техникума
НА ЭТОМ РУБЕЖЕ 22 января 1944 года войны 291й стрелковой дивизии Ленинградского фронта вели упорные бои за освобождение г. Гатчины”.
Едем дальше – Мута Кюла, Алапурская, Ивановка, Пудость. Впереди показывается первый ДОТ, встреченный нами на пути.
Как видно на фото, боковую стену ДОТа буквально, что называется, разорвало от снаряда.
С ним по соседству находился еще один:
[img]- BROKEN IMAGE #23707 -[/img]
Далее по плану у нас было посещение, наверное, одного из самых интересных мест, запланированных на первый день, коим являлся немецкий бункер под селом Романовка. Искали мы его достаточно долго, даже несмотря на то, что, в-приципе, нам были известны довольно точные координаты.
Под такой вот плитой можно увидеть проход в сам бункер.
[img]- BROKEN IMAGE #23709 -[/img]
Предполагается, что это сооружение являлось бункером связи, однако в некоторых источниках он указан как совершенно другой объект.
Тем временем, уже начинало темнеть, и мы, особо не раздумывая, направились в поселок Тайцы, где у автора данного текста находится дача. От души попарившись баньке и выпив немного пивка, мы пошли готовиться ко сну. Проделанный путь за первый день велопробежки составлял 113км.
Утром, немного отдохнув, наше путешествие по Красногвардейскому УР продолжилось. Около поворота на Тихвинку был замечен очередной ДОТ, вернее то, что от него осталось после взрыва:
[img]- BROKEN IMAGE #23712 -[/img]
На переезде за деревней Сокколово стояли еще два:
[img]- BROKEN IMAGE #23713 -[/img]
Один из них стоял на частном участке и был приватизирован(!)
Подъезжаем к Гатчине. Вдали виден МИГ-29 – мемориал, поставленный в честь первого полета в Гатчине. Слева от дороги - ВПП первого в истории России военного аэродрома, на котором сейчас расположен парк аттракционов.
Город Гатчина, тогда еще носивший гордое название Красногвардейск, был оккупирован немецко-фашистскими войсками 13 сентября 1941. После того, как стало ясно, что он уже пал, начался массовый отход людей уже из пылающего города. Освобождён он был в ходе все той же Красносельско-Ропшинской операции 26 января 1944 г.
[img]- BROKEN IMAGE #23716 -[/img]
Сворачиваем в сторону деревушки Малые Колпаны, в районе которой должны были стоять аж 6 ДОТов. После довольно продолжительного поиска нами были найдены только два:
[img]- BROKEN IMAGE #23718 -[/img]
Немного покатавшись еще по самой Гатчине, движемся по направлению к Дудергофским высотам. По дороге встречаем очередной ДОТ, расположенный прямо в центре поселка Тайцы.
[img]- BROKEN IMAGE #23720 -[/img]
А вот и сами Дудергофские высоты во всей красе.
[img]- BROKEN IMAGE #23721 -[/img]
На фото – гора Ореховая (высшая точка около 170 метров). Именно на этом месте были установлены орудия с крейсера Аврора. На сдерживание врага штаб отправил всего-лишь 400 матросов, которые здесь и погибли в течение буквально нескольких дней.
[img]- BROKEN IMAGE #23722 -[/img]
Ниже - сравнительно недавняя находка копателей. На такие вот штуки как раз и устанавливали авроровские орудия.
[img]- BROKEN IMAGE #23724 -[/img]
Двигаемся дальше. Вот таком вот состоянии находится после войны еще один дворец, на этот раз Александра I.
[img]- BROKEN IMAGE #23725 -[/img]
А вот и Пулковские высоты. К этому, и, можно сказать, последнему рубежу обороны, немцы подошли 13 сентября. Во время упорных боев врагу так и не удалось прорвать оборону советских войск. В январе 1944 года отсюда началось наступление Ленинградского фронта, разгромившего вражеские войска у стен города. В память об этом на 20-м километре Киевского шоссе установлен мемориальный комплекс "Пулковский рубеж".
[img]- BROKEN IMAGE #23727 -[/img]
Завершился наш велопробег в Рыбацком у мемориальной стелы, установленной рядом с ДОТом в 1970 году.
[img]- BROKEN IMAGE #23728 -[/img]
Общая протяженность нашего пути составила более 200км. Это была, наверное, одна из самых интереснейших наших вело-поездок. К сожалению, по тем или иным причинам, посмотреть все на что мы хотели нам не удалось, однако в целом и так я считаю что неплохо. Безусловно, этот маршрут рекомендую к посещению всем любителям истории и просто велотуристам :) Если кому интересно, все фото можно посмотреть вот тут: fotki.yandex.ru/users/dmitrij-badyaev/album/50727/
Спасибо за внимание и до новых встреч :)
Jaden
написала 16 сентября 2009 в 00:20
Велопрогулка что надо)
0
Ссылка
Лена Я Ccka
написала 16 сентября 2009 в 00:24
Очень понравился отчет! Когда-нибудь и я наконец доберусь до Гатчины.
0
Ссылка
Kubyshkin R noname0137
написал 16 сентября 2009 в 00:27
Да очень интересный рассказ!
0
Ссылка
Психолирик Олегович tigtag
написал 16 сентября 2009 в 00:51
На выходных ездил за город, нашёл там 2 дота. И ведь что самое обидное, один из них памятник, а рядом со вторым устроили свалку. А ведь находятся друг от друга буквально в километре!!!
0
Ссылка
dmitrij badyaev Dizen
написал 16 сентября 2009 в 06:33
Всем спасибо. Олегович, а ничего удивительного, к сожалению, практически у всех ДОТов такая вот судьба :(
0
Ссылка
Michael Thobias Nemezis
написал 16 сентября 2009 в 11:01
+1 за отчёт. Очень интересный и познавательный рассказ. Думаю, что данный отчёт можно считать образцом. Мне отчёт очень понравился. Молодцы!!!
0
Ссылка
Йольф alnairlindalwe
написал 16 сентября 2009 в 11:15
Потрясающе. Недавно починил свой велосипед, надо будет вокруг Москвы проехаться...
Хм.. Интересно, что можно увидеть на Внешнем дорожном кольце?
Хм.. Интересно, что можно увидеть на Внешнем дорожном кольце?
0
Ссылка
Arnold Layne Dersu
написало 16 сентября 2009 в 12:10
Кстати, кто в Питере нормально умеет крутить педали, го с нами!
0
Ссылка
Вася Петечкин BossMarsian
написал 16 сентября 2009 в 12:43
Хорошие фотки!!
0
Ссылка
Только жители сайта могут оставлять комментарии.