Лев Улетаев написал 15 июля 2015 в 18:56 [изменен через 43 секунды] [ Назад ]

Рассказ о походе в Украинские Карпаты

Вот недавно решил куда-то уехать на пару дней с Киева. Выбор пал на Карпаты, а именно на самый высокий хребет Украины - Черногорский, разделяющий Ивано-Франковскую область и Закарпатскую.

В мае 2015 года уже была попытка подняться на хребет, но в первый же день мы насквозь промокли и решили что лучше попить горячего чая где-нибудь в Верховине. С тех пор меня не покидала мысль, что нужно повторить поход. И вот, 6 июля я и двое напарников выдвинулись в путь.
Докушав свой дабл чиз в маке, я набрал знакомому развочику хлеба, Васе. Он мог подкинуть нас от Верховины до села Дземброня. Вообще, Вася ездит каждый день более трехсот километров по убитым вхлам дорогам, возит хлеб в самые отдаленные села Карпат. После небольшого телефонного разговора, мы направились на платформу, сев в поезд перед самым отправлением.
За окном проносились разнообразные пейзажи, города. В Тернополе, где электровоз меняют на тепловоз поезд стоит дольше всего - 20 минут. И как раз там был квест "Успей сбегать за пивом и едой во время стоянки поезда". А на следующее утро мы уже стояли с рюкзаками в Ворохте. Кассирша на автовокзале убедительно говорила что на маршрутку до Верховины мы не влезем. Но мы верили. И мы влезли. Конечно, влезли через двери багажника и в самой маршрутке даже рукой пошевелить не могли, но доехали. От Верховины до Дземброни нас подбросил, как я уже говорил, Вася на хлебовозе. Купив в Дземброне ещё по бокалу пива и пару батонов хлеба, мы пошли по маршруту. Я в начале маршрута не фотографировал, так как мы вышли довольно поздно и нужно было побыстрее выйти на хребет. Поначалу идти было сложновато, но спустя какое-то время мы вбились в темп и шли без проблем.
От Дземброни до полонины Смотрич идёт вполне нормальная дорога, по которой можно проехать даже автомобилем. На самой полонине расположено несколько домиков чабанов. Ещё в мае тут было пусто и тихо, а сейчас ребята во всю варят сыр. Домик на пол.Смотрич в зимнее время служит базовым лагерем при восхождениях на Поп Иван, я тут когда-то провёл несколько ночей. Уютно. Чабаны угостили нас сывороткой и мы пошли дальше. Ещё был небольшой затуп, набирать воду сразу за полониной в довольно крупном ручье Дзембрены мы не стали, так как я точно помнил что выше будут ещё источники. По закону подлости, источники были пересохшие :) Так и шли мы без воды до водопада Под Ильичевой на ручье Мунчель.
На самом водопаде пообедали, однако людей там было просто тьма. Наверное, из-за праздника Ивана Купала все местные пошли в горы побухать.
Потом начался подъем на гору Ушастый Камень. Тут уже начал поддувать холодный ветер, шорты сменились штанами, а футболка - велокурткой.
На горизонте, если не ошибаюсь, хребет Кострич.
Вооон по тому лесу справа мы шли. В ущелье течёт ручей Мунчель.
Однако, скала на фото выше ещё не вершина Ушастого Камня.
Пройдя определенное время по гребню мы вышли на нижнюю вершину УК. Ветер тут был еще сильнее, но окружающая красота отбивала все неприятные чувства. Скалы тут прям как на Мармароше. Слева внизу тропинка, по которой мы пришли.
Седло между основным Черногорским хребтом и его отрогами - собственно Ушастым Камнем и горой Смотрич. Слева, на вершине г.Поп Иван расположена брошенная обсерватория.
Скала тут прямо таки отвесная, снизу довольно много метров высоты. А по фоточкам в интернете этого и не скажешь.
Ощущений добавлял сильный ветер.
Гребень Ушастого Камня. Солнце уже клонится к горизонту, тень закрыла многие низовины.
Красиво.
Мы выдвинулись на седло. Вообще, по плану в этот день было дойти до озера Бребенескул, где ночевали наши друзья, а потом уже впятером идти дальше. Однако позднее прибытие в Дземброню этому помешало. Был вариант заночевать на седле, там есть вода и руины туристического приюта, где тоже ночевали несколько групп, а утром встать пораньше и догнать наших. Но, обсерватория на Поп Иване всё же манила и решено было идти туда. Хоть это добавляло несколько лишних часов ходу на завтра, но грозное здание на вершине горы нас очень заинтересовало.
Где-то там вдалеке брошенная полонина Шешорская. Вид с седла. Как видно, солнце потихоньку заходит за горы. Вершина в лучах закатного солнца - Стайки (1743 м), а левее от неё безымянная высота 1728 м.
Спустя 10 минут мы вышли на перекресток маршрутов. На гору Поп Иван, на основную часть Черногоры, и на седло.
Вид в сторону Поп Ивана. К тому зданию нам надо дойти до темноты.
Чуть крупнее. Освещение менялось практически каждую минуту, необычно.
Мы начали подъем на Поп Иван. Вскоре солнце зашло, ветер усиливался, темнело. Последние метры были вкрай сложными, В сумерках мы припёрлись к обсерватории, зашли внутрь. Скинув рюкзаки побродили по зданию в поисках лучшего места для ночлега. В некоторых местах был положен новый деревянный пол, сделана новая крыша. Обсерваторию вяло, но реставрируют. Это хорошо. Интересно, что будет в итоге? Приют, музей, или обсерватория будет выполнять свою первоначальную функцию?
Помимо нас в обсерватории было ещё две группы людей, а рядом с ней стояло несколько палаток. Мы расположились в башне, где стоял телескоп. Тут был небольшой сквозняк, но в целом всё комфортно и тепло. Вообще, в обсерватории мне спалось за дни похода комфортнее всего.
Скромный ужин состоял традиционно из мивины, рыбных консерв и чая.

Утром первым делом мы полезли на купол башни. Ветер дул сильнейший!
Это Черногорский хребет. Сегодня нам предстоит идти аж за горизонт.
Тень от обсерватории и меня на крыше.
При спуске с Поп Ивана меня чуть ли не сдувало с гребня, ещё несколько раз подвернул ногу. Поэтому идти было больно все последующие дни.
Так как на Поп Иване воды нету, покушать мы решили около лужи у высоты 1871. Ветер тут минимальный, но всё таки есть. Ещё в воде были странные микроогранизмы, похожие на черный молотый перец. Чтобы сильно не пугаться этой добавке, в воду мы сыпанули нормального перца и кушать было не так противно.
Покушав, отправились в путь. Взошли на вершину Дземброня.
Классная гора, мне особенно понравился спуск на краю скалы с неё. Большинство туристов обходит Дземброню траверсом, а зря.
Между Дземброней и Менчулом было шикарно. Отличная видимость, минимум ветра, не сильно жаркое солнышно.
Вид на полонину Цибульник. Видно Ушастый Камень, на котором мы были вчера. Чуть правее гора Смотрич.
Вода заканчивалась, а ближайшие нормальные источники воды были аж около Бребенескула. Поэтому решили набрать снега на склонах Менчула и растопить его. Пить хотелось очень сильно.
Но, снежная вода оказалась полнейшим говном и пили мы её скривив лица :)
На северном склоне г.Бребенескул сели пообедать, с видом на Гутин Томнатик и озеро в его кулуаре - Бребенескул. Сюда мы должны были дойти вчера, но что-то пошло не так.
Кстати, по скале которая на переднем плане зимой идёт сложнейший в Украине альпинистский маршрут категории 2А или 2Б.
А вот и само озеро Бребенескул. Оно, кстати, самое высокогорное в Украине и расположено на высоте 1801 метр, из него также вытекает одноименная речушка.
Идём дальше. Слева пупырь 1981, справа гора Бребенескул. Локация посередине называется вроде как Широкое Поле.
До Гутин Томнатика вроде как рукой подать, но нам лень. Поэтому идём дальше по хребту.
Нам на Шпицы через Ребру.
Я на вершине Ребры. Её склоны тоже скалистые и стрёмные. На фотографиях в интернете это не так заметно, а когда вживую подходишь к краю немножко офигеваешь.

Слева в дымке далеко-далеко виднеется Поп Иван, откуда утром сегодня мы вышли.
Как-то так.
Вид вниз. Внизу полонина Гаджина
А нам идти дальше, в сторону скал Шпицы.
Скинув рюкзаки на вершине Шпиц, мы опустились непосредственно к скалам. В это место я хотел больше всего. Высокие скальные останки невероятной высоты возвышаются над низовинами
Хорошо, что было безветренно.
Шикарнейшее место.
Жаль, конечно что мы пришли сюда поздновато и многие участки были в тени, и на фото вся крутость этого места не передается.
Прямо по курсу безымянный пупырь 1863.
В тумане тут наверное ещё атмосфернее!
Почему-то лазанье по скалам Шпицы нас нехило так утомило, и к озеру Несамовытому, месту нашего ночлега, мы плелись запыханые и уставшие.
Последние сотни метров спуска не по тропе, а прямо по зарослям альпийской сосны были очень жесткие. Прибыв на стоянку мы все первым делом замертво упали на карематы и лежали неподвижно минут 10-15. Перевев дыхание поставили палатку, сварили похавать. Было безветренно, тепло. На озере было палаток 10, но потом ещё подошли две группы - парень с девушкой и толпа местных.
Сварили макарошки, мивину вермишель, мивину суп, кофе. Ну и консервы. Званый ужин, да.
Кстати, про озеро. Озеро Несамовытое одно из самых высокогорных озёр Украины, расположено на высоте 1750 метров над уровнем моря. Питается атмосферными осадками и грунтовыми водами, как и Бребенескул, но прямых вытоков не имеет. Ниже моренного вала из него вытекает ручей Данцежик, приток Прута.
Плохо что штатив забыл, положил в прихожей чтобы не забыть, и перед самым выходом забыл прицепить. Поэтому фотки с озера говно. Какие есть
Солнце зашло за хребет. На стоянке разжигаются костры, люди достают гитары. Атмосферно.
Общий вид озера. Как видно, в нём купаються люди. Вообще, по легенде, если в озере кто-то искупается то на следующий день будет плохая погода. Мы этому не верили, пока потом сами каждым сантиметром кожи не прочувствовали леденящий душу пиздец. Но об этом дальше. Сейчас всё тихо и безветренно.
Гора Туркул (1933 м). На следующий день мы взбежали на нее практически за 10 минут.
Группа местных расставила свой лагерь в нескольких метрах от нас (а мы специально расположились подальше от всех, но не тут то было), очень шумели весь вечер, но когда они достали гитары и начали петь песни Андрея Миколайчука, Братьев Гадюкиных, Мэд Хэдс и других исполнителей украинского old school мне как-то тепло на душе стало и я их простил :)

Уже когда все наши практически заснули, послышалось из соседних палаток "Диви яке небо! Я ж казав, я ж казав блять!". Меня это крайне заинтересовало. Да, когда окончательно стемнело небо было нереальным. Миллионы звёзд, даже было видно Млечный Путь. Такого в Киеве не увидишь. Я ещё раз пожалел, что не взял штатив.
Проснулся я от сильного шума палатки. Казалось бы, райский безветренный уголок на озере, но ночью и на него пришли сильнейшие порывы ветра. Палатку сорвало с колышек.
-Толян, держи палатку, нас уносит!
С криками и сильным стуком в сердце (палатка то не моя, а вернуть надо целой) я выбежал как можно сильнее вбил колышки заново, чтобы вернуть палатку в целости и сохранности. Несмотря на испортившуюся погоду, наши соседи продолжали петь песни (в 2 часа ночи то!), а я стал не спать, а придерживать палатку. И так до самого утра.
Утром было очень холодно и ветренно, на Туркул тянулись цепочки из десятков людей. Мы по быстрому сложили палатку, съели две банки консерв и пошли на Туркул. За нами шли парень с девушкой, у них был такой же как и у нас маршрут - через Говерлу спустится на перемычку, заночевать, а с утра следующего дня пойти на Петрос, оттуда в село Квасы. Однако вершина Говерлы была затянута тучей...
На склоне Пожижевской мы нашли безветренное местечко, где решили сделать теплую еду, тем самым пропустив вперед парня и девушку.
Однако овсянку я доедал уже под дождевиком. "О, пацаны, через на нас облако летит, круто" через пару минут сменилось "Всё, пиздец". Легенда про купание в Несамовытом свершилась. Еще пару минут назад с этого места было видно все окрестные горы.
Под дождём мы вышли в путь. Перед Говерлой был ещё один рубеж - гора Брескул. И Говерла, и Брескул утром полностью проглядывались. Сейчас видимость была не более пары метров, а дождь перерос в сильнейший, сука, ливень. Ветер тоже не отставал, и капли воды летели не вертикально, а под углом градусов 170, почти горизонтально. И на огромнейшей скорости делали пилинг лица. Дождевик чисто физически не мог спасти, капли дождя просто по иннерции залетали вглубь рукавов. Хорошо, что хоть рюкзак не промок. Поднявшись на Брескул, надо было побыстрее валить с него, а то тут может и молния ебануть, тем более ночью вспышки были. При спуске ветер был ещё сильнее чем даже на Поп Иване, я (а я далеко не самый легкий) еле стоял на ногах, сдувало запросто. Но, несмотря на всё это мы встретили человек 10 обычных людей, без снаряги, в самых дешевых дождевиках, которые решили прогулятся на Говерлу из спортбазы Заросляк и заблудились! Они искали выход к озеру Несамовытому, чтобы оттуда спустится к самой базе, на мои убеждения что надо идти обратно через Говерлу (через неё до базы 5 км, через озеро 12 км) они не отозвались, мотивировав тем, что на Говерлу сложный подъем. Мы могли только пожелать им удачи. Тем временем наши блуждания продолжились.
На Говерлу в ТАКУЮ погоду подниматся было стрёмно, мы решили обойти её западным траверсом и вписаться на ночь в приют "В подножии Говерлы". Судя по карте, тропинка в траверс должна была вот-вот начаться. Ну вот на карте, пограничный столбик 39 и от него отходит тропинка. Смотрим вокруг. Столбик есть. Тропинки нету. Думаем, что это из-за масштаба и идём чуть дальше. Тропинки нету. Вообщем, как вы поняли мы случайно взошли на вершину Говерлы в поисках её обхода.
Когда из тумана внезапно появился железный крест, лично у меня очень поднялось настроение. Мы уже забили на Говерлу, и я точно был уверен что в этом походе не взойдем на неё. Но плохая видимость сделала своё дело, и мы были на вершине. В окружении сильного ветра (но не такого сильного как на Брескуле), дождя (но не такого сильного как на Брескуле) и нулевой видимости. Если стать допустим около креста, то постамент с тризубом который практически в паре метров от креста был уже еле-еле различим. Вообще, композиция на Говерле состоит из следующего - железный крест, столб с тризубом (тризуб с которого в прошлом году отвалился на голову девушке, у неё ЧМТ), постамент "На Говерле собраны земли твои, Украино", где в ячейках собраны кусочки земли со всей Украины, и несколько флагштоков с флагами Украины и её регинов. Несмотря на ущербную погоду, на вершине было несколько человек. Вскоре они ушли и мы остались одни. Для Говерлы летом это невероятная редкость, из-за её легкодоступности из спортбазы сюда поднимаются все кому не лень. Я где-то читал что на вершине даже кофе иногда разливают. Это печально. Единение с природой, ага. Но нам повезло. Фотоаппарат лежал у меня в рюкзаке, снять рюкзак я не мог т.к. дождевик у меня накрывает и меня и рюкзак одновременно, если бы я его снял я бы промок в считанные секунды. Но я и так промок. Потупив на вершине начали спуск. Спуск в спортбазу Заросляк, так как подумав головой мы поняли что такая погода надолго, и завтра мы из приюта под Говерлой не выберемся сухими и здоровыми. Спуск прошел быстро и уверенно, всё таки горячий чай и нормальная еда в Заросляке манили. Через некоторое время мы пробили снизу облако и стало видно окрестности. Правее самые внимательные увидят красную крышу спортбазы.
Однако со спуском в Заросляк приключения не заканчивались. Во-первых, мы не пили спиртного уже больше суток. Во-вторых, вся теплая одежда была полностью мокрой, как и палатка. В-третьих, было холодно! Первым делом переодевшись в шорты и футболку прямо на улочке спортбазы мы пошли хавать. Потом купили домашнего винца, и этот же винодел и его жена отвезли нас на газельке в Ворохту по убитой вхлам дороге. Ворохта была мрачной и безлюдной. Поужинав в какой-то пиццерии мы пошли в нашу гостинницу. Гостинница представляла из себя зал ожидания вокзала станции Ворохта. Luxury.
Ночь на вокзале была самой самой плохой. Я просыпался раз 10, если не больше. Бомж, живущий на вокзале не раз покушался на наши вещи. Ещё было очень холодно, я укрывался футболкой, ничего другого теплого не было. Потом додумался укрытся спальником. Доставая его я старался каждый шелест делать очень тихим, чтобы не нарушать идиллию ночного вокзала, где кроме нас спали ещё люди. Достал спальник, укрылся. В час ночи меня разбудил громкий ор толпы детей, человек 30-40, которые завалились в вокзал ждать ночного поезда. После этого я понял что мои шелесты спальником были ничем, по сравнению в криками этой быдло-толпы. И что ж им сука спать не хочется в поздний час? Перетерпев это мы проснулись в 5 утра. В 6 утра у нас был поезд в Квасы (билеты в Киев мы брали оттуда, т.к. планировали не спускатся в Заросляк, а в Квасы). В поезде ещё чуток поспали, хотя бы в тепле и в лежачем положении. Погуляли по утренним Квасам.

По нашей карте было показано, что где-то тут есть домик для туристов, тратить деньги на жильё это не царское дело (сказал я, который потратил около 300 грн на ресторан в этот же день). Домика для туристов не оказалось, зато оказался алкаш Юра, который без проблем согласился вписать нас в свой дом всего лишь за бутылку водки, которую мы вместе и выпили. Шикарное предложение, дом со всеми удобствами. Юра нам потом еще показал Квасы, мы сходили к минеральным источникам, где он разогнал всю очередь из экскурсантов и набрал нам воды без очереди, причем каждые 50 метров прогулки по селу он заходил в разнообразные кафе и выпивал по 50 грамм. Под вечер мы пошли в магазин за хлебом, но случайно нахаляву отведали местного самогона. Правда, поругались мы с самогонщиком также быстро, как и подружились. А еще за ночь Юра несколько раз заходил в комнату, включал свет, и спрашивал "Хлопцi, спите?".
А на следующий день зеленый тепловоз увёз нас прочь из этого маленького чудного мира. Конец.
SIM
SIM написал 15 июля 2015 в 19:24
классные ноги! прям офигительные! что за кроссы? ? ? ! ! !
armahema
armahema написал 15 июля 2015 в 21:34
Огонь, нескольким фотка нет просто исторической цены...
Лев Улетаев louna написал 17 июля 2015 в 14:40 [исправлен через 34 секунды]
armahema: если ваш коммент сарказм, то поясню. пост называется не "лучшие фотографии Украинских Карпат", а "рассказ о походе в Украинских Карпатах".

для меня (да и думаю для многих других) интересны не только пейзажи, а и разные организационные моменты.

или Вы сильно много сил потратили чтобы перемотать пару лишних фотографий?
Behram
Behram написал 16 июля 2015 в 10:53 [исправлен через 21 секунду]
О, а як когда-то пешком из спортбазы в Ворохту шел. После спуска с Петроса, подъема и спуска с Говерлы, на станции я еле встал, когда поезд приехал.
Mulder
Владимир Малдер Mulder написал 16 июля 2015 в 12:25
Отчёт замечетельный просто замечательные горы. Эх. Хочу в Карпаты. Всё-таки вот смотрю я тот же Кавказ, красную поляну в районе Сочи... но у него души нет, а у Карпат душа есть, какая-то энергетика, чувствующаяся на фотографиях, что-то в них чарующее, хочется туда. Очень хочется. А в Красную поляну не хочется. Также и Абхазия. Она тоже всё время манит...
Лев Улетаев louna написал 17 июля 2015 в 14:37
Mulder: cпасибо! Все горы хороши :)
DonPicotero
Don Rodrigo DonPicotero написал 17 июля 2015 в 15:06
Mulder: Гуцулы тебя ждут :)