Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТворчество
Stimboy
Aleksandr Treugolnikov написал 15 октября 2016 в 18:03 [изменен 16 Apr 2021 в 09:17] [ Назад ]

Историческое железо завода «Бавария»

Связанный объект: Заброшенная солодовня

Точнее речь пойдёт о здании солодовни 1912 года постройки. Петроградский район Петербурга, как и другие районы города, богат на исторические объекты промышленного назначения, которые формируют так называемый "серый пояс" вокруг исторического центра и преимущественно вдоль водных магистралей - рек и каналов. Этот пояс из фабрик и заводов начал активно формироваться в начале 19го века и уже к началу века 20го, сковал город плотным кольцом обозначив его границы. Но город продолжал расти. Появление большого количества фабрик стало причиной притока рабочей силы, для которой фабрики стали скупать периферийные земли и строить жильё. Так появился ещё один пояс - "рабочие жилые городки" и "рабочие окраины". К середине 20 века город перешагнул и их границы. До конца 20го века фабрики и заводы эксплуатировали и модернизировали но к началу 21го века многие из них исчерпали свои технологические возможности. Сегодня "серый пояс" стал серьёзной проблемой в развитии города. Некоторые предприятия ликвидировали, некоторые переехали. Многое уже снесли. Что то даже удалось адаптировать под современные нужды и сохранить исторически значимые объекты. Однако проблемных точек ещё очень много. Сейчас мы наблюдаем тихую борьбу комитетов с инвесторами. Если первые пытаются сохранить исторически значимые объекты то вторые делают всё что бы от них избавиться. Так уж получилось, что я мало знаком с историческими объектам Петроградского района и узнаю о них совершенно случайно и с большим запозданием. Например про фабрику "Красное знамя" (бывш. "Керстен и Ко") я узнал из газет. Про завод "Вулкан" из книжки по истории фабрики Керстена. А про завод "Бавария" из лекции Маргариты Сергеевны Штиглиц (док. архитектуры) на которую недавно съездил.
Image



Вот и решил съездить и посмотреть, что же сейчас представляет из себя этот объект. Но в начале хотел бы предложить историческую справку, хронологию 2000х и попытки реновации. Что позволит сформировать целостное историческое представление об объекте, а не просто впечатление как об унылой ж\б коробке - баяне.

ImageИсторическая справка.
В 1863 году сахарный завод прекратил свое существование, и его земли с находящимися на острове постройками были приобретены вновь созданным Российско-Баварским акционерным пивоваренным обществом «Бавария». Новый завод и сад с увеселительным павильоном назвали тоже «Бавария». С 1864 года под руководством Ф.Б. Нагеля началась перестройка старых зданий «для устройства пивоваренного завода».
Image
В последующие годы были построены склады для хранения ячменя, льда и готовой продукции, а также проложен водопровод. Оборудование для нового завода привезли из Германии. Оттуда же прибыли мастера-пивовары. Большие строительные работы проводились на предприятии в 1870-е годы. В этот период, помимо расширения производственных площадей, был перепланирован сад, построены театр, буфет, беседки. В 1890-е годы по проекту Ф.Б. Нагеля заводские сады были реконструированы и переоборудованы.

Image
Последние крупные строительные работы проводились на предприятии в 1900—1910-е под руководством архитектора Н.Н. Веревкина. В 1911 году возведено наиболее значительное в архитектурном отношении заводское сооружение — солодовенный корпус. До марта 1911 года пивоваренный корпус «Солодовня» представлял собой комплекс из восьми строений различной высоты (1-4 этажа). В период с 1911 по 1913 гг., в результате реконструкции и переоборудования солодовенного корпуса, ряд сооружений было разобрано. По технологическим соображениям были возведены новые здания солодовни и овинов, функционально связанные со старыми постройками. Машинное отделение было упразднено, солодосушильни – переоборудованы в склады-силосы, при этом были усилены перекрытия за счет устройства бетонных сводов по железным балкам, также была сооружена водонапорная башня.

Image
Здание солодовни выделяется новизной функционально-конструктивного решения не только среди построек «Баварии», но и среди большинства промышленных сооружений начала века.
Image
Его строитель Л.А. Серк — один из пионеров использования железобетона в промышленной архитектуре Петербурга — соединил многоярусную железобетонную структуру-«этажерку» с тремя сушильными камерами. «Солодовня с очитской зерна» представляет собой 7 этажей под железобетонными сводами. На втором ярусе находились восемь ж/б камер для ращения солода. Седьмой ярус имел ж/б покрытие с двумя ядами пробки и двумя слоями толя. Солодосушильни – «Овины» в 7 этажей, 6 и 7 этажи соединены вытянутыми шатрами.
Image
Все строение состоит из трех частей. Средняя часть – центральная железобетонная лестница. Первый этаж под овинами был занят кирпичными печами, во 2-м находились калориферные, 3-й – 5-й этажи предназначались для сушилок солода. Вышеуказанные шатры 6-го и 7-го этажей состоят из конусообразных железобетонных профилей, снаружи покрытых пробковыми пластинами. Над шатрами возвышались три железобетонных трубы, составлявших 1/3 высоты строения. Все части сооружения заключены в единый блок с кирпичными наружными стенами. Над сушильными камерами поднимаются крупные вытянутые вверх щипцы резко изломанных очертаний. Эти декоративные элементы скрывали основания мощных вытяжных труб (ныне разобранных). Щипцовые завершения создают экспрессивный силуэт и вносят оттенок романтической стилизации в облик утилитарного сооружения.
Image
В настоящее время завод, преобразованный в акционерное общество, носит то же название. В связи с изменениями технологических требований объект не функционирует с 1989 года и пребывает в заброшенном состоянии. Здание имеет статус памятника архитектуры регионального значения по решению Исполкома Ленсовета от 05.12.1988 № 963.
Ист. [http://design-union.ru/process/education/university/2178-2012-08-13-18-06-58]
Панорама завода в 1969 году. В дальнем правом углу виден силуэт солодовни. Image
Image Таким образом, здание солодовни построено в 1911-12гг, инженером Львом Алексеевичем Серком. Однако это не единственный шедевр Льва Серка в Петербурге. Так например на резиновой мануфактуре «Треугольник» по проектам Серка было построено 23 производственных корпуса. [Информ. проект «Треугольник»]

Хронология 2000х.

03.11.11г
Солодовню пивзавода "Новая Бавария" продадут в третий раз со скидкой. Солодовня пивзавода "Новая Бавария", площадь которой составляет 1,684 кв м, находится на Петровском острове. Так же вместе с ней продается участок земли 3,974 кв м. Солодовня - объект культурного наследия, однако, несмотря на это, в ней частично разрушен фундамент, стены и крыша. В марте 2011 года стала известно, что первые торги по продаже здания 8 июня 2011 года. Первоначальная цена составляла 130 млн рублей. Однако, так как была подана всего одна заявка, аукцион перенесли. Затем в сентябре этого года была предпринята вторая попытка продажи в рамках международного форума PROEstate 2011. Минимальную цену понизили до 99 млн рублей. Но и тогда торги не состоялись из-за малого количества заявок. Аукцион вновь был перенесен на 12 октября 2011 года, минимальную цену снижать не стали. Но заявок снова не было. И теперь в третий раз Фонд Имущества хочет продать здание, на сей раз скидка поставила 20% - 78 млн рублей. В 2001 году дом, где находилась головная контора пивоваренного завода "Новая Бавария", Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры включил в "Перечень вновь выявленных объектов исторического, научного, художественного или иную культурного наследия" Тот, кто выиграет конкурс, будет обязан заключить охранное обязательство с КГИОПом.
Ист. [http://delovoe.tv/event/Na_solodovnyu_pivzavoda_/]

25.06.2014г
К реконструкции солодовни завода «Бавария» на Петровском острове, возможно, приступят в начале 2015 года. При этом не исключена частичная разборка здания. Краснокирпичное здание на Петровском проспекте, 9, литера Н, было построено в 1911–1912 годах по проекту гражданского инженера Льва Серка. Сейчас оно охраняется как региональный памятник архитектуры и при этом стоит заброшенным. В 2012-м постройку приобрело на торгах ООО «Леонтьевский мыс», учрежденное мальтийскими инвесторами. Эта компания возводит напротив жилой микрорайон. По предварительным планам, в «Баварии» будет создан лофт с жилой функцией. Если получится, то это будет первый проект такого рода в городе.
Ист. [http://kanoner.com/2014/06/25/139199/]

16.08.14г
В советское время постройка в стиле модерн была лишена трех массивных дымовых труб, а затем и вовсе запланирована к разборке. Тем не менее, в результате чиновники все же признали историко-культурную ценность объекта и в 1988 году внесли его в список региональных памятников. Несмотря на охранный статус, солодовня никак не использовалась и постепенно разрушалась. В 1998 году было проведено техническое обследование, выявившее предаварийное состояние ряда железобетонных элементов постройки. Несмотря на это, еще более десятилетия никаких попыток изменить судьбу памятника не предпринималось. Уже в 2000-х годах солодовню пять раз подряд пытались продать с торгов Фонда имущества, однако, эти попытки не увенчивались успехом. В 2012 году владелец для постройки все-таки нашелся - им стала компания "Леонтьевский Мыс", строящая по соседству элитный жилой комплекс. Именно расположение полуразрушенной солодовни за окном у будущих состоятельных жильцов и побудило девелоперов выкупить здание. "Мы хотим, чтобы будущие жители элитного ЖК "Леонтьевский Мыс" наблюдали из своих окон объект, который прекрасно впишется и дополнит элитную застройку территории. Тем более, что развитие всего Петровского острова идет именно в этом направлении. На смежных территориях уже заявлен ряд проектов других девелоперов, предусматривающих возведение элитного жилья", - пояснил Restate.ru генеральный директор компании "Леонтьевский Мыс" Игорь Оноков. Согласно планам девелоперов, в постройке должно со временем разместиться жилье. Таким образом, солодовня станет первым историческим заводом преобразованным в элитные апартаменты в Петербурге, иначе говоря, первым представителем класса "лофт". К работе над проектом уже привлечены дизайнеры британской фирмы Yoo, намечено участие в проектировании Джона Хичкокса, создателя самого понятия лофтов.
Ист. [http://www.restate.ru/material/155301.html]

Image Спутниковый снимок объекта. 2015-16г.
Сейчас большая часть исторических корпусов завода снесена.

Проекты реновации солодовни.

1. 13.08.2012
"Красная Бавария. Дипломный проект Горбуновой Ольги, ГХПА им. Штиглица.
Image
Image
Image
Ист. [http://design-union.ru/process/education/university/2178-2012-08-13-18-06-58]

2. 23.06.16г
Реновация солодовни пивоваренного завода "Бавария", Кушнарёва Александра.
Image
Image
Image
ImageИст. [http://archobraz.ru/project2016]

Историческое железо завода «Бавария».

1. Теперь к осмотру здания солодовни по состоянию на 13.10.16г. Само по себе здание представляет собой ж\б скелет с перекрытиями и кирпичным наполнением фасадных стен. Интерес представляет внешнее оформление фасада выходящего в глубь территории. Но ещё более интересно было осмотреть этажи на предмет "исторического железа", его скромных остатков. Это и определило главное содержание отчёта и его названия. Но сначала о конструкции здания...
Image
Image2. Фасад выходящий на речку. Image3. Вход в здание на главную лестницу. Проём выполнен в арочном оформлении. Image
Image
Image
Image4. Напротив лестницы две лифтовые шахты с нижнего по верхний этаж. ImageЗапирающая коробка дверц лифта: Image5. Кроме центральной лестницы в здание есть и вторая. Она расположена в правом дальнем углу. Image
Image6. За дворовым фасадом скрывается три больших помещения. Это пространства с нижнего по верхний этаж.
Image
Image
Image
Image
Image7. Оконные рамы тут - стальная отливка. Такие же я видел на объекте ЭС-1 \ Общество Электрического Освещения 1886 года. ImageРоликовый стопор. Image8. Почти все этажи однообразно скучны...
ImageЖ\б перекрытия во многих местах утратили прочность, осыпались. Часто видна голая, ржавая арматура. ImageВерхний этаж..
Image
Image
Image9. Крыша. Тут частично сохранились исторические ограждения...
Image
Image
Image10. Территория рядом с корпусом. Присутствуют рабочие. Многие корпуса уже снесены, а оставшиеся готовят к сносу. Image
ImageОдин из корпусов: Image11. В здании была замечена тара профильного продукта... Image
Image12. Теперь к железу...
Частично сохранились вертикальные и горизонтальные транспортёры, бункеры и самое интересное - два типа валопроводов на цепной, ременной и тросовой передачи.
Вертикальные транспортёры. Перемещали сырьё с нижнего на верхний этаж. Стальные коробы в которых двигалась лента с ковшами пронизывали перекрытия всех этажей.
Приёмный отдел транспортёра на первом этаже. Таких транспортёров было довольно много. Несколько штук частично сохранились. ImageСмотровой люк. ImageЛента с ковшами, черпаками. Image
ImageВерхняя часть транспортёра на верхнем этаже. Image Привод по средствам цепной передачи. Возможно это поздняя модификация привода.
ImageГоризонтальный транспортёр.
Короб этого транспортёра пронизывает этажи здания по горизонтали. Слева из стены выходит подающий короб. ImageВ отличие от вертикального транспортёра, этот работает за счёт "винта Архимеда", спиральные лопасти которого продвигают сырьё. Image
ImageОстатки стыковочного механизма двух транспортёров пот прямым углом. ImageКрепление короба транспортёра к стене литыми чугунными кронштейнами. ImageТак же вариант крепления под потолком. ImageА тут хорошо видно как вертикальный транспортёр переходит в горизонтальный. ImageНа одном из нижних этажей вдоль корпуса проходит ряд камер с толстыми дверями. ImageДвусторонний запирающий шпингалет двери с литой стальной ручкой.
ImageИз каждой такой камеры выходило по два конца трубы с пробками на цепочке. ImageПараллельно этим камерам идёт ряд бункеров с рассеивателями. Image
ImageВ верхней части этих вертушек механизм ограничения скорости вращения, такой же как на паровых машинах. Это перекладина с грузиком, которая давит на вал сцепления. При превышении скорости вращения центробежная сила приподнимает гразик и перекладину. Давление на вал ослабевает и происходит расцепление до того момента скорости при котором грузик опустится вниз и снова надавит на вал. Но на фото этого грузика не видно так как он был отломан с перекладины. ImageМестами встречались разные бункера... Image
ImageНа верхнем этаже встретился интересный механизм. Его элементы имеют клёпанные соединения, чугунно-литые элементы. По конструкции механизма могу предположить что это бункер-разграничитель или просеиватель. Рядом был такой же механизм но в закрытом корпусе. Image
Image
Image
Разное по мелочам:
Image
Image
Image
Image
Image
А теперь самое интересное - Валопроводы.

На стене смонтирована целая система передачи по средствам валопровода с тросовой передачей и лебёдками. ImageПосмотрим поближе... Валопровод на кронштейнах со шкивами.ImageПравая граница валопровода. ImageКронштейн валопровода. ImageРегулируемый указатель на стальном тросе. Мерный циферблат закреплён ниже на стене.ImageСистема блоков. ImageЛебёдки. Image
Image
Ременной валопровод потолочного крепления.

Наиболее интересный элемент наглядно показывающий вид привода распространённого в середине 19го века.
ImageВал крепится к потолку\своду по средствам кронштейнов с фиксирующими винтами. Image
Image
ImageКрепление плоского ременного шкива. ImageВ зависимости от нужного числа оборотов и скорости на валу крепятся шкивы разного диаметра. Большого и малого: Image
Image Так выглядели подобные валопроводы в работе:
Image
На этом обзор остатков железа на солодовни завода "Бавария" закончен. Самому зданию всё планируют дать новую жизнь. Однако думаю железо до этого момента не доживёт. Сам объект конечно тленный баян но мне было интересно посмотреть именно на валопровод так как ранее на объектах ни где не видел подобных. Спасибо за внимание.
SmiteMasteR
ЮрОк SmiteMasteR написал 18 октября 2016 в 19:01
Действующую часть когда полезем обживать? Там тоже есть на что поглазеть
0
Ссылка | 1 отв.
Stimboy
Aleksandr Treugolnikov Stimboy написал 18 октября 2016 в 20:45
SmiteMasteR: а я думал этот отчёт так и останется "девственницей" и ни кто его не поимеет комментом, уж больно он скучный.
Дак там уже почти всё посносили. Ещё жив домик администрации но там всё живо и под евро. На прилегающей территории тоже всё сносят. Там готовят площадку под элитку.
sdti
уругвайский sdti написал 22 октября 2016 в 10:35
давно хотел поглядеть это место. хороший отчёт
0
Ссылка | 1 отв.
Stimboy
Aleksandr Treugolnikov Stimboy написал 22 октября 2016 в 12:39
sdti: там холодно и уныло.
MehoileFace
Mehoile Face MehoileFace написало 22 октября 2016 в 15:30
знатный объект!
Stimboy
Aleksandr Treugolnikov Stimboy написал 23 января 2017 в 20:39
mutab0r
клею танчики mutab0r написал 24 января 2017 в 21:02
Класс, не знал, что там столько старинных механизмов сохранилось! Я думал, что в совке подобное ещё годах в 60-х демонтировали.
0
Ссылка | 2 отв.
Stimboy
Aleksandr Treugolnikov Stimboy написал 25 января 2017 в 22:13 [исправлен через 35 секунд]
mutab0r: кое что ещё есть но несколько лет назад было больше. Так например валопровод в цокольном этаже я уже не застал, утащили. А второй на верхнем этаже ещё на месте. Основная цель похода была найти эти валопроводы так как ранее в естественной среде я их ни где не встречал. Всё везде порезали ещё при совке. А тут видимо статус памятника помог... Но чую скоро и салодовню пустят под снос. Там ж\б конструкции уже не ахти. Реставрировать думаю не будут, снесут.
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
mutab0r
клею танчики mutab0r написал 27 января 2017 в 19:52
Stimboy: Теперь жалею даже, что в 10 году у меня не хватило куража туда заглянуть…
Только жители сайта могут оставлять комментарии.