Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТворчество
Stimboy
Aleksandr Treugolnikov написал 31 октября 2021 в 16:24 [изменен через 1 день] [ Назад ]

завод "Светлана", снос в исторической части.

Связанный объект: Корпуса завода «Светлана»

Это уже третий мой отчёт по Питерскому заводу "Светлана" за 2021 год. Первый отчёт был посвящён обзору всей бывшей и ныне действующей территории предприятия. Второй отчёт посвящён сносу одного из наиболее знакового и известного корпуса завода. Данный отчёт посвящён сносу части исторических корпусов. Получается целая летопись ситуации значимых изменений в судьбе этого предприятия за этот год. Хотя изначально планировал остановиться на первом обзорном отчёте. Но как можно не заметить, обделить вниманием события, которые происходят с флагманом электронной промышленности у нас на глазах? Кроме того пост посвящён не просто очередному сносу корпусов на этом предприятии, а так же судьбе военного мемориала, который оказался в эпицентре событий.
Image




Как я писал в первом "обзорном" отчёте, на территории предприятия в его прежних границах находится два выявленных объекта культурного наследия (ВОКН) - это комплекс из нескольких исторических корпусов, и три памятника: два военных мемориала, и один мемориал трудовой славы. Один из военных мемориалов в результате масштабной "реновации" (считай сноса завода и застройки жилыми комплексами) оказался за пределами современной границы завода, который ужался в пять раз. Этот мемориал оказался в "подвешенном состоянии" посреди исторических корпусов которые сейчас сносят. Аналогичная ситуация недавно произошла на Питерской фабрике "Скороход", о которой я писал ранее, где в процессе реновации демонтировали два заводских памятника Ленину и Кирову, а так же вырубили заводскую аллею. Эти обстоятельства вызвали опасения за судьбу мемориала на "Светлане" и побудили прибыть на место событий для осмотра процесса сноса в данной части бывшего предприятия.


Попутно разберёмся как же так вышло, что ВОКН был признан не весь комплекс исторических корпусов, а только два из них. Для этого обратимся к истории предприятия и выясним тонкости современного законодательства в сфере охраны памятников архитектуры. Но обо всём по порядку. Сперва, что бы понимать ситуацию по этому объекту в целом, пойдём от общего к частному и посмотрим на "ситуационные материалы" из первого "обзорного" отчёта.


Первое с чего стоит начать это План застройки бывшего завода. Как видно, 4\5 территории застраивается шестью жилыми комплексами. Для этого было снесено и продолжают сносить заводские корпуса начиная с 2018 года. Буквально месяц назад завершили снос одного знакового советского корпуса №190, про который был отдельный отчёт. На его месте будет возводится ЖК6. В данном отчёте будет рассмотрен участок будущего ЖК7. На данный момент (ноябрь 2021г) строятся ЖК1, ЖК2, ЖК3, ЖК4, завершён снос под ЖК6, продолжается снос под ЖК7, и предстоит снос под ЖК5*(соц.объект). Объёмы застройки беспокоят местных жителей на предмет транспортного коллапса. Жители опасаются, что действующая дорожная инфраструктура пр.Энгельса - прСветлановский - прТореза - Манчестерская не справятся с потенциальным потоком автотранспорта.
*под ЖК5 подразумевается не жилое, а социальное строительство.
Image
Территория предприятия до "реновации". На схеме присутствует заводская нумерация корпусов и уточнённые датировки постройка\снос.
ImageФрагмент плана в исторической части предприятия. Объективно историческими корпусами на плане являются корпуса №1, 2, 2а, 3, 4, 8, 9, 84, 157, 158, 163, 164. Эти корпуса до 1917 года постройки. Однако ВОКН признаны только корпуса №1 и 164. Почему так произошло будет написано далее по тексту. Сейчас, под ЖК7 сносят исторические корпуса №157, 158 (1912 года); №163 (1914 года) и чуть позже начнут сносить №159, 160, 162, 165 (начала 1930х годов) и №150 (конца 1970х). Интересующий нас мемориал отмечен между корпусами №158 и 84.ImageКроме этого в исторической части интересно рассмотреть утраченный исторический потонем - Латкинский проспект. Изначально, это городская улица, а с середины 1950х годов главная внутризаводская улица, которая в последствии утратила своё название. Таких "улиц и каналов призраков" в бывших пром. зонах города очень много. Например на бывшем заводе "Красный треугольник" это речка Таракановка. Подробнее про эту речку можно посмотреть в сюжете интернет газеты "Канонер".
Возвращаясь к Латкинскому проспекту, наглядно его судьбу можно рассмотреть по картам города разных лет.
Image
На карте 1934 года схематично обозначены исторические корпуса изначально машиностроительного АО "Айваз" (будущий завод "Светлана"). Однако в эти годы он имел название завод им. Энгельса.
Image
На карте 1947 года проспект так же обозначен.
Image
А вот с середины 50х с учётом нового ген. плана города и планировки улиц, проспект пропадает из обозначения общедоступных городских улиц и становится внутризаводской дорогой. Стрелкой тут показаны сносимые сейчас исторические корпуса.
Image


Латкинский проспект можно наблюдать на снимке 1931 года. Вдоль него как раз исторические корпуса №1 и 2 АО "Айваз".



С севера к Лесному примыкают так называемые Латкинские места, – указывалось в путеводителе по Ленинграду, изданном в 1931 г. – Здесь до конца первого десятилетия ХХ в. существовала большая усадьба известного географа Н.В. Латкина, имевшая много мелких дач и огромный парк, переходивший в лес в районе Старо-Парголовского проспекта.
Латкинские места, как правило, считались неотъемлемой частью Лесного, северная граница которого, по мнению краеведа С.А. Безбаха, проходила по Исакову переулку (ныне – Манчестерская ул.), за ним уже начиналась Удельная.
«Родоначальник» названия Николай Васильевич Латкин (1832 – 1904) был известным в России золотопромышленником, видным ученым-географом, автором многочисленных статей, брошюр и книг по географии и статистике различных регионов России, а также Балканских стран, Северной и Южной Америки.
В голодные годы (имелись в виду Первая мировая и Гражданская войны. – С. Г.) парк вырубили, – говорилось в ленинградском путеводителе 1931 г. – На месте усадьбы высятся корпуса заводов-близнецов: им. Энгельса (бывший „Айваз“) и „Светланы“
Ист.: книга "Исторические районы Петербурга от А до Я", Глезеров С.Е.
Image

Этот же главный исторический корпус №1 вид со двора.
Image
В завершении фотохроники ещё два интересных снимка. Слева снимок 1970 года с тем самым военным мемориалом. Справа снимок 1980 года. Тут по Светлановскому проспекту новые корпуса предприятия - №179, 136, 149, 11. Справа на снимке видны исторические корпуса №1, 2, 164 и бывший Латкинский проспект засаженный деревьями.

Image


Теперь к процессу осмотра процесса сноса исторических корпусов №157 и 158. Сперва по пути к цели встретился корпус №159-160, который уже стоит пустой и ожидает сноса под ЖК7. Производства в этом корпусе уже давно не было. Его сдавали в аренду под фирмы, склады и торговлю. Корпус не высокий в 3 этажа. Но с его крыши можно было лучше оценить ситуацию на прилегающей исторической части территории.
Image
Продолжается демонтаж всего металлического...
Image
Как видно, дверей по факту уже нет. Вход свободный и беспрепятственный. В здании никого нет.
ImageImageImageImage
Одна из двух лестниц в корпусе №160 (это лицевая часть корпуса 160-159).
ImageImageImage
А это уже вторая лестницы-близнец в этом корпусе. Её частично облицевали плиткой.
ImageImageImageImageImageImageImageImage
Через чердак попадаем на крышу.
Image
Справа проспект Энгельса.
Image
Световые атриумы корпуса №159.
ImageImage
Рядом корпус №138. Его пока не планируется сносить за счёт экономически выгодной большой этажности и не плохом тех. состоянии.
ImageImageImageImageImage
Вид в один из световых атриумов.
ImageImage
С торца крыши корпуса №159, выходящего во двор хорошо видна территория завода и новостройки.
ImageImageImageImageImage
Вид в сторону исторической части завода.
Image
На заднем плане стройка ЖК3.
ImageImageImage
И наша цель - обзорный вид на прилегающую сносимую территорию.
ImageImage
В центре историческое здание, истинный год постройки которого так и не удалось установить. А по "омоложению*" этот корпус 1930х годов. В нём до сих пор расположена действующая ТП.
* "омоложение" - термин из градозащитной практики, означающий ошибочное или заведомо ложное присвоение явно и объективно историческому(до 1917г) зданию более поздней датировки с целью вывода объекта из компетенции КГИОПа, и лишения его защиты от сноса в виде статуса ВОКН, памятника.
ImageImageImage
Кстати, вдоль этого временного заборчика ранее пролегали подъездные ж\д пути к заводу. Позже закатанные в асфальт. Но ближе к пр. Энгельса до сих пор торчит фрагмент того ж\д пути (забыл его сфоткать).
Image
Вид с крыши был оправдан. Ситуация на площадке как на ладони. Полное отсутствие рабочих, был выходной. Так же замечено, что рядом с легковушкой забор покосился и образовалась крупная брешь, практически свободный проход с улицы на площадку. Маршрут был ясен.
Image


Теперь на площадку в эпицентр сноса.
На объёмном проекте застройки видна конфигурация ЖК7. Его южный флигель короче двух других. Как раз в том месте, где находится мемориал (обозначен стрелкой "М"). Это может говорить о том, что новое строительство не затронет военный мемориал.
Image
Но сперва разберёмся почему комитет по охране памятников дал статут ВОКН только двум корпусам из всего исторического комплекса, что позволило законно снести два исторических корпуса под ЖК7. Напомню, исторический комплекс АО "Айваз" (ПАО "Светлана") состоит из дореволюционных корпусов №1, 2, 2а, 4, 84, 157, 158, 164 - 1912-1913 годов постройки. Из них ВОКН признаны только корпус №1 (произв. корпус) и 164 (дирекция). Поможет нам архивная документация или в данном случае макет завода в заводском музее (в корпусе №10). Этот макет отражает застройку до 1917 года. Под "М" тут одноэтажный сарай, на месте которого в советское время появится наш военный мемориал с фонтаном. Корпуса №157, 158, которые не получили статус ВОКН 2х этажные. Но в советское время были надстроены третьим этажом. Кроме этого южная часть корпуса №157 была укорочена (разобрана часть корпуса до чёрной черты). В комитете это (надстройка\перестройка) называют "нарушение\утрата исторического облика", что увы является основанием не присваивать статус ВОКН, памятник. На фотографиях сноса будет видно, что эти два корпуса действительно надстраивались этажом. Причём это было сделано после 1917 года, это важно. Корпус №1 дошёл до нас без изменений в 5 этажей и без крупных пристроек и поэтому считается, что он не утратил исторический облик. Поэтому он получил статус ВОКН. Этот же статус получил и 3х этажный корпус №164, хотя судя по макету изначально он имел два этажа. Вероятно надстройка третьим этажом произошла до 1917 года, а значит "советского искажения облика" не было. Та же ситуация с корпусом №2.

Image


Итак, крупная щель в заборе осталась позади. Второй заборчик имеет незапертые ворота.
Image
А эти ворота ведут на действующую часть завода.
Image
Корпус 165 ТП.
Image
Торец корпуса 158.
Image
Корпус 165
Image
Корпус 158
ImageImage
Корпуса 158 и 163
Image
Корпус 163 недавно сдавали в аренду.
ImageImageImage
Слева действующий корпус 84
ImageImage
Вид на часть корпуса 158
ImageImageImageImageImage
Корпус 165
Image
Корпус 163
ImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImage
В одной из пристроек уцелел интерьер
Image
Тут осталось немного партийных документов советского времени
ImageImageImageImageImageImage
Корпус 157
ImageImage
Корпус 158
ImageImage
Корпус 158. Тут хорошо видно весь конструктив здания.
ImageImageImageImageImageImageImageImage
Корпус 158. В процессе сноса стало хорошо видно, где историческая часть здания, а где поздняя надстройка. Перекрытия 1и2 исторических этажей тут видны "свод Монье" по металлическим балкам на чугунных колоннах. А третий этаж надстроен с ж\б опорами и чердаком.
ImageImageImage
Во дворе показались ели мемориала, хороший знак... Мемориал цел, деревья на месте.
ImageImageImageImageImageImage
Металлические части корпусов группируют отдельно. Их заберут на металл.
ImageImageImageImage
Справа корпус 164
ImageImage
Image
Мемориал
ImageImageImageImageImage
Корпус 158 был оборудован под бизнес центр. В наш первый визит в июле 2021 года он ещё работал.
ImageImageImageImageImageImageImageImage
Тут на центральной лестнице исторические кованные перила.
ImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImageImage
В лифтовой
ImageImageImageImageImage


На этом пока всё. Сейчас продолжается снос этих корпусов. Надеюсь мемориал уцелеет и за ним будут ухаживать. Только пока не понятно, кто именно. Раньше этим занимался ПАО "Светлана".
Только жители сайта могут оставлять комментарии.