Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТуризм
Antares
написал 4 октября 2010 в 19:21 [изменен через 22 часа] [ Назад ]

Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Специально для благодарных читателей поста.
ImageЖелезнодорожный музей в Бресте открыт 15 мая 2002 г. Общая площадь составляет 29000 м². Длина трех экспозиционных путей — 1200 м. В экспозиции музея, по состоянию на настоящий момент, находятся 49 образцов натурной железнодорожной техники. Отличительной особенностью музея является то, что большинство экспонатов действующие, что позволяет использовать их в экскурсионных поездках и киносъемках. Также имеется более ста экспонатов технического оснащения железнодорожного транспорта разных периодов истории.
Брестский железнодорожный музей


Я начну с паровозной части экспозиции, а экспонаты расставлю в хронологическом порядке, считая по году постройки того или иного паровоза.

1. Паровоз Эу №699-45. Построен в 1929 г. на Брянском паровозостроительном заводе.
Паровоз марки Э — практически лучший паровоз дореволюционной постройки и один из самых надёжных паровозов в мире. Он выпускался с 1912 по 1957 гг., причём не только в России и Советском Союзе, но и целом ряде зарубежных стран. Во время становления Советского Союза и подъёма его экономики, этот паровоз выполнял основной объём перевозок по стране. В годы Великой Отечественной войны из них формировались колонны паровозов особого резерва Наркома путей сообщения, которые обеспечивали военные перевозки, работая при этом в отрыве от основных депо, и тем самым сыграв значительную роль в победе Советского Союза. По количеству построенных локомотивов (около 11 тысяч) и по общей продолжительности выпуска паровоз Э является абсолютным рекордсменом в истории мирового паровозостроения.
Image
2. Паровоз Эм №727-24. Построен в 1933 г. на Харьковском паровозостроительном заводе.
Image
3. Паровоз Эр №743-76. Построен в 1935 г. на Луганском паровозостроительном заводе.
Image
4. Паровоз ФД20 №1237. Построен в 1936 г. на Луганском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз типа 1-5-1, производившийся в 1931-41 гг. Проектирование и постройка первого паровоза серии заняли рекордно короткий срок — 170 дней, и это при том, что на нём было применено множество нововведений, которые кардинально изменили советскую школу паровозостроения. ФД обслуживал важнейшие грузовые направления, увеличивая их провозную способность за счёт повышения веса и, особенно, технической скорости движения грузовых поездов. Являлся одним из мощнейших советских серийных паровозов и имел среди них самую высокую силу тяги.

Обратим внимание на рельсовую колею, на которой стоит паровоз. Как видно, она двойная: сочетает широкую (1524 мм) и узкую (1435 мм) колеи. Паровоз ФД стоит на широкой колее, одним рядом колес на ближнем к нам рельсе, вторым — на третьем рельсе от нас.
Image
Поддерживающая тележка паровоза.
Image
5. Паровоз ТЭ №074. Построен в 1942 г. в Германии.
Паровоз тип 52 или BR 52 был разработан в первой половине 1942 г. в качестве «военного» паровоза (нем. Kriegslokomotive). Основной задачей конструкторов было создание максимально дешевого и технологичного, и в то же время надежного и простого в обслуживании локомотива. При этом возможной длительностью эксплуатации разрешалось пренебречь: расчётный срок эксплуатации локомотива должен был составлять около 5 лет.
В общей сложности за время войны в качестве трофеев и по репарациям, в распоряжение СССР поступило около 2200 таких паровозов, эксплуатировавшиеся на железных дорогах в 1940-70-х гг. Паровозы получили обозначение ТЭ, что расшифровывается как «Трофейный, идентичный по характеристикам паровозу серии Э». Подавляющее большинство локомотивов подверглось переделке под российскую колею 1524 мм. Некоторое количество машин, не переведенных на российскую колею, использовалось в приграничных областях СССР.

Как мы видим, паровоз ТЭ стоит на других путях, имеющих ширину колеи 1435 мм. Этот паровоз работал на Белорусской железной дороге, и не подвергся переделке на широкую колею.
Image
Тендер паровоза.
Image
6. Паровоз ТЭ №2596. Построен в 1943 г. в Германии.
Image
Задняя часть топки паровоза.
Image
Регулировочные ручки.
Image
Image
Датчики давления.
Image
Окна будки.
Image
Тендер паровоза ТЭ.
Image
Внутри тендера.
Image
7. Паровоз ТЭ №5806. Построен в 1943 г. в Германии.
Image
Тендер паровоза.
Image
Это приспособление, подвешенное на борту тендера, позволяло при сходе с рельс вернуть паровоз на путь.
Image
8. Паровоз ТЭ №8026. Построен в 1943 г. в Германии.

Этот паровоз стоит уже на единственной, широкой колее. Значит, он подвергся переделке после войны.
Image
Сцепные колесные пары паровоза ТЭ.
Image
Тендер паровоза ТЭ.
Image
Тележка тендера паровоза ТЭ.
Image
9. Паровоз Эр №17-750-01. Построен в 1943 г. на Коломенском паровозостроительном заводе.
Image
Сцепные колесные пары, рабочий цилиндр, кулиса, тяги и маятник паровоза Эр.
Image
На этом паровозе машинист локомотивного депо Брест Федор Григорьевич Фадеев получил звание Героя Социалистического Труда.
Image
Тендер паровоза Эр.
Image
Тележка тендера.
Image
10. Паровоз П32 «Победа» (с 1947 г. — Л №0009). Построен в 1946 г. на Коломенском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0, разработанный в конце Великой Отечественной войны совместно Коломенским заводом и ВНИИЖТом под руководством выдающегося конструктора Л.С. Лебедянского и академика С.П. Сыромятникова и выпускавшийся в 1945-55 гг. Является одним из лучших и массовых (свыше 4 тыс.) советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог Советского Союза.
Image
Колесные пары паровоза Л.
Image
Нефтяной тендер паровоза Л.
Image
Тележка тендера.
Image
11. Паровоз СО 17 №3268. Построен в 1948 г. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0.
Image
12. Паровоз [b]Су[/b] №250-30. Построен в 1948 г. на паровозостроительном заводе «Красное Сормово».
Пассажирский паровоз типа 1-3-1, выпускавшийся в 1924-51 гг. Был создан на базе лучшего курьерского паровоза Российской империи — С и стал первым паровозом, разработанным в Советском Союзе. Являлся универсальным пассажирским паровозом, который мог водить с умеренной скоростью различные пассажирские поезда, в том числе и тяжёлые, многовагонные. Самый массовый советский пассажирский паровоз, который эксплуатировался на подавляющем большинстве железных дорог страны вплоть до конца 1960-х. Считается одним из лучших в мире паровозов.
Image
Image
Кулисный механизм паровоза Су. Диаметр колес парвоза Су — 185 см.

Очень просто определить, пассажирский паровоз или грузовой: у пассажирских тянущие колеса очень большие, в рост человека (для достижения больших скоростей при малой нагрузке), у грузовых же колеса небольшие.
Image
В кабине машиниста.
Image
13. Паровоз Л №1259. Построен в 1949 г. на Брянском паровозостроительном заводе.
Image
14. Паровоз Эр №770-36. Построен в 1950 г. в Познани (Польша) на заводе им. Сталина.
Image
Фирменный знак завода на паровом колпаке.
Image
15. Паровоз Эр №771-14. Построен в 1950 г. в Брно (Чехия) на заводе им. Готтвальда.
Image
Image
Image
Фирменная табличка завода.
Image
16. Паровоз П36 №0050. Построен в 1955 г. на Коломенском паровозостроительном заводе.
Магистральный пассажирский паровоз, выпускавшийся в 1950-56 гг. Мог эксплуатироваться на подавляющем большинстве советских железных дорог, заменив паровозы серии Су и заметно повысив вес пассажирских поездов. Последний выпускавшийся в СССР пассажирский паровоз.
Image
Ведущее и сцепные колесные пары.
Image
Кабина машиниста.
Image
Топка.
Image
Датчики давления.
Image
Скоростемер.
Image
Связь.
Image
Манометры насосов.
Image
Тормозной манометр.
Image
Поддерживающая тележка паровоза.
Image
Задняя стенка тендера.
Image
17. Паровоз ЛВ №0202. Построен в 1956 г. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз, производившийся в 1952-56 гг. Один из самых совершенных советских паровозов. Последний паровоз серии (ЛВ-0522) стал для советского паровозостроения последним построенным магистральным паровозом.
Image
Путеочиститель и автосцепка СА-3 паровоза ЛВ.
Image
Буферные фонари и охлаждающие цилиндры.
Image
Дверца дымовой коробки.
Image
Будка и поддерживающая тележка паровоза ЛВ.
Image
Шуровочная дверца топки паровоза ЛВ.
Image
Регулировочные ручки.
Image
Image
Image
Скоростемер.
Image
Набор манометров.
Image
Паровозный манометр с красивой стрелкой.
Image
Эпилог паровозной эры: «Труд паровоза велик, путь паровоза славен!»
Image
18. Паровоз-танк 9П №14362. Построен в 1953 г. на Муромском паровозостроительном заводе им. Дзержинского.
Маневровый танк-паровоз (бестендерный) типа 0-3-0 выпускался в 1935-77 гг. Использовался на маневровых работах, а также на путях многих заводов и рудников.
Image
Тяговая часть паровоза 9П.
Image
В 2006 г. паровоз представал в совершенно другой раскраске.
Image
В следующих частях будут представлены тепловозы, вагоны и специальная техника Брестского железнодорожного музея.
kirilley
kirilley написал 4 октября 2010 в 20:14
Очень содержательно!
Cat
Morphine Cat написал 4 октября 2010 в 23:53
было уже и не один раз.
Причём как и из предыдущих АтчОтоф так и в этом, кадры абсолютно одинаковые.
ставлю +, за содержательность и подробность..
(Оо, сам не знаю почему)
formatcde
formatcde написал 5 октября 2010 в 00:13
Не спидометр, а скоростемер.
Спидометр на жигулях стоит.
+2
Ссылка | 1 отв.
Antares
Antares написал 5 октября 2010 в 17:47
Поправил.
И фар тоже нет, а буферные фонари.
Hellsing
Пашка Hellsing написал 5 октября 2010 в 00:22
отлично +
особенно этот порадовал
Image
+1
Ссылка | 1 отв.
Antares
Antares написал 5 октября 2010 в 17:44
Да, П36 красавец :)
Vlad
Владимир Грязнов Vlad написал 7 октября 2010 в 13:46
Интересно, спасибо ( :)
ak47
ПешаХод ak47 написал 16 октября 2010 в 23:52
Как часто бывает, то что у тебя под носом, не замечаешь!
Живя в Бресте проходил мимо этого музея, но сегодня все же попал туда. С женой и дочкой. У ребенка так вообще восторга было много. Особенно понравилось, что в некоторые кабины машинистов можно беспрепятственно зайти. Лично меня, все это очень впечатлило. Я бы назвал экспозицию "мощь железа".
А автору + за обстоятельность фотоотчета.
Ну просто нечего добавить.
Только жители сайта могут оставлять комментарии.