Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы
Специально для благодарных читателей поста.
Железнодорожный музей в Бресте открыт 15 мая 2002 г. Общая площадь составляет 29000 м². Длина трех экспозиционных путей — 1200 м. В экспозиции музея, по состоянию на настоящий момент, находятся 49 образцов натурной железнодорожной техники. Отличительной особенностью музея является то, что большинство экспонатов действующие, что позволяет использовать их в экскурсионных поездках и киносъемках. Также имеется более ста экспонатов технического оснащения железнодорожного транспорта разных периодов истории.
Брестский железнодорожный музей
Я начну с паровозной части экспозиции, а экспонаты расставлю в хронологическом порядке, считая по году постройки того или иного паровоза.
1. Паровоз Эу №699-45. Построен в 1929 г. на Брянском паровозостроительном заводе.
Паровоз марки Э — практически лучший паровоз дореволюционной постройки и один из самых надёжных паровозов в мире. Он выпускался с 1912 по 1957 гг., причём не только в России и Советском Союзе, но и целом ряде зарубежных стран. Во время становления Советского Союза и подъёма его экономики, этот паровоз выполнял основной объём перевозок по стране. В годы Великой Отечественной войны из них формировались колонны паровозов особого резерва Наркома путей сообщения, которые обеспечивали военные перевозки, работая при этом в отрыве от основных депо, и тем самым сыграв значительную роль в победе Советского Союза. По количеству построенных локомотивов (около 11 тысяч) и по общей продолжительности выпуска паровоз Э является абсолютным рекордсменом в истории мирового паровозостроения.
2. Паровоз Эм №727-24. Построен в 1933 г. на Харьковском паровозостроительном заводе.
3. Паровоз Эр №743-76. Построен в 1935 г. на Луганском паровозостроительном заводе.
4. Паровоз ФД20 №1237. Построен в 1936 г. на Луганском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз типа 1-5-1, производившийся в 1931-41 гг. Проектирование и постройка первого паровоза серии заняли рекордно короткий срок — 170 дней, и это при том, что на нём было применено множество нововведений, которые кардинально изменили советскую школу паровозостроения. ФД обслуживал важнейшие грузовые направления, увеличивая их провозную способность за счёт повышения веса и, особенно, технической скорости движения грузовых поездов. Являлся одним из мощнейших советских серийных паровозов и имел среди них самую высокую силу тяги.
Обратим внимание на рельсовую колею, на которой стоит паровоз. Как видно, она двойная: сочетает широкую (1524 мм) и узкую (1435 мм) колеи. Паровоз ФД стоит на широкой колее, одним рядом колес на ближнем к нам рельсе, вторым — на третьем рельсе от нас.
Поддерживающая тележка паровоза.
5. Паровоз ТЭ №074. Построен в 1942 г. в Германии.
Паровоз тип 52 или BR 52 был разработан в первой половине 1942 г. в качестве «военного» паровоза (нем. Kriegslokomotive). Основной задачей конструкторов было создание максимально дешевого и технологичного, и в то же время надежного и простого в обслуживании локомотива. При этом возможной длительностью эксплуатации разрешалось пренебречь: расчётный срок эксплуатации локомотива должен был составлять около 5 лет.
В общей сложности за время войны в качестве трофеев и по репарациям, в распоряжение СССР поступило около 2200 таких паровозов, эксплуатировавшиеся на железных дорогах в 1940-70-х гг. Паровозы получили обозначение ТЭ, что расшифровывается как «Трофейный, идентичный по характеристикам паровозу серии Э». Подавляющее большинство локомотивов подверглось переделке под российскую колею 1524 мм. Некоторое количество машин, не переведенных на российскую колею, использовалось в приграничных областях СССР.
Как мы видим, паровоз ТЭ стоит на других путях, имеющих ширину колеи 1435 мм. Этот паровоз работал на Белорусской железной дороге, и не подвергся переделке на широкую колею.
Тендер паровоза.
6. Паровоз ТЭ №2596. Построен в 1943 г. в Германии.
Задняя часть топки паровоза.
Регулировочные ручки.
Датчики давления.
Окна будки.
Тендер паровоза ТЭ.
Внутри тендера.
7. Паровоз ТЭ №5806. Построен в 1943 г. в Германии.
Тендер паровоза.
Это приспособление, подвешенное на борту тендера, позволяло при сходе с рельс вернуть паровоз на путь.
8. Паровоз ТЭ №8026. Построен в 1943 г. в Германии.
Этот паровоз стоит уже на единственной, широкой колее. Значит, он подвергся переделке после войны.
Сцепные колесные пары паровоза ТЭ.
Тендер паровоза ТЭ.
Тележка тендера паровоза ТЭ.
9. Паровоз Эр №17-750-01. Построен в 1943 г. на Коломенском паровозостроительном заводе.
Сцепные колесные пары, рабочий цилиндр, кулиса, тяги и маятник паровоза Эр.
На этом паровозе машинист локомотивного депо Брест Федор Григорьевич Фадеев получил звание Героя Социалистического Труда.
Тендер паровоза Эр.
Тележка тендера.
10. Паровоз П32 «Победа» (с 1947 г. — Л №0009). Построен в 1946 г. на Коломенском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0, разработанный в конце Великой Отечественной войны совместно Коломенским заводом и ВНИИЖТом под руководством выдающегося конструктора Л.С. Лебедянского и академика С.П. Сыромятникова и выпускавшийся в 1945-55 гг. Является одним из лучших и массовых (свыше 4 тыс.) советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог Советского Союза.
Колесные пары паровоза Л.
Нефтяной тендер паровоза Л.
Тележка тендера.
11. Паровоз СО 17 №3268. Построен в 1948 г. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0.
12. Паровоз [b]Су[/b] №250-30. Построен в 1948 г. на паровозостроительном заводе «Красное Сормово».
Пассажирский паровоз типа 1-3-1, выпускавшийся в 1924-51 гг. Был создан на базе лучшего курьерского паровоза Российской империи — С и стал первым паровозом, разработанным в Советском Союзе. Являлся универсальным пассажирским паровозом, который мог водить с умеренной скоростью различные пассажирские поезда, в том числе и тяжёлые, многовагонные. Самый массовый советский пассажирский паровоз, который эксплуатировался на подавляющем большинстве железных дорог страны вплоть до конца 1960-х. Считается одним из лучших в мире паровозов.
Кулисный механизм паровоза Су. Диаметр колес парвоза Су — 185 см.
Очень просто определить, пассажирский паровоз или грузовой: у пассажирских тянущие колеса очень большие, в рост человека (для достижения больших скоростей при малой нагрузке), у грузовых же колеса небольшие.
В кабине машиниста.
13. Паровоз Л №1259. Построен в 1949 г. на Брянском паровозостроительном заводе.
14. Паровоз Эр №770-36. Построен в 1950 г. в Познани (Польша) на заводе им. Сталина.
Фирменный знак завода на паровом колпаке.
15. Паровоз Эр №771-14. Построен в 1950 г. в Брно (Чехия) на заводе им. Готтвальда.
Фирменная табличка завода.
16. Паровоз П36 №0050. Построен в 1955 г. на Коломенском паровозостроительном заводе.
Магистральный пассажирский паровоз, выпускавшийся в 1950-56 гг. Мог эксплуатироваться на подавляющем большинстве советских железных дорог, заменив паровозы серии Су и заметно повысив вес пассажирских поездов. Последний выпускавшийся в СССР пассажирский паровоз.
Ведущее и сцепные колесные пары.
Кабина машиниста.
Топка.
Датчики давления.
Скоростемер.
Связь.
Манометры насосов.
Тормозной манометр.
Поддерживающая тележка паровоза.
Задняя стенка тендера.
17. Паровоз ЛВ №0202. Построен в 1956 г. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз, производившийся в 1952-56 гг. Один из самых совершенных советских паровозов. Последний паровоз серии (ЛВ-0522) стал для советского паровозостроения последним построенным магистральным паровозом.
Путеочиститель и автосцепка СА-3 паровоза ЛВ.
Буферные фонари и охлаждающие цилиндры.
Дверца дымовой коробки.
Будка и поддерживающая тележка паровоза ЛВ.
Шуровочная дверца топки паровоза ЛВ.
Регулировочные ручки.
Скоростемер.
Набор манометров.
Паровозный манометр с красивой стрелкой.
Эпилог паровозной эры: «Труд паровоза велик, путь паровоза славен!»
18. Паровоз-танк 9П №14362. Построен в 1953 г. на Муромском паровозостроительном заводе им. Дзержинского.
Маневровый танк-паровоз (бестендерный) типа 0-3-0 выпускался в 1935-77 гг. Использовался на маневровых работах, а также на путях многих заводов и рудников.
Тяговая часть паровоза 9П.
В 2006 г. паровоз представал в совершенно другой раскраске.
В следующих частях будут представлены тепловозы, вагоны и специальная техника Брестского железнодорожного музея.
Железнодорожный музей в Бресте открыт 15 мая 2002 г. Общая площадь составляет 29000 м². Длина трех экспозиционных путей — 1200 м. В экспозиции музея, по состоянию на настоящий момент, находятся 49 образцов натурной железнодорожной техники. Отличительной особенностью музея является то, что большинство экспонатов действующие, что позволяет использовать их в экскурсионных поездках и киносъемках. Также имеется более ста экспонатов технического оснащения железнодорожного транспорта разных периодов истории.
Брестский железнодорожный музей
Я начну с паровозной части экспозиции, а экспонаты расставлю в хронологическом порядке, считая по году постройки того или иного паровоза.
1. Паровоз Эу №699-45. Построен в 1929 г. на Брянском паровозостроительном заводе.
Паровоз марки Э — практически лучший паровоз дореволюционной постройки и один из самых надёжных паровозов в мире. Он выпускался с 1912 по 1957 гг., причём не только в России и Советском Союзе, но и целом ряде зарубежных стран. Во время становления Советского Союза и подъёма его экономики, этот паровоз выполнял основной объём перевозок по стране. В годы Великой Отечественной войны из них формировались колонны паровозов особого резерва Наркома путей сообщения, которые обеспечивали военные перевозки, работая при этом в отрыве от основных депо, и тем самым сыграв значительную роль в победе Советского Союза. По количеству построенных локомотивов (около 11 тысяч) и по общей продолжительности выпуска паровоз Э является абсолютным рекордсменом в истории мирового паровозостроения.
2. Паровоз Эм №727-24. Построен в 1933 г. на Харьковском паровозостроительном заводе.
3. Паровоз Эр №743-76. Построен в 1935 г. на Луганском паровозостроительном заводе.
4. Паровоз ФД20 №1237. Построен в 1936 г. на Луганском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз типа 1-5-1, производившийся в 1931-41 гг. Проектирование и постройка первого паровоза серии заняли рекордно короткий срок — 170 дней, и это при том, что на нём было применено множество нововведений, которые кардинально изменили советскую школу паровозостроения. ФД обслуживал важнейшие грузовые направления, увеличивая их провозную способность за счёт повышения веса и, особенно, технической скорости движения грузовых поездов. Являлся одним из мощнейших советских серийных паровозов и имел среди них самую высокую силу тяги.
Обратим внимание на рельсовую колею, на которой стоит паровоз. Как видно, она двойная: сочетает широкую (1524 мм) и узкую (1435 мм) колеи. Паровоз ФД стоит на широкой колее, одним рядом колес на ближнем к нам рельсе, вторым — на третьем рельсе от нас.
Поддерживающая тележка паровоза.
5. Паровоз ТЭ №074. Построен в 1942 г. в Германии.
Паровоз тип 52 или BR 52 был разработан в первой половине 1942 г. в качестве «военного» паровоза (нем. Kriegslokomotive). Основной задачей конструкторов было создание максимально дешевого и технологичного, и в то же время надежного и простого в обслуживании локомотива. При этом возможной длительностью эксплуатации разрешалось пренебречь: расчётный срок эксплуатации локомотива должен был составлять около 5 лет.
В общей сложности за время войны в качестве трофеев и по репарациям, в распоряжение СССР поступило около 2200 таких паровозов, эксплуатировавшиеся на железных дорогах в 1940-70-х гг. Паровозы получили обозначение ТЭ, что расшифровывается как «Трофейный, идентичный по характеристикам паровозу серии Э». Подавляющее большинство локомотивов подверглось переделке под российскую колею 1524 мм. Некоторое количество машин, не переведенных на российскую колею, использовалось в приграничных областях СССР.
Как мы видим, паровоз ТЭ стоит на других путях, имеющих ширину колеи 1435 мм. Этот паровоз работал на Белорусской железной дороге, и не подвергся переделке на широкую колею.
Тендер паровоза.
6. Паровоз ТЭ №2596. Построен в 1943 г. в Германии.
Задняя часть топки паровоза.
Регулировочные ручки.
Датчики давления.
Окна будки.
Тендер паровоза ТЭ.
Внутри тендера.
7. Паровоз ТЭ №5806. Построен в 1943 г. в Германии.
Тендер паровоза.
Это приспособление, подвешенное на борту тендера, позволяло при сходе с рельс вернуть паровоз на путь.
8. Паровоз ТЭ №8026. Построен в 1943 г. в Германии.
Этот паровоз стоит уже на единственной, широкой колее. Значит, он подвергся переделке после войны.
Сцепные колесные пары паровоза ТЭ.
Тендер паровоза ТЭ.
Тележка тендера паровоза ТЭ.
9. Паровоз Эр №17-750-01. Построен в 1943 г. на Коломенском паровозостроительном заводе.
Сцепные колесные пары, рабочий цилиндр, кулиса, тяги и маятник паровоза Эр.
На этом паровозе машинист локомотивного депо Брест Федор Григорьевич Фадеев получил звание Героя Социалистического Труда.
Тендер паровоза Эр.
Тележка тендера.
10. Паровоз П32 «Победа» (с 1947 г. — Л №0009). Построен в 1946 г. на Коломенском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0, разработанный в конце Великой Отечественной войны совместно Коломенским заводом и ВНИИЖТом под руководством выдающегося конструктора Л.С. Лебедянского и академика С.П. Сыромятникова и выпускавшийся в 1945-55 гг. Является одним из лучших и массовых (свыше 4 тыс.) советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог Советского Союза.
Колесные пары паровоза Л.
Нефтяной тендер паровоза Л.
Тележка тендера.
11. Паровоз СО 17 №3268. Построен в 1948 г. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0.
12. Паровоз [b]Су[/b] №250-30. Построен в 1948 г. на паровозостроительном заводе «Красное Сормово».
Пассажирский паровоз типа 1-3-1, выпускавшийся в 1924-51 гг. Был создан на базе лучшего курьерского паровоза Российской империи — С и стал первым паровозом, разработанным в Советском Союзе. Являлся универсальным пассажирским паровозом, который мог водить с умеренной скоростью различные пассажирские поезда, в том числе и тяжёлые, многовагонные. Самый массовый советский пассажирский паровоз, который эксплуатировался на подавляющем большинстве железных дорог страны вплоть до конца 1960-х. Считается одним из лучших в мире паровозов.
Кулисный механизм паровоза Су. Диаметр колес парвоза Су — 185 см.
Очень просто определить, пассажирский паровоз или грузовой: у пассажирских тянущие колеса очень большие, в рост человека (для достижения больших скоростей при малой нагрузке), у грузовых же колеса небольшие.
В кабине машиниста.
13. Паровоз Л №1259. Построен в 1949 г. на Брянском паровозостроительном заводе.
14. Паровоз Эр №770-36. Построен в 1950 г. в Познани (Польша) на заводе им. Сталина.
Фирменный знак завода на паровом колпаке.
15. Паровоз Эр №771-14. Построен в 1950 г. в Брно (Чехия) на заводе им. Готтвальда.
Фирменная табличка завода.
16. Паровоз П36 №0050. Построен в 1955 г. на Коломенском паровозостроительном заводе.
Магистральный пассажирский паровоз, выпускавшийся в 1950-56 гг. Мог эксплуатироваться на подавляющем большинстве советских железных дорог, заменив паровозы серии Су и заметно повысив вес пассажирских поездов. Последний выпускавшийся в СССР пассажирский паровоз.
Ведущее и сцепные колесные пары.
Кабина машиниста.
Топка.
Датчики давления.
Скоростемер.
Связь.
Манометры насосов.
Тормозной манометр.
Поддерживающая тележка паровоза.
Задняя стенка тендера.
17. Паровоз ЛВ №0202. Построен в 1956 г. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз, производившийся в 1952-56 гг. Один из самых совершенных советских паровозов. Последний паровоз серии (ЛВ-0522) стал для советского паровозостроения последним построенным магистральным паровозом.
Путеочиститель и автосцепка СА-3 паровоза ЛВ.
Буферные фонари и охлаждающие цилиндры.
Дверца дымовой коробки.
Будка и поддерживающая тележка паровоза ЛВ.
Шуровочная дверца топки паровоза ЛВ.
Регулировочные ручки.
Скоростемер.
Набор манометров.
Паровозный манометр с красивой стрелкой.
Эпилог паровозной эры: «Труд паровоза велик, путь паровоза славен!»
18. Паровоз-танк 9П №14362. Построен в 1953 г. на Муромском паровозостроительном заводе им. Дзержинского.
Маневровый танк-паровоз (бестендерный) типа 0-3-0 выпускался в 1935-77 гг. Использовался на маневровых работах, а также на путях многих заводов и рудников.
Тяговая часть паровоза 9П.
В 2006 г. паровоз представал в совершенно другой раскраске.
В следующих частях будут представлены тепловозы, вагоны и специальная техника Брестского железнодорожного музея.
kirilley
написал 4 октября 2010 в 20:14
Очень содержательно!
0
Ссылка
Morphine Cat
написал 4 октября 2010 в 23:53
было уже и не один раз.
Причём как и из предыдущих АтчОтоф так и в этом, кадры абсолютно одинаковые.
ставлю +, за содержательность и подробность..
(Оо, сам не знаю почему)
Причём как и из предыдущих АтчОтоф так и в этом, кадры абсолютно одинаковые.
ставлю +, за содержательность и подробность..
(Оо, сам не знаю почему)
0
Ссылка
formatcde
написал 5 октября 2010 в 00:13
Не спидометр, а скоростемер.
Спидометр на жигулях стоит.
Спидометр на жигулях стоит.
+2
Ссылка
| 1 отв.
ПешаХод ak47
написал 16 октября 2010 в 23:52
Как часто бывает, то что у тебя под носом, не замечаешь!
Живя в Бресте проходил мимо этого музея, но сегодня все же попал туда. С женой и дочкой. У ребенка так вообще восторга было много. Особенно понравилось, что в некоторые кабины машинистов можно беспрепятственно зайти. Лично меня, все это очень впечатлило. Я бы назвал экспозицию "мощь железа".
А автору + за обстоятельность фотоотчета.
Ну просто нечего добавить.
Живя в Бресте проходил мимо этого музея, но сегодня все же попал туда. С женой и дочкой. У ребенка так вообще восторга было много. Особенно понравилось, что в некоторые кабины машинистов можно беспрепятственно зайти. Лично меня, все это очень впечатлило. Я бы назвал экспозицию "мощь железа".
А автору + за обстоятельность фотоотчета.
Ну просто нечего добавить.
0
Ссылка
Только жители сайта могут оставлять комментарии.