Белое море. Часть 1. Зима.
Тут расскажу я вам о своей любви. О дикой природе Белого моря.
Знакомство с ним у меня было в далеком 2002 году когда родители взяли меня в поход. Далее были Соловки в 2004 и вот в 2006 уже самостоятельно поехал в экспедицию на Белое море первый раз. Потом были такие же поездки в 2007 и 2008, но расскажу я тут про две самые необычные поездки первая часть это на новый год с 2008 на 2009, а вторая это на лето 2009.
И так начнем.
На следующий день после Нового года поезд уже вез мою тушку и ещё 5 тушек товарищей в сторону севера. Сама дорога в поезде была незабываема. Во первых тамбуры по пути начинали оледеневать и заноситься снегом.
Во вторых это была просто потрясная компания.
Прибывали мы в Кемь. Часов в 6 утра.
Полусонный проводник растолкал нас сказав что мы вот вот прибудем. Собрали вещи бутылки и проч мусор, приготовились. Поезд замедлися, проводник говорит, мол наша. Подходим в тамбур, у проводника раз 5 уточнили, Кемь ли, он заверил нас что да. И вот мы сходим на платформу, на улице холод и темнота, хоть глаза выколи, да ещё проводник кипешует - малой наш забыл ложку сдать. В результате все время стоянки поезда (2-3 минуты) выясняли судьбу ложки, в конце концов, отдав штраф, пошли к залу ожидания. И тут выясняется что мы, блин, полные
Ну из названия все ясно кто мы... Нас высадили на одну станцию раньше... Реакция на это была неописуема. После часа висения на телефоне смогли дозвониться до товарища который нас на уазике должен был встречать
- Алле Серёг, ты где ?
- Ещё еду, вы что уже прибыли?
- Да, *** мы в Лоухах!
тишина секунд 20..
- Где ***?
- Да ты правильно понял мы именно там..
- Понял ща приеду.
После этого мы забились в зал ожидания разложив пенки на полу стали спать. Часа через 2 приехал наш уазик) Старательно пакуемся в него... Это было очень весело, в уазе два водилы было - передние места заняты. для нас 6-рых весь зад. Казалось бы нормально.. Но у каждого по 60-90 литровому рюкзаку и 4 пары лыж... В результате мы сложили эту мозайку, кто сказал что уазик не резиновый. С зади на боковушках сидели два парня которых просто заложили рюкзаками, на заднем сидении сидели два взрослых мужика и я с малым. Ну как говорится уместились. Дверь закрывали снаружи водитель :) Куда едем невидно, спать нуу не реально, тут с боковушке задних высовывается рука с моей кружной. Взяв кружку смотрю, а там перцовка... Ну ладно дорога длинная, понеслась. Как им там удалось разлить я не понимаю я вообще не понимал как они там могли двигаться :) Но факт оставался фактом. На заправке разорхивировались из уаза размять ноги. Диалог первого и второго водителя.
- Серёг, а что это мы как то странно ехали?
- Да я дорогу потерял, новую в целине пробивал..
- ООоо понятно
Посмотрел - и в правду колея от нашего уаза уходила немного вбок от уже пробитой колеи которую обзывали дорогой :)
Запихнулись обратно. И спустя ещё пару часов мы на месте
Как нас вытаскивали из уаза это было нечто. Все друг в друге отпечатались и так примялись что из сидячего положения приходилось долго и упорно разгибаться.
После завтрака заселились в домик. Тем же составом которым ехали, ну добавили к нам ещё пару человек. В первый день решили немного отдохнуть.
Вообще о том каково там, солнце там появляется на 1-2 зимой, так показывает свой бочек из-за горизонта и обратно. ещё часов 5 видны засветы от него. А потом начинается темнота... Когда мы приехали было тепло, всего-то -29. Там где снег утоптан все очень даже ничего, но шаг в лес в целину и можно провалиться по пояс, по грудь, а то и совсем уйти во весь рост..
Пара фото с места прибывания
Домик номер 1. Там готовили и там жила основная часть экспедиции.
Наш домик. По меньше, только для жилья.
Загон с северными оленями
Вид на саму деревню
Мост через реку впадающую в море. В этом месте она очень редко замерзала, тк тут течение сильное. И отсюда ходили брать воду.
Вид с моста обратно
А вот такие вещи получаются из-за приливов и отливов. Когда прилив лед поднимается, и благодаря низкой температуре успевает замерзнуть, а в отлив лед опускается на камни на дне которые пробивают в нем такие дыры (высота прилива/отлива 2 метра)
Залив не очень глубокий поэтому ледяная корка вся проткнута камнями
Вид на деревню с пригорочка
Так же из за приливов и отливов было место где море тоже не замерзало, это устье залива. Оно было узким относительно самого залива и во время активного прилива или отлива там образовывался порог в ту или иную сторону. На фото это место над которым стоит туман.
Продолжу свой рассказ.
Отлежавшись пол дня от начальника поступила идея прогуляться чуть чуть по побережью, размять ноги. Солнышко зашло, все запаслись фонарями и пошли.
Темнеет
Очень быстро темнеет
Возвращались в полной темноте. Скажу я вам очень экстремальное занятие, когда идешь по ледяной корке, которая лежит на камнях, если скатишься вниз то попадешь в трещину между льдами и при этом ни черта не видно без фонаря.
Удачно добрались до места проживания. В дальнейшие 4 дня делали радиальные вылазки в лес и на побережье, начальник рассказывал что да как, как выжить если остаться без всего в такой среде, вообщем получали очень ценные знания.
Один раз вышли на замерзшие озера.
6-и весельный ял во льдах. На нем мы кстати ходили летом) Но об этом отдельная история..
На 5ый день решил отправится на лыжах на те замерзшие озера до которых пешком дошли. И было нас изначально человек 7, но так или иначе 4 человека не сдюжили нашего маршрута и повернули домой. Выходили ещё в сумерках чтоб к полудню оказаться на озерах... И не зря мы туда пошли. Солнышко встает)
Это было просто потрясающе, гладкий снег, и лучи солнца ложащиеся вскользь по снегу (вот вам эти кадры в фулсайз чтоб можно было прочувствовать всю красоту)
Через час солнце стало заходить... Но это тоже было потрясающе (фулсайз)
В результате на лыжах мы прошли почти все озера вверх по течению и сделав корюк намотали порядка 40-50 км, возвращались уже в полной темноте по своей же лыжне.
Ещё через пару дней решено было сделать экстремальную ночевку вне домиков в лесу без палаток и всего как говорится своими силами) Отморозков решившихся на это было человек 10. Прошли порядка 20 км от лагеря, и решили устраивать ночевку. Сначала все шло как по маслу -- распределение обязоностей - кто сухостой пилит валит и тащит, кто ветки елок рубит для шалаша, кто шалаш сам строит, кто костер делает. Костер отдали на судьбу малым, которые физически были слабее нас чтоб таскать бревна и пилить их. Через часа 2 приходим к ним и застаем такую картину - костер то они развели, но он благополучно протапливал под собой снег и уходил вниз, заливаясь талой водой.. И за это время он ушел почти на 70 см вниз... Ну ладно. Решили делать костер сами. Выбрали как вариант который будет по меньше проваливаться нодью.
Некое подобие шалаша...
Поскольку народу много было полностью смастерить домик из бревен и лап ёлок мы не успели, ограничились навесом. Планировалось компенсировать отсутствие стенки сильным костром.
Ну вот уже наступила ночь. И костер вроде горит, и подстилку смастерили чтоб не спать на голом снегу.. Жить можно. Порылись по карманам у кого что пожрать есть.. Из всего банка тушенки одна и куриные кубики в большом количестве, и литр спирта... Взяв кружки в них растопили снег на костре, покрамсали туда бульонных кубиков, потом туда же разрезали и разложили тушенку. Употребили... Желудок уже чем-то наполнился, а то с утра пустовал. Выпили ещё по кружке бульона благо его было достаточно. Дальше часть народа отвалилась спать очень плотно сбившись в кучку, а мы стали топить снег в кружках и разводить им спирт. Мы остались добровольными костровыми на всю ночь.. Так и прошла вся ночь чередую спирт со снегом и снег с бульонным кубиком :) Если вы спросите, а что мешало нам взять по больше провизии и питаться нормально. Отвечу, так было задумано. Ограничиться минимумом пищи. Посреди ночи когда закончились кубики решили попробовать вываривать бересту. За час варки получалась неплохая жратва. По крайней мере желудок не пустовал. Утром все проснулись рановато тк замерзли, выпив по кружке горячей воды стали собираться в обратный путь) Шли не смотря на бессонную ночь и спиртоснег достаточно быстро.. И вот мы пришли... Алкоголь ударил в голову как только зашли в теплый домик.. И тут стало ясно на сколько сильно мы напились... Но не это цель рассказа. Повалявшись 5-6 часов все снова были бодрячком) Пробыв ещё около недели совершая прогулки разной дальности и наслаждаясь природой.
И вот настал день отъезда. Все пакуют рюкзаки. Уже вроде бы пора выезжать чтоб успеть на поезд, но что то уаз не заводится. А на градуснике -45.. Раскочегариваем паяльные лампы, прогреваем ими масло в коробке, сам двигатель и мосты. Через минут 20 жарки уаз таки заводится :) Ещё 10 минут даем ему прогреться до конца и загружаемся. В первый уаз запихнули тех кто своим ходом едет до москвы на нем. А во второй всех кто на поезде.. В этот раз уаз побил все рекорды по вместительности :) Они все в него влезли)
Все окончилось хорошо. Мы успели на поезд, и порядка 24-30 часов тряслись в нем до Москвы. Прибываем в 10 утра в столицу, и на пероне нас встречают те ребята которые ехали на уазике своим ходом!) С этой поездки я влюбился в зиму на севере. И каждую зиму безумно хочу вернутся.
Вот на последок немного неба
Всем спасибо за просмотр. Если у кого то возникнет желание получить какую либо фото в фулсайз пишите в ЛС скину.
Знакомство с ним у меня было в далеком 2002 году когда родители взяли меня в поход. Далее были Соловки в 2004 и вот в 2006 уже самостоятельно поехал в экспедицию на Белое море первый раз. Потом были такие же поездки в 2007 и 2008, но расскажу я тут про две самые необычные поездки первая часть это на новый год с 2008 на 2009, а вторая это на лето 2009.
И так начнем.
На следующий день после Нового года поезд уже вез мою тушку и ещё 5 тушек товарищей в сторону севера. Сама дорога в поезде была незабываема. Во первых тамбуры по пути начинали оледеневать и заноситься снегом.
Во вторых это была просто потрясная компания.
Прибывали мы в Кемь. Часов в 6 утра.
Полусонный проводник растолкал нас сказав что мы вот вот прибудем. Собрали вещи бутылки и проч мусор, приготовились. Поезд замедлися, проводник говорит, мол наша. Подходим в тамбур, у проводника раз 5 уточнили, Кемь ли, он заверил нас что да. И вот мы сходим на платформу, на улице холод и темнота, хоть глаза выколи, да ещё проводник кипешует - малой наш забыл ложку сдать. В результате все время стоянки поезда (2-3 минуты) выясняли судьбу ложки, в конце концов, отдав штраф, пошли к залу ожидания. И тут выясняется что мы, блин, полные
Ну из названия все ясно кто мы... Нас высадили на одну станцию раньше... Реакция на это была неописуема. После часа висения на телефоне смогли дозвониться до товарища который нас на уазике должен был встречать
- Алле Серёг, ты где ?
- Ещё еду, вы что уже прибыли?
- Да, *** мы в Лоухах!
тишина секунд 20..
- Где ***?
- Да ты правильно понял мы именно там..
- Понял ща приеду.
После этого мы забились в зал ожидания разложив пенки на полу стали спать. Часа через 2 приехал наш уазик) Старательно пакуемся в него... Это было очень весело, в уазе два водилы было - передние места заняты. для нас 6-рых весь зад. Казалось бы нормально.. Но у каждого по 60-90 литровому рюкзаку и 4 пары лыж... В результате мы сложили эту мозайку, кто сказал что уазик не резиновый. С зади на боковушках сидели два парня которых просто заложили рюкзаками, на заднем сидении сидели два взрослых мужика и я с малым. Ну как говорится уместились. Дверь закрывали снаружи водитель :) Куда едем невидно, спать нуу не реально, тут с боковушке задних высовывается рука с моей кружной. Взяв кружку смотрю, а там перцовка... Ну ладно дорога длинная, понеслась. Как им там удалось разлить я не понимаю я вообще не понимал как они там могли двигаться :) Но факт оставался фактом. На заправке разорхивировались из уаза размять ноги. Диалог первого и второго водителя.
- Серёг, а что это мы как то странно ехали?
- Да я дорогу потерял, новую в целине пробивал..
- ООоо понятно
Посмотрел - и в правду колея от нашего уаза уходила немного вбок от уже пробитой колеи которую обзывали дорогой :)
Запихнулись обратно. И спустя ещё пару часов мы на месте
Как нас вытаскивали из уаза это было нечто. Все друг в друге отпечатались и так примялись что из сидячего положения приходилось долго и упорно разгибаться.
После завтрака заселились в домик. Тем же составом которым ехали, ну добавили к нам ещё пару человек. В первый день решили немного отдохнуть.
Вообще о том каково там, солнце там появляется на 1-2 зимой, так показывает свой бочек из-за горизонта и обратно. ещё часов 5 видны засветы от него. А потом начинается темнота... Когда мы приехали было тепло, всего-то -29. Там где снег утоптан все очень даже ничего, но шаг в лес в целину и можно провалиться по пояс, по грудь, а то и совсем уйти во весь рост..
Пара фото с места прибывания
Домик номер 1. Там готовили и там жила основная часть экспедиции.
Наш домик. По меньше, только для жилья.
Загон с северными оленями
Вид на саму деревню
Мост через реку впадающую в море. В этом месте она очень редко замерзала, тк тут течение сильное. И отсюда ходили брать воду.
Вид с моста обратно
А вот такие вещи получаются из-за приливов и отливов. Когда прилив лед поднимается, и благодаря низкой температуре успевает замерзнуть, а в отлив лед опускается на камни на дне которые пробивают в нем такие дыры (высота прилива/отлива 2 метра)
Залив не очень глубокий поэтому ледяная корка вся проткнута камнями
Вид на деревню с пригорочка
Так же из за приливов и отливов было место где море тоже не замерзало, это устье залива. Оно было узким относительно самого залива и во время активного прилива или отлива там образовывался порог в ту или иную сторону. На фото это место над которым стоит туман.
Продолжу свой рассказ.
Отлежавшись пол дня от начальника поступила идея прогуляться чуть чуть по побережью, размять ноги. Солнышко зашло, все запаслись фонарями и пошли.
Темнеет
Очень быстро темнеет
Возвращались в полной темноте. Скажу я вам очень экстремальное занятие, когда идешь по ледяной корке, которая лежит на камнях, если скатишься вниз то попадешь в трещину между льдами и при этом ни черта не видно без фонаря.
Удачно добрались до места проживания. В дальнейшие 4 дня делали радиальные вылазки в лес и на побережье, начальник рассказывал что да как, как выжить если остаться без всего в такой среде, вообщем получали очень ценные знания.
Один раз вышли на замерзшие озера.
6-и весельный ял во льдах. На нем мы кстати ходили летом) Но об этом отдельная история..
На 5ый день решил отправится на лыжах на те замерзшие озера до которых пешком дошли. И было нас изначально человек 7, но так или иначе 4 человека не сдюжили нашего маршрута и повернули домой. Выходили ещё в сумерках чтоб к полудню оказаться на озерах... И не зря мы туда пошли. Солнышко встает)
Это было просто потрясающе, гладкий снег, и лучи солнца ложащиеся вскользь по снегу (вот вам эти кадры в фулсайз чтоб можно было прочувствовать всю красоту)
Через час солнце стало заходить... Но это тоже было потрясающе (фулсайз)
В результате на лыжах мы прошли почти все озера вверх по течению и сделав корюк намотали порядка 40-50 км, возвращались уже в полной темноте по своей же лыжне.
Ещё через пару дней решено было сделать экстремальную ночевку вне домиков в лесу без палаток и всего как говорится своими силами) Отморозков решившихся на это было человек 10. Прошли порядка 20 км от лагеря, и решили устраивать ночевку. Сначала все шло как по маслу -- распределение обязоностей - кто сухостой пилит валит и тащит, кто ветки елок рубит для шалаша, кто шалаш сам строит, кто костер делает. Костер отдали на судьбу малым, которые физически были слабее нас чтоб таскать бревна и пилить их. Через часа 2 приходим к ним и застаем такую картину - костер то они развели, но он благополучно протапливал под собой снег и уходил вниз, заливаясь талой водой.. И за это время он ушел почти на 70 см вниз... Ну ладно. Решили делать костер сами. Выбрали как вариант который будет по меньше проваливаться нодью.
Некое подобие шалаша...
Поскольку народу много было полностью смастерить домик из бревен и лап ёлок мы не успели, ограничились навесом. Планировалось компенсировать отсутствие стенки сильным костром.
Ну вот уже наступила ночь. И костер вроде горит, и подстилку смастерили чтоб не спать на голом снегу.. Жить можно. Порылись по карманам у кого что пожрать есть.. Из всего банка тушенки одна и куриные кубики в большом количестве, и литр спирта... Взяв кружки в них растопили снег на костре, покрамсали туда бульонных кубиков, потом туда же разрезали и разложили тушенку. Употребили... Желудок уже чем-то наполнился, а то с утра пустовал. Выпили ещё по кружке бульона благо его было достаточно. Дальше часть народа отвалилась спать очень плотно сбившись в кучку, а мы стали топить снег в кружках и разводить им спирт. Мы остались добровольными костровыми на всю ночь.. Так и прошла вся ночь чередую спирт со снегом и снег с бульонным кубиком :) Если вы спросите, а что мешало нам взять по больше провизии и питаться нормально. Отвечу, так было задумано. Ограничиться минимумом пищи. Посреди ночи когда закончились кубики решили попробовать вываривать бересту. За час варки получалась неплохая жратва. По крайней мере желудок не пустовал. Утром все проснулись рановато тк замерзли, выпив по кружке горячей воды стали собираться в обратный путь) Шли не смотря на бессонную ночь и спиртоснег достаточно быстро.. И вот мы пришли... Алкоголь ударил в голову как только зашли в теплый домик.. И тут стало ясно на сколько сильно мы напились... Но не это цель рассказа. Повалявшись 5-6 часов все снова были бодрячком) Пробыв ещё около недели совершая прогулки разной дальности и наслаждаясь природой.
И вот настал день отъезда. Все пакуют рюкзаки. Уже вроде бы пора выезжать чтоб успеть на поезд, но что то уаз не заводится. А на градуснике -45.. Раскочегариваем паяльные лампы, прогреваем ими масло в коробке, сам двигатель и мосты. Через минут 20 жарки уаз таки заводится :) Ещё 10 минут даем ему прогреться до конца и загружаемся. В первый уаз запихнули тех кто своим ходом едет до москвы на нем. А во второй всех кто на поезде.. В этот раз уаз побил все рекорды по вместительности :) Они все в него влезли)
Все окончилось хорошо. Мы успели на поезд, и порядка 24-30 часов тряслись в нем до Москвы. Прибываем в 10 утра в столицу, и на пероне нас встречают те ребята которые ехали на уазике своим ходом!) С этой поездки я влюбился в зиму на севере. И каждую зиму безумно хочу вернутся.
Вот на последок немного неба
Всем спасибо за просмотр. Если у кого то возникнет желание получить какую либо фото в фулсайз пишите в ЛС скину.
Максим Максимоф Maxof
написал 23 октября 2012 в 20:49
Прекрасно, понравилось. Только вот природа у нас зимой будет намного красивее
0
Ссылка
Д ShamCerberus
написало 23 октября 2012 в 21:59
я влюбился в зиму на севере. И каждую зиму безумно хочу вернутся.Есть такое. И не только зимой. Там здорово :)
Но вот только разве от Кеми до Мск 37 часов на поезде? По-моему, меньше...
И повезло вам, что вас УАЗик встречал...Мы вот однажды опоздали на поезд и пришлось догонять его на попутках.. :)
0
Ссылка
| 5 отв.
Грустный Шланг surok
написал 23 октября 2012 в 22:54
Д ShamCerberus
написало 23 октября 2012 в 23:10
surok: просто поезда в ту сторону-моя больная тема :) Какой-то зимой возвращалась из Мурм. области одна на нижней боковой у туалета, за окном -30, поднимаю занавеску, что на все окно в плацкартах...а оттуда на меня снег >_______<
Так что промерзлые тамбуры еще не так критично :)
Так что промерзлые тамбуры еще не так критично :)
Грустный Шланг surok
написал 24 октября 2012 в 00:10
Д ShamCerberus
написало 24 октября 2012 в 00:24
surok: к этим тамбурам всегда вспоминаются слова Торбы-на-круче из интро:
"Это, знаешь ли, то ещё удовольствие, третью ночь выходя в промерзлый тамбур, курить, думать:
А как интересно там, на северном полюсе? Может ли человек на морозе вообще с кем-нибудь говорить? Может человек на морозе с кем-нибудь говорить? Может ли человек вообще с кем нибудь говорить?..."
"Это, знаешь ли, то ещё удовольствие, третью ночь выходя в промерзлый тамбур, курить, думать:
А как интересно там, на северном полюсе? Может ли человек на морозе вообще с кем-нибудь говорить? Может человек на морозе с кем-нибудь говорить? Может ли человек вообще с кем нибудь говорить?..."
Грустный Шланг surok
написал 24 октября 2012 в 00:31
[исправлен через 35 секунд]
ShamCerberus: Ну тогда тамбур тоже запомнился цитатой из поездки этой, три пьяных тела сидят на нижних полках в купе:
- Макар, Пит, водку, теплую, из мыльницы, в поезде, в тамбуре будете?
- Конешшшшно...
И пошли пить водку из мыльницы в промерзший тамбур, а ближе к приезду сидели и курили там трубки.. Оказалось что 4 из 6-и были любителями трубок :) На втором фото как раз мыльница запечатлена в действии :)
- Макар, Пит, водку, теплую, из мыльницы, в поезде, в тамбуре будете?
- Конешшшшно...
И пошли пить водку из мыльницы в промерзший тамбур, а ближе к приезду сидели и курили там трубки.. Оказалось что 4 из 6-и были любителями трубок :) На втором фото как раз мыльница запечатлена в действии :)
Только жители сайта могут оставлять комментарии.