Музей речного флота ВГАВТ (часть 2)
Часть первая. С древности до Великой Отечественной.
Один из послевоенных буксиров — «Измаил», проект 10, головное судно серии — «Красное Сормово» 1948 года постройки. Теплоходы этой серии называли иногда «музыкантами» — на них впервые устанавливалась радиотрансляционная установка.
В начале пятидесятых окончательно признали преимущества метода вождения составов способом толкания перед буксировкой. Благодаря меньшему сопротивлению воды и тому, что «толкач», в отличие от буксира, идёт в попутном потоке воды, увеличивается скорость толкаемого состава по сравнению с буксируемым, улучшается маневренность и надёжность управления, ощутимо снижается себестоимость перевозки. Буксиры-толкачи стали постепенно вытеснять обычные буксиры.
Модели сцепных устройств:
Толкач с ледокольной приставкой.
Сцепными устройствами стали оборудовать и самоходные баржи. Вот, например — сухогруз «XXIII съезд КПСС» типа «Волго-Дон», имевший кроме самоходной части ещё и несамоходную баржу-приставку.
Среднее сухогрузное судно типа «Шестая пятилетка», «шепешка», как их называли. Некоторые суда серии также дооборудовались носовыми упорами для толкания баржевых секций. Вот тут, кстати, можно посмотреть такую баржу изнутри.
Танкер типа «Лось», созданный на основе «Шестой пятилетки».
Сухогрузный теплоход смешанного плавания типа «Сормовский» (проект 1557). Под смешанным плаванием подразумевается, что теплоход ходит и внутренним водным путям, и по морю. Бесперевалочный перевоз грузов и круглогодичная навигация таких судов сильно снижают себестоимость транспортировки.
Нефтерудовоз, перевозивший нефтепродукты и железорудный концентрат. Конструктивно близок к сухогрузам «Балтийский» или «Сормовский».
Ещё один распространённый на Волге сухогруз — «Волго-Дон».
А это, скорее, редкость: суда-катамараны-площадки, с двумя корпусами и двумя машинными отделениями. Предназначены были, в основном, для перевозки контейнеров, насыпных и крупногабаритных грузов. Одно из судов было переоборудовано для перевозки автомобилей.
Морской мелкосидящий танкер типа «Инженер А. Пустошкин», проект 566 бис, прозванный моряками «бисовский». Использовался для бесперевалочной доставки каспийской нефти.
Теплоход типа «Бахтемир», средний сухогруз-контейнеровозы смешанного плавания «река-море». Сконструированы и выпускались такие суда в ГДР, на судоверфи Elbewerft Boizenburg / Rosslau GmbH. Его характераная особенность — надстройка в средней части судна.
Железнодорожный паром для Каспийского моря типа «Советский Азербайджан», строившийся с 1962 года на «Красном Сормово». Обслуживал линию Баку - Красноводск. На борт паром брал 30 железнодорожных вагонов и 289 пассажиров.
Сухогруз типа СТ-1300 с надстройкой в носовой части. Изначально суда были предназначены, в основном, для транспортировки свежих овощей, так как строились в рамках Продовольственной программы правительства СССР, именно поэтому музейная модель подписана «Овощевоз» :)
Современное многоцелевое сухогрузное судно проекта RSD44, которые должны со времнем заменить суда «Волго-Дон». Габаритная высота новых судов позволит им проходить под невскими мостами и железнодорожным мостом Ростова без их разводки. Головное судно серии "Капитан Рузманкин" спущено со стапелей "Окской судоверфи" в ноябре 2010 года.
Ледокол «Капитан Евдокимов».
Ледокол «Капитан Чечкин».
Землечерпалки, землесосы и земснаряды:
Послевоенные пассажирские лайнеры. Проект 588, тип Родина. Разработан проект был в Ленинграде Центральным техническим конструкторским бюро Министерства речного флота, а строились эти теплоходы с 1954 по 1961 год в г. Висмаре, ГДР, на судоверфи VEB Mathias-Thesen-Werft Wismar. По сравнению с довоенными судами, эти теплоходы очень комфортабельны. Имеются одно-, двух- и четырехместные каюты, в том числе, оборудованные умывальниками, каюты-люкс оборудованные санузлами, два ресторана, два салона. В процессе эксплуатации на большинстве теплоходов был оборудован кинозал.
Грузопассажирский трёхвинтовой двухпалубный дизель-электроход «Советский Союз». Построен на заводе «Красное Сормово» в 1959 году, обслуживал туристический маршрут Москва - Астрахань.
Теплоход типа «Максим Горький», проект Q-040. В 1974-75 годах выпущено всего 4 судна проектов Q-040 и Q-040A (строили их на судостроительном предприятии Osterreichische Schiffswerften AG Linz Korneuburg в Австрии).
«Владимир Ильич» — головное судно проекта 301, строившегося в ГДР с 1974 по 1983 год. Эти теплоходы до сих пор считаются одними их самых комфортабельных туристических речных судов.
В те же года, с 1975 по 1983, в Чехословакии, на верфи Комарно, строили четырехпалубные суда типа «Валериан Куйбышев» (проект проект 92-016). Именно такой теплоход, «Александр Суворов», на
полном ходу врезался в 1983 году в Ульяновский мост, на полном ходу зайдя под несудоходный его пролёт. Страшная катастрофа унесла жизни 176 человек.
Пассажирский катамаран «Отдых» 1963 года постройки, существующий в единственном экземпляре. Работает в Волгограде и используется в качестве прогулочного судна. Говорят, громкая музыка с бортов катамарана досаждает летними ночами жителям волгоградского центра.
Амфибийное судно на воздушной подушке «Сормович», построенное в Горьком в 1965 году (в 1968 году судно было доработано). Этот газотурбоход мог взять на борт до 50 пассажиров и перевозить их со скоростью до 140 км/ч! Судно отличалось прогрессивными проектными и технологическими решениями и с 1971 года обслуживало экспериментальную пассажирскую линию Горький – Чебоксары. В серию
«Сормович» не пошёл, с 1974 года он находится в нерабочем состоянии.
СВП скегового типа «Горьковчанин». Его судьба сложилась более удачно, чем у «Сормовича». В 1969 году «Горьковчанин» совершил свой первый рейс с пассажирами. В ходе обкатки ходил по маршруту Горький - Москва. Хорошо зарекомендовавшее себя СВП пошло в серию под назанием «Зарница». Водометный движитель сообщал судну скорость до 35 км/ч.
Пассажирский водомётный глиссер «Заря», за которым закрепилось прозвище «речной автобус». Строились с 1965 по 1985 годы. Среди особенностоей конструкции — комбинированные обводы, широкое использование стеклопластика, впервые в мире применённая серийно воздушная смазка днища. Предназначалась «Заря» для малых рек, поэтому изначально сконструирована так, чтобы иметь возможность подходить носом к отлогому берегу и обходиться без пристани. И даже без трапа.
Появление этих судов произвело настоящую транспортную революцию в районах с неразвитой дорожной сетью и мелководными реками. Правда, у «Зорь» было множество недостатков (низкая комфортабельность, неэкологичность, некоторые конструктивные недоработки), и им на замену должны были прийти суда типа «Линда», но общий экономический упадок СССР в конце восьмидесятых годов не позволил выпускать их серийно.
Другую революцию на речном транспорте произвели суда на подводных крыльях — гордость горьковских судостроителей, детище легендарного конструктора Ростислава Алексеева. Первым из судов такого типа стала «Ракета», появившаяся в 1957 году (позже «ракетами» начали называть все СПК, имя стало нарицательным). Первую «Ракету» Алексеев лично привёл из Горького в Москву в дни проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов и продемонстрировал её Хрущёву. Уникальный теплоход произвёл фурор. Приятная особенность «Ракеты» заключалась в наличии открытой площадки в корме судна — у более поздних аналогов таковой не было.
«Метеор» появился чуть позже «Ракеты», его строили с 1961 по 1991 годы. Эксплутариуется до сих пор не только в России, но и в Болгарии, Китае, Нидерландах, Польше, Чехословакии. «Метеор» был быстрее, вместительнее, мореходнее «Ракеты».
«Спутник» был ещё больше (на момент постройки это было крупнейшее в мире судно подобного типа), но в отличие от «Метеора», которого собрали не одну сотню, остался в единственном экземпляре. Эксплуатация его оказалась убыточной из-за высокого расхода горючего, сильная вибрация была причиной частых поломок, а вкупе с шумом отрицательно сказывалась на комфорте пассажиров.
«Спутник» прорботал пару навигаций на линии Горький — Тольятти, затем стал ходить между Куйбышевым и Казанью. В одном из рейсов он столкнулся с топляком, получил серъезные повреждения и больше в строй не вернулся. Его установили в Тольятти, сделав из него молодёжный центр. В 2005 году здесь произошёл пожар. Ныне «Спутник» пребывает в плачевном состоянии.
«Восход», пущенный в серию в 1973 году, призван был заменить «Ракету». К началу девяностых построили около полутора сотен судов, после чего их производство почти остановилось из-за тяжелой экономической ситуации. Кроме СССР, «Восходы» поставлялись в Канаду, Вьетнам, Китай, Нидерланды, Австрию, Венгрию, Болгарию, Таиланд, Турцию. Известно о постройке в начале 2000-х годов трёх «Voskhod» для Голландии.
«Восход» под именем Rosanna, принадлежащий голландскому транспортному оператору Connexxion:
Список использованной литературы:
Тарасов Л. К. «От расшивы до крылатых кораблей» Горький, 1988 г.
Белкин С. И. «Путешествия по кораблям» Ленинград, 1972 г.
Журнал «Огонёк» №52 (5078), 2008 г.
Веб-сайты:
www.museum.nnov.ru
www.wikiznanie.ru
www.volna-parus.ru
www.unbelievable.su
www.shiphistory.ru
[url=ru.wikipedia.org]ru.wikipedia.org[/url]
www.infoflotforum.ru
[url=retro.infoflot.ru]retro.infoflot.ru[/url]
www.vadimvswar.narod.ru
www.volgaflot.com
www.ourbaku.com
www.river-forum.ru
www.k-sark.narod.ru
www.samkray.ru
www.riverships.ru
www.tankerfleet.ru
www.boatclub.ru
www.fleetphoto.ru
[url=rivershkiper.livejournal.com]rivershkiper.livejournal.com[/url]
[url=alexvess.livejournal.com]alexvess.livejournal.com[/url]
www.hobbyport.ru
www.ogoniok.com
www.nashtransport.ru
www.volgasmi.ru
www.volfoto.ru
www.locman.net
www.hovercraft.su
www.hovercraft.ru
www.seatech.ru
P.S. Не ручаюсь за точность всех цифр и дат: в разных источниках зачастую указываются совсем разные данные. Значит, неточности могли запросто вкрастся в этот отчёт. Ну школьному реферату простительно :)
P.P.S. На закуску — фотокарточки не моделей, но всяких других ништяков, экспонируемых в музее.
Модель плавучего дока.:
Здоровенная действующая модель погрузки-разгрузки «Сормовского»:
Макет машинного отделения сухогруза.
туристер туристный Pavlenti007
написал 19 марта 2012 в 14:25
У меня отец в Волгограде в мореходке учился...Плюсую :)
0
Ссылка
Лина Негодуэ Schutze
написал 19 марта 2012 в 14:27
Садись, пять! :)
Интересно, спасибо.
Интересно, спасибо.
+4
Ссылка
| 3 отв.
Dino Lippi DinoLippi
написал 19 марта 2012 в 14:29
Dino Lippi DinoLippi
написал 20 марта 2012 в 10:24
Зеро TinnitusDoll
написал 19 марта 2012 в 15:08
Молодец, Дино Марчеллович.
0
Ссылка
Dino Lippi DinoLippi
написал 19 марта 2012 в 21:25
Александр М snch
написал 20 марта 2012 в 00:11
Спасибо. Любимые корабли. Давно уже изучил весь модельный ряд СПК, эх, золотая пора была. Сейчас вот с бумаги склепал модель "Буревестника", еще нашел польские выкройки на "Комету". Будет время - займусь.
0
Ссылка
| 1 отв.
Dino Lippi DinoLippi
написал 20 марта 2012 в 11:39
Только жители сайта могут оставлять комментарии.