посёлок Курдюг
- Тип объекта:
- Города
- Месторасположение:
- Вологодская область, Россия
- Охраняемость:
- нулевая
- Состояние:
- плохое
- Рейтинг:
- 27 голосов) (
Описание
Посёлок лесозаготовителей Курдюг (ударение на первом слоге) появился в 1950-х годах находится при впадении речки Курдюг в Ковжу (Беломорско-Балтийский канал) в Белозёрском районе Вологодской области. Посёлок хорошо сохранился, но достижим только по воде.
Основные лесозаготовки находились в 20-30 км от Курдюга. Для вывоза леса поначалу использовалась «лежнёвая» дорога с деревянным покрытием. Её протяжённость была около 8 километров, привезённый лес грузился на берегу на баржи. Узкоколейная железная дорога была построена в конце 1950-х годов. Первоначально её конечный пункт находился приблизительно в 15 километрах к западу от Курдюга.
В 1968 году в Курдюге появился исправительно-трудовой лагерь. Помимо «зоны» был тут и вольный посёлок, когда-то даже «Метеор» из Белозерска ходил. К этому времени магистраль УЖД заканчивалась уже на 21-м км, где было пересечение с «Шольской бетонкой». Это автомобильная лесовозная дорога, ведущая из посёлка Шола, находящегося в 25 километрах к югу от Курдюга, на лесоразработки. На пересечении с УЖД был перевалочный пункт, где часть леса с автотранспорта Шольского ЛПХ перегружалась на УЖД и доставлялась на нижний склад в Курдюг.
В 1989 году исправительно-трудовое учреждение было закрыто, а вскоре ликвидировано и гражданское поселение. Началась ликвидация узкоколейной железной дороги. Рельсовый путь был снят почти на всём протяжении линий узкоколейной железной дороги. Увезли только самое ценное – рельсы, лесопильное оборудование и подвижной состав УЖД. Жизнь сохранилась только на пристани Курдюг (там находится пункт связи).
Поперёк залива видны ряд деревянных свай с обрывками колючей проволоки, наполовину затонувший катер, груды брёвен на берегах и в воде. Вышки вместе с воротами давно рухнули. На берегу над низкорослыми деревцами торчат силуэты деревянных строений «зоны».
На территории зоны сохранилось двухстойловое деревянное локомотивное депо. Это самое высокое здание нижнего склада. С обеих сторон от тепловозных стойл – помещения цехов. Сохранились надписи – «аккумуляторная», «токарный цех», «жестяно-механический цех», «комната мастера». Судя по размаху, здесь выполнялся ремонт тепловозов на не свойственном большинству лесовозок высоком уровне. Вокруг депо множество брошенных деревянных складов и прочих сооружений. Между строениями – прогнившие деревянные мостовые. Заросшую деревьями территорию «зоны» окаймляет стена из пяти рядов колючей проволоки с вышками по периметру.
Основные лесозаготовки находились в 20-30 км от Курдюга. Для вывоза леса поначалу использовалась «лежнёвая» дорога с деревянным покрытием. Её протяжённость была около 8 километров, привезённый лес грузился на берегу на баржи. Узкоколейная железная дорога была построена в конце 1950-х годов. Первоначально её конечный пункт находился приблизительно в 15 километрах к западу от Курдюга.
В 1968 году в Курдюге появился исправительно-трудовой лагерь. Помимо «зоны» был тут и вольный посёлок, когда-то даже «Метеор» из Белозерска ходил. К этому времени магистраль УЖД заканчивалась уже на 21-м км, где было пересечение с «Шольской бетонкой». Это автомобильная лесовозная дорога, ведущая из посёлка Шола, находящегося в 25 километрах к югу от Курдюга, на лесоразработки. На пересечении с УЖД был перевалочный пункт, где часть леса с автотранспорта Шольского ЛПХ перегружалась на УЖД и доставлялась на нижний склад в Курдюг.
В 1989 году исправительно-трудовое учреждение было закрыто, а вскоре ликвидировано и гражданское поселение. Началась ликвидация узкоколейной железной дороги. Рельсовый путь был снят почти на всём протяжении линий узкоколейной железной дороги. Увезли только самое ценное – рельсы, лесопильное оборудование и подвижной состав УЖД. Жизнь сохранилась только на пристани Курдюг (там находится пункт связи).
Поперёк залива видны ряд деревянных свай с обрывками колючей проволоки, наполовину затонувший катер, груды брёвен на берегах и в воде. Вышки вместе с воротами давно рухнули. На берегу над низкорослыми деревцами торчат силуэты деревянных строений «зоны».
На территории зоны сохранилось двухстойловое деревянное локомотивное депо. Это самое высокое здание нижнего склада. С обеих сторон от тепловозных стойл – помещения цехов. Сохранились надписи – «аккумуляторная», «токарный цех», «жестяно-механический цех», «комната мастера». Судя по размаху, здесь выполнялся ремонт тепловозов на не свойственном большинству лесовозок высоком уровне. Вокруг депо множество брошенных деревянных складов и прочих сооружений. Между строениями – прогнившие деревянные мостовые. Заросшую деревьями территорию «зоны» окаймляет стена из пяти рядов колючей проволоки с вышками по периметру.