Завод «Хабсудмаш» имени А.М. Горького
Описание
Завод имени Горького. ПАО «ХабсСудМаш»
В марте 1932 г. в окрестностях Хабаровска началось строительство авиаремонтного завода и моторных мастерских. Работа велась с нуля, не хватало техники, материалов, рабочих рук. Тогда ЦК ВЛКСМ обратился к комсомольцам с призывом принять участие в сооружении этого важного объекта. К зиме 1932 года на пустыре уже появились первые постройки, образовался небольшой поселок. 1934 год - важная веха в истории завода. Были построены корпуса мотороремонтного и самолеторемонтного цехов, большими партиями завозилось и устанавливалось оборудование. Стоит отметить, что станки тех лет до сих пор сохранились в наиболее старых заводских корпусах. К концу 1934 года завод приступил к ремонту авиационных двигателей. Это событие стало большой радостью для коллектива - люди увидели плоды своего труда. Именно тогда и родилась идея назвать предприятие именем великого писателя - М. Горького. Рабочие обратились к Алексею Максимовичу с этой просьбой, на что он ответил с теплотой и благодарностью. "Цель работы вашей прекрасна."- писал он в своем ответном письме.
После запуска завода в строй, бывшие строители перешли к станкам, начали осваивать специальности токарей, фрезеровщиков, слесарей и т.д. Вскоре на заводе развернулось стахановское движение. Продолжалось и строительство: возвели насосную станцию, центральную котельную, электростанцию, новые корпуса. Вместе с заводом рос и поселок, появилась школа и клуб.
В 1941 году, с началом великой отечественной войны, завод освоил выпуск новой продукции для военных целей, коллектив приступил к серийному производству узлов и агрегатов для самолетов. Завод занимался ремонтом военных самолетов Ил-2 и Ил-4, которые участвовали в боях за Советскую Родину. Кроме этого заводом выпускались минометы и иная военная продукция. Многие заводчане ушли на фронт.
В послевоенное время завод начал осваивать новые изделия машиностроения. В 1946 году завод перешел из одного министерства в другое, ремонт авиации прекратили, а основной продукцией стали судовые лебедки. Эти годы ознаменовались большими переменами. Всего за 5 лет была не только преобразована производственная база, но и барачный поселок при заводе превращен в современный благоустроенный городок. В 1947 году при заводе основано специальное конструкторское бюро. В дальнейшем завод активно рос и развивался. В начале 1950-х возведено современное здание заводоуправления с типографией и убежищем ГО, заводская ТЭЦ, в 1951 году - новый механический цех, затем литейный цех. В 1960 году появился слесарный цех номер 20 (ныне снесен). В 1964 году построен один из самых крупных объектов завода, сохранившихся на данный момент - механо-сборочный цех. Позже, в 1970-е, появилось новое, стильное для своего времени здание кузнечно-термического цеха, здание столовой с убежищем ГО, еще один корпус заводоуправления. В 1971 году сдан опытно-экспериментальный цех. В это же время открыт музей истории завода, расформированный в начале 2000-х и вновь воссозданный советом ветеранов поселка при доме культуры в 2020 году.
Вместе с основными цехами появлялись и вспомогательные объекты: склады, швейный цех, цех товаров народного потребления, очистные сооружения, электростанция, теплотрасса и т.д. К юбилею завода в 1985 году на нем трудилось более 5000 человек.
Помимо судовых лебедок на заводе выполняли различные заказы министерства обороны, изготовляли судовые детали и металлоконструкции, шили внутреннюю обшивку для подлодок, изготавливали товары народного потребления - пластмассовые изделия, значки, зонтики.
В 1989 году завод перешел на хозрасчет. Девяностые годы сказались на предприятии. Отключено отопление. Сократились заказы. Закрыты многие цеха. Гражданские заказы и непрофильная продукция, вроде изготовления церковных куполов, хотя и стали спасением для завода, но ненадолго.
О ситуации до и после перестройки хорошо рассказано и показано в видеосюжете, состоящего из фильма про завод «Прийти, чтобы остаться» 1992 года и эфира новостей начала 2000-х, который можно найти в YouTube по запросу «Завод имени Горького, Хабаровск».
На данный момент работает всего лишь несколько цехов. Коллектив завода - около 200-300 человек. Подавляющее большинство пенсионеры. Заброшена большая часть сооружений, многие из которых уже распилены и превращены в руины. Несколько цехов продано или сдано в аренду. Конечно эти территории всё ещё охраняются и делаются обходы.
В марте 1932 г. в окрестностях Хабаровска началось строительство авиаремонтного завода и моторных мастерских. Работа велась с нуля, не хватало техники, материалов, рабочих рук. Тогда ЦК ВЛКСМ обратился к комсомольцам с призывом принять участие в сооружении этого важного объекта. К зиме 1932 года на пустыре уже появились первые постройки, образовался небольшой поселок. 1934 год - важная веха в истории завода. Были построены корпуса мотороремонтного и самолеторемонтного цехов, большими партиями завозилось и устанавливалось оборудование. Стоит отметить, что станки тех лет до сих пор сохранились в наиболее старых заводских корпусах. К концу 1934 года завод приступил к ремонту авиационных двигателей. Это событие стало большой радостью для коллектива - люди увидели плоды своего труда. Именно тогда и родилась идея назвать предприятие именем великого писателя - М. Горького. Рабочие обратились к Алексею Максимовичу с этой просьбой, на что он ответил с теплотой и благодарностью. "Цель работы вашей прекрасна."- писал он в своем ответном письме.
После запуска завода в строй, бывшие строители перешли к станкам, начали осваивать специальности токарей, фрезеровщиков, слесарей и т.д. Вскоре на заводе развернулось стахановское движение. Продолжалось и строительство: возвели насосную станцию, центральную котельную, электростанцию, новые корпуса. Вместе с заводом рос и поселок, появилась школа и клуб.
В 1941 году, с началом великой отечественной войны, завод освоил выпуск новой продукции для военных целей, коллектив приступил к серийному производству узлов и агрегатов для самолетов. Завод занимался ремонтом военных самолетов Ил-2 и Ил-4, которые участвовали в боях за Советскую Родину. Кроме этого заводом выпускались минометы и иная военная продукция. Многие заводчане ушли на фронт.
В послевоенное время завод начал осваивать новые изделия машиностроения. В 1946 году завод перешел из одного министерства в другое, ремонт авиации прекратили, а основной продукцией стали судовые лебедки. Эти годы ознаменовались большими переменами. Всего за 5 лет была не только преобразована производственная база, но и барачный поселок при заводе превращен в современный благоустроенный городок. В 1947 году при заводе основано специальное конструкторское бюро. В дальнейшем завод активно рос и развивался. В начале 1950-х возведено современное здание заводоуправления с типографией и убежищем ГО, заводская ТЭЦ, в 1951 году - новый механический цех, затем литейный цех. В 1960 году появился слесарный цех номер 20 (ныне снесен). В 1964 году построен один из самых крупных объектов завода, сохранившихся на данный момент - механо-сборочный цех. Позже, в 1970-е, появилось новое, стильное для своего времени здание кузнечно-термического цеха, здание столовой с убежищем ГО, еще один корпус заводоуправления. В 1971 году сдан опытно-экспериментальный цех. В это же время открыт музей истории завода, расформированный в начале 2000-х и вновь воссозданный советом ветеранов поселка при доме культуры в 2020 году.
Вместе с основными цехами появлялись и вспомогательные объекты: склады, швейный цех, цех товаров народного потребления, очистные сооружения, электростанция, теплотрасса и т.д. К юбилею завода в 1985 году на нем трудилось более 5000 человек.
Помимо судовых лебедок на заводе выполняли различные заказы министерства обороны, изготовляли судовые детали и металлоконструкции, шили внутреннюю обшивку для подлодок, изготавливали товары народного потребления - пластмассовые изделия, значки, зонтики.
В 1989 году завод перешел на хозрасчет. Девяностые годы сказались на предприятии. Отключено отопление. Сократились заказы. Закрыты многие цеха. Гражданские заказы и непрофильная продукция, вроде изготовления церковных куполов, хотя и стали спасением для завода, но ненадолго.
О ситуации до и после перестройки хорошо рассказано и показано в видеосюжете, состоящего из фильма про завод «Прийти, чтобы остаться» 1992 года и эфира новостей начала 2000-х, который можно найти в YouTube по запросу «Завод имени Горького, Хабаровск».
На данный момент работает всего лишь несколько цехов. Коллектив завода - около 200-300 человек. Подавляющее большинство пенсионеры. Заброшена большая часть сооружений, многие из которых уже распилены и превращены в руины. Несколько цехов продано или сдано в аренду. Конечно эти территории всё ещё охраняются и делаются обходы.
На объекте Завод «Хабсудмаш» имени А.М. Горького были 6 человек
Обсуждения объекта Завод «Хабсудмаш» имени А.М. Горького (2)
Название: | Автор: | Ответов: |
---|---|---|
Как мы воссоздали музей. Начало: в отделе технического обучения | login1212 | 15 |
Проектное бюро, превратившееся в склеп | login1212 | 3 |