Памбакский железнодорожный тоннель
- Тип объекта:
- Подземное
- Месторасположение:
- Лорийская область, Армения
- Охраняемость:
- полная
- Состояние:
- хорошее
- Рейтинг:
- 5 голосов) (
Описание
Памбакский тоннель находится на участке Армянской железной дороги Дилижан — Раздан. Своё название тоннель получил по имени Памбакского горного хребта, который он пронзает насквозь. Тоннель располагается на высоте около 1800 м. По протяжённости (8311 метров) тоннель является самым длинным железнодорожным тоннелем на Кавказе, и третьим по длине в странах СНГ.
Строительство Памбакского тоннеля было начато в 1976 году и окончено в 1985 году, а в 1986 году железная дорога в тоннеле была электрифицирована, причём на тот момент она уже была действующей.
Проходку осуществляли буровыми агрегатами ПБА-1 (оснащенного шестью бурильными установками БУ-1 на манипуляторах) и ПБА-2. Последний был изготовлен в единственном экземпляре и на данном объекте проходил испытания. В отдельных случаях применяли и другое, в том числе импортное, оборудование. Породу вывозили проходческими вагонами ВПК-7 и ВПК-10. Обделку производили из монолитного бетона марки «200». Также впервые в СССР на участке в 703 м применили торкрет-бетон с анкерами на пластрастворе.
Параллельно основному объекту осуществлялась проходка транспортно-дренажной штольни, которую соединяли с основным тоннелем через каждые 600-700 м. Ее продолжали строить и после запуска движения, но из-за проблем с финансированием она осталась незавершенной.
Спитакское землетрясение и армяно-азербайджанский конфликт последовательно стали причинами остановки движения поездов по тоннелю. Руководство железных дорог и страны в целом из года в год предпринимает попытки восстановить движение. Однако, удавалось это всего несколько раз и на крайне непродолжительное время.
На 2023 год состояние самого тоннеля и железнодорожного полотна удовлетворительное, а транспортно-дренажной штольни плачевное. Местами в ней образовались обвалы.
По имеющейся информации, с 2021 года по тоннелю не ходят поезда, а ж/д пути, подходящие к тоннелю высоко в горах, обильно завалены слоем снега и не расчищаются.
Оператор железных дорог Армении — компания «Южно-кавказская железная дорога» вкладывает средства в поддержание инфраструктуры тоннеля в рабочем состоянии, однако сооружение нуждается в работах по завершению строительства. В частности, в 80-е годы не была завершена система вентиляции через техническую штольню, не завершены работы по отделке сводов тоннеля, монтирования противопожарной и иных вспомогательных систем.
Тем не менее, объект является стратегическим и охраняется уполномоченными органами. У обоих порталов установлены действующие будки с охраной и прожекторами
Строительство Памбакского тоннеля было начато в 1976 году и окончено в 1985 году, а в 1986 году железная дорога в тоннеле была электрифицирована, причём на тот момент она уже была действующей.
Проходку осуществляли буровыми агрегатами ПБА-1 (оснащенного шестью бурильными установками БУ-1 на манипуляторах) и ПБА-2. Последний был изготовлен в единственном экземпляре и на данном объекте проходил испытания. В отдельных случаях применяли и другое, в том числе импортное, оборудование. Породу вывозили проходческими вагонами ВПК-7 и ВПК-10. Обделку производили из монолитного бетона марки «200». Также впервые в СССР на участке в 703 м применили торкрет-бетон с анкерами на пластрастворе.
Параллельно основному объекту осуществлялась проходка транспортно-дренажной штольни, которую соединяли с основным тоннелем через каждые 600-700 м. Ее продолжали строить и после запуска движения, но из-за проблем с финансированием она осталась незавершенной.
Спитакское землетрясение и армяно-азербайджанский конфликт последовательно стали причинами остановки движения поездов по тоннелю. Руководство железных дорог и страны в целом из года в год предпринимает попытки восстановить движение. Однако, удавалось это всего несколько раз и на крайне непродолжительное время.
На 2023 год состояние самого тоннеля и железнодорожного полотна удовлетворительное, а транспортно-дренажной штольни плачевное. Местами в ней образовались обвалы.
По имеющейся информации, с 2021 года по тоннелю не ходят поезда, а ж/д пути, подходящие к тоннелю высоко в горах, обильно завалены слоем снега и не расчищаются.
Оператор железных дорог Армении — компания «Южно-кавказская железная дорога» вкладывает средства в поддержание инфраструктуры тоннеля в рабочем состоянии, однако сооружение нуждается в работах по завершению строительства. В частности, в 80-е годы не была завершена система вентиляции через техническую штольню, не завершены работы по отделке сводов тоннеля, монтирования противопожарной и иных вспомогательных систем.
Тем не менее, объект является стратегическим и охраняется уполномоченными органами. У обоих порталов установлены действующие будки с охраной и прожекторами