
Секретное стратегическое хранилище
На фото государственное стратегическое хранилище запасов пищи, находящееся под землей в 200 км от Москвы
Местонахождение хранилища не разглашается. Стратегический продуктовый резерв России предназначен для использования в случае войн, конфликтов, естественных или промышленных катастроф и других непредвиденных обстоятельств. Также он может использоваться как инструмент регулирования цен на продукты. Хранилище содержит продукты с долгим сроком хранения.



Немного истории: Во время правления Ивана III (1462-1505) на общегосударственное благо были созданы материальные запасы целевого назначения, прежде всего оборонного.
Впервые в русской истории установлены перечень и нормы накопления материальных ценностей в резерве, а также порядок поддержания качественной и количественной их сохранности: «запасы создавать, дабы возможность была выдержать осаду в течение трех лет и ежегодно одну треть освежать».
Чтобы смягчить губительные последствия частых неурожаев, в этот период во всех городах учреждены магазины, где хранились запасы хлеба.
При Иване III впервые были созданы постоянные правительственные учреждения, названные впоследствии приказами. Один из таких приказов, получивший название житного, занимался заготовкой и хранением хлебных запасов.
XV-XVII вв.
Учреждение особых денежных и хлебных приказов по сбору продовольственных запасов для военных целей
Образование единого российского государства с центральным административным аппаратом и единым войском в XV-XVI вв. выдвинуло задачу увеличения запасов продовольствия и вооружения общегосударственного значения и создания централизованной системы снабжения войска.
Основу централизованной системы обеспечения войск продовольствием составляли житные дворы, созданные еще Иваном III во всех городах, где хранились запасы хлеба. С конца XVI в. житный двор выступал в качестве местного государственного учреждения в системе Житного приказа, осуществлявшего хранение и выдачу казенного хлеба армии. Государственным хлебным запасам велся строгий учет, они были неприкосновенны и могли расходоваться только по распоряжению из Москвы. Житный двор в Москве являлся правительственным учреждением и хранил зерно, поступавшее из царских вотчин.
Правительственные акты о создании запасов хлеба содержат многочисленные указания о качестве зерна и о том, как сохранять запасы продовольствия.
Из указаний царя Михаила Федоровича Романова воеводе (1629 г.):
«… а к житницам и хлебным запасам береженье держать великое, чтобы житницы были укрыты, а в житницах наши хлебные запасы ничем не испортились, и потери б хлебным запасам однолично никакие не было, а буде ты того овса и много хлеба прошлых лет не обмолотишь, и тебе от нас бытии в великой опале».
1700 год
Создание Провиантского приказа – центрального органа управления государственными продовольственными запасами, завершившее построение в России системы государственных резервов
Правление Петра I (1682 – 1725) вошло в историю российского государства как эпоха масштабных политических, экономических, военных и культурных преобразований.
В начале XVIII в. реформированию подверглись все сферы государственного управления. К тому времени относится и возникновение единой системы государственных запасов, охватывавшей не только продовольствие, но и в дальнейшем запасы для нарождавшейся промышленности. 18 февраля 1700 г. был учрежден Провиантский приказ, обязанностью которого стало создание государственных запасов продовольствия для армии. Это позволило ввести рекрутскую повинность и создать действительно регулярную армию, которая уже находилась на полном государственном обеспечении.
К концу правления Петра I был разработан и сформулирован принципиально новый подход к решению проблемы обеспечения населения продовольствием. Он заключался в том, чтобы направлять усилия властей на борьбу не с последствиями кризиса, а на предупреждение проявлений «народной нужды».
В 1723 году Петр I предписал создать специальное подразделение Камер-коллегии, которое должно было контролировать продовольственную ситуацию в стране. Однако идея создания государственных запасов для населения не была полностью реализована ни при Петре I, ни при его преемниках, хотя к ней неоднократно возвращались и в XVIII, и в XIX вв.
1700-1725 гг.
Создание запасов промышленных товаров, металлов, заложение Петром I организационных основ накопления, хранения, учета и контроля резервов
Растущую армию невозможно было обеспечить вооружением, боеприпасами и обмундированием без сильной военной промышленности. Поэтому Петр I придавал первостепенное значение горнодобывающей и металлургической промышленности. Активно развивались два новых промышленных района – Урал и Петербург. К концу XVII в. в стране насчитывалось не более 30 мануфактур, а к 1730 году было построено около 50 новых металлургических заводов на Урале, в Туле, под Санкт-Петербургом. Создавались также полотняные, кожевенные и мануфактуры по изготовлению амуниции, в общей сложности около 100 предприятий, положивших начало русской промышленности.
Активные меры, направленные на создание материальных резервов, продуманная для своего времени система снабжения войск в значительной мере способствовали успеху боевых действий. Накануне Полтавской битвы в близлежащих городах были организованы базы снабжения, откуда все необходимое перевозилось в полевые склады, размещенные рядом с выбранным Петром I полем сражения.
1796-1857 гг.
Издание свода правительственных постановлений и законов, регламентирующих создание постоянных запасов для снабжения армии и гражданского населения
Первым законодательным актом Павла I (1796 – 1801) в этой сфере стало «Учреждение об императорской фамилии» в 1797 году, предусматривавшее учреждение хлебных магазинов в поселениях удельных крестьян. В 1799 году Павел I повелел завести хлебные магазины по всей империи независимо от формы собственности. Но этому препятствовали неисполнительность, особенности климата и традиций быта ряда групп населения. Хотя меры Павла I и способствовали созданию хлебных запасов, говорить об общегосударственном продовольственном фонде не приходилось.
В начале царствования Александра I (1801 – 1825) была проведена реформа системы центральных государственных учреждений. В 1802 году на смену коллегиям пришли министерства – органы управления, основанные на единоначалии. В состав Министерства военно-сухопутных сил вошли все учреждения, отвечавшие за снабжение и создание запасов для армии: Провиантский, Комиссариатский, Артиллерийский и Инженерный департаменты.
1879-1888 гг.
Строительство крупных механизированных зернохранилищ и первого элеватора общественного пользования
С ростом масштабов экономики, развитием транспорта, перевооружением армии, увеличением размаха военных действий жизнь выдвигала новые требования к системе государственных резервов.
В систему госрезерва России внедрялись достижения научно-технической мысли. Период создания и внедрения паровых машин и двигателей внутреннего сгорания стал толчком для развития отечественной нефтяной промышленности. Остро встал вопрос о хранении нефти и нефтепродуктов. Появление в России стальных резервуаров для хранения нефти, керосина и бензина связано с именем выдающегося русского инженера и изобретателя Владимира Григорьевича Шухова. В 1878 году он разработал конструкцию цилиндрического клепанного резервуара с тонким днищем на песчаной подушке и ступенчатой толщиной стенок. Применили их впервые для госрезерва. В принципиальном плане до сегодняшнего дня ничего не изменилось.
В 1870 году на фабрике петербургского предпринимателя Азибера были изготовлены первые образцы жестяночных консервов, выдерживающих длительное хранение: жареная и вареная говядина, баранина, овощная похлебка.
1927 год
Образование государственного хлебного фонда
В 1927 году начал образовываться постоянный государственный хлебный фонд, на первых порах в количестве 50 млн. пудов. В 1927 - 1928 гг. в соответствии с новой хозяйственно-политической установкой определилась задача ближайшего года: образование в достаточном размере бюджетного, валютного, хлебного, товарного, сырьевого и топливного резервов, необходимых как для хозяйственного маневрирования, так и для обеспечения обороноспособности страны. Управление системой государственных резервов СССР и контроль за ней в эти годы осуществлял Наркомат внешней и внутренней торговли под непосредственным руководством Совета Труда и Обороны.
1931 год
Создание Комитета резервов при Совете Труда и Обороны
Постановлением Совнаркома СССР от 17 октября 1931 г. впервые был создан специализированный орган – Комитет резервов при Совете Труда и Обороны (Комитет резервов), объединивший в себе основные функции управления государственными резервами. Первым руководителем Комитета резервов стал В.В. Куйбышев, являвшийся одновременно председателем Госплана СССР и заместителем председателя Совнаркома СССР и СТО.
В начальный период создания системы государственных резервов объемы накопления материалов и товаров устанавливались исходя из годового потребления и производства, а также из имеющихся возможностей. В этот год по стратегическим материалам была утверждена номенклатура резервов товаров отечественного производства из 11 наименований, по импортным товарам - из 68.
На Комитет резервов, отделы и инспекции при уполномоченных НКВД на местах были возложены точный количественный учет запасов, а также контроль за максимально экономным расходованием строго в пределах утвержденного Правительством плана.
Государственный резерв был использован для борьбы с голодом начала 1930-х годов.
1937 год
Образование территориальных органов управления государственными резервами - территориальных управлений и инспекций
В 1937 году в связи с упразднением СТО Комитет резервов был преобразован, при сохранении всех его функций, в Управление государственных резервов при СНК СССР.
С 1 ноября 1937 г. отделы и инспекции резервов из системы НКВД перешли в непосредственное ведение Управления госрезервов.
На всей территории страны было организовано 16 отделов и 19 инспекций.
1938 год
В Торжке на базе сельскохозяйственного техникума открыт политехнический техникум – создана учебная базы по подготовке специалистов для работы в системе государственных резервов.
В Москве образована Центральная научно-исследовательская лаборатория - научный центр по проблемам хранения.
1939-1940 гг.
Госрезерв накануне Великой Отечественной войны
В 1939 году в систему госрезервов СССР входит уже 16 территориальных управлений с общей численностью 1500 человек. В ведении каждого территориального управления – от 2 до 10 баз госрезервов и тысячи пунктов ответственного хранения.
Центральный аппарат системы госрезервов, его территориальные управления и базы финансируются из союзного бюджета. Ревизия их деятельности может проводиться только по специальному разрешению СНК СССР.
На 1 января 1941 г. в госрезерве имеется 5876 млн тонн хлеба; 42,9 тыс. тонн мяса; 108,5 туб мясных консервов; 310 тыс. тонн сахара; 3,0 тыс. тонн каучука натурального; 1583,7 тыс. тонн нефтепродуктов; 501,2 тыс. тонн нефтяного сырья; около 30 наименований металлов, в том числе 12,2 тыс. тонн цинка, 4,7 тыс. тонн олова, 3,7 тыс. тонн никеля, 54,2 тыс. тонн меди, 3,7 тыс. тонн алюминия; 20 наименований кабельной продукции и другие материалы стратегического назначения.
Общая стоимость государственных материальных резервов для производственных мощностей, топлива, сырья, энергетики, черных и цветных металлов, продовольствия за год увеличилась в 1,9 раза и достигла 7,6 млрд рублей.
1941-1945 гг.
Госрезерв в период Великой Отечественной войны
В центральном аппарате Управления государственных материальных резервов при СНК СССР, во всех территориальных управлениях и на базах системы государственных резервов установлен режим круглосуточной работы.
С начала войны из государственного резерва выпущено: 11 368 вагонов промышленных резервов, в том числе 4645 вагонов металлов, ферросплавов, каучука и др., 1003 вагона авторезины, 4000 цистерн спирта, 11 525 тыс. тонн топливных резервов, 2300 тыс. тонн или 190 000 вагонов хлебофуража, 36 000 вагонов продовольственных товаров. В результате к 1 января 1942 г. объем государственных резервов снизился на 765 млн рублей по сравнению с довоенным уровнем накоплений.
За время войны из госрезерва для нужд армии и промышленности отпущено: хлеба – около 20 млн тонн., разных продовольственных товаров – около 3 млн тонн, черных и цветных металлов – около 2 млн тонн, угля – 16 млн тонн, нефтепродуктов – около 9 млн тонн, лесоматериалов – около 6 млн куб. метров.
За весь период войны по ленд-лизу поставлено 404 тыс. тонн меди или 77,1% всего отечественного производства; 301 тыс. тонн алюминия (106,4 :); 29 тыс. тонн олова (223,1 :), кобальта – 470 тонн (138,2 :), высокооктанового авиабензина – 1087 тыс. тонн (23,1 :), автомобильных шин – 3659 тыс. шт. (73,4 :), шерсти – 98 тыс. тонн (102,1 :), сахара – 658 тыс. тонн (66,1 :), мясных консервов – 2077 млн банок (480,2 :), жиры животные – 602 тыс. тонн (106,5 :). Значительная часть этих ресурсов проходила через базы госрезервов, откуда правительство направляло их в армию или в оборонную промышленность.
В центральном аппарате Управления государственных материальных резервов в мае 1945 года насчитывается 596 человек, число территориальных управлений доведено до 40, территориальных инспекций - до 11. Общая численность работников территориальных управлений составила 2246 человек.
Объемы государственных резервов в годы войны не только не уменьшились, но по некоторым видам возросли более чем в 1,8 раза.
Для работников госрезервов режим военного времени закончился только 1 января 1948 г. с отменой карточной системы.
К 1967 году по сравнению с 1940 годом сахара заложено на хранение больше в 230 раз, мясных консервов – в 263 раза, масла растительного – в 39 раз, молочных консервов – в 40 раз.
Грузооборот предприятий возрос на 46%, среднегодовой объем хранения – на 50%, затраты на содержание системы – на 4%, производительность труда на погрузочно-разгрузочных работах выросла на 78%. При этом стоимость хранения 1 тонны снизилась на 26%, стоимости эксплуатации 1 кв. метра складской площади – на 21,5%; 1 куб. метра резервуарной емкости – на 28% и стоимость переработки одной расчетной тонны также - на 28%.
К 1970 году общий объем емкостей для хранения продовольственных товаров по сравнению с уровнем 1959 года вырос на 144%, в частности холодильные емкости – на 262%, резервуарные – на 380%, отапливаемые хранилища – на 698%.
Численность специалистов с высшим и среднетехническим образованием составила 88% против 68% в 1959 году от общего числа работающих в системе госрезервов.
1972 год
В системе государственных резервов создан информационный вычислительный центр.
1991 год
В центральном аппарате госрезерва создано структурное подразделение по организации резерва, предназначенного для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказания гуманитарной помощи.
Указом Президента РСФСР от 25.11.1991 № 236 «О формировании системы государственных резервов РСФСР» образован Комитет по государственным резервам при Правительстве РСФСР, который стал правопреемником союзного комитета. Комитету поручалось оперативное управление объектами и запасами государственного и мобилизационного резерва на территории России.
1992 год
Правительство Российской Федерации утвердило «Положение о Комитете», установило предельную численность работников центрального аппарата, а также структуру системы госрезервов. Были восстановлены Ивановское, Средне-Волжское, Средне-Уральское, Южно-Уральское территориальные управления, упраздненные в ходе очередной реформы.
1993 год
Система государственных резервов внесла существенный вклад в сохранение социально-политической стабильности в переломные 1990-е годы, когда до 50 процентов ежемесячного потребления продуктов в некоторых регионах, главным образом дотационных, обеспечивалось государственным резервом.
За годы перестройки запасы государственного резерва в части запасов продовольственных товаров уменьшились: по мясным продуктам в 2,5-3 раза, по маслу растительному - более чем в 3 раза, по сахару в 4,5 раза.
В 90-х годах по распоряжениям Правительства осуществлялись выпуск из государственного и мобилизационного резервов цветных металлов, топлива, редкоземельных элементов и закупка продовольственных товаров на вырученные от продажи средства.
На начало 1993 года за счет этих сделок отечественными торговыми фирмами закуплены и заложены в госрезерв значительные объемы продовольствия, в том числе 245 тыс. тонн сахара, 8 тыс. тонн мясных консервов, 5 тыс. тонн кофе, 5 тыс. тонн какао, 4 тыс. тонн чая, 820 тонн детского питания.
29 декабря 1994 года
Принят федеральный закон № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве». Настоящий закон установил общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва и регулирует отношения в данной области.
С 1992 года до 2003 года финансирование государственного резерва в государственном бюджете не предусматривалось. Запасы при отсутствии бюджетного финансирования и неизбежных затратах на их освежение, содержание и поддержание основных фондов неуклонно сокращались. Но государственный резерв удалось в основном сохранить.
9 марта 2004 года
Указом Президента Российской Федерации № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Российское агентство по государственным резервам преобразовано в Федеральное агентство по государственным резервам и передано в ведение Министерства экономического развития и торговли, на которое возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного материального резерва.
4 февраля 2006 года
Впервые на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина рассмотрен вопрос о системе государственного резерва. Состояние системы государственного резерва признано отвечающим современным требованиям.
28 декабря 2010 года
Приняты поправки в Федеральный закон «О государственном материальном резерве», значительно расширяющие и дополняющие полномочия Росрезерва
Изменения в закон направлены на совершенствование норм, регулирующих отношения, возникающие при формировании, размещении, хранении и использовании государственного материального резерва, и приведение их в соответствие с изменившимися экономическими условиями и нормами современного законодательства.
В законе уточняется, что государственный резерв составляет имущество казны Российской Федерации.
Для обеспечения количественной и качественной сохранности материальных ценностей госрезерва Росрезерву предоставляется право осуществлять перемещение материальных ценностей госрезерва на хранение от одних ответственных хранителей другим и в организации системы государственного резерва в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом ведомству предоставлено право передавать полномочия государственного заказчика своим территориальным органам.
В целях продления сроков хранения материальных ценностей Росрезерв наделяется правом проведения работ по восстановлению материальных ценностей, тары и упаковки. Это позволит обеспечить экономию средств федерального бюджета, выделяемых на освежение запасов государственного резерва. Кроме того, законом предусматривается возможность «освежения материальных ценностей» в форме их переработки в продукцию, входящую в соответствующую номенклатуру с последующей закладкой в госрезерв.
Закон расширяет основания выпуска материальных ценностей из госрезерва. Так, выпуск может быть произведен в связи с оказанием гуманитарной помощи по поручению Правительства Российской Федерации для поддержки различных отраслей экономики, организаций, субъектов РФ в целях стабилизации ситуации при временных нарушениях снабжения ресурсами. Законом вводится ускоренный порядок выпуска из государственного резерва материальных ценностей в случае их использования для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и в связи с оказанием гуманитарной помощи.
Согласно закону усиливается ответственность за несвоевременное выполнение указаний об отгрузке материальных ценностей, несвоевременный возврат в государственный резерв заимствованных материальных ценностей, необеспечение качественной сохранности материальных ценностей, а также за несвоевременное представление ответственными хранителями установленной отчетности.
Система государственного резерва многократно перестраивалась, менялись названия и статус органов управления, но система всегда оставалась единой и сохраняла свое назначение.
Роль государственного резерва в современных экономических условиях не уменьшилась, а возросла. Перед Росрезервом поставлены новые задачи оказания государственной поддержки субъектам экономики в целях стабилизации в случае возникновения диспропорций на внутреннем рынке и оказания регулирующего воздействия на рынок.
Частичная информация с http://rusrep.ru/article/2011/05/27/food_storage
Местонахождение хранилища не разглашается. Стратегический продуктовый резерв России предназначен для использования в случае войн, конфликтов, естественных или промышленных катастроф и других непредвиденных обстоятельств. Также он может использоваться как инструмент регулирования цен на продукты. Хранилище содержит продукты с долгим сроком хранения.



Немного истории: Во время правления Ивана III (1462-1505) на общегосударственное благо были созданы материальные запасы целевого назначения, прежде всего оборонного.
Впервые в русской истории установлены перечень и нормы накопления материальных ценностей в резерве, а также порядок поддержания качественной и количественной их сохранности: «запасы создавать, дабы возможность была выдержать осаду в течение трех лет и ежегодно одну треть освежать».
Чтобы смягчить губительные последствия частых неурожаев, в этот период во всех городах учреждены магазины, где хранились запасы хлеба.
При Иване III впервые были созданы постоянные правительственные учреждения, названные впоследствии приказами. Один из таких приказов, получивший название житного, занимался заготовкой и хранением хлебных запасов.
XV-XVII вв.
Учреждение особых денежных и хлебных приказов по сбору продовольственных запасов для военных целей
Образование единого российского государства с центральным административным аппаратом и единым войском в XV-XVI вв. выдвинуло задачу увеличения запасов продовольствия и вооружения общегосударственного значения и создания централизованной системы снабжения войска.
Основу централизованной системы обеспечения войск продовольствием составляли житные дворы, созданные еще Иваном III во всех городах, где хранились запасы хлеба. С конца XVI в. житный двор выступал в качестве местного государственного учреждения в системе Житного приказа, осуществлявшего хранение и выдачу казенного хлеба армии. Государственным хлебным запасам велся строгий учет, они были неприкосновенны и могли расходоваться только по распоряжению из Москвы. Житный двор в Москве являлся правительственным учреждением и хранил зерно, поступавшее из царских вотчин.
Правительственные акты о создании запасов хлеба содержат многочисленные указания о качестве зерна и о том, как сохранять запасы продовольствия.
Из указаний царя Михаила Федоровича Романова воеводе (1629 г.):
«… а к житницам и хлебным запасам береженье держать великое, чтобы житницы были укрыты, а в житницах наши хлебные запасы ничем не испортились, и потери б хлебным запасам однолично никакие не было, а буде ты того овса и много хлеба прошлых лет не обмолотишь, и тебе от нас бытии в великой опале».
1700 год
Создание Провиантского приказа – центрального органа управления государственными продовольственными запасами, завершившее построение в России системы государственных резервов
Правление Петра I (1682 – 1725) вошло в историю российского государства как эпоха масштабных политических, экономических, военных и культурных преобразований.
В начале XVIII в. реформированию подверглись все сферы государственного управления. К тому времени относится и возникновение единой системы государственных запасов, охватывавшей не только продовольствие, но и в дальнейшем запасы для нарождавшейся промышленности. 18 февраля 1700 г. был учрежден Провиантский приказ, обязанностью которого стало создание государственных запасов продовольствия для армии. Это позволило ввести рекрутскую повинность и создать действительно регулярную армию, которая уже находилась на полном государственном обеспечении.
К концу правления Петра I был разработан и сформулирован принципиально новый подход к решению проблемы обеспечения населения продовольствием. Он заключался в том, чтобы направлять усилия властей на борьбу не с последствиями кризиса, а на предупреждение проявлений «народной нужды».
В 1723 году Петр I предписал создать специальное подразделение Камер-коллегии, которое должно было контролировать продовольственную ситуацию в стране. Однако идея создания государственных запасов для населения не была полностью реализована ни при Петре I, ни при его преемниках, хотя к ней неоднократно возвращались и в XVIII, и в XIX вв.
1700-1725 гг.
Создание запасов промышленных товаров, металлов, заложение Петром I организационных основ накопления, хранения, учета и контроля резервов
Растущую армию невозможно было обеспечить вооружением, боеприпасами и обмундированием без сильной военной промышленности. Поэтому Петр I придавал первостепенное значение горнодобывающей и металлургической промышленности. Активно развивались два новых промышленных района – Урал и Петербург. К концу XVII в. в стране насчитывалось не более 30 мануфактур, а к 1730 году было построено около 50 новых металлургических заводов на Урале, в Туле, под Санкт-Петербургом. Создавались также полотняные, кожевенные и мануфактуры по изготовлению амуниции, в общей сложности около 100 предприятий, положивших начало русской промышленности.
Активные меры, направленные на создание материальных резервов, продуманная для своего времени система снабжения войск в значительной мере способствовали успеху боевых действий. Накануне Полтавской битвы в близлежащих городах были организованы базы снабжения, откуда все необходимое перевозилось в полевые склады, размещенные рядом с выбранным Петром I полем сражения.
1796-1857 гг.
Издание свода правительственных постановлений и законов, регламентирующих создание постоянных запасов для снабжения армии и гражданского населения
Первым законодательным актом Павла I (1796 – 1801) в этой сфере стало «Учреждение об императорской фамилии» в 1797 году, предусматривавшее учреждение хлебных магазинов в поселениях удельных крестьян. В 1799 году Павел I повелел завести хлебные магазины по всей империи независимо от формы собственности. Но этому препятствовали неисполнительность, особенности климата и традиций быта ряда групп населения. Хотя меры Павла I и способствовали созданию хлебных запасов, говорить об общегосударственном продовольственном фонде не приходилось.
В начале царствования Александра I (1801 – 1825) была проведена реформа системы центральных государственных учреждений. В 1802 году на смену коллегиям пришли министерства – органы управления, основанные на единоначалии. В состав Министерства военно-сухопутных сил вошли все учреждения, отвечавшие за снабжение и создание запасов для армии: Провиантский, Комиссариатский, Артиллерийский и Инженерный департаменты.
1879-1888 гг.
Строительство крупных механизированных зернохранилищ и первого элеватора общественного пользования
С ростом масштабов экономики, развитием транспорта, перевооружением армии, увеличением размаха военных действий жизнь выдвигала новые требования к системе государственных резервов.
В систему госрезерва России внедрялись достижения научно-технической мысли. Период создания и внедрения паровых машин и двигателей внутреннего сгорания стал толчком для развития отечественной нефтяной промышленности. Остро встал вопрос о хранении нефти и нефтепродуктов. Появление в России стальных резервуаров для хранения нефти, керосина и бензина связано с именем выдающегося русского инженера и изобретателя Владимира Григорьевича Шухова. В 1878 году он разработал конструкцию цилиндрического клепанного резервуара с тонким днищем на песчаной подушке и ступенчатой толщиной стенок. Применили их впервые для госрезерва. В принципиальном плане до сегодняшнего дня ничего не изменилось.
В 1870 году на фабрике петербургского предпринимателя Азибера были изготовлены первые образцы жестяночных консервов, выдерживающих длительное хранение: жареная и вареная говядина, баранина, овощная похлебка.
1927 год
Образование государственного хлебного фонда
В 1927 году начал образовываться постоянный государственный хлебный фонд, на первых порах в количестве 50 млн. пудов. В 1927 - 1928 гг. в соответствии с новой хозяйственно-политической установкой определилась задача ближайшего года: образование в достаточном размере бюджетного, валютного, хлебного, товарного, сырьевого и топливного резервов, необходимых как для хозяйственного маневрирования, так и для обеспечения обороноспособности страны. Управление системой государственных резервов СССР и контроль за ней в эти годы осуществлял Наркомат внешней и внутренней торговли под непосредственным руководством Совета Труда и Обороны.
1931 год
Создание Комитета резервов при Совете Труда и Обороны
Постановлением Совнаркома СССР от 17 октября 1931 г. впервые был создан специализированный орган – Комитет резервов при Совете Труда и Обороны (Комитет резервов), объединивший в себе основные функции управления государственными резервами. Первым руководителем Комитета резервов стал В.В. Куйбышев, являвшийся одновременно председателем Госплана СССР и заместителем председателя Совнаркома СССР и СТО.
В начальный период создания системы государственных резервов объемы накопления материалов и товаров устанавливались исходя из годового потребления и производства, а также из имеющихся возможностей. В этот год по стратегическим материалам была утверждена номенклатура резервов товаров отечественного производства из 11 наименований, по импортным товарам - из 68.
На Комитет резервов, отделы и инспекции при уполномоченных НКВД на местах были возложены точный количественный учет запасов, а также контроль за максимально экономным расходованием строго в пределах утвержденного Правительством плана.
Государственный резерв был использован для борьбы с голодом начала 1930-х годов.
1937 год
Образование территориальных органов управления государственными резервами - территориальных управлений и инспекций
В 1937 году в связи с упразднением СТО Комитет резервов был преобразован, при сохранении всех его функций, в Управление государственных резервов при СНК СССР.
С 1 ноября 1937 г. отделы и инспекции резервов из системы НКВД перешли в непосредственное ведение Управления госрезервов.
На всей территории страны было организовано 16 отделов и 19 инспекций.
1938 год
В Торжке на базе сельскохозяйственного техникума открыт политехнический техникум – создана учебная базы по подготовке специалистов для работы в системе государственных резервов.
В Москве образована Центральная научно-исследовательская лаборатория - научный центр по проблемам хранения.
1939-1940 гг.
Госрезерв накануне Великой Отечественной войны
В 1939 году в систему госрезервов СССР входит уже 16 территориальных управлений с общей численностью 1500 человек. В ведении каждого территориального управления – от 2 до 10 баз госрезервов и тысячи пунктов ответственного хранения.
Центральный аппарат системы госрезервов, его территориальные управления и базы финансируются из союзного бюджета. Ревизия их деятельности может проводиться только по специальному разрешению СНК СССР.
На 1 января 1941 г. в госрезерве имеется 5876 млн тонн хлеба; 42,9 тыс. тонн мяса; 108,5 туб мясных консервов; 310 тыс. тонн сахара; 3,0 тыс. тонн каучука натурального; 1583,7 тыс. тонн нефтепродуктов; 501,2 тыс. тонн нефтяного сырья; около 30 наименований металлов, в том числе 12,2 тыс. тонн цинка, 4,7 тыс. тонн олова, 3,7 тыс. тонн никеля, 54,2 тыс. тонн меди, 3,7 тыс. тонн алюминия; 20 наименований кабельной продукции и другие материалы стратегического назначения.
Общая стоимость государственных материальных резервов для производственных мощностей, топлива, сырья, энергетики, черных и цветных металлов, продовольствия за год увеличилась в 1,9 раза и достигла 7,6 млрд рублей.
1941-1945 гг.
Госрезерв в период Великой Отечественной войны
В центральном аппарате Управления государственных материальных резервов при СНК СССР, во всех территориальных управлениях и на базах системы государственных резервов установлен режим круглосуточной работы.
С начала войны из государственного резерва выпущено: 11 368 вагонов промышленных резервов, в том числе 4645 вагонов металлов, ферросплавов, каучука и др., 1003 вагона авторезины, 4000 цистерн спирта, 11 525 тыс. тонн топливных резервов, 2300 тыс. тонн или 190 000 вагонов хлебофуража, 36 000 вагонов продовольственных товаров. В результате к 1 января 1942 г. объем государственных резервов снизился на 765 млн рублей по сравнению с довоенным уровнем накоплений.
За время войны из госрезерва для нужд армии и промышленности отпущено: хлеба – около 20 млн тонн., разных продовольственных товаров – около 3 млн тонн, черных и цветных металлов – около 2 млн тонн, угля – 16 млн тонн, нефтепродуктов – около 9 млн тонн, лесоматериалов – около 6 млн куб. метров.
За весь период войны по ленд-лизу поставлено 404 тыс. тонн меди или 77,1% всего отечественного производства; 301 тыс. тонн алюминия (106,4 :); 29 тыс. тонн олова (223,1 :), кобальта – 470 тонн (138,2 :), высокооктанового авиабензина – 1087 тыс. тонн (23,1 :), автомобильных шин – 3659 тыс. шт. (73,4 :), шерсти – 98 тыс. тонн (102,1 :), сахара – 658 тыс. тонн (66,1 :), мясных консервов – 2077 млн банок (480,2 :), жиры животные – 602 тыс. тонн (106,5 :). Значительная часть этих ресурсов проходила через базы госрезервов, откуда правительство направляло их в армию или в оборонную промышленность.
В центральном аппарате Управления государственных материальных резервов в мае 1945 года насчитывается 596 человек, число территориальных управлений доведено до 40, территориальных инспекций - до 11. Общая численность работников территориальных управлений составила 2246 человек.
Объемы государственных резервов в годы войны не только не уменьшились, но по некоторым видам возросли более чем в 1,8 раза.
Для работников госрезервов режим военного времени закончился только 1 января 1948 г. с отменой карточной системы.
К 1967 году по сравнению с 1940 годом сахара заложено на хранение больше в 230 раз, мясных консервов – в 263 раза, масла растительного – в 39 раз, молочных консервов – в 40 раз.
Грузооборот предприятий возрос на 46%, среднегодовой объем хранения – на 50%, затраты на содержание системы – на 4%, производительность труда на погрузочно-разгрузочных работах выросла на 78%. При этом стоимость хранения 1 тонны снизилась на 26%, стоимости эксплуатации 1 кв. метра складской площади – на 21,5%; 1 куб. метра резервуарной емкости – на 28% и стоимость переработки одной расчетной тонны также - на 28%.
К 1970 году общий объем емкостей для хранения продовольственных товаров по сравнению с уровнем 1959 года вырос на 144%, в частности холодильные емкости – на 262%, резервуарные – на 380%, отапливаемые хранилища – на 698%.
Численность специалистов с высшим и среднетехническим образованием составила 88% против 68% в 1959 году от общего числа работающих в системе госрезервов.
1972 год
В системе государственных резервов создан информационный вычислительный центр.
1991 год
В центральном аппарате госрезерва создано структурное подразделение по организации резерва, предназначенного для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказания гуманитарной помощи.
Указом Президента РСФСР от 25.11.1991 № 236 «О формировании системы государственных резервов РСФСР» образован Комитет по государственным резервам при Правительстве РСФСР, который стал правопреемником союзного комитета. Комитету поручалось оперативное управление объектами и запасами государственного и мобилизационного резерва на территории России.
1992 год
Правительство Российской Федерации утвердило «Положение о Комитете», установило предельную численность работников центрального аппарата, а также структуру системы госрезервов. Были восстановлены Ивановское, Средне-Волжское, Средне-Уральское, Южно-Уральское территориальные управления, упраздненные в ходе очередной реформы.
1993 год
Система государственных резервов внесла существенный вклад в сохранение социально-политической стабильности в переломные 1990-е годы, когда до 50 процентов ежемесячного потребления продуктов в некоторых регионах, главным образом дотационных, обеспечивалось государственным резервом.
За годы перестройки запасы государственного резерва в части запасов продовольственных товаров уменьшились: по мясным продуктам в 2,5-3 раза, по маслу растительному - более чем в 3 раза, по сахару в 4,5 раза.
В 90-х годах по распоряжениям Правительства осуществлялись выпуск из государственного и мобилизационного резервов цветных металлов, топлива, редкоземельных элементов и закупка продовольственных товаров на вырученные от продажи средства.
На начало 1993 года за счет этих сделок отечественными торговыми фирмами закуплены и заложены в госрезерв значительные объемы продовольствия, в том числе 245 тыс. тонн сахара, 8 тыс. тонн мясных консервов, 5 тыс. тонн кофе, 5 тыс. тонн какао, 4 тыс. тонн чая, 820 тонн детского питания.
29 декабря 1994 года
Принят федеральный закон № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве». Настоящий закон установил общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва и регулирует отношения в данной области.
С 1992 года до 2003 года финансирование государственного резерва в государственном бюджете не предусматривалось. Запасы при отсутствии бюджетного финансирования и неизбежных затратах на их освежение, содержание и поддержание основных фондов неуклонно сокращались. Но государственный резерв удалось в основном сохранить.
9 марта 2004 года
Указом Президента Российской Федерации № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Российское агентство по государственным резервам преобразовано в Федеральное агентство по государственным резервам и передано в ведение Министерства экономического развития и торговли, на которое возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного материального резерва.
4 февраля 2006 года
Впервые на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина рассмотрен вопрос о системе государственного резерва. Состояние системы государственного резерва признано отвечающим современным требованиям.
28 декабря 2010 года
Приняты поправки в Федеральный закон «О государственном материальном резерве», значительно расширяющие и дополняющие полномочия Росрезерва
Изменения в закон направлены на совершенствование норм, регулирующих отношения, возникающие при формировании, размещении, хранении и использовании государственного материального резерва, и приведение их в соответствие с изменившимися экономическими условиями и нормами современного законодательства.
В законе уточняется, что государственный резерв составляет имущество казны Российской Федерации.
Для обеспечения количественной и качественной сохранности материальных ценностей госрезерва Росрезерву предоставляется право осуществлять перемещение материальных ценностей госрезерва на хранение от одних ответственных хранителей другим и в организации системы государственного резерва в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом ведомству предоставлено право передавать полномочия государственного заказчика своим территориальным органам.
В целях продления сроков хранения материальных ценностей Росрезерв наделяется правом проведения работ по восстановлению материальных ценностей, тары и упаковки. Это позволит обеспечить экономию средств федерального бюджета, выделяемых на освежение запасов государственного резерва. Кроме того, законом предусматривается возможность «освежения материальных ценностей» в форме их переработки в продукцию, входящую в соответствующую номенклатуру с последующей закладкой в госрезерв.
Закон расширяет основания выпуска материальных ценностей из госрезерва. Так, выпуск может быть произведен в связи с оказанием гуманитарной помощи по поручению Правительства Российской Федерации для поддержки различных отраслей экономики, организаций, субъектов РФ в целях стабилизации ситуации при временных нарушениях снабжения ресурсами. Законом вводится ускоренный порядок выпуска из государственного резерва материальных ценностей в случае их использования для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и в связи с оказанием гуманитарной помощи.
Согласно закону усиливается ответственность за несвоевременное выполнение указаний об отгрузке материальных ценностей, несвоевременный возврат в государственный резерв заимствованных материальных ценностей, необеспечение качественной сохранности материальных ценностей, а также за несвоевременное представление ответственными хранителями установленной отчетности.
Система государственного резерва многократно перестраивалась, менялись названия и статус органов управления, но система всегда оставалась единой и сохраняла свое назначение.
Роль государственного резерва в современных экономических условиях не уменьшилась, а возросла. Перед Росрезервом поставлены новые задачи оказания государственной поддержки субъектам экономики в целях стабилизации в случае возникновения диспропорций на внутреннем рынке и оказания регулирующего воздействия на рынок.
Частичная информация с http://rusrep.ru/article/2011/05/27/food_storage


Видел его по НТВ как-то раз, вроде...
0
Ссылка
| 1 отв.
Интересно быстро ли опустошиться хранилище если туда запустить человек 700 которых не кормили две недели :)
0
Ссылка
| 58 отв.





Praktik: насколько мне известно запасы в одном месте такого рода от 3 месяцев до года в среднем.
Кстати есть одно место в России (хранилищем ЭТО назвать язык не поворачивается, да и функции у него несколько другие), где счёт идёт уже не на года, а на десятки лет со своими атомными реакторами, баллистическими ракетами и всевозможной техникой, как военного, так гражданского значения.
Кстати есть одно место в России (хранилищем ЭТО назвать язык не поворачивается, да и функции у него несколько другие), где счёт идёт уже не на года, а на десятки лет со своими атомными реакторами, баллистическими ракетами и всевозможной техникой, как военного, так гражданского значения.



skyfi
написало 29 мая 2011 в 23:53


Александр Лаврентьев pyroblast
написало 31 мая 2011 в 20:24
kokproarmi: ты уже не первый раз в комментах делаешь такой тонко читаемый междустрок проброс, что типо "вы меня тролите, чтобы я скинул фотки, но я вам их не скину".
И проброс этот как бы должен намекать на то, что они-то у тебя есть, но ты их всеравно никому не кинешь.
Мне одному кажется, или всем действительно похрен, есть ли они у тебя и был ли ты там впринципе?
И проброс этот как бы должен намекать на то, что они-то у тебя есть, но ты их всеравно никому не кинешь.
Мне одному кажется, или всем действительно похрен, есть ли они у тебя и был ли ты там впринципе?


Александр Лаврентьев pyroblast
написало 31 мая 2011 в 20:32


Александр Лаврентьев pyroblast
написало 31 мая 2011 в 20:35


Александр Лаврентьев pyroblast
написало 31 мая 2011 в 20:39


Александр Лаврентьев pyroblast
написало 31 мая 2011 в 20:50
kokproarmi: "Известно, что при известном такте и ловкости, можно не имея никакго положения в обществе, создавать себе вполне солидную репутацию" (с)
Так вот. Еще раз внесу ясность мои выше высказанные наблюдения.
Уже не первый раз замечаю, что ты вбрасываешь на совершенно не на что не намекающее сообщение фразу, типо "да вот вы знаете, я вам ничего не покажу и не просите", хотя в сообщении речи о каком либо показе даже и не шло. Ну вот я, например, да и уверен, что не только я, не вижу в сообщении "Никола спалил Ямантау. Поднимайте патрульный вертолет!" какого либо призыва на запал фотографий, сделаных тобой в этом месте, например. Т.е. не понятно, к чему вообше такой проброс :"дядь провокация не засчитана, если рассчитывал, что на эту фразу выкину интерсную картинку. не дождёшься :)"
И такие вбросы от тебя уже далеко не первый раз. В мои сообщения ты такую муру вбрасывал, в чьи-либо еще — тоже.
Скажу сразу, я не буду выискивать на них ссылки — глупо как-то. Так что можешь от них откреститься. Впрочем, может кто-то и найдет.
И собвстенно вот: а не похрен ли, был ли ты там или нет?
И как сам думаешь: не похрен ли кому-то был ли ты там или нет?
Так вот. Еще раз внесу ясность мои выше высказанные наблюдения.
Уже не первый раз замечаю, что ты вбрасываешь на совершенно не на что не намекающее сообщение фразу, типо "да вот вы знаете, я вам ничего не покажу и не просите", хотя в сообщении речи о каком либо показе даже и не шло. Ну вот я, например, да и уверен, что не только я, не вижу в сообщении "Никола спалил Ямантау. Поднимайте патрульный вертолет!" какого либо призыва на запал фотографий, сделаных тобой в этом месте, например. Т.е. не понятно, к чему вообше такой проброс :"дядь провокация не засчитана, если рассчитывал, что на эту фразу выкину интерсную картинку. не дождёшься :)"
И такие вбросы от тебя уже далеко не первый раз. В мои сообщения ты такую муру вбрасывал, в чьи-либо еще — тоже.
Скажу сразу, я не буду выискивать на них ссылки — глупо как-то. Так что можешь от них откреститься. Впрочем, может кто-то и найдет.
И собвстенно вот: а не похрен ли, был ли ты там или нет?
И как сам думаешь: не похрен ли кому-то был ли ты там или нет?

pyroblast:
и это утверждение скайфи для меня однозначно являлся попыткой провокации
на второй вопрос :) мне парралельно на то, что думает кто-то :)
Уже не первый раз замечаю, что ты вбрасываешь на совершенно не на что не намекающее сообщение фразу, типо "да вот вы знаете, я вам ничего не покажу и не просите"пруфы в студию.
Никола спалил Ямантау. Поднимайте патрульный вертолет!человек прекрасно знает, что на сообщения такого рода я частенько начинаю из принципа выкидывать интересные фоточки, скажу больше раньше это вообще было стандартной реакцией на такие сообщения. пруф прилагается:
Re: косят зайцы трын траву :)ссылка на пруф
Цитата Сообщение от Коготь
Следующий шаг к просветлению и познанию Дао - спалиться в подземном переходе.
Ответ на цитату:
Шаг к просветлению и познанию Дао уже сделан и даже с посредственным участием в этом кстати подземного перехода
Зы. вижу твоя жизненная энергия позволяет тебе частично предугадывать события
очень хотелось подписать "Энви ты опоздал" но делать этого не стали :)
и это утверждение скайфи для меня однозначно являлся попыткой провокации
И собвстенно вот: а не похрен ли, был ли ты там или нет? И как сам думаешь: не похрен ли кому-то был ли ты там или нет?ответ на первый вопрос :) для меня не похрен :)
на второй вопрос :) мне парралельно на то, что думает кто-то :)

Александр Лаврентьев pyroblast
написало 31 мая 2011 в 21:09


Александр Лаврентьев pyroblast
написало 31 мая 2011 в 21:24


Александр Лаврентьев pyroblast
написало 31 мая 2011 в 22:04

Лом чугунный Impossible
написало 31 мая 2011 в 22:37

Михаил zeus
написало 1 июня 2011 в 00:46



Константин Kort
написало 1 июня 2011 в 12:07
Impossible: То что он там был много о нём говорит, ибо было там не много народа и фотки из таких мест весьма ценная фигня, причём не только для диггерков но и для спецслужб.
Да они знают что Никола не боится смерти ,звонить и запугивать бесполезно.В Бункере поймать невозможно.Единственный вариант который рассматривал генерал Шлемов ,это подрыв объектов вместе с нарушителями..
Да они знают что Никола не боится смерти ,звонить и запугивать бесполезно.В Бункере поймать невозможно.Единственный вариант который рассматривал генерал Шлемов ,это подрыв объектов вместе с нарушителями..


Александр Лаврентьев pyroblast
написало 1 июня 2011 в 07:57


skyfi
написало 1 июня 2011 в 21:40

Энви Envy
написал 1 июня 2011 в 12:43

Энви Envy
написал 1 июня 2011 в 12:52
Да, сразу предотвращая кучу понтов и вопросов. У нас разные ниши. Я не собираюсь ни с кем бодаться и кидать фотки, т.к. хожу по объектам не ради понтов, траханья девок, и поднятия самомнения, а просто по тому что мне искренне нравятся как такие места так и процесс их достижения (а проблем с самоидентификацией, требущей постоянного шума вокруг личности, у меня нет.) При этом эха о местах нет *вообще*. Вы можете лишь гадать и завидовать надписями на стенах, где ваш любимый Зависть был :)
2. К засиранию объектов любыми надписями свидетельствующими о мнимой крутости (и реальной глупости) посетителей отношусь крайне отрицательно. Вы туда пришли что бы посмотреть а не насрать. Или я не прав? :)
2. К засиранию объектов любыми надписями свидетельствующими о мнимой крутости (и реальной глупости) посетителей отношусь крайне отрицательно. Вы туда пришли что бы посмотреть а не насрать. Или я не прав? :)


skyfi
написало 1 июня 2011 в 21:25
kokproarmi:
Или заметил, но решил все же написать про провокацию :)
и это утверждение скайфи для меня однозначно являлся попыткой провокацииэто утверждение скайфи является 100% калькой фразы Когтя на кавесе, странно, что ты этого не заметил.
Или заметил, но решил все же написать про провокацию :)

Александр Лаврентьев pyroblast
написало 31 мая 2011 в 20:37


Александр Лаврентьев pyroblast
написало 31 мая 2011 в 20:54

Александр Лаврентьев pyroblast
написало 31 мая 2011 в 20:33


skyfi
написало 1 июня 2011 в 21:20

Энви Envy
написал 1 июня 2011 в 12:54


P M ProstoMax
написал 31 мая 2011 в 01:48



Энви Envy
написал 1 июня 2011 в 12:41

Буква 13nikita
написал 28 мая 2011 в 10:40
[исправлен через 32 секунды]

Martinig
написал 28 мая 2011 в 11:04
200 км от Москвы
Хм, интересно, глубина какая?
0
Ссылка
| 2 отв.
Martinig
написал 29 мая 2011 в 21:08

Sle Doper sle
написал 28 мая 2011 в 12:25
В цифре "200 км" один нолик пропустили...
+11
Ссылка
| 14 отв.
ФотоЯвляются Фотошопом sant
написал 28 мая 2011 в 16:59

Sle Doper sle
написал 29 мая 2011 в 21:44
[исправлен через 1 минуту]

ФотоЯвляются Фотошопом sant
написал 29 мая 2011 в 22:53

Sle Doper sle
написал 29 мая 2011 в 23:39

ФотоЯвляются Фотошопом sant
написал 29 мая 2011 в 23:47

Sle Doper sle
написал 30 мая 2011 в 00:03

ФотоЯвляются Фотошопом sant
написал 30 мая 2011 в 10:44

Sle Doper sle
написал 31 мая 2011 в 18:58


ФотоЯвляются Фотошопом sant
написал 31 мая 2011 в 21:27

Sle Doper sle
написал 31 мая 2011 в 21:27

Михаил zeus
написало 31 мая 2011 в 21:29




ФотоЯвляются Фотошопом sant
написал 28 мая 2011 в 20:54


ФотоЯвляются Фотошопом sant
написал 28 мая 2011 в 21:19


Буква 13nikita
написал 28 мая 2011 в 23:03

Сергей MailerBiLL
написал 31 мая 2011 в 22:56
Ммм, а ведь тушняк туда явно восхитительного качества поставляют.
0
Ссылка
Только жители сайта могут оставлять комментарии.