Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиКопипаста
Himera
написала 21 марта 2013 в 14:54 [изменен через 1 час] [ Назад ]

Пустят ли пассажирские поезда по секретному метро?

Корреспондент «КП» выяснял, что представляет собой система тайных тоннелей под Москвой и можно ли приспособить ее «под мирные цели»


Ровно 80 лет назад - 21 марта 1933 года - Совет народных комиссаров СССР утвердил общую перспективную схему Московского метрополитена. И постепенно он стал таким, каким мы его знаем сейчас. И не знаем тоже...
Секретная подземка «Метро-2» давно стала чем-то вроде городской легенды. С одной стороны, столько источников расписывают в деталях эти линии и бункеры. С другой - никто не подтвердил официально, что столь серьезная система, якобы лежащая на глубине до 200 метров, на самом деле существует. А ведь еще с 90-х ведутся разговоры, что хорошо бы проложенные для советских вождей тайные линии рассекретить и пустить под нужды метрополитена. В часы пик подземка уже не справляется с пассажиропотоком.
Союз распался, система осталась
Неофициальные источники утверждают, что «Метро-2» находится в ведении Службы специальных объектов Главного управления специальных программ Президента России и Минобороны. Собственно, в засекреченных документах система называется Д-6, а термин «Метро-2» придумал писатель Владимир Гоник. В 1993-м он выпустил книгу «Преисподняя». В ней Гоник, бывший военный врач из особого отдела Минобороны, подробно описал существующую глубоко под Москвой систему. Информацию об альтернативной подземке он собирал два десятилетия от работавших в Д-6 офицеров, которых привозили к нему на обследование. Утверждает, что спускался в «Метро-2» и сам.
- Под Москвой несколько веков существуют подземные ходы. Первые упоминания об этом относятся к концу XVIII века, - говорит Гоник. - Например, когда-то на глубине до 12 метров существовал тоннель между Таганской тюрьмой и Новоспасским монастырем. По нему арестантов водили в баню на территории монастыря. Когда-то монастырь был крепостью, где подземные ходы нужны были для вылазок за едой или эвакуации. От того же Новоспасского был под землей замаскированный переход к Москве-реке длиной 250 метров. И такие системы - во многих монастырях и храмах.
По словам Гоника, после революции Советы переоборудовали многие городские шахты под расстрельные помещения. А в начале 30-х, когда власти всерьез столкнулись с транспортными проблемами, под землей закипела стройка - копали тоннели будущего метро. Позже, перед войной и после нее, начали выстраивать бункеры для партийной элиты. Сразу закладывали и тоннели, по которым в случае чего можно быстро добраться на поезде под землей из центра Москвы на окраины и даже дальше. То самое «Метро-2».
- В 1941 году торжественное собрание по случаю ноябрьских праздников проходило на станции «Маяковская», - рассказывает Гоник. - Сталин приехал прямо на поезде. Из здания на Мясницкой, где располагалась Ставка главнокомандующего, он спустился в спецтоннель, который уже тогда был частью «Метро-2».
Специалисты говорят, что уже во время войны на разной глубине был изрыт фактически весь центр Москвы - Новая и Старая площади, Лубянка. Одна из секретных линий вела к аэропорту. А у Сталина под землей было два бункера.
- С появлением атомного и термоядерного оружия стало ясно, что необходимы более глубокие убежища, - продолжает писатель. - У всех членов Политбюро были апартаменты в бункерах. Каждому отводилось около 180 кв. метров жилплощади. А для Брежнева выстроили копию его московского кабинета. Но штука в том, что большинство партийных бонз в этих своих апартаментах никогда не бывали. Брежнев, по моей информации, спускался в начале 70-х и ему очень понравилось. Вроде как именно после этого он наградил руководителя КГБ Юрия Андропова Золотой Звездой Героя Соцтруда.
При этом Гоник высказывает сомнения: даже в 70-е эти убежища вряд ли были сверхнадежной защитой. Ближайшие базы НАТО, откуда нас могли накрыть ядерными боеголовками, тогда располагались в Норвегии. Ракеты могли достичь Москвы за 10 - 12 минут. Сомнительно, что за это время членов Политбюро реально было эвакуировать на большую глубину.
- Но эту систему продолжали строить и совершенствовать. Работы шли до распада Союза. К тому моменту система была готова примерно на 80%: бункеры и тоннели были, а оборудования не хватало. Но по сей день сохранилось главное - секретная транспортная система.
«Схемы - гостайна»
В Интернете есть несколько схем «Метро-2». Изначально они, скорее всего, были отрисованы со схемы, размещенной в 1991 году в издании Мин­обороны США по советским Вооруженным Силам. Стало быть, шпионы ту, первую, рисовали. На ней все достаточно условно - подземные пути проложены прямыми пунктирами. Три линии уходят от Кремля на юго-запад, юг и северо-восток.
Позже сведения были структурированы. Самая известная схема «Метро-2» составлена одним из крупнейших ее исследователей Юрием Зайцевым (см. карту). На ней, кстати, можно обнаружить и четвертую линию. Правда, достоверно не ясно, существует она на самом деле или пока только на бумаге (см. таблицу).
Насколько опубликованные в Интернете схемы соответствуют реальным?
- Скажем так: примерно соответствуют, - говорит Вадим Михайлов, руководитель отряда «Диггер-спас». - Авторы сознательно допускают неточности, чтобы их не привлекли за раскрытие гостайны. И это вполне логично...
По словам Михайлова, он знает о московских катакомбах практически все. И на секретных объектах «Метро-2» ему бывать тоже приходилось.
- За годы диггерства у меня появились друзья, работающие, так скажем, в органах, - говорит Вадим. - По их приглашению я на объекте и оказался. Не имею права рассказывать, что там и как, но одно скажу: они серьезно охраняются. Не слышал, чтобы диггеры нелегально проникали на такие объекты.
Писатель Дмитрий Глуховский признается, что во время работы над бестселлером «Метро 2033» его консультировали работники метрополитена и его исследователи.
- Однажды ехал по Кольцевой в кабине машиниста. Своими глазами видел: на перегонах между станциями есть по нескольку уходящих в сторону тоннелей, закрытых решетками, - вспоминает писатель. - Машинисты признавались: они и сами не знают, для чего это и куда ведет. В районе Краснопресненской есть наиболее выраженный переход - говорят, в 1993-м именно по нему после артобстрела шла эвакуация из «Белого дома».
Масштабы Глуховского глубоко потрясли.
- Думаю, по количеству ответвлений можно судить о том, сколько в свое время было заложено тоннелей, которые сейчас не используются для перевозки обычных пассажиров. По моим данным, под Москвой и областью около 200 секретных бункеров. Часть их была законсервирована, затоплена грунтовыми водами. Но в начале 2000-х их начали восстанавливать под нужды оборонки...
Процесс пошел?
У «Метро-2», согласитесь, слишком много признаков существования, чтобы быть выдумкой. Собственно, основной наш вопрос: может ли эта система быть переоборудована под нужды метрополитена?
Бывший сотрудник подразделения, отвечавшего за строительство одной из линий Д-6, долго отказывался от разговора. Согласился только под гарантии полной анонимности. Сейчас Виктор Ермолаев (назовем его так) на пенсии, а когда-то работал инженером «где надо».
- То, что система тоннелей существует, - это факт, - говорит Ермолаев. - Я около 10 лет на таких объектах отработал. Под подпиской о неразглашении когда-то был...
- Так, может, и расконсервировать «Метро-2» под мирные нужды?
- Боюсь, у тех, кто это предлагает, критический мизер информации о Д-6. Большинство ее объектов по сей день находятся в ведении ФСО и ФСБ. Все тоннели системы связывают между собой стратегические объекты, командные пункты, укрепленные подземные районы. Кроме того, станции секретной подземки обычно располагаются внутри государственных зданий. Разрешить к ним свободный доступ всем желающим? Бред, согласитесь. Впрочем, какая-то часть этих сооружений уже не является тайной, их открывают - возьмите тот же бывший закрытый командный пункт «Таганский», в котором теперь работает Музей холодной войны. Но он и сейчас связан с действующей частью Д-6.
Еще один существенный момент. Шахты многих старых станций Д-6 - вертикальные. Это было бы смешно - спускать вверх-вниз на лифте по десять человек. Пытаться перестроить сейчас все, заменить шахты эскалаторами - это что-то из разряда фантастики. Это значит весь центр города поставить под угрозу обвала, там такой масштаб работ нужен! Да и в такую копеечку проект влетит, что никакие плюсы разгрузки подземки эти расходы не оправдают.
При этом, на минуточку, некоторые тоннели расположены на глубине до 200 метров, - продолжает Ермолаев. (Самая глубокая станция метро «Парк Победы» лежит на глубине 90 м. - Ред.). Система лишь временами пересекается с действующими линиями метрополитена, а по сути, она находится на других уровнях, гораздо ниже. Это просто запутает всех и вся... Но главное даже не это. Каждая линия Д-6 - это всего один тоннель. То есть пока поезд с одной конечной не доедет до противоположного конца пути, по этой линии другой электровоз двинуться не сможет.
Получается, мысли об адаптации «Метро-2» - утопия? Писатель Владимир Гоник с этим не вполне согласен. По его мнению, процесс постепенного перехода объектов «Метро-2» в обычный метрополитен уже давно начался.
- По моей информации, подземная часть Филевской линии когда-то должна была вести к Ближней даче Сталина. Но стройка застопорилась по какой-то причине. И теперь этот отрезок вполне себе нормально используется для перевозки пассажиров. Есть и примеры отдельных станций, которые были построены на обычных ветках метро, но затем перешли в разряд стратегических объектов.
Так, еще до появления «Тверской» между «Театральной» и «Маяковской» была выстроена станция «Советская». Она якобы находится напротив столичной мэрии. Но затем ее отдали под пункт гражданской обороны. Кроме того, по словам писателя, можно было бы использовать большое количество технических пустот и выработок под зданиями в центре Москвы - в 30-е годы методы строительства подземки были достаточно примитивны. Для вгрызания в землю нужны были дополнительные забои, штольни, тоннели. А сейчас можно было бы приспособить эти площади ну хотя бы под подземные стоянки (в условиях дефицита места в столице - чем не выход?).
А пока в часы пик в московской подземке по-прежнему битком. И вот нырнешь ты в эту толпу, норовящую вынести тебя на ближайшей станции потоком, как тряпичную куклу... И мечтаешь: скоро обещают еще одну кольцевую построить, да новые переходы, да проблему пробок решить. Заживем! А в это время на сотню метров ниже где-то в тоннеле катит себе пустехонький электропоезд. Не по заданию катит. Так, чтобы в форме себя держать. Красивый такой электропоезд, новенький. И при этом жутко секретный...
КОНКРЕТНО
Исследователи приводят разнообразные факты о «Метро-2». Не возьмемся судить, правда это или нет, просто приведем наиболее любопытные.
- Длина секретных тоннелей - более 150 км.
- Линии проложены на глубине от 50 до 200 метров.
- Станции «Метро-2» не облицованы стройматериалами.
- Рельсы утоплены в асфальт - проектировщики закладывали возможность пускать по тоннелям и автомобили.
- В подземке долго использовались контактно-аккумуляторные электровозы типа «Л» и вагоны Еж6. Затем в «Метро-2» был доставлен четырехвагонный дизель-поезд ДПС-01.
В последние годы на баланс поступили два двухвагонных дизель-поезда РА1 (изготовлены в Мытищах).
А КАК У НИХ?
Тайные подземки Вашингтона и Пхеньяна
США. Система правительственного метро под Вашингтоном давно рассекречена. Она состоит из трех линий, которые соединяют между собой объекты Капитолия (конгресс США находится на Капитолийском холме). Сегодня это одна из туристических достопримечательностей.
КНДР. Под Пхеньяном на глубине 300 метров заложена система тщательно охраняемых тоннелей. Она соединяется с несколькими важными военными объектами в разных регионах КНДР и предназначена для возможной эвакуации лидера партии, армии и народа Ким Чен Ына, его семьи и чиновников.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Писатель Дмитрий Глуховский: «В моих романах в бункерах засели бывшие земные правительства»
- Во вселенной моих романов «Метро 2033» и «Метро 2034» ходят легенды, что в секретных бункерах засели выжившие руководители бывших правительств, которые теперь с некоторым раздражением следят за жизнью подземки после атомного взрыва.
В мире «Метро 2033» эти тайные убежища населены мутантами. Но герои книги все равно ищут Метро-2. Потому что вполне логично предполагают, что эта система гораздо лучше оборудована для жизни под землей, чем обычные станции. По их информации — Д-6 с обычным метрополитеном всего две точки пересечения. И найти их не так-то просто...
Источник: www.kp.ru/daily/26049.3/2961630/
fukurukudzu
Господин ПЖ fukurukudzu написал 21 марта 2013 в 15:16
О! Журналамеры опять принялись за эту теплую, и безусловно ламповую тему! Да и еще с каким размахом - и аццкий Сталин есть, и аццкий Зайцев, и Гоник-наркоман, и даже ВадМих. Интересно с чего бы это они опять стали искать митродва? Неужель на волне фильма о плавающих номерных?
+20
Ссылка | 1 отв.
elyar113
Извещатель Обьемный elyar113 написал 21 марта 2013 в 15:31
fukurukudzu: ну так фильм был (метро или что типо этого) вот и вспомнили
Valera4yma
Valera4yma написал 21 марта 2013 в 15:51

Нада в Китай слазать.

0
Ссылка | 1 отв.
Shigure
Ральф Майребс Shigure написало 21 марта 2013 в 16:28
Valera4yma: сразу уж в Сев. Корею, как пишут в статье, тогда
Mexanik72
Mexanik72 написал 21 марта 2013 в 20:38
LOL
Darky
Говорит Москва Darky написало 21 марта 2013 в 22:00
Днём читала сабж в печатном варианте
Пофанилась ацке
И все одиозные персонажи, и крохоборское "а давайте там возить людей", и пафосный финал. В общем, прекрасно всё
Только жители сайта могут оставлять комментарии.