Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
Shigure
Ральф Майребс написало 28 ноября 2013 в 12:13 [изменен через 1 час] [ Назад ]

Амдерма постсоветская

В тридцатые годы XX-го века, советская промышленность развивалась семимильными темпами. Одним из китов, лежащих в основе качественных товаров была металлургия - разрабатывались новые сплавы. Однако малая добыча некоторых важным компонентов требовала регулярных закупок за границей, что ставило страну в зависимость от ресурсов Запада. Одной из таких компонент был минерал флюорит, иначе называемый плавиковым шпатом или фторидом кальция. Этот минерал придавал алюминию ковкость и был незаменим в авиационной промышленности. Кроме того его использовали при производстве оптических линз. Обе эти отрасли имели стратегическое военное значение, что требовало найти отечественные месторождения флюорита. В 1932 году геолого-поисковая партия под руководство П. А. Шрубко обнаружила этот минерал на побережье Карского моря и уже летом 1933 года был основан рудник, а вместе с ним и посёлок получивший название Амдерма, что в переводе с ненецкого языка обозначает "лежбище моржей".

Благодаря руднику, уже через несколько лет Советский союз полностью отказался от закупок флюорита за границей. Минерала было так много, что его использовали в качестве гравия при отсыпки дорог. Даже теперь в районе портовой лагуны можно найти множество фиолетовых кристаллов различного размера и красоты.

Со стороны материка Амдерма окружена сотнями километрами заболоченной тундры, так что выгодно добраться до посёлка можно лишь по морю или по воздуху. Поэтому, строительство аэродрома стало наипервейшим делом. Во второй половине 30х годов через неё проходили практически все арктические авиатрассы. Здесь в 1937 году гостили члены авиа-экспедиции О.Ю. Шмидта на Северный полюс.

После Второй мировой войны, были открыты другие месторождения флюорита и рудник закрылся. Послёлок стал развиваться как база для исследования Арктики. Расширяется аэропорт, приобретя стратегическое значение. В конце 60х вблизи посёлка сооружается новейшая РЛС П-70 Лена-М, строятся дома для личного состава авиаполка, население посёлка достигает 15000 человек. После развала СССР начинается сокращение военных частей. В 1993ем закрывается РЛС, распускается и авиаполк. Численность с каждым годом падает, достигая около 350 человек в 2013ом.

Image



Ныне, как и десятки лет назад, в Амдерму можно добраться на винтомоторнике Ан-24. Аэропорт представляет собой красивое жёлтое здание, а не какую-нибудь покосившуюся развалюху. Несмотря на то, чтоборт с большой земли приходит раз в две недели, аэропорт не стоит без дела, принимая различные вертолёты - как военные, так и гражданские. Последние летают в интересах нефте-газовиков или оленеводов, развозя их по удалённым стойбищам, на остров Вайгач, в другие крупные посёлки. Из военных остались лишь пограничники (ныне ФСБ).

Image
Image
Image
Image
Image


Дорога от аэропорта до посёлка проходит между берегом моря и лагуной реки Амдерминка. В глаза бросается одна из визитных карточек севере - огромное число пустых бочек от дизельного топлива, от мелких 200-ти литровок, до вполне железнодорожного размера.

Image
Image
Image


Тут же стоят пустые наливные ёмкости, на которые можно подняться и осмотреть морской порт, находящийся на въезде в посёлок. В порту нашло последний приют огромное количество металлического лома. Гора скопившегося металла превышает высоту трёхэтажного дома из которой торчат рёбра колёсных осей, шкуры гусеничных траков и внутренности двигателей.

Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image


Иногда попадаются интересные экземпляры - например зарубежный кран или крыло самолёта. Есть даже небольшое авиационное кладбище.

Image
Image
Image


Надо отдать должное, но территория порта постепенно расчищается. Однако, железа там так много, что такими темпами процесс займёт многие и многие годы.

Image


Как это принято на северах, дома раскрашены в яркие цвета. Это позволяет разнообразить пейзаж когда вокруг большую часть года белым-бело. У моста прикреплён щит, сообщающий о том, что Амдерма находится в пограничной зоне и следует приготовить пропуска. На деле же пропуска проверяют сразу по прилёту, ещё в салоне самолёта.

Image
Image
Image
Image


Амдерму составляют преимущественно кирпичные малоэтажные здания. Большинство из них стоит заброшенными - в них проживали военные. Жилые дома отличаются от заброшенных не только целыми стёклами, но и множеством спутниковых телевизионных антенн.

Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image


Амдерма расположена в районе вечной мерзлоты, посему все строения возведены на сваях. Все коммуникации ге закопаны в грунт, а проходят поверху в деревянных коробах. По этим же коробам ходят и люди - во многих местах почва летом становится заболочена. У подъездов, заместо мостков, в землю вкопаны старые чугунные радиаторы.

Image
Image
Image
Image


Некоторые дома всё-таки были разрушены подвижками грунта - одни обвалились, другие стоят с трещинами. На фото половина дома жилая, другая нет - это заметно даже по окраске стен.

Image
Image


Нельзя сказать, что в посёлке только одни развалины, нет. Их много, но при этом попадаются вполне современные отремонтированные дома. На фото детский сад, старая и новая школы, строящийся спортивный центр.

Image
Image
Image
Image


Мемориал павшим во время Великой Отечественной Войны воинам-амдерминцам. Памятник самолёту Миг-17. Поодаль стоит ещё один памятник самолёту, но он представляет собой конструкцию из листов стали, а не настоящий фюзеляж. Ограждения улиц сделаны из вкопанных и окрашенных газовых баллонов.

Image
Image
Image
Image
Image


Отдельную ностальгическую прелесть Амдермы представляют собой сохранившиеся в большом количестве плакаты и лозунги времён СССР. Конечно, большинство из них выцвело за десятки лет, но до сих пор не потеряли своей привлекательности.

Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image


Номерные таблички выполнены вручную с любовью. Совсем не то, что современная продукция отпечатанная принтером на плёнке.

Image
Image


Полярная станция Амдерма. Основана в 1933 году. Именно здесь работал известный полярный путешественник Артур Чилингаров.

Image
Image
Image


Бывшая метеостанция. На заднем плане видно антенной полотно РЛС П-70 Лена-М

Image
Image


Промзона Амдермы в настоящее время полностью разрушена. Предприятие по добыче флюорита, построенное в 80х (тогда добыча возобновилась) лежит в руинах. Мощная дизельная электростанция остановлена. Башенный кран, возводивший новый корпус, повален. Из гаражей пустыми глазницами глядят остовы автомобилей и радарных систем.

Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image


Лаборатория исследований вечной мерзлоты. Закрыта, как можно догадаться. Внутри хорошо сохранилась обстановка и оборудование. Однако, шахта, уходящая глубоко вниз затоплена водой, которая превратилась в вечный лёд.

Image


В посёлке много различного гусеничного транспорта - колёсный по тундре не проедет. Но там где не пройдет колёсный и гусеничный - пройдут лёгкие нарты, ведомые северными оленями. В Амдерме они низкорослые и являются неотъемлемой частью пейзажа. Самое распространённое мясо - оленье, весьма вкусное, как я убедился.

Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image


Кроме того, в посёлке много кошек, а собаки вообще водят автомобили! Самым крупным животным, заходящим в Амдерму является белый медведь. Обычно, их можно встретить вблизи от моря. К сожалению, а может и к счастью, за ту неделю, что я жил в посёлке мишки мне не встречались. Впрочем, я специально их и не искал.

Image
Image


Есть ли у Амдермы будущее? По всей видимости есть. Скорее всего оно будет уже не военное, а как и изначально - исключительно добывающее. При освоении нефтегазоносного шельфа, при добыче сланцев, Амдерма может стать перевалочно-сортировочной базой и тогда туда вернутся люди, а вместе с ними и жизнь.

Image
Закрыт
elyar113
Извещатель Обьемный elyar113 написал 28 ноября 2013 в 12:29 [исправлен через 13 секунд]
ОЗК доставил.
0
Ссылка | 3 отв.
Shigure
Ральф Майребс Shigure написало 28 ноября 2013 в 12:39
elyar113: я в таком ОЗК плавал по Баренцеву морю на моторной лодке - отлично помогает от ветра
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
elyar113
Извещатель Обьемный elyar113 написал 28 ноября 2013 в 12:40
Shigure: вещь на все случаи жизни :)
Shigure
Ральф Майребс Shigure написало 28 ноября 2013 в 21:15
elyar113: только заметил... ты слишком часто меняешь имена. То Кевин, то монтер :) Не успеваешь привкнуть. Выбери что-то одно :)
TC72
Александр Молоков TC72 написал 28 ноября 2013 в 17:19
Как всегда, охрененно!

Image
Это копер? Флюорит добывался шахтным способом?
0
Ссылка | 1 отв.
Shigure
Ральф Майребс Shigure написало 28 ноября 2013 в 17:24 [исправлен через 39 секунд]
TC72:
спасибо.
да.
да. (был и рудник и шахта)
Drol
Болотный Кот Drol написал 28 ноября 2013 в 17:57
Охренеть! Вот это масштабы! Вот это металла! Вот это всего! Действительно место где стоит побывать и улазаться на пол года вперёд :)
mutab0r
клею танчики mutab0r написал 28 ноября 2013 в 18:39
Интересно, на границе с чем находится Амдерма? А у оленей, оказывается, рога мохнатые, очень мило смотрится :)
0
Ссылка | 1 отв.
Shigure
Ральф Майребс Shigure написало 28 ноября 2013 в 21:10
mutab0r: С Канадой же :)
mozilla
mozilla написал 28 ноября 2013 в 19:40
Какая свалка, однако же... Что, впрочем, не мешает быть месту интересным.
0
Ссылка | 4 отв.
Shigure
Ральф Майребс Shigure написало 28 ноября 2013 в 21:13
mozilla: если там заходить в здания типа метеостанции, полярки, на завод, в лабу то можно много отчётов настрочить. Внутри, конечно, разгром, но металл цел, аппаратура стоит, вещи не расхабарены.
0
Ссылка |  ↑ | 3 отв.
mutab0r
клею танчики mutab0r написал 28 ноября 2013 в 21:23
Shigure: А у тебя оттуда будут отчёты?
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Shigure
Ральф Майребс Shigure написало 28 ноября 2013 в 21:30 [исправлен через 59 секунд]
mutab0r: нет, не думаю.
какие-то фотки есть, но их мало для рождения нормальных отчётов. Я изначально не планировал их т.к. больше специализируюсь на военке-подземке.
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
mutab0r
клею танчики mutab0r написал 29 ноября 2013 в 01:13
Shigure: Жаль, люблю поглядеть на лабы заброшенные.
Brodyaga
ЧиполЛина Brodyaga написал 29 ноября 2013 в 00:07
Более, чем великолепно!
RedXIII
Позиция ПВО RedXIII написал 29 ноября 2013 в 07:23
Вы сегодня с утра радуете меня :) Сначала Лана со своим отчетом по технике, теперь вот ты с таким разнообразием вкусных плюшек :) Авиационная свалка доставила, я там заметил много раритетов по кускам, вот где полазать бы..Красота, есть еще места, которые заставляют смотреть отчет снова и снова :)
З.Ы. Фоточка img-fotki.yandex.ru/get/9118/46616872.c7/0_ba3a2_9a640654_orig.jpg есть в оригинальном разрешении? Я известный фапель на ржавый металл, хочу себе обоину сделать.
0
Ссылка | 4 отв.
Shigure
Ральф Майребс Shigure написало 29 ноября 2013 в 08:47
RedXIII:
опознай зелёный катер с колёсами!
это Дон или что-то военное?

а фото вот
img-fotki.yandex.ru/get/9302/46616872.c8/0_ba451_1e726eec_orig.jpg
+5
Ссылка |  ↑ | 3 отв.
RedXIII
Позиция ПВО RedXIII написал 2 декабря 2013 в 15:13
Shigure: Катерок армейский, инженерных войск, начала 80-х годов, использовался для обслуживания понтонных переправ, наведения мостов и прочих водно-инженерных работ. Называется БМК-150М
Image
+10
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Shigure
Ральф Майребс Shigure написало 2 декабря 2013 в 17:30
RedXIII: спс!!!
RedXIII
Позиция ПВО RedXIII написал 2 декабря 2013 в 15:16
Shigure: Спасибо за пикчу, замутил обои, все супер :)
TitaniK
Отрыв Герконов TitaniK написал 29 ноября 2013 в 08:42
Как с медведями обстановка в Амдерме? В город заходят?
0
Ссылка | 2 отв.
Shigure
Ральф Майребс Shigure написало 29 ноября 2013 в 08:43
TitaniK: не только заходят, но и пошаливают
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
TitaniK
Отрыв Герконов TitaniK написал 29 ноября 2013 в 08:44
Shigure: ахринеть :)
Только жители сайта могут оставлять комментарии.