Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиОбщение
deletant
написал 29 июня 2020 в 07:58 [ Назад ]

Фюзеляж прототипа "НУЛЁВКИ" самолета ТУ-144.

Прежде, чем запустить какое-либо изделие в производство, оно проходит целую стадию разработки и испытаний. А если это самый первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет, то здесь при сдаче в производство невозможно перечислить всего, чему подвергается конструкция самолета на стадии разработки, испытаний и доводки до рабочего образца. Сразу хочу предупредить, что я небольшой знаток авиации и не стоит меня судить строго. Так получилось, что с посещения в прошлом году авиасалона МАКС2019 я познакомился с очень интересными людьми, причастными к авиации. В первую очередь мой интерес подогрела весть о том, что на въезде в город Жуковский будет установлен последний лёный Ту-144ЛЛ, бортовой номер RA-77114. Идея установки Ту-144 в качестве памятника в Жуковском появилась в 2014 году. Подобрано отличное место на въезде в город на пересечении улицы Туполева и Туполевского шоссе. Мне даже повезло побывать на месте установки на стадии проведения заключительных работ. Если освещение этого вопроса вызовет интерес, то я могу об этом рассказать в отдельном посту. А так же в прошлом году мне повезло побывать в салоне самого самолета и даже в кабине пилотов, но это тоже заслуживает отдельного разговора. Пора бы нам уже вернуться к основной теме нашего с вами разговора. Собирая по крупицам материалы из различных источников по уцелевшим самолетам ТУ-144 я случайным образом наткнулся на запись, датиремую началом 2018 года о том, что на закрытой от посторонних глаз территории ЦАГИ любители исторических артефактов авиации осенью 2017-го обнаружили кусок фюзеляжа самолёта.

Image


На тот момент момент он использовался в качестве складского помещения для размещения всевозможного рода хлама. Стеллажи с канистрами и старыми покрышками размещались по обе стороны борта. Благая весть о столь удивительной находке сражу же разлетелась среди заинтересованной публики, в том числе и волонтеров музея авиации в Монино. Они даже взяли этот вопрос под свой контроль. Даже велись неофициальные переговоры о равнозначном обмене на небольшой кунг, который можно было тоже использовать в замен фюзеляжа в качестве бытовки. На сколько далеко они зашли, я не осведомлен. Но могу заявить официально, что сейчас внутри царит полнейший порядок. Внутри убран весь хлам.

Image

Руководство АТП ЦАГИ не владеет информацией по этой металлоконструкции. Разумеется, что ещё совсем недавно всё это было покрыто грифом "СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО". Остатки фюзеляжа чуть было не отправились на списание в ближайший пункт приема цветного металлолома. Но ко всеобщему удовлетворению они оказались истинными патриотами уважающими свою историю. Ладно этот небольшой фрагмент фюзеляжа. В декабре 2005 самолет 77115 в полной комплектации (без ВСУ) был продан для разделки на металлолом. Когда уже были отрезаны капоты на двух двигателях, работу остановили. Сейчас установлен в Жуковске на постаменте. Его в буквальном смысле пришлось выкупать у металлистов. Так же повезло и этому экземпляру. Подергав за нужные рычаги и ниточки, всеми правдами и неправдами нашему экипажу было разрешено зафиксировать состояние интересующего нас объекта по состоянию на начало лета 2020 года. Только только начали вступать послабления о всеобщей пандемии. Электронные пропуска отменили, перемещаться на машине стало проще. И так мы на месте.

Image

Мне дали полную свободу действий, даже не намекали, чтобы я особо не увлекался. Моей персоне итак было уделено слишком много служебного времени. Я если честно немного впал в ступор, хотя и представлял, что я увижу. К сожалению из-за того, что фюзеляж пришлось переместить в другое место, мне не удалось сделать кадр прямо в его торец. Очень уж ограниченное было место для выбора нужного ракурса. Корпус имеет характерную каплевидную форму, которую оттачивали множественными испытаниями в аэродинамической трубе. Кстати в павильоне большой аэродинамической трубы Т-101 сохранилась одна из первых деревянных моделей. Надо попробовать сфотографировать ее на ДОД, если получится выбить аккредитацию.

Image

Первым делом с камерой наперевес забираюсь во внутреннее пространство. Как я и говорил ранее здесь царит полный порядок. Жалко конечно, что фюзеляж установлен прямо на землю, но материалы из которого он изготовлен от этого не пострадали. На что обратить внимание я даже и не знаю. Сделал пару кадров по обеим бортам.

Image

ложементы могли использовать тоже во время проведения испытаний

Image

Ежели честно, то я и не знал на чём нужно было сконцентрировать своё внимание. Сфотографировал массивный открытый люк. на этом снимке отчетливо видны чуть ли не самые важные нововведения в конструкции строения корпуса фюзеляжа. Здесь впервые стали применяться цельнофрезерованные алюминиевые панели в которых размещены иллюминаторы и служащие для усиления жесткости всей несущей конструкции.

Image

Image


Стоит упомянуть о том, что этот фрагмент фюзеляжа является частью корпуса прототипа (нулевки), который использовался в качестве стенда для прочностных статических испытаний, например на влияние избыточного внутреннего давления. В связи с этим я попытался найти хоть что-либо об этом свидетельствующее. Так вот в средней части я обнаружил остатки измерительной аппаратуры. Более конкретно сказать ничего не могу. Если есть среди читающих есть специалисты в этой отрасли, то прошу пояснить, что это конкретно.

Image

Image

А так же заострил внимание на разнице внешнего вида иллюминаторов. Некоторые проёмы были пусты. Скорее всего кто-то скрутил себе на сувениры. Другие прикрыты глухими я бы сказал стандартными заглушками.

Image

А вот третьи были черного цвета. Теперь жалею что их не потрогал на ощупь и не знаю из какого материала они сделаны. Явно что они использовались для проведения каких-то измерений.

Image

Снаружи они выглядят вот таким образом. Явно что они абсолютно чужеродные чисто для научных, а не практических целей.

Image

Я уже было стал садиться в машину и через открытое окно мой взгляд зацепился за нехарактерный узор снаружи изучаемого нами экземпляра.

Image

Пришлось расчехлять аппаратуру и извиняться за очередную задержку. И это было поверьте сделано не зря. В этом месте имели выход ответные элементы датчиков, которые производили все замеры по обоим бортам самолета.

Image

Заодно запечатлел повреждения корпуса. Одно из которых было нанесено видимо при проведении такелажных работ или во время перемещения его по территории.

Image

А вот второй явно представляет из себя боевое ранение от газового резака металлистов, хотя может это были своего рода тепловые и прочностные испытания корпуса. Размер реза небольшой и он довольно аккуратный, не наносящий вреда прочности каркаса жесткости.

Image

В заключении небольшой статьи хочу заострить внимание на некоторых изменениях, которые были внесены в конструкцию планера со временем его доработки. На первом летном экземпляре отсутствовало так называемые переднее горизонтальное оперение, сокращённо ПГО для того что бы самолет был более стабилен на взлете и посадке.

Image

Сам планер в ходе испытаний тоже претерпел сильные изменения. Поверхность крыла была сильно переработана х оде испытаний, был увеличен ее размер, а гондолы подвеса двигателей были разнесены от центра фюзеляжа, чтобы он не подвергался сильному нагреву и шасси стали убираться в нишу между двигателями, а не в крыло как это было запроектировано изначально.

Image

О дальнейшей судьбе этого уникального в своём роде экспоната мы можем только догадывается. Остается надежда, что он займёт достойное место среди экспонатов музея ВВС в Монино. А вот о его истории есть небольшой шанс узнать у Юдина Владимира Григорьевича, который в настоящее время курирует вопросы по аэродинамике сверхзвуковых самолетов в ЦАГИ и занимается разработкой СПС2 ТУ-244.

PS просматривая видеоматериалы про ТУ-144, в одном из сюжетов увидел знакомый силуэт, но это точно не наш экземпляр

Image

по таймлайну эта картинка видна на 30:02

Закрыт
Только жители сайта могут оставлять комментарии.