Тахометр часового типа ТЧ10-Р...Интересный девайс из позднего СССР.
Привет всем.На днях я увидел на территории полумертвого ЖБИ, который сдается в аренду, явно брошенное здание и разумеется в него слазил.Как оказалось в этой одноэтажной пристройке размещалась служба КИП (контрольно измерительные приборы и автоматика).Фоткать я там не стал-внутри обычная помойка и дестрой и на отчет явно не тянет.Но раз я внутри , то как обычно решил порыться в завале технического хлама.На предмет чего нибудь полезного для моей мастерской.В результате я набрал полбагажника всякого интересного .И как вишенка на торте вот это:
Ручной часовой тахометр ТЧ10-Р.Если кто то не любит технику-дальше в принципе можно не читать.
Снаружи коробочка была грязная но внутри оказался весьма интересный образец советской точной механики.И, как обычно , поролон в коробке сгнил и стал липким.
Вообщем я для начала вычистил сам приборчик и футляр, наклеил новый поролон, а потом устроил фотосессию и испытания.Вот он уже чистый.
Тахометр оказался в полном комплекте, практически новый и даже с паспортом-инструкцией.
Для начала пару слов, для чего он нужен.Тахометр измеряет скорость вращения различных механизмов, электромоторов и подобного в обооротах в минуту.
Для этого есть две насадки с резиновыми конусами, которыми прибор прижимают к вращающейся части механизма.Кроме того он может измерять линейную скорость в метрах в минуту-для этого ставится насадка с диском.Подробнее как он мерит немного позднее...
На футляре клеймо "ЧЧЗ"
И сам приборчик крупным планом
На корпусе две кнопки :сброс и начало измерения.
Корпус под пломбами.Как мне ни хотелось -внутрь я не полез.Приборчик вполне работоспособен, а живым вроде вскрытие не делают.На задней стенке прибора то же клеймо "ЧЧЗ" и год выпуска 1987.
Самый конец СССР...
Заглянем в инструкцию.Все страницы я фоткать не стал.
Из паспорта узнаем, что он может измерять от 50 до 10000 оборотов минуту и линейную скорость от 10 до 100 метров в минуту.
Внутри сложный часовой механизм, если верить картинке.И разумеется страничка с клеймом ОТК
А еще в инструкции оказался вложен весьма интересный документ:акт поверки прибора от 2000года в Киргизстандарте.
Как прибор попал в Кыргыстан, а потом в Тверь на умирающий ЖБИ ?
А теперь немного разберемся с клеймом "ЧЧЗ".Это если верить Гуглу "Чистопольский часовой завод " в Татарстане.Там же делали известную в СССР марку часов "Восток".Вроде бы завод и сейчас работает-даже есть сайт.Хотя сайт и похож на мертвый.
vostokinc.com/
По другим сведениям, от завода осталась только административное здание и один цех, где по коробочкам раскладывают часы сделанные в Китае под маркой "Восток".
Если кто то там лазил-то просьба написать тут для уточнения информации.
А вообще прибор доставляет тем, что во всем мире давно выпускались электронные тахометры с цифровым отсчетом, а в СССР делали то же самое на чистой механике.
И напоследок принцип работы и испытания.Кнопкой взводится пружина таймера, который тикает и за время его выдержки (около 5 секунд) включена муфта сцепления с насадкой,стрелки бегут по шкале и считают обороты .Кончилась выдержка-таймер кончил тикать и выключил муфту сцепления-насадка свободно крутится, но стрелки остановились.
Я испытал его с электродрелью.
Сбрасываем стрелки в ноль нажатием кнопки.
Взводим пружину таймера второй кнопкой , отпускаем кнопку и ждем пока стрелки не остановятся.Разумеется дрель в это время крутится и прибор слегка прижимается насадкой.
Считываем показания 300 оборотов в минуту.
Сбрасываем показания-прибор готов к новым измерениям.
В общем эта штука мне однозначно нравится.
Ручной часовой тахометр ТЧ10-Р.Если кто то не любит технику-дальше в принципе можно не читать.
Снаружи коробочка была грязная но внутри оказался весьма интересный образец советской точной механики.И, как обычно , поролон в коробке сгнил и стал липким.
Вообщем я для начала вычистил сам приборчик и футляр, наклеил новый поролон, а потом устроил фотосессию и испытания.Вот он уже чистый.
Тахометр оказался в полном комплекте, практически новый и даже с паспортом-инструкцией.
Для начала пару слов, для чего он нужен.Тахометр измеряет скорость вращения различных механизмов, электромоторов и подобного в обооротах в минуту.
Для этого есть две насадки с резиновыми конусами, которыми прибор прижимают к вращающейся части механизма.Кроме того он может измерять линейную скорость в метрах в минуту-для этого ставится насадка с диском.Подробнее как он мерит немного позднее...
На футляре клеймо "ЧЧЗ"
И сам приборчик крупным планом
На корпусе две кнопки :сброс и начало измерения.
Корпус под пломбами.Как мне ни хотелось -внутрь я не полез.Приборчик вполне работоспособен, а живым вроде вскрытие не делают.На задней стенке прибора то же клеймо "ЧЧЗ" и год выпуска 1987.
Самый конец СССР...
Заглянем в инструкцию.Все страницы я фоткать не стал.
Из паспорта узнаем, что он может измерять от 50 до 10000 оборотов минуту и линейную скорость от 10 до 100 метров в минуту.
Внутри сложный часовой механизм, если верить картинке.И разумеется страничка с клеймом ОТК
А еще в инструкции оказался вложен весьма интересный документ:акт поверки прибора от 2000года в Киргизстандарте.
Как прибор попал в Кыргыстан, а потом в Тверь на умирающий ЖБИ ?
А теперь немного разберемся с клеймом "ЧЧЗ".Это если верить Гуглу "Чистопольский часовой завод " в Татарстане.Там же делали известную в СССР марку часов "Восток".Вроде бы завод и сейчас работает-даже есть сайт.Хотя сайт и похож на мертвый.
vostokinc.com/
По другим сведениям, от завода осталась только административное здание и один цех, где по коробочкам раскладывают часы сделанные в Китае под маркой "Восток".
Если кто то там лазил-то просьба написать тут для уточнения информации.
А вообще прибор доставляет тем, что во всем мире давно выпускались электронные тахометры с цифровым отсчетом, а в СССР делали то же самое на чистой механике.
И напоследок принцип работы и испытания.Кнопкой взводится пружина таймера, который тикает и за время его выдержки (около 5 секунд) включена муфта сцепления с насадкой,стрелки бегут по шкале и считают обороты .Кончилась выдержка-таймер кончил тикать и выключил муфту сцепления-насадка свободно крутится, но стрелки остановились.
Я испытал его с электродрелью.
Сбрасываем стрелки в ноль нажатием кнопки.
Взводим пружину таймера второй кнопкой , отпускаем кнопку и ждем пока стрелки не остановятся.Разумеется дрель в это время крутится и прибор слегка прижимается насадкой.
Считываем показания 300 оборотов в минуту.
Сбрасываем показания-прибор готов к новым измерениям.
В общем эта штука мне однозначно нравится.
Болотный Кот Drol
написал 13 февраля 2023 в 18:42
Ну хоть не пуга. Только слабо верится что ты его где-то будешь применять по делу, ибо сейчас обороты указаны на любом электроинструменте, движке и т.д. Если только у тебя старая японская тачка или мотак, где повсеместно завышены обороты спидометра километров на 10-15, чтоб не нарушали скоростной режим и ты хочешь её привести к норме. :)
+10
Ссылка
| 1 отв.
Валентин Брюсов Ded2020
написал 13 февраля 2023 в 18:48
Drol: я вообще не считаю пуги хабаром.А для работы у меня есть цифровой тахометр.И совсем не для тачек.Частенько надо померить обороты на рабочих органах какого нибудь оборудования, чтобы потом знать что нужно получить на чем то подобном но разграбленном.А этот тахометр было бы жалко расколотить-пусть в мастерской живет.
Михаил mechanik
написал 14 февраля 2023 в 22:32
Опа. Я такой же точно тахометр использую для согласования скоростей вращения валов при наладке ламинатора на работе.
Скорость на всех узлах станка должна быть одинакова, иначе быть беде.. :)
Скорость на всех узлах станка должна быть одинакова, иначе быть беде.. :)
+21
Ссылка
| 3 отв.
BioXimuK
написал 15 февраля 2023 в 13:28
Болотный Кот Drol
написал 15 февраля 2023 в 13:43
Только жители сайта могут оставлять комментарии.