Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиПолезное
sofo4ka
liten hjort написала 24 января 2010 в 20:08 [изменен через 29 секунд] [ Назад ]

Статья о Московском метро в годы ВОВ

Вчера мне попала в руки вот такая интересная статья про Московское метро в годы Великой Отечественной Войны. Надеюсь вам понравится)

<< Уже 22 июня 1941 года по распоряжению Наркомата путей сообщения начались первоочередные работы по мобилизационным планам.
Командный состав и некоторые работники были переведены на казарменное положение. На оборудованном командном пункте круглосуточно дежурили руководящие работники.
На некоторых станциях метро разместились военные и государственные учреждения. На станции «Кировская» находились отделы Генерального штаба Красной Армии. Поезда там не останавливались, перрон отгородили от путей высокой фанерной стеной.
Срочно начались работы по усилению отдельных сооружений, монтировались устройства герметизации и оборудовались дополнительные санитарно-технические установки.
С первых же дней войны более 30 процентов работников метрополитена ушли в действующую армию, истребительные батальоны и народное ополчение. Многие из них, имея на руках удостоверение об отсрочке от призыва в армию, уходили добровольцами. Количество работников метрополитена резко сократилось. На оставшихся была возложена задача обеспечить работу метро в трех режимах: транспортного предприятия, укрытия, а также по обслуживанию дополнительных устройств.
В первый месяц войны в городе и днем и ночью несколько раз объявлялась воздушная тревога, как потом выяснилось — учебная, во время которой отрабатывались действия работников метро по снятию и подаче напряжения, расстановке составов на станциях, по приему и размещению населения.
22 июля 1941 года в Москве впервые прозвучала настоящая воздушная тревога: вражеская авиация совершила налет на советскую столицу. Имея опыт при объявлении учебных воздушных тревог, работники метро успешно справились с задачей по укрытию населения: на платформах станций разместились женщины и дети, инвалиды и престарелые, для них были расставлены лежаки и кроватки-раскладушки, были использованы также пути, на которых уложили деревянные щиты. Позаботились и о питьевой воде, в вагонах, стоявших на станциях, оборудовали медицинские пункты. Первый налет гитлеровской авиации оказался особенно сильным. Он нанес повреждения некоторым объектам метрополитена. На Главные мастерские упала фугасная бомба, прямым попаданием был разрушен роликовый цех. Поскольку дежурный персонал своевременно укрылся в бомбоубежище, человеческих жертв не оказалось, а возникший пожар быстро ликвидировали.
На площади Белорусского вокзала при бомбежке была повреждена магистральная водопроводная труба. Вода затопила площадь и вестибюль станции метро «Белорусская», проникла в машинный зал эскалаторов. Общими усилиями движенцев, сантехников, сооруженцев и эскалаторщиков воду удалось направить под железподорож-ный путепровод.
Через несколько минут поступило сообщение, что вода прорвалась в торец станции «Белорусская». С большим трудом при помощи водоотливных установок откачали воду, не допустив ее в тоннель, где находились люди.
Серьезно поврежденным оказался метромост: разрушены устройства СЦБ и рельсы. Потребовалось срочно восстанавливать пути, рельсовые цепи, автостопы, вновь устанавливать светофоры. Работники служб пути, СЦБ и связи оперативно взялись за эти работы и подготовили метромост к движению поездов.
Одна из фашистских авиабомб пробила перекрытие тоннеля на перегоне между станциями «Смоленская» и «Арбатская». Одновременно была разрушена магистраль городского водопровода, и вода хлынула в образовавшуюся воронку. Лишь самоотверженный труд метрополитеновцев позволил вывести людей из поврежденного тоннеля и ликвидировать последствия бомбежки.
С того памятного дня Московский метрополитен стал надежным убежищем для москвичей. Едва наступали сумерки, время приближения воздушных налетов на столицу, к станциям метро торопились старики, женщины и дети. Здесь было спокойно, не доносился зловещий гул моторов фашистских стервятников, не слышались разрывы зенитных снарядов.
Стоило опасности миновать, как по тоннелям снова мчались поезда. Если сигнал «Воздушная тревога!» объявлялся днем, метрополитен немедленно с транспортного режима переходил на режим укрытия населения, а после отбоя движение возобновлялось.
Интервал между режимами часто составлял 15-20 минут, что говорит о высокой организованности всех служб метрополитена во время войны.
Когда угроза воздушного нападения стала повседневной, Московский метрополитен был переведен на другой режим работы: с 18 часов, не дожидаясь сигнала «Воздушная тревога!», прекращалось движение поездов и население укрывалось на ночное время.
Москвичи так привыкли к этому режиму, что заблаговременно за час-полтора у вестибюлей выстраивались очереди людей с чемоданами и узлами, с нетерпением ожидающих, когда можно будет спуститься па станции и отдохнуть в безопасном месте. Только осенью 1941 года Московский метрополитен оказывал убежище полумиллиону москвичей за сутки. На станциях сумели организовать продажу вечером молока (в бутылочках) и белого хлеба для детей. Были смонтированы специальные фонтанчики с питьевой водой.
В условиях военного времени первостепенное значение имела вентиляция в тоннелях и на станциях. От нее зависело физическое состояние десятков тысяч людей. При воздушных налетах на поверхности у вентиляционных киосков выставлялись посты. Они имели телефонную связь с командным пунктом сантехники. По сообщению дежурных принимались меры к тушению пожаров, возникавших вблизи вентиляционных киосков из-за сброшенных «зажигалок».
Самоотверженно трудились работники противопожарной охраны Московского метрополитена.
Метрополитеновцы трудились, не щадя сил и здоровья. Утром, когда москвичи покидали подземные станции, велась проверка и уборка тоннелей, мыли и проветривали все помещения, готовясь к открытию движения.
Четко и бесперебойно в период воздушной тревоги и отбоя работали эскалаторы. А ведь времени для проведения ревизионных работ было очень мало, делали их урывками, ибо эскалаторы должны находиться в постоянной готовности к пуску, к работе с максимальной нагрузкой.
С большой ответственностью относились к выполнению своих обязанностей электромеханики эскалаторов К. В. Лапшин, Н. П. Новиков, Н. С. Бажанов и другие. Работники эскалаторных станций следили также за закрытием и открытием герметических дверей. Кроме того, они обслуживали железнодорожные электростанции (ЖЭС), установленные в тоннелях. Их назначение — обеспечивать электроэнергией тоннели и станции в случае нарушения питания от наземных объектов энергоснабжения, они должны были быть постоянно готовы к пуску. К счастью, ЖЭС так и не потребовались.
Огромная нагрузка легла на плечи путейцев. За короткий срок им предстояло тщательно осмотреть состояние пути после пребывания в тоннелях тысяч людей, своевременно давать готовность диспетчеру для пропуска поездов, поддерживать путь в состоянии безопасности движения. Огромная заслуга в этом принадлежит работникам службы пути С. В. Разумовскому, И. М. Анисимову, Ф. И. Алымову, П. И. Сидорчуку, А. С. Кузовлевой и другим.
В обеспечении бесперебойной работы санитарно-тех-нических установок отличились С. С. Тугов, В. П. Петров, Н. И. Молодцов, Н. М. Андреев, П. В. Полякова и другие товарищи.
Непреходящее политическое значение для мобилизации всего советского народа и прогрессивных сил мира имело торжественное заседание 6 ноября 1941 года, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Оно было проведено на станции «Маяковская».
Уже с начала движения 6 ноября поезда Горьковско-Замоскворецкой линии следовали по маршруту, не останавливаясь на станции «Маяковская».
На платформе (в среднем зале) станции расставлялась мебель, возводилась трибуна. Через весь зал от эскалаторов до трибуны была проложена красная ковровая дорожка.
С утра работники служб тщательно проверяли эскалаторы, освещение, оборудование станции. Задолго до начала торжественного заседания на платформу станции стали спускаться его участники.
В своих воспоминаниях В. П. Пронин, работавший в годы войны председателем исполкома Моссовета, писал: «…Зал станции «Маяковская» переполнен. Здесь много военных — прямо с фронта. Суровые, озабоченные лица. Все спрашивали: в Москве ли правительство? Будет ли оно на торжественном заседании? И вот к платформе медленно подошел поезд».
Состав, доставивший на станцию «Маяковская» руководителей партии и правительства, подготовили работники электродепо «Сокол». Вел поезд старший машинист Калинников.
Ровно в 19 часов 30 минут торжественное заседание начало свою работу. С докладом выступил И. В. Сталин.
Это заседание и парад войск, который состоялся на следующее утро, вселили в советских людей глубокую уверенность в разгроме немецко-фашистских войск и произвели ошеломляющее впечатление на весь мир. Сейчас на вестибюле станции «Маяковская» в память об этом историческом событии установлена мемориальная доска. Претворяя в жизнь лозунг «Все для фронта, все для победы!», в мастерских метрополитена организовали производство мин, стабилизаторов к ним, ремонтировали танки.
Из разных мест были собраны металлообрабатывающие станки и необходимое оборудование, которое установили в соответствии с разработанным поточным технологическим процессом в специальном цехе. Его возглавил В. М. Семченко.
По вагоноремонтным мастерским встал вопрос: где взять рабочих? Во многом его удалось решить благодаря помощи Ленинградского РК ВКП(б), направившего в мастерские 40 подростков. Ребятишки еле-еле дотягивались до ручек токарных станков, им приходилось вставать на подставки. Но прошло не так уж много времени, и они научились работать, как взрослые, ни в чем не уступая им. Мастерские работали круглосуточно без выходных дней, большинство работников находилось на казарменном положении. И задание первого месяца по выпуску военной продукции выполнили за 21 день. Подлинным трудовым героизмом отмечен труд станочников А. С. Денисова, Д. Г. Киселева, И. Невретдинова, Н. П. Сергеева, П. С. Варфоломеева, Б. Г. Васина, Л. С. Голышевой, А. Н. Романовой, Н. Ф. Медведева, А. П. Камышниковой и других славных тружеников.
Но в это суровое время ни на один день не прекращалось строительство линий метрополитена. С 1941 по 1945 год была сооружена третья очередь линий метрополитена протяженностью 13,3 км и введено в эксплуатацию семь станций.
С 1 января 1943 года поезда от станции «Площадь Свердлова» пошли до станции «Автозаводская», а с 18 января 1944 года — от станции «Курская» до станции «Измайловский парк».
Оба участка были освоены без предпускового периода. На каждой из пущенных в эксплуатацию станций установлены таблички: «Сооружена в дни Великой Отечественной войны».
В эти же годы было начато строительство большого кольца метрополитена, которое впоследствии связало семь крупных железнодорожных вокзалов.
Многие отличившиеся работники Московского метрополитена удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
18 сентября 1946 года за успешное выполнение заданий военного времени коллективу Московского метрополитена было вручено на вечное хранение Красное знамя Государственного Комитета Обороны.>>


Кстати, а Вы знаете что был приказ об уничтожении Московского Метрополитена, когда немцы подходили к Москве? И когда снимали все оборудование, в общей суматохе все таки не забыли о статуях на Метро "Площадь Революции" - почти все они, кроме двух красноармейцев были вывезены, и вернулись лишь в 44 году. И еще, если походить по некоторым станциям метро (чем и занималась в субботу ваша покорная слуга), то можно увидеть довольно много мозаик и барельефов на тему ВОВ. И особенно заслуживают внимания мозаики на потолке Новокузнецкой - они были изготовлены в годы Великой Отечественной Войны в блокадном Ленинграде мозаистом Фроловым, погибшим от голода.
sofo4ka
liten hjort sofo4ka написала 24 января 2010 в 20:13
ну и пожалуй картинки по теме, найденные в Яндексе:
Image
Image
0
Ссылка | 2 отв.
AlexDoomer
Alex AlexDoomer написал 24 января 2010 в 23:11
а какая это станция?
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
sofo4ka
liten hjort sofo4ka написала 24 января 2010 в 23:21
Маяковская
DSO
Путевой обходчик DSO написал 25 января 2010 в 02:17 [исправлен через 25 секунд]

А присмотритесь к скамейкам на Новокузнецкой

Image

Знаете, из чего они сделаны?
0
Ссылка | 1 отв.
DENY
DENY написал 25 января 2010 в 15:50
знаю что не угадаю, говори=)
Uruk
Uruk написало 25 января 2010 в 13:55 [исправлен через 16 минут]
Ты имеш в виду именно матерьял, или откудо они?
0
Ссылка | 1 отв.
DSO
Путевой обходчик DSO написал 26 января 2010 в 20:23
Вот что пишет в своих воспоминаниях архитектор Надежда Быкова, соавтор проекта станции: Третьей моей станцией, которую я опять делала с И. Г. Тарановым, была «Новокузнецкая». Консультировал нас академик Иван Владиславович Жолтовский. Это быд художник с необычайно тонким вкусом. Он мог легко согласиться с мнением молодого автора, умел и тактично, не навязывая своего решения, подсказать очень ценное. По предложению Жолтовского появились на «Новокузнецкой» мраморные скамьи с волютами. То-то я про совецкую неоклассику так упорно талдычил - ведь Иван Жолтовский был ее наиглавнейшим апологетом! Но и дыма без огня не бывает - пресловутые скамьи, как выяснилось, были изготовлены ИЗ МРАМОРА, который сняли с ХСС. Да-да, из тех самых плит, на которых были высечены имена героев войны 1812 года. Так что если будете на Новокузнецкой, подойдите, прикоснитесь к резному камню - может быть, почувствуете дыхание времени, услышите пушечные залпы и свист пуль, или голоса священников, или грохот взрыва...

(c) moscowhite
Только жители сайта могут оставлять комментарии.