Опытные диггеры, исползавшие московское подземелье вдоль и поперек, уверяют: провалы столице не грозят. Город может спокойно ждать серьезные первые весенние ливни.
Каждой весной после первого серьезного дождика, москвичи нервно набирают воздух в легкие: переживем ли очередное лето или провалимся в тартарары, как регулярно обещает с экрана самый известный диггер Москвы – руководитель движения «Диггер Спас» Вадим Михайлов. Регулярные сообщения о провалах то тут, то там, вроде бы подтверждают его слова.
Но у «коллег» Михайлова, не менее опытных исследователей столичных подземелий, абсолютно противоположная точка зрения. Только им редко достается трибуна в виде СМИ. Один из оппонентов, диггер и краевед Максим Шуйский, специально для «Комсомолки» подготовил статью, в которой расскажет, что все намного оптимистичнее, и у Москвы есть большие шансы устоять и никуда не провалиться не только при нас, но и при наших детях и внуках.
Это типичные газетные «страшилки»?
Во время войны паникеров расстреливали на месте, как предателей. Ибо страх деморализует человека, превращает его в судорожно косящегося по сторонам параноика. Сейчас страх – ходовой товар у многих СМИ, которые очень любят запугивать обывателя. Но зачастую многие газетные «страшилки» не имеют ничего общего с действительностью. Одна из таких необоснованных «страшилок» – популярный лозунг «Москва провалится!», который появляется всякий раз, когда где-то в нашем огромном городе лопается, скажем, водопроводная труба, и вода размывает кусок асфальта.
Тут же появляются десятки репортажей. Солидные издания ограничиваются лишь кратким изложением событий, более бойкие СМИ пестрят комментариями о том, что площадь размыва катастрофически увеличивается, что в него уже провалились пять автомобилей и строительная бытовка с тремя рабочими и канарейкой. И вообще буквально завтра в провал засосет пол-Москвы. Конечно, есть и сообщения о том, что никакой вселенской катастрофы не произошло. Но они остаются незамеченными: они часто исходят от официальных лиц, А этим лицам обыватель давно не верит. Либо отчеты написаны специалистами: профессиональным сухим языком и для профессиональных изданий. Давайте попробуем разобраться, как же обстоят дела на самом деле.
А мэр подземной Москвы-то голый!
Почти в каждом репортаже с места провала мелькает имя Вадима Михайлова – человека, прочно ассоциирующегося со словом «диггер» (а по его словам – его и придумавшего). Михайлов, надев большую каску, выезжает на место любой аварии: будь то провал грунта или пожар в мусорном баке. Первое, что делает на месте – начинает давать интервью.
Если верить заявлениям Михайлова, то факт, что Москва до сих пор не провалилась в тартарары – чистая случайность и исключительное везение всех тех 9 миллионов человек в ней проживающих. Ибо в будущем, без сомнения, нас ожидают великие катастрофы, в сравнении с которыми гибель Помпеи – мелкая неприятность.
Оперируя терминами, от безграмотности которых у любого компетентного человека встают волосы дыбом, «главный диггер страны» заявляет, что все стройки в Москве надо остановить, метро рыть перестать, а любые изменения городского ландшафта, вплоть до установки парковых скамеек, согласовывать с ним и его командой.
Любопытно и то, как данный «специалист» представляется – «глава отряда Диггер-Спас» и «лидер движения диггеров». Как нам, группе иных диггеров, удалось выяснить, обратившись к Единому государственному реестру юридических лиц (ЕГРЮЛ), где содержатся сведения обо всех официально зарегистрированных организациях, как коммерческих, так и общественных, никакого Диггер-Спаса там нет. То есть это, по сути, самопровозглашенная организация, эдакий отряд тимуровцев. Кроме того, у нас, диггеров не разделяющих религию Михайлова, но очень его судьбой интересующихся, нет сведений еще хоть об одном члене данного отряда за исключением самого Михайлова.
Вторая дефиниция, «лидер движения диггеров», еще забавнее. Дело в том, что никакого «движения» диггеров в России не существует. Диггеры - это одиночки, сбивающиеся в небольшие группы, практически не связанные между собой. Нельзя быть лидером того, чего нет.
Есть лишь некое единое информационное поле в Интернете. Но и там обмен информацией идет крайне скупо – это хобби, в силу понятных причин, не подразумевает излишней болтливости. Кстати, если зайти на диггерские сайты, то там Михайлов является излюбленной мишенью для шуток. Что неудивительно после его рассказов о том, как он под землей обнаружил дыру в пространстве-времени, или встретил бесплотного призрака умершей женщины.
Из-за чего проваливается грунт?
Но вернемся к провалам. Да, они происходят. И по несколько раз в год. Но почему? Как правило, причиной проседания грунта являются аварии водопровода или теплосети, а так же нарушения при проведении строительных работ.
В первом случае все понятно: Москва – огромный мегаполис, ее подземная инфраструктура и коммуникации протянулись на сотни, если не тысячи километров. Некоторые из них довольно старые: так, в Москве до сих пор действуют некоторые участки Мытищинского водопровода, построенные еще в конце XIX века.
Разумеется, часть оборудования и коммуникаций изношены, и потому аварии неизбежны. Это – проблема любого большого города мира с многовековой историей, возьмите хоть Москву, хоть Нью-Йорк. А московские муниципальные службы реагируют на внештатные ситуации быстро и четко. Еще ни одна авария, так или иначе связанная с провалами, не повлекла за собой человеческих жертв. Размывы засыпаются грунтом, поврежденные коммуникации ремонтируются или перекладываются. Это – суровые будни наших коммунальщиков, в которых не кинул камень разве что ленивый. А ведь эти люди просто делают свою работу, и делают хорошо, что бы про них не говорили.
Ошибка в строительстве – не повод для апокалипсических пророчеств
Проблема с нарушениями при проведении строительных работ – серьезнее и шире. Форс-мажоры на стройплощадках бывают просто удивительные – достаточно вспомнить, скажем, вопиющий случай с падением башенного крана, когда погиб крановщик и едва не рухнуло возводимое здание. Глупо отрицать, что часто работы ведутся с нарушениями, а проектная документация готовится с учетом интересов инвесторов, а не жителей города. Гримасы «дикого капитализма», ничего не поделаешь. Об этой проблеме много говорят, но пока идут разговоры, застройщики продолжают строить так, как строили. Как результат – случаются провалы и оседания грунта, как это произошло, например, в апреле 2007 года, когда на Трубной улице сползла в котлован строящегося бизнес-центра часть дорожного полотна. Да, ошибки, просчеты и самая обычная халатность на стройках имеют место. Надо лишь понять, что каждый такой случай необходимо разбирать предметно: расследовать причины и наказывать виновных. Но ни в коем случае не делать их предметом спекулятивных заявлений и апокалипсических пророчеств для всего мегаполиса.
В ямы проваливались машины. Почему?
Другой случай, на который ссылаются апологеты лозунга «Москва провалится!» - знаменитый провал на Большой Дмитровке, который произошел в мае 1998 года. Глубина провала там составила примерно 15 метров, ширина – 25 метров, длина – 30 метров. Это наиболее масштабный провал последних десятилетий. Тогда рухнуло аварийное дореволюционное здание - оно было ближе всего кпровалу. В эту же яму провалилась и машина. Эта история является отправной точкой для паникеров: «Вчера Дмитровка провалилась, сегодня «Трансвааль» упал, а завтра весь город налетит на небесную ось!» Никто не хочет даже задуматься о причинах того случая. А они таковы: во время строительства под улицей подземного коллектора спецтехника попала в плывун – крайне нестабильный участок грунта, состоящий из смеси песка и воды. Эта смесь хлынула в недостроенный коллектор (никто из рабочих при этом не пострадал), а на поверхности в результате образовалась воронка. Можно ли было избежать этого? Да, можно. Специалисты говорили о недостаточно тщательно проведенных маркшейдерских работах. Плюс за основу взяли геологические исследования, которые проводились еще до войны. Сэкономили на исследованиях. Мы же, диггеры, отметим, что строительство подземных сооружений – сложнейшая отрасль, форс-мажоры в которой просто неизбежны даже при самом высоком уровне проведения работ. То, что за последние двадцать лет в Москве произошла всего одна подобная авария, причем без человеческих жертв – показатель очень хороший.
А как за границей?
Хроника и масштабы провалов, на фоне которых московские провалы – детская игра в
песочнице.
Январь 2007 года, Сан-Паулу, столица одноименного штата Бразилии. На шахтном стволе строящейся ветки метро происходит авария – огромный участок грунта размером с половину квартала сползает в ствол. Одного рабочего засыпает грунтом (его чудом удалось откопать живым), еще четверо получают ранения. Причина провала не установлена. Убытки огромны. Площадь обрушения в десятки раз превышает любой московский провал.
Фото: архив "КП"
Провал в Сан-Паулу
Февраль 2007 года, Гватемала. В пригороде столицы происходит страшная авария – прямо посередине жилого квартала образуется огромная воронка диаметром более двадцати метров и глубиной более ста. В провале бесследно исчезает несколько домов, сообщается о двух погибших. Власти объясняют ужасающий случай не то прорывом канализации, не то действием подземных вод. Фотографии провала напоминают настоящий апокалипсис – ничего подобного в Москве никогда не было и, смеем надеяться, никогда не будет.
Фото: архив "КП"
Гигантская воронка в Гватемале
Фото: архив "КП"
Таже гватемальская воронка, вид сверху
Март 2007 года, Пекин, столица Китая. Власти форсируют строительство новых линий метрополитена к олимпийским играм 2008 года. В результате – авария с обрушением грунта, под которым оказались погребены шесть человек. И это не первый случай – годом раньше на востоке китайской столицы, где также возводилось метро, несколько домов провалилось под землю или было затоплено.
Фото: архив "КП"
Провал при строительстве метро в Пекине
Таковы факты. Все познается в сравнении. Что же касается строительства московского метрополитена – то тут наш Мосметрострой и вовсе служит поистине образцом грамотного и четкого проведения работ.
Несмотря на сложнейшие гидрогеологические условия в Москве – ни в одном городе мира не встречается такого разнообразия типов грунтов и обилия подземных рек и плывунов – аварии при строительстве метро крайне редки. Нельзя забывать, что при строительстве метро глубокого заложения влияние подземных работ на верхние слои грунта и вовсе минимально – сила возможных подвижек падает обратно пропорционально проектной глубине.
А так проваливалась столица
Хроника провалов того же периода, когда за границей случались масштабные ЧП:
- у метро «Кантемировская» произошел провал грунта. Губина - около двух метров.
- на пересечении Славянского бульвара и Кременчугской улицы просел грунт. Площадь - 7х1,5 метров, глубина 1 метр.
- у вестибюля станции «Партизанская» образовалась яма. Размер: 1,5х3 метров, глубина 1 метр.
- у дома № 30 на улице Косыгина просел грунт: площадь - 1,5 квадратных метра, глубина около метра.
- провал грунта на строительной площадке в районе Новокузьминки. Итог: яма 10х5 метров, глубиной 7 метров.
- просело дорожное полотно у метро «Динамо» на Ленинградском проспекте.
- восьмитонный МАЗ провалился под асфальт в Каширском проезде. Площадь провала - около полутора метров.
- в результате размывания почвы и просадки грунта произошел провал на Трубной улице, образовалась яма шириной 10 м, длиной 50 м и глубиной 5 м. Обвалилась стена, ограждающая котлован строящегося здания.
Всего, по данным ООО «Мосгеоплан» , после серии геофизических обследований, выявлено около 170 участков улично-дорожной сети, где периодически проседает грунт. Больше всего таких участков на следующих улицах: Большая Дмитровка, Покровка, Большая Почтовая, проспект Буденного, Большая Черкизовская, Большая Ордынка, Большая Лубянка, Земляной Вал, Кутузовский проспект, Новый Арбат, Мясницкая, а также Пушкинская площадь.
Все хорошо, прекрасная маркиза?
Я не пытаюсь попытаться усыпить подозрения, заявляя, что все прекрасно. Мы хотим лишь сказать, что на локальных проблемах города не нужно устраивать масштабных спекуляций, пытаться вызвать нездоровый ажиотаж. Когда случаются аварии, их последствия, а также превентивные меры по предотвращению таких аварий в будущем надо оценивать только на основании проведенных специалистами экспертиз, а не кликушеских пророчеств и нагнетающих атмосферу страха репортажей.
Бывает, дело доходит и вовсе до абсурда. Тот же Михайлов знаменит своими заявлениями о том, что под Москвой на глубине 800 метров находится подземное море, в которое город рано или поздно уйдет, как Атлантида. Или что Бауманский рынок рухнул в результате строительства Лефортовского тоннеля, находящегося более чем в полукилометре от места этой техногенной аварии.
Почему-то именно происходящие под землей процессы способны вызвать такой нездоровый ажиотаж. Например, если где-нибудь на поверхности лопается труба, и на тротуаре образуется лужа, никто не кричит «Москву затопит!».
Создается впечатление, что истинная цель подобных паникеров, предрекающих Москве апокалипсическое будущее – отнюдь не искренне беспокойство за судьбу города и его жителей. У москвичей и без того хватает забот и тревог, чтобы каждый день задумываться еще и о том, что со дня на день их дом, район или весь город провалятся под землю. Не провалится – пусть эта картина не снится вам кошмарными ночами.
KP.ru
moscowhite.livejournal.com/213670.html?format=light