
Воспоминания о весне.
Связанный объект: Торфопредприятие Пельгорское–М — узкоколейка
Небольшой рассказ о поездке на УЖД Пельгоорского ТП.
В том году уже в апреле стало пригревать солнце и, несмотря на то что почки на деревьях еще не набухли, а в проталинах еще местами лежал снег, в воздухе вовсю пахло весной.
Почти год назад Валерган познакомился с несколькими "южиками"*, среди которых выделялся некий Славик - полноватый веселый пацан, страшно увлеченный железными дорогами. Собственно, он и предложил Валергану, маявшемуся от скуки, ломануться на узкоколейку, одну из тех, которые были на расстоянии часовой доступности.
И вот, в один прекрасный день друзья вышли из электричке на станции Рябово и по ответвлению от главного хода железной дороги двинулись навстречу своей цели.
Через некоторое время в траве показались извилистые рельсы узкоколейки

и здание перегруза

В стороне шумел экспортный торфоперерабатывающий завод, катались погрузчики, что-то лязгало изнутри приемного бункера...
Сразу за перегрузом колея раздваивалась, образовывая своего рода разъезд длиной около 100 метров. Валерган шел, не выпуская фотоаппарат из рук - это была первая промышленная УЖД, на которой он побывал...
Разъезд, как ему и положено, окончился стрелкой

Далее путь начинал петлять по местности, со стороны к нему подходили остатки насыпей когда-то обширного перегрузочного комплекса. Раньше путей было много - говорят, до восьми - десяти, но сейчас остался один, и тот кривой.
А тем временем, друзья дошли до кривой - линия почти упиралась в забор ПМС-88, сворачивала налево и некоторое время шла рядом с территорией, на которой вднелись горы щебня и уложенные в штабеля звенья рельсового пути.

Потом с двух сторон начался небольшой перелесок, по сторонам дороги местами виднелись вывалы торфа - то ли пьяный рабочий плохо закрепил крышки разгрузочных люков, то ли на кривом пути вагон соскочил с рельсов и чтобы его поставить, его освобождали от груза.

Линия петляла по перелеску, огибала озеро. Друзья шли, с нетерпением ускоряя шаг, и вот, в просвете кустов вдали мелькнул оранжевый борт тепловоза, коричневые кузова ТСВшек**, зеленые пассажирские вагончики.
Возле сгоревшего и полуразрушенного стрелочного поста Славик остановился. Валерган непонимающе оглянулся - его друг смотрел на нечто непонятное на путях, и лишь подойдя поближе, друзья с трудом определили в этом "нечто" раму сгоревшего ТУ6А***

вообще на этом пути стояло немало вагонов, однако их состояние вызывало сомнение в том что они хотя бы куда-то поедут - у некоторых вагонов была повреждена рама, у иных были неисправны буксовые узлы тележек. Последним в "очереди" стояла интересная платформа, которая была ничем иным, как промежуточной платформой от рельсоукладчика

Причем самое интересное, что одна из тележек на ней была нестандартная, больше характерная для вагонов довоенного выпуска:

А еще внимание привлекала открытый вагон, который в разное время использовался для перевозки людей, транспортировки сена, дров:

Рядом с этим тупиком проходил путь, ведущий в РММ****. Возле бывшего здания депо стояли остовы пассажиского вагона

И кабина самоходной узкоколейной электростанции ЭСУ2А постройки Губинского ТП, которая когда-то входила в состав поезда путеукладчика, о чем свидетельствовала табличка на боку кабины


Далее, по разработанному товарищами плану поездки, следовала собственно станция в поселке Пельгорское. Это была самая настоящая станция, на 6 путей, с пассажирской платформой, возле которой стояли две самоходные электростанции ЭСУ2а, одна из которых была с укороченной кабиной

и восстановительный поезд №666, состоящий правда всего из одной платформы с большим количеством необходимого для ремонта путей инструмента и материала:

На крайних путях станции стоял порожняк - порожние торфовозные вагоны, а так же грузовые вагоны, используемые раз в год по завету, цистерны - как самодельные,

так и 20-тонные ВЦ20 Демиховского завода:

Среди вагонов стояла весьма занятная самопальная путевая машина - снегодуй на центробежном компрессоре

Было и несколько пассажрских вагонов разной степени потрепанности - как минимум двум вагонам требовалась капиталка

один, явно, постоянно использовался:

а еще один был после капремонта, который, кстати, предприятие провело своими силами:


Закончив с осмотром станции, друзья двинулись дальше. Из-под стоящего у платформы мотовоза-электростанции выскочила кошка, убедившись, сто исследователи узкоколейки её ничем не накормят, побежала по своим кошачьим делам.

За станцией, за руинами второго стрелочного поста шла однопутка. через 400 метров она пересекала Царев ручей - небольшой, но полноводный. Пути над ручьем проходили по мосту оригинальной конструкции.


Говорят, что сконструировалего один из бывших начальников этой дороги, Павел Иваныч Кучмин, за что ему дали в советское время примию в 500 рублей - огромные деньги по тем временам.
А дальше линия шла между бывших торфополей и лесопосадок, рельсы иногда пытались опровергнуть аксиому о двух параллельных прямых



Мосты над картовыми дренажными канавами были образцом оригинальности:


Местами балластная призма было размыта дождями и ельсы висели над промоинами

Друзей это удивляло и шокировало одновременно - так все это отличалось от больших дорог, которые они привыкли видеть...
Километры, километры... Внезапно посреди чистого поля стрелка и отходит небольшой тупичок. видно что раньше путь продолжался - сохранились остатки насыпи. но потом за ненадобностью был разобран и оставлен этот тупик для скрещения одиночного локомотива и поезда.


а основная линия продолжается дальше, уходя на север и скрываясь в лесу...
километры... шпалы, рельсы, березы и сосны. сухая трава и проталини, заполненные еще нерастаявшим снегом. На березе - километровый знак

А значит, до торфополей еще километров восемь...
И вдруг вдалеке раздался тихий стрекот. тихо, на грани слышимого застонали рельсы. звук приближался, и вот из кривой на прямую с тарахтением неспешно выполз состав

Собственно, этот поезд друзья и ждали - по расчетам он должен был доставить их обратно на станцию. Вот только остановится или нет?
А поезд приближался. лязгали на стыках тележки, со звоном сталкивались буфера сцепной упряжи, тяжко стонали рельсы.

Поезд был уже совсем близко. Слава поднял руку и сделал несколько круговых взмахов. тепловоз начал сбавлять ход.
-Садитесь! - крикнул машинист.
Друзья на ходу запрыгнули на подножку грузовой платформы тепловоза ТУ8Г***** и расположились на скамьях над инструментальными ящиками. В кабине тепловоза на пассажирском сидении сидели несколько рабочих торфопредприятия, весело болтали с машинистом. за "восьмеркой" следом был вцеплен ТУ6а и два торфовозных вагона.
Поезд неторопливо полз по кривым путям, покачиваясь на стыках и лязгая сцепками.
Вдали показались дома Пельгорского, загрохотали под колесами конструкции моста, потянулись заборы, дома, сараи, входные стрелки станции и вот поезд остановился напротив здания станции.

Время уже поджимало и Валерган со Славой двинулись по улице поселка к станции, унося с собой незабываемые впечатления об этом чудесном месте...

Примечания:
*Южик - Юный железнодорожник, воспитанник, занимающийся в одном из кружков на детской железной дороге
**ТСВшка (ТСВ-6) - Трфовозный Саморазгружающийся Вагон

***ТУ6а -Тепловоз узкоколейный с механической передачей, наиболее распространенный тепловоз на торфовозных узкоколейках России

*****ТУ8Г - Узкоколейный тепловоз с механической передачей грузовой, оснащался кран-балкой и предназначался для ведения путевых или погрузочных работ. В Пельгорском за ненадобностью кран-балка демонтирована, на грузовую площадку уложен балласт



Я плюс поставил, но чего то не хватает в этих фотографиях.
-3
Ссылка
| 2 отв.
Hodok
написал 11 декабря 2010 в 09:21
Я всегда знал, что наши умеют ровные железные дороги строить...
+22
Ссылка

radx
написал 11 декабря 2010 в 10:57
Спасибо за блог, теперь я знаю куда поеду когда растает снег. +++
+11
Ссылка
| 2 отв.


Обожаю такую местность, где почти нет людей. Поставил плюс. Очень понравилось
+20
Ссылка
| 1 отв.

Что то есть у УЖД такое, чего нет у обычной железки, что притягивает к себе...
( + )
( + )
+19
Ссылка
| 1 отв.

Какая прекрасная кошка :) Блог хорош, и даже очень :)
+10
Ссылка
| 3 отв.


Люблю ЖД, тепловозы, вагоны и вообще все с этим связанное, фотки понравились, техника и котэ-железнодорожник тем более :)
+7
Ссылка
| 1 отв.
Offraider Liar Offraider
написал 13 декабря 2010 в 13:00
есть у меня товарищ, он любит фоткать локомотивы, можно сказать, коллекционирует :)
так вот за этими узкоколейками он ездил охотился :)
так вот за этими узкоколейками он ездил охотился :)
0
Ссылка

сейчас количество УЖД сокращается постоянно
0
Ссылка
| 3 отв.
Offraider Liar Offraider
написал 13 декабря 2010 в 13:14

Versmile vevilz
написал 13 декабря 2010 в 13:20
Только жители сайта могут оставлять комментарии.