Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТуризм
Shigure
Ральф Майребс написало 27 апреля 2011 в 19:23 [ Назад ]

Шаг к звёздам!

Танегашима это небольшой остров в Тихом Океане, на сотню километров южнее самого южного (из крупных) японского острова Кюсю. Именно там, в 1543 году пристал сбивший с курса в Китай Португальский корабль и японцы впервые познакомились с огнестрельным оружием, а во времена Сёгуната остров был центром его производства. Но Танегашима манила меня не старинными мушкетами или тёплым океаном. Дело в том, что на острове расположен крупнейший японский космодром, а на 11 сентября намечался запуск тяжёлой ракеты H-IIA, несущей спутник Мичибики. Вообще-то, старт изначально планировался на август, но, из-за каких-то обнаруженных неисправностей, был перенесён на сентябрь.

Image



Вылет из Токио был назначен на 6-50 утра и пришлось встать весьма рано, дабы доехать во время. А учитывая, что самый ранний поезд от Аобадая выходит в 5-08 утра, пришлось побегать. Были моменты, когда я думал, что опоздаю, но вовремя пересел на экспресс до Ханеды, отказавшись от Токийского монорельса.

Очень понравилась система безопасности на внутренних японских авиалиниях. При посадке у меня не спросили ни паспорта, ни гайдзинскую карточку - ничего. Я просто вбил в терминал код, полученный по интернету во время покупки билета, тот распечатал посадочный талон и на этом всё.

Лететь до Кагошимы час и сорок пять минут - на борту не кормили, только разносили напитки. За иллюминатором величественно проплывала гора Фудзи возвышающаяся над облаками, а в районе Кагошимы облачность практически ушла и светило солнце.

От южного пирса отправляются корабли на соседствующие острова. Билет до Танегашимы стоит 6000 йен в одну строну и 8600 йен в обе, путь занимает примерно полтора часа. На самом острове транспорт представлен автобусами и такси. Автобус значительно дешевле, дорога идёт вдоль берега, откуда открываются прекрасные виды на скальные и песчаные пляжи. Если повезёт, то можно увидеть морских черепах (мне не повезло). Но вообще, Танегашима это большая деревня - поля, низенькие домики.

Танегашимский порт, в который приходят суда с Кагошимы расположен в северо-западной части острова, а Космический Центр в юго-восточной. От ближайшего городка, куда можно доехать автобусом, около десяти километров. Тут следует остановиться вот на каком аспекте. Территория Космического центра хоть и имеет, установленные границы, но не является единым пространством - по территории проходят автодороги "островного" значения, от них идут свертки к стартовым комплексам и другим зданиям. Напоминает бетонку и отвороты от неё к военным частям. В обычное время эти дороги открыты для свободного перемещения, но в дни стартов зона трёхкилометрового радиуса от стартового комплекса блокируется, досуп только для служб космодрома. Для тех, кто желает посмотреть запуск предлагаются площадки на значительном удалении - километров семь. Дело в том, с одной стороны космодром окружён океаном, а другой горами и именно эти горы мешают смотреть с более близкого расстояния, но при этом большего трёх километров.

Возможно, большие дяди, с объективами за миллионы йен и могут позволить себе смотреть издалека, но у нас всё намного проще и надо как-то подбираться ближе. План весьма простой - за сутки до старта пройти в зону будущего оцепления, занять удобную позицию и затеряться в лесах. Тем более, что с Гугла такие удачные точки просматривались, как раз на берегу океана.

Выйдя из автобуса я пешком отправился на космодром. Встречные люди здоровались, автомобили притормаживали, один раз даже предложили подвезти, но в целях безопасности я отказался. А местность вокруг весьма интересна. Всё - и заборы и здания напоминает о космической теме.

Image

Image


Другие вывески не менее любопытны, а окрестные горы окружающие космодром весьма неприступны, но, к счастью лезть по ним не пришлось.

Image

Image


Так, неспеша, я дошёл до ворот ведущих к стартовым комплексам. "Дедушки-вахтёра" нету, но всё серьёзно. Забор с детектором перелазания, управляемые камеры...

Image

Image

Однако я обычный турист, ничего не нарушаю не прячусь и бояться мне нечего. Эта часть космодрома имеет три стартовые площадки. Одна старая, ныне "заброшенная". С неё стартовали первые японские космические ракеты, такие как, например, N-1 или N-II.

Image

Image

Image

Image

И две используемые современные для ракет H-IIA и H-IIB соответственно. Подробнее о ракетах и космодроме я расскажу во второй части, а пока что нахожу какой-то поворот и спускаюсь к океану - очень хочется купаться, на такой-то жаре! Собственно говоря я попал на место куда хотел - берег с видом на стартовый комплекс. Ракета пока ещё не установленная, я плюхаюсь (впервые в этом году) в океан. Вода оказалась просто замечательна. К слову, космодром расположен в очень живописном месте.

Image

Image

Image

Image

Image


Накупавшись, начинаю искать место для стоянки. Оно должно удовлетворять трём требованиям - хороший вид на стартовый комплекс, быть в тени и иметь пространство для манёвра. Откуда я знаю, что делают сотрудники космодрома - может прочёсывают окрестные кусты? Кстати, слишком близко подбираться тоже нельзя. Во-первых, при старте образуется огромное облако пыли накрывая близлежащую территорию, а, во-вторых, ракета может и взорваться. Вообще, посмотреть на запуск была приоритетная задача - поэтому я не стал пытаться подойти ближе, а, не привлекая внимания, отошёл примерно на полтора километра, где обнаружил стекающий с горы ручеёк с пресной водой и лесок без подлеска. Из-под ног разбегались многочисленные крабики - тут и разбил полевой лагерь.

Image
В семь вечера наступила темнота и на небе вспыхнули мириады звезд и лента млечного пути, видимого очень чётко и ярко. Есть что-то символичное в том, чтобы любоваться звёздами на космодроме. Лёжа на песке, под шорох океанских волн я смотрел в черно-голубую даль и думал - если бы вдруг исчезла подземка, то я пошёл бы в Дальний Звёздный Флот.

Проснувшись на следующее утро и осторожно выглянув из кустов, моим глазам предстала установленная на стартовую площадку ракета. Оказалось, что её устанавливают за 12 часов до старта, а т.к. запуск был назначен на 20-17, выходило, что её установили совсем недавно. Однако, чтобы вы могли ориентироваться в этапах предшествующих старту, японских ракетах и назначению этого старта я немного расскажу о космодроме и космической технике.

Image
Начнём с космодрома Танегашима. Открытый в 1969 году он является самым крупных из двух японских космодромов. Космодром имеет четыре стартовые площадки. Первая, самая старая - о ней я писал в предыдущей части. Рядом находятся две современные для ракет H-IIA и H-IIB (называется старт Йошинобу) и четвёртая, самая маленькая, в совершенно другой части космодрома. На макете используемые площадки выглядят вот так.

Image

Image

Image
На космодром ракеты доставляют морем в специальных контейнерах, после чего везут на предсборку, а затем и на финальную сборку. Видите высокое здание на заднем плане (так-же фото номер 4) - там производят заключительную сборку ракеты, устанавливают в головную часть спутники, а затем, в вертикальном положении, на специальной платформе везут на стартовый комплекс, со скоростью 1 км в час. Платформу тянут на себе пара специальных весьма многоосных тягачей. Было бы весьма хорошо подлезть поближе и сфотографировать транспортировку, но это как-нибудь в следующий раз. После установки ракеты её заправляют топливом, проверяют системы, после чего следует запуск.

Основные японские ракеты, запускаемые с космодрома Танегашима это двухступенчатые H-IIA и H-IIB. Производящиеся фирмой Мицубиси, это две модификации различающие грузоподъёмностью. Версия А, называемая так-же H2A202 имеет 53х метровую длину, диаметр 4 метра при массе 289 тонн, не считая полезной нагрузки. Максимальная полезная нагрузка составляет 3700 кг, такой вес может быть выведен на геостационарную орбиту. Первая ступень оснащена одним двигателем LE-7A (тяга 112 тонн), вторая одним LE-5B (тяга 14 тонн), а для для запуска используются два реактивных ускорителя. Топливо жидкий кислород и водород, что не позволят оперативно использовать её в военных целях.

Версия В имеет длину 57 метров, диаметр 5,2 метра для первой ступени, массу 531 тонну, полезная нагрузка до 16,5 тонн. В первой ступени уже используется два двигателя и четыре ускорителя. Таким образом, В-модификация почти в два раза тяжелее. Вот этой фотографии, на переднем плане видны модели ракет рядом друг с другом. Так-же существует версия H2A204 - вариант H-IIA с 4мя ускорителями и полезной нагрузкой 6 тонн.

Image
Image
Приведу ещё немного технических характеристик для ракеты H-IIA: Длина ускорителя 15 метров, диаметр 2,5 метра, топливо жидкое на основе полибутана. Время работы ускорителей 100 секунд, время работы двигателей первой ступени 390 секунд, второй 580 секунд. На схеме изображён процесс вывода спутника на орбиту - на какой секунде, что происходит. Обратите внимание, что двигатель первой ступени запускается за 5 секунд до запуска ускорителей и фактического отрыва от земли - это потом будет упомянуто.

Внутри ракеты весьма сложные устройства полные металлических трубок и клапанов. Ниже фотографии внутренностей с цеха этапа предсборки, а так-же двигатель.

Image

Image

Image

Image

Image

Image

Image

Image
Image
Предшественницей этих ракет была ракета H-II (без букв) использующаяся в 90х годах, а первый запуск ракеты H-IIA был проведён в августе 2001 года. С тех пор H-IIA запускали 17 раз, из них 6-ой был неудачный, а нынешний запуск 18-тый по счёту. Полезная нагрузка 18го запуска спутник Мичибики. Это первый японский спутник определения координат. Пока что это не попытка создать систему альтернативную американской GPS, Мичибики лишь улучшает эту систему для районов Японии. Дело в том, что для определения координат необходимо "поймать" сигнал минимум трёх спутников, а в районах высотной застройки или горах, сигнал от спутников, находящих низко над горизонтом, блокируется. Мичибики летает по особой "квази-зенитной" орбите, проходящей непосредственно над территорией Японии, что даёт углы свыше 60 при приёме его сигналов (в Токио не менее 70ти градусов) и вероятность блокировки зданиями или рельефом заметно снижается. Форма орбиты спутника очень похожа на восьмёрку и затрагивает так-же Австралию, Индонезию и Папуа Новую Гвинею с оборотом в сутки. Замечу, что это первый японский спутник с такой формой орбиты.

Но вернёмся к запуску. В 10-47 утра блокировалась трёхкилометровая зона вокруг стартового комплекса и на задолго до этого времени на берегу появилась охрана - видимо просто убедилась, что на пляже никого нет. К "моим кустам" никто не пытался подойти. После этого я не видел ни одной живой души, а на ракете тем временем шли заправочные операции - видны испаряющиеся жидкие газы.

Image
Image
Image
Все эти 12 часов ожидания я провёл сидя в кусах, точнее под сенью кустарников. Успел поесть, поспать, послушать музыку, проделать лаз к краю кустарника и расчистить место для штатива. Через сотовый выходил в интернет, где публиковались этапы подготовки к старту - окончание заправки, проверка тех или иных систем. По правилам решение "запускать или нет" принимается три раза - перед установкой ракеты, в процессе заправки и проверки и после окончания этих операций. Все три раза сказали "да".

В семь вечера накатила темнота и у меня снова возникла мысль "подойти ближе или нет", но и опять я отказался. Особых плюсов в фотографировании приближение на 500 метров не принесло бы, но вот если бы меня случайно засекли, то не стали бы запускать ракету пока "в зоне" люди. Запуск бы задержали, не успели бы в стартовое окно и вышло бы так, будто я сорвал запуск. Думаю, что меньше чем на диверсию это не тянет. И так острова японцам не отдаём, так ещё и космические запуски срываем. Поэтому я спокойно сидел и считал минуты до старта. Подсветка стартового комплекса была, но не такая яркая, как бы хотелось - я выставил ИСО на 400, добившись выдержки в 1\15 секунды. Ой, как я ошибался, думая что освещённости не хватит... Во территории космодрома расставлены динамики из которых был слышен отсчёт цифр стремящийся к нулю.

Image
И вот, за несколько секунд до нуля где-то под ракетой появилось небольшое свечение, края стартовой площадки стали медленно заволакиваться белым "дымом" и вдруг вспыхнула ярчайшая вспышка света. Внезапно стало очень светло - фотоаппарат предлагающий выдержку 1\15 секунд, мгновенно переключился на 1\4000-ю! Во все стороны от стартовой площадки рванулись клубы белого дыма, как это показывают в фильмах со взрывами, а из центра этого рукотворного облака родился огромный столб пламени и на вершине огненной струи поднималась в небо ракета. За секунду она поднялась выше стартового комплекса и теперь летела в чёрном небе огромным огненным метеором с рокотом очень похожим на жужжание большого шмеля или шум прибоя.

Image

Image
Image
Image
Image
В темноте самой ракеты не было видно - только горящая звезда и тянущийся за ней след. Вскоре перестал быть виден и след, а ракета светящейся точкой удалялась всё дальше и дальше, оставляя людям лишь гул доносившийся с небес.

Image
На 108 секунде полёта были сброшены отработавшие ускорители, но этого уже невооружённым глазом не было заметно - Мичибки превратился в тусклую звёздочку, не превосходящую по яркости Венеру. Через 6 минут и 45 секунд после взлёта отсоединилась первая ступень, а ещё через шесть секунд заработал двигатель второй ступени. Через 28 минут 25 секунд после старта Мичибики отсоединился от второй ступени и начал свою самостоятельную космическую жизнь. А я вышел из своего укрытия, плюхнулся в освежающий океан, а потом опять лежал на песке и смотрел на звёзды, ставшие в эти минуты чуточку ближе.
Antares
Antares написал 27 апреля 2011 в 19:27
Это пять!
mutab0r
точка невозврата mutab0r написал 27 апреля 2011 в 19:55 [исправлен через 1 минуту]
Слов нет! Если бы мог — вкатал бы 10 плюсов за сообщение! Вот это я понимаю, инфильтрация по полной! Кстати, у тебя в начале снимки изнутри монтажного цеха. Туда что, пускают, или снимки не твои, а из инета?
+9
Ссылка | 1 отв.
Shigure
Ральф Майребс Shigure написало 28 апреля 2011 в 03:51
снимки всё мои.
в цех да, пускают
AlexDoomer
Alex AlexDoomer написал 27 апреля 2011 в 20:17
очень круто! что ни отчет, то сокровище!
Lana
Lana Sator Lana написала 27 апреля 2011 в 21:24
Бесподобно.
Moonshine
Полночь Moonshine написал 27 апреля 2011 в 21:30
Японцы = прогресс
Хоть я их и не люблю..

Прекрасный отчёт о прекрасном событии :)
ProstoMax
P M ProstoMax написал 27 апреля 2011 в 21:45
Великолепный рассказ! Даже лучше, чем зимний пост про Байконур.
+12
Ссылка | 3 отв.
Shigure
Ральф Майребс Shigure написало 28 апреля 2011 в 03:51
можно ссылочку на него?
+5
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
ProstoMax
P M ProstoMax написал 28 апреля 2011 в 17:48
Feldebel
Практик Feldebel написал 1 мая 2011 в 01:26
Ога :)

Уже не в моде XD
Vault
Comandante Vault написал 27 апреля 2011 в 22:02
Краб доставил :)
0
Ссылка | 1 отв.
Shigure
Ральф Майребс Shigure написало 28 апреля 2011 в 18:39
один из них меня укусил :)
sant
ФотоЯвляются Фотошопом sant написал 27 апреля 2011 в 23:08
кажется я это видел на кависе, но это тем не менее прекрасно
0
Ссылка | 1 отв.
Shigure
Ральф Майребс Shigure написало 28 апреля 2011 в 03:52
на Кависе была только часть с вопросом "опознайте деталь ракеты", про запуск не было.
kreatif74
Факин Бройлерная kreatif74 написал 28 апреля 2011 в 14:20
а снимаешь на зеркало?
0
Ссылка | 1 отв.
Shigure
Ральф Майребс Shigure написало 28 апреля 2011 в 15:21
нет, на микро 4-3
alerth
Alerth alerth написал 28 апреля 2011 в 20:18
По-моему, это просто шикарно
Feldebel
Практик Feldebel написал 1 мая 2011 в 01:32

+ !!!

Отчет изумительнейший!

Хочу даже сказать, что это самый совершенный отчет из всех, которые я когда-либо видел!
0
Ссылка | 1 отв.
Shigure
Ральф Майребс Shigure написало 12 мая 2011 в 17:38
Feldebel: cпасибо, польщён...
Vrem
Алексей Vrem написал 12 мая 2011 в 19:49
Отлично.
Фотки стартовой площадки на берегу напомнили фильм Земекиса "Контакт", а также аниме "15 см".
+8
Ссылка | 1 отв.
ProstoMax
P M ProstoMax написал 16 мая 2011 в 22:15
Кстати, да, "Контакт". Там как раз в Японии было дело.
Только жители сайта могут оставлять комментарии.