Бывший завод по ремонту подлодок в Балаклаве
Связанный объект: Объект №825 (Балаклава) бывший завод по ремонту подлодок
Долго думал, в какой раздел выложить фотографии на сайте, поскольку объектом сие место по факту уже не является, в туризм или прикрепить к архивному месту. Все же решил, что логичнее будет показать место и его развитие, прикрепив по соответствующей ссылке. Под катом фотографии музейного комплекса, некоторых экспонатов представленных экспозиций + несколько фотографий из неотреставрированных комнат.Перед тем, как показать свои фотографии, все-таки приведу краткую историческую сводку этого места.
"Бывшая подземная база подводных лодок в Балаклаве, более известная как Объект 825 ГТС — сверхсекретный военный объект времен холодной войны в Балаклавской бухте (ГТС или Городская Телефонная Станция — название объекта в целях конспирации). Был построен в 1957—1961 годах. В настоящее время это самый крупный из всех рассекреченных военных объектов. бъект 825 ГТС представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории, способный защитить от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 Килотонн, включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедная часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты — вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей, и автономно существовать 3 года, вместив при этом все население Балаклавы (в данный момент - 50 тысяч человек). На этом предприятии была собственная хлебопекарня, склады для хранения продовольствия и горюче-смазочных материалов, госпиталь.Комбинированный водный подземный канал мог вместить до 9 подводных лодок и при необходимости ремонтировать их. Его глубина достигает 8 метров, ширина - от 8 до 12 м, а высота арки канала - 18 метров. Общая площадь всех помещений и ходов завода - 5100 кв. м, водной поверхности под землей - 3 тыс. кв. м. Длина канала - 380 метров, длина дока - 110 метров.
Последняя российская субмарина покинула Балаклаву в марте 1995 года. И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины. Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти. Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении. Когда массивные противоатомные гермодвери «гостеприимно» распахнулись перед всеми желающими, «демилитаризацией» бухты занялись «хваткие хозяйственники»: откручивали, снимали и вывозили все, что могли. В подземные шахты ринулись толпы добытчиков лома цветных и черных металлов. Первым делом были похищены все чугунные крышки, закрывавшие всевозможные коммуникационные колодцы, смотровые люки, технологические шахты, тоннели, потерны и прочие переходы. В некогда засекреченный завод можно было без особых проблем въехать не только на грузовике, но и на небольшом подъемном кране. От бывших цехов, способных в кратчайшие сроки вернуть в строй покалеченную субмарину, остался один-единственный станок, который уже никогда не заработает: силовые кабели вырезаны до последнего метра, а все детали «ушли» на металлолом. Относительно мало пострадали только уникальные фильтровентиляционные камеры и туалеты: редкий обыватель мог приспособить их в «хозяйственных» целях. Сантехника в подземных объектах, как и во всех бомбоубежищах, отличалась прочностью и простотой, но отнюдь не престижностью и комфортом. Говорят, из подземного города вывезли несколько сотен тысяч тонн металла и «выкачали» не один миллиард гривень.Сейчас часть завода является военно-морским музейным комплексом "Балаклава" ("Музей холодной войны"). "
Сразу оговорюсь, что мы с самого начала отсоединились от экскурсии, так как там все показали бы как всегда скомканно и быстро прогнали по коридорам. А так тут, на наше счастье, была возможность самостоятельного осмотра без всякого надзора. Очень много впечатлений осталось даже от отреставрированного места. Очень жалко, что это сооружение так нещадно пилилось в 90-ые, но подобная участь застигла многие места. Во время прогулки я умудрился немного пораниться, и потом наша прогулка внезапно трансформировалась из банального возвращения домой "Балаклава-Алушта" в путешествие на маршрутках до Севастополя. А потом был приятный автобус "Севастополь-Алушта", едущий в ночи через горы.
А теперь фотографии непосредственно из бывшей подземной базы подводных лодок в Балаклаве.
1.Перед нами портал выхода подводных лодок. Так это дело смотрится с яхты, поездка на которой входила в наши планы.
2. На входе в музей находится следующая композиция - вагонетки на рельсах, теодолит, линейка.
3. На этой фотографии мы продвигаемся дальше по базе. В середине зала - акустическая мина корабельного базирования. На заднем плане композиция из ржавых якорей
4. Продвигаемся в недры базы. Тоннель тянется вдаль.Под ногами кое-где немного сыро, температура низкая, очень хорошо, особенно после жары снаружи
5.Стрелка на стене указывает сторону, в которой находилось заводское убежище
6.Красивые и массивные гермодвери. Их толщина впечатляет.
7.А вот и самое интересное место базы - сами каналы для обслуживания подводных лодок. Искусственный свет безумно красиво отражается в воде, от моря по тоннелям тянется свежий воздух. Незабываемое ощущение
8. Перед нами часть музейной экспозиция "на подводной лодке", представлена рубка в разрезе
9. Взглянем в другую сторону каналов
10. Пульт управления станцией "Садко"
11. Вернемся к порталу для выхода подводных лодок, показанном на фотографии 1. Теперь взглянем на него с другой стороны - внутренней. Сюда подвозят людей на лодках со стороны моря, чтобы они могли полюбоваться красотой портала.
12. Во многих ответвлениях проводится ремонт, например, в этом - наряду с интересной торпедой для подводной лодки стоят новые двери и окна. Смотрится достаточно нелепо.
13. Если пойти в сторону выхода, можно увидеть небольшие промежуточные гермодвери
14. В районе водных каналов установлено несколько макетов подводных лодок и на плакатах рассказывается их история.
15. Сейчас для разнообразия пойду несколько фотографий из неотреставрированной части. Ну кто хочет - тот пролезет). Тут темно, стоят странные ящики со знаками смерти с косой, подозрительно напоминающие бывшие от боеприпасов. Если пойти дальше, можно забрести достаточно далеко, но без мощного фонаря можно и не париться
16. Фотоаппарат наотрез отказывался фокусироваться хоть на что-нибудь, еле удалось сделать несколько кадров (извиняюсь за полувспышечное качество). На заднем плане стала видна еще одна торпеда
17. А теперь посмотрим на эти ящики с другой стороны
18. Но настала пора возвращаться назад. На этой фотографии показан механизм переключения направления движения рельс для тележки, которые использовались в судоремонтном заводе.
19. Машинный телеграф 2-х винтового надводного корабля - устройство для передачи команд с мостика (рубки) корабля в машинное отделение
20. Продолжаем прогулку по тоннелям бывшего завода
21. Учебное орудие
22. Интересный экспонат - верхний рубочный люк
23. А тут дверей, к сожалению, уже не сохранилось
24. Макет большой торпедной дизель-электрической подлодки - лодки противолодочной обороны (Nato, "Foxtrot")
25. Каналы для подводных лодок освещаются фонарями. Радует то, что можно спокойно гулять, где хочется
26. А вот и перископ. Кто в детстве не мечтал посмотреть в перископ подводной лодки?
27. Посмотрим на старые ржавые якоря поближе
28. На это закончим наш осмотр этого величественного места. Подобные сооружения действительно внушают гордость за то, как люди могли построить, но не только - еще и стыд за то, как можно легко пустить под хвост все это. В свою очередь пожелаю успехов в развитии музея, и хоть от романтики прошлых годов остается все меньше, пусть в стенах противоатомного сооружения будет хотя бы музей, а не ржавое ничего.
WAT
написал 4 августа 2011 в 10:56
Чудесное место. Был там дважды и хотел бы побывать вновь
+7
Ссылка
| 1 отв.
Alex AlexDoomer
написал 4 августа 2011 в 18:59
Язва Сибирская Smert113
написал 4 августа 2011 в 11:02
Атмосферно. Хотелось бы там побывать
+8
Ссылка
| 3 отв.
Alex AlexDoomer
написал 4 августа 2011 в 18:59
Язва Сибирская Smert113
написал 4 августа 2011 в 21:03
Alex AlexDoomer
написал 4 августа 2011 в 21:12
Фальк fsk
написал 4 августа 2011 в 11:04
Да, прикольно там. Был там сразу как только рассекретили и зделали музей. Еще все не облагорожено было. Было интересней.
0
Ссылка
| 3 отв.
Alex AlexDoomer
написал 4 августа 2011 в 12:54
Alex AlexDoomer
написал 4 августа 2011 в 19:00
Фальк fsk
написал 4 августа 2011 в 11:05
Ну все равно не воспринимаю его как обьект! Это музей! В туризм топик :).
0
Ссылка
| 3 отв.
Alex AlexDoomer
написал 4 августа 2011 в 11:07
Lana Sator Lana
написала 4 августа 2011 в 11:45
Alex AlexDoomer
написал 4 августа 2011 в 11:53
Городской Примат Aleksandr
написал 4 августа 2011 в 11:19
а когда мы там мимо проплывали, нам рассказывали, что там порядка трех уровней в горе... а водят только по одному...
0
Ссылка
| 2 отв.
WAT
написал 4 августа 2011 в 13:18
Aleksandr: А в баян-больничках любого города есть секретные бункера сталинов и камеры для экспериментов над больными. Местные всегда горазды байки травить, а крымские экскурсоводы делают это с удвоенным усердием. Дважды побывав на экскурсиях в одном и том же месте, слышал чуть ли не диаметрально противоположные истории :)
Городской Примат Aleksandr
написал 4 августа 2011 в 13:41
Александр Маг MagIVamp
написал 5 августа 2011 в 10:48
отличное место, тунель с фонарями, водой, конечно, самое шикарное место, только ради него можно идти :)
+5
Ссылка
| 1 отв.
Alex AlexDoomer
написал 5 августа 2011 в 11:20
Только жители сайта могут оставлять комментарии.