Тульский некрополь (Часть 1) - Всехсвятское кладбище
Речь сегодня пойдет о Всехсвятском кладбище города Тулы, открытом согласно указу Екатерины II об учреждении загородных кладбищ (25 мая 1772), вызванному беспорядочными чумными захоронениями.
Кладбище входит в состав муниципального историко-архитектурного и ландшафтного музея "Тульский некрополь".
От себя хочу сказать, что фотографии делались в два захода, летом и осенью этого года. Атмосфера на кладбище царит самая что ни на есть мрачная, благодаря:
1.Огромным деревьям, затеняющим свет даже в самый солнечный день.
2.Бомжам, которые по непонятной причине облюбовали кладбище, а ходить рядом с ними ощущение не из приятных (в отчет не попали куртки и прочие предметы их личной одежды, разбросанные по территории или аккуратно прижатые кирпичами до прихода хозяев). Видели мы не только их вещи, но и самих лично, вели себя они тихо, но кто знает...
3.Общему состоянию запущенности: повсюду разбросан мусор, оставленный отдыхающими людьми, ветки, отломившиеся от деревьев, благодая этому многие памятники разбиты, а склепы забиты под завязку бутылками.
Муниципальный музей "Тульский некрополь" функционирует с 1998 года. У его истоков стоял доктор богословия, старейший краевед Тулы протоиерей Ростислав Лозинский, с 80-х годов ХХ столетия занимавшийся исследованием и сохранением культурного фонда старинных кладбищ. На это направлена в основном и деятельность сотрудников музея.
На территории тульского некрополя (более 50 га) находится беспрецедентное количество надгробий XVIII и XIX веков – более 6 тыс., выполненных на высочайшем художественном уровне, украшены великолепными декоративными и сюжетными рельефами.
Музей включает в себя территорию трёх исторических кладбищ Тулы, действовавших с 1772 г. по конец 1960-х – начало 1970 гг.: Всехсвятского, Спасского (Зареченского) и Чулковского.
Самое большое по площади Всехсвятское кладбище было учреждено, как большинство cохранившихся до наших дней исторических кладбищ русской провинции, по причине московской чумы 1771 г. По указу Сената из-за «моровой язвы» запрещалось хоронить умерших при приходских церквах в черте города. Для этой цели назначалось отводить места на выгонных землях, за городом. На посадской стороне, отвели земли кладбище, получившее название Всехсвятское. С годами его территория увеличивалась за счет присоединения выгонных земель. В 1902-1904 гг. территория кладбища была обнесена кирпичной стеной. В настоящее время площадь кладбища занимает около 34 га.
С постройкой стены связана определенная страшилка:
6 апреля 1842 года тульский мещанин Николай Тимофеевич Струков пришел в 1-ю градскую часть и рассказал: «26 числа минувшего марта в пять часов пополудни пошел я на Всехсвятское кладбище отдать долг умершему малолетнему сыну своему Николаю. По приходу видел разрушенную могилу и на поверхности земли один матерчатый башмачок, ленты, платочек. Когда открыли гроб, то умершего сына не оказалось, а остались саван да кисейное покрывало…». Тогдашний губернатор (князь А.М. Голицын) призвал городскую Думу «изыскать необходимые средства для обнесения кладбища каменной оградою с постройкой при воротах караульни». Но стену стали возводить лишь спустя 60 лет.
Каменное здание церкви во имя Всех Святых (1773 -1795) возводили на средства тульских купцов Стефана Сушкина и Никифора Девяткина. Отдельностоящая колокольня Всехсвятской церкви строилась по проекту архитектора В. Федосеева на пожертвования горожан. Она построена на самом высоком месте города, имеет высоту 77 метров, доминирует над всеми сооружениями старой Тулы.
Кроме мемориальной, кладбище имеет большую художественную ценность как музей под открытым небом, мир удивительный, загадочный, вобравший в себя ценные памятники, XVIII-XIX- начала XX веков.
Это саркофаги и надгробия различной формы, выполненные из белого камня, гранита, мрамора, металла, а также кованые кресты, решётки, ограды. Внимательно осматривая памятники, можно проследить эволюцию их стилей от барокко до модерна. Исследования показали, что большинство памятников исполнено местными мастерами в Туле. Они отличаются от надгробий Москвы и Петербурга. Стиль резьбы по камню напоминает стиль украшения всемирно известного тульского оружия. Их сближает сходство орнаментов, шрифтов и т.д., что позволяет говорить о тульской школы резьбы по камню, отличной от других школ.
Жутковатые аллеи, солнечный свет в которых закрывают вековые деревья.
Склеп-часовня семьи Н. И. Ждановского (статский советник, управляющий Тульской казённой палатой)
Проблема вандализма с течением времени усиливается. Но она берет начало не вчера и даже не позавчера. Ещё та же Екатерина II разрешала использовать «ненужные» (т. е. брошенные) плиты для хозяйственных нужд. После гражданской (1922) и II-й мировой войн вторичное использование (воровство) памятников было негласно узаконено под предлогом материальной обнищалости населения.
В 1930-х городские власти предприняли массовый вывоз крепких надгробий для укладки под проезжие части улиц, вследствие чего пострадали и памятники известным персонам: Д. Я. Ваныкину, Н. П. Черносвитову, В. И. Смидовичу. Но, возможно, что они были просто украдены.
Поговаривают, что провести ночь на кладбище в одиночку невозможно. Однажды молодой мужчина на спор остался на кладбище ночевать. Всю ночь ему мерещились стоны и вздохи, деревья зловеще скрипели. Выдержав испытание, с рассветом он вернулся домой. А глянув в зеркало, остолбенел от ужаса - он был абсолютно седой!
Подобные склепы на кладбище можно пересчитать по пальцам. Внешне они напоминают уменьшенные в десятки раз гробницы древнеегипетских фараонов. Эти захоронения датируются началом XIX века, здесь покоится не одно поколение туляков. Помимо кирпичной кладки под землей на глубине до трех метров находится комнатка высотой с человеческий рост. Сейчас вход засыпало землей.
Говорят, когда-то кладбищенские воришки попытались пробраться внутрь. В тот же момент склеп начал разрушаться, кому-то на голову посыпались кирпичи. С тех пор считается, что склеп охраняет прах умерших.
В заключение хочется сказать, что все минусы, описанные мною в начале поста с лихвой компенсируются удовольствием, получаемым от лицезрения этой пусть и мрачной но в определенном образе романтической красоты (в подтверждение могу сказать, что в оба посещения были замечены влюбленные пары, мирно прогуливающиеся за ручку по аллеям кладбища).
В отчет вошли не все фотографии сделанные мной, но даже если считать и их, то это лишь малая толика того, что можно увидеть в этом уникальном для Тулы ландшафтном музее. Хочется добавить, что этим летом раз в месяц сотрудниками музея организовывались ночные экскурсии, будут ли они в следующем году пока не известно, но мне кажется, что это вещь очень увлекательная.
Добро пожаловать!
Кладбище входит в состав муниципального историко-архитектурного и ландшафтного музея "Тульский некрополь".
От себя хочу сказать, что фотографии делались в два захода, летом и осенью этого года. Атмосфера на кладбище царит самая что ни на есть мрачная, благодаря:
1.Огромным деревьям, затеняющим свет даже в самый солнечный день.
2.Бомжам, которые по непонятной причине облюбовали кладбище, а ходить рядом с ними ощущение не из приятных (в отчет не попали куртки и прочие предметы их личной одежды, разбросанные по территории или аккуратно прижатые кирпичами до прихода хозяев). Видели мы не только их вещи, но и самих лично, вели себя они тихо, но кто знает...
3.Общему состоянию запущенности: повсюду разбросан мусор, оставленный отдыхающими людьми, ветки, отломившиеся от деревьев, благодая этому многие памятники разбиты, а склепы забиты под завязку бутылками.
Муниципальный музей "Тульский некрополь" функционирует с 1998 года. У его истоков стоял доктор богословия, старейший краевед Тулы протоиерей Ростислав Лозинский, с 80-х годов ХХ столетия занимавшийся исследованием и сохранением культурного фонда старинных кладбищ. На это направлена в основном и деятельность сотрудников музея.
На территории тульского некрополя (более 50 га) находится беспрецедентное количество надгробий XVIII и XIX веков – более 6 тыс., выполненных на высочайшем художественном уровне, украшены великолепными декоративными и сюжетными рельефами.
Музей включает в себя территорию трёх исторических кладбищ Тулы, действовавших с 1772 г. по конец 1960-х – начало 1970 гг.: Всехсвятского, Спасского (Зареченского) и Чулковского.
Самое большое по площади Всехсвятское кладбище было учреждено, как большинство cохранившихся до наших дней исторических кладбищ русской провинции, по причине московской чумы 1771 г. По указу Сената из-за «моровой язвы» запрещалось хоронить умерших при приходских церквах в черте города. Для этой цели назначалось отводить места на выгонных землях, за городом. На посадской стороне, отвели земли кладбище, получившее название Всехсвятское. С годами его территория увеличивалась за счет присоединения выгонных земель. В 1902-1904 гг. территория кладбища была обнесена кирпичной стеной. В настоящее время площадь кладбища занимает около 34 га.
С постройкой стены связана определенная страшилка:
6 апреля 1842 года тульский мещанин Николай Тимофеевич Струков пришел в 1-ю градскую часть и рассказал: «26 числа минувшего марта в пять часов пополудни пошел я на Всехсвятское кладбище отдать долг умершему малолетнему сыну своему Николаю. По приходу видел разрушенную могилу и на поверхности земли один матерчатый башмачок, ленты, платочек. Когда открыли гроб, то умершего сына не оказалось, а остались саван да кисейное покрывало…». Тогдашний губернатор (князь А.М. Голицын) призвал городскую Думу «изыскать необходимые средства для обнесения кладбища каменной оградою с постройкой при воротах караульни». Но стену стали возводить лишь спустя 60 лет.
Каменное здание церкви во имя Всех Святых (1773 -1795) возводили на средства тульских купцов Стефана Сушкина и Никифора Девяткина. Отдельностоящая колокольня Всехсвятской церкви строилась по проекту архитектора В. Федосеева на пожертвования горожан. Она построена на самом высоком месте города, имеет высоту 77 метров, доминирует над всеми сооружениями старой Тулы.
Кроме мемориальной, кладбище имеет большую художественную ценность как музей под открытым небом, мир удивительный, загадочный, вобравший в себя ценные памятники, XVIII-XIX- начала XX веков.
Это саркофаги и надгробия различной формы, выполненные из белого камня, гранита, мрамора, металла, а также кованые кресты, решётки, ограды. Внимательно осматривая памятники, можно проследить эволюцию их стилей от барокко до модерна. Исследования показали, что большинство памятников исполнено местными мастерами в Туле. Они отличаются от надгробий Москвы и Петербурга. Стиль резьбы по камню напоминает стиль украшения всемирно известного тульского оружия. Их сближает сходство орнаментов, шрифтов и т.д., что позволяет говорить о тульской школы резьбы по камню, отличной от других школ.
Жутковатые аллеи, солнечный свет в которых закрывают вековые деревья.
Склеп-часовня семьи Н. И. Ждановского (статский советник, управляющий Тульской казённой палатой)
Проблема вандализма с течением времени усиливается. Но она берет начало не вчера и даже не позавчера. Ещё та же Екатерина II разрешала использовать «ненужные» (т. е. брошенные) плиты для хозяйственных нужд. После гражданской (1922) и II-й мировой войн вторичное использование (воровство) памятников было негласно узаконено под предлогом материальной обнищалости населения.
В 1930-х городские власти предприняли массовый вывоз крепких надгробий для укладки под проезжие части улиц, вследствие чего пострадали и памятники известным персонам: Д. Я. Ваныкину, Н. П. Черносвитову, В. И. Смидовичу. Но, возможно, что они были просто украдены.
Поговаривают, что провести ночь на кладбище в одиночку невозможно. Однажды молодой мужчина на спор остался на кладбище ночевать. Всю ночь ему мерещились стоны и вздохи, деревья зловеще скрипели. Выдержав испытание, с рассветом он вернулся домой. А глянув в зеркало, остолбенел от ужаса - он был абсолютно седой!
Подобные склепы на кладбище можно пересчитать по пальцам. Внешне они напоминают уменьшенные в десятки раз гробницы древнеегипетских фараонов. Эти захоронения датируются началом XIX века, здесь покоится не одно поколение туляков. Помимо кирпичной кладки под землей на глубине до трех метров находится комнатка высотой с человеческий рост. Сейчас вход засыпало землей.
Говорят, когда-то кладбищенские воришки попытались пробраться внутрь. В тот же момент склеп начал разрушаться, кому-то на голову посыпались кирпичи. С тех пор считается, что склеп охраняет прах умерших.
В заключение хочется сказать, что все минусы, описанные мною в начале поста с лихвой компенсируются удовольствием, получаемым от лицезрения этой пусть и мрачной но в определенном образе романтической красоты (в подтверждение могу сказать, что в оба посещения были замечены влюбленные пары, мирно прогуливающиеся за ручку по аллеям кладбища).
В отчет вошли не все фотографии сделанные мной, но даже если считать и их, то это лишь малая толика того, что можно увидеть в этом уникальном для Тулы ландшафтном музее. Хочется добавить, что этим летом раз в месяц сотрудниками музея организовывались ночные экскурсии, будут ли они в следующем году пока не известно, но мне кажется, что это вещь очень увлекательная.
Добро пожаловать!
PGD
написал 20 октября 2011 в 21:24
бомжи питаются там, ведь сейчас такая традиция - оставлять на могилах еду, конфеты, курево, водку.. ну и жить в склепах можно :) дом и еда рядом
+2
Ссылка
| 1 отв.
Юлия JuliaFromMars
написала 20 октября 2011 в 21:29
PGD: там людей, приходящих на могилы почти нет, осенью были две бабульки, которые прошлись вроде по нескольким, прибрались, а потом одна из бабушек откровенным образом плюнули на могилу, которая ей чем то не понравилась :) контингент там не тот, чтобы еду носить, да и захоронений уже больше сорока лет не производят
PGD
написал 20 октября 2011 в 21:26
Атмосфера на кладбище царит самая что ни на есть мрачная, благодаря: ...повсюду разбросан мусор, оставленный отдыхающими людьми
Я думал суровые отдыхающие люди в челябинске..
+1
Ссылка
| 1 отв.
Юлия JuliaFromMars
написала 20 октября 2011 в 21:30
Денис deni
написал 20 октября 2011 в 22:27
Мы там были - очень понравилось. Место шикарное. Столько старинных могил - купцов, мещан и потомственных почётных граждан.
Кстати, это тоже оттуданеотреставрированный ангел смотрелся лучше рядом с вскрытой усыпальницей нашим павшим воинами немецким
Кстати, это тоже оттуданеотреставрированный ангел смотрелся лучше рядом с вскрытой усыпальницей нашим павшим воинами немецким
+5
Ссылка
| 3 отв.
Radar Kadavr
написала 20 октября 2011 в 22:32
Юлия JuliaFromMars
написала 20 октября 2011 в 22:54
Денис deni
написал 20 октября 2011 в 22:59
Денис deni
написал 20 октября 2011 в 22:53
Молодец, Юль, что снабдила отчёт ещё и исторической информацией!
+3
Ссылка
| 1 отв.
Юлия JuliaFromMars
написала 20 октября 2011 в 22:59
Только жители сайта могут оставлять комментарии.