Brodyaga: Меня тоже всегда интересуют такие плиты.
Там по-моему написано: "последний дар дорогой жене и милой мамушке"...
Этнотрип. Патракеевка - "классическая" поморская деревня.
Связанный объект: Никольская церковь XVIII века
Есть места, куда едешь не ради «объекта», он просто становится своеобразным придатком «путешествия». Можно назвать такие поездки – походами за вольным воздухом, путешествиями за границы городской суеты и привычного уклада жизни. Чаще всего, конечными пунктами поездок становятся маленькие деревеньки или урочища, в атмосфере которых мир иной – городской кажется чем-то ирреальным. И для таких поездок наиболее подходит название «этнотрип»Итак, сегодня приглашаю Вас в небольшую деревеньку (а точнее, куст из шести деревень) на берегу Белого моря. Территория эта еще 2года назад была пограничной и посещать ее можно было только по спецпропускам.Но сейчас все гораздо проще…
До места пришлось добираться по зимнику на двухколесном друге. Дорога местами шла по сухим верхам, местами проваливалась в болота.Встречались участки, где даже пониженная передача не помогала и приходилось тащиться на своих двоих. Кстати, у этих луж незабываемый запах болотной затхлости и гнили.
Были на пути и переправы, подновленные лесозаготовителями
Другие участки дороги были на радость хороши. Можно было мчать вперед, периодически соскакивая в колею и уходя в заносы на замерзших лужах
Спустя 12-14 км. зимника показалась долгожданная деревня Патракеевка. Аккуратные домики кучно устроились на другом берегу реки. Деревня очень старая. Упоминания о ней есть в документах XVI века. Но скорее всего села еще старее XIV века. Название свое получила от крупнейшего землевладельца ип ромышленника Афанасия Патракеева.
На другом же берегу находились две брошенные церквушки. Чуть ли не по-пластунски преодолев тонкий лед, я оказался на другой стороне, посреди заснеженного поля.
Прекрасная картина – одинокий амбар, деревянная изгородь и кутина сосен. Чем не деревенская пастораль.
Никакой техники в деревнях замечено не было, поэтому топать пришлось по снежной целине. Дома были покинуты на зиму, видимо, это только летнее пристанище дачников. И через некоторое время передо мной предстали две церкви.
Первая – Никольская. 1764 года постройки. Некогда на ее месте стояло поочередно 3 другие деревянные церкви, которые периодически сгорали. В 1890 году она была капитально поновлена: исправлены стены, сруб поднят на два ряда белых камней. Интересно,что церковь была шатровой. Шатра сейчас, к сожалению, не сохранилось.
В 1872 году была устроена вторая церковь – Успенская. Она,как и Никольский храм, имеет запутанную историю – на ее месте также стояло ранее три Успенских церкви, поочередно сгоревших
В храме раньше находилась чудотворная икона Святителя Николая. Без иконы раньше не строился ни один дом, ни один корабль. Каждый селянин перед дальней дорогой или важным жизненным событием обязательно приходил к ней на поклон. Также рядом с иконой находился крест из Сийского монастыря с мощами трех Святителей и Артемия Веркольского. Внутри Никольской церкви сейчас.
В Успенской церкви ранее был трехъярусный золоченый иконостас, из которого наиболее выделялись образа Спасителя и Богоматери с серебряными ризами среброзлащенными венцами. Вид на Никольскую церковь из Успенской
Рядом с церквями кладбище. Сохранилось несколько плит. Под одной из которых погребен купец Иван Иванович Антуфьев, пожертвовавший на храм1000 рублей. Надгробие с надписью «любимой мамушке».
Успенская церковь была сооружена по проекту губернского архитектора Васильева. Имя мастера расписавшего храм пока неизвестно. Живопись сейчас в плачевном состоянии и так как кровля не покрыта, в скором времени должна совсем исчезнуть.
Колокольня – точнее то, что от нее осталось. Ранее высота колокольни с крестом была 18 сажень, на ней было 8 колоколов, самый крупный из которых весил 120 пудов (почти 2 тонны).
Первые люди появились здесь много тысяч лет назад. Рядом с деревнями были найдены несколько стоянок древнего стоянок. Я сам много лет назад принимал участие в раскопках стоянки 1 тыс. до н. э. примерно в 8 км. от этой деревни. Дом со скамейкой пристанище человека современного – homo habitus - :)
Деревни эти были тесно связаны с морем. Многие лодейные кормщики, а потом и капитаны крупных морских судов были родом отсюда.Родственники знаменитого Ивана Рябова, посадившего шведские корабли на мель,происходили из патракеевских семей.
Дом с лодкой под окнами явное доказательство тесной связи жителей деревни с морем. Лодок в деревне огромное количество – деревянные,металлические, карбасы, доры, казанки. Они как киты, выброшенные штормом на берег, чернеют пятнами на белом снегу.
Местный магазин. Наибольшее внимание уделено алкогольной продукции.
Единственное каменное здание в селах это школа. Еще в XIX веке здесь появилось особое учебное заведение – шкиперские курсы. Так как жители очень тесно были связаны с мореходством, то и с малых лет они получали должную выучку.
Деревня стоит на р. Мудьюге, что переводится с финно-угорских наречий как «черная вода». Речка эта берет начало в Пинежских болотах, поэтому вода, действительно, темного торфянистого цвета. Мостки через «черную воду».
Смеркалось. Обратно до нормальной дороги предстояло еще ехать и ехать. Ноги чуть гудели, хотелось есть, но в голове уже крутились мысли,как выкроить время, что бы вновь сюда вернуться.
Спасибо за прочтение! -)
Стрыйчич Лины Kamelopardalis
написал 1 декабря 2011 в 00:08
Стрыйчич Лины Kamelopardalis
написал 1 декабря 2011 в 00:20
ЧиполЛина Brodyaga
написал 1 декабря 2011 в 00:52
Стрыйчич Лины Kamelopardalis
написал 1 декабря 2011 в 01:12
Стрыйчич Лины Kamelopardalis
написал 1 декабря 2011 в 10:39
WAT
написал 1 декабря 2011 в 10:56
Стрыйчич Лины Kamelopardalis
написал 1 декабря 2011 в 12:45
Только жители сайта могут оставлять комментарии.
Тронуло :(