Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТуризм
Antares
написал 1 апреля 2012 в 17:23 [изменен через 18 часов] [ Назад ]

Ядерный щит

ImageТехническая зона и музей Академии РВСН в городке Балабаново-1 Калужской области.

1. Сотрудники Академии продемонстрировали блогерам передвижную установку запуска межконтинентальной баллистической ракеты РС-12М «Тополь».
Image
2. Кроме собственно пусковой установки в ангаре размещаются машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) и две машины боевого управления (МБУ).
Image
3.
Image
4. Кабина МБУ.
Image
5.
Image
6. Вторая МБУ и пусковая установка.
Image
7. Телескопическая антенна позади машины.
Image
8. Общий вид ангара.
Image
9. Задняя часть пусковой установки. Машина стоит на опорах, несколько возвышаясь над полом. Именно в таком положении производится пуск.
Image
10. Упор в передней части не такой массивный: на него приходится меньший вес.
Image
11. Кроме двух средних, все остальные оси машины ведущие. Три передние пары ещё и направляющие.
Image
12. Запустили двигатель. Выхлоп выводится наружу из здания по шлангу. Обратите внимание на трос, идущий к колпаку пускового контейнера.
Image
13. Этот трос закреплён на пружине. Её задача - сорвать колпак при подъёме ракеты в вертикальное положение. Иногда при этом пружина почти полностью распрямляется.
Image
14. МОБД, уже выкаченная из ворот.
Image
15. Внутри неё есть дизельная электростанция (в передней части).
Image
16. Задняя часть предназначена для расположения боевого расчёта. Коридорчик связывает четыре комнаты с раздвижными, как в купейном вагоне, дверями.
Image
17. Есть два маленьких купе, четырёх- и двухместное (на фото). Между полками очень маленькое расстояние, не посидишь.
Image
18. Есть здесь и кухня. На фото - холодильник.
Image
19. Есть нехитрые приспособления для готовки.
Image
20. В самой задней комнате установлена вращающаяся пулемётная установка.
Image
22. Опустевший после выкатки ангар.
Image
23. Машины совершили круг почёта по лесной дороге.
Image

Проход машин на видео:


24. Задний упор пусковой установки.
Image
25. Пороховой заряд в тыльной части контейнера, обеспечивающий миномётный старт ракеты.
Image
26. Машины возвращаются после круга по лесу.
Image
27.
Image
28.
Image
29. Эта установка, хоть и служит для учёбы курсантов, находится в боевом состоянии. В контейнере находится ракета.
Image
30. Машины осторожно загоняют обратно.
Image
31. А блогеры перемещаются собственно в сам музей РВСН.
Image
32. Это огромный ангар, в котором выставлены образцы ракет, находившихся на вооружении в течение последних 60 лет. Здесь же, в уголочке, стоят части шахтных пусковых установок (ШПУ).
Image
33. Но главное - ракеты. Так как стоящие на вооружении ракеты снимать запретили, а заодно и все близкостоящие, покажу только девять из них, самые древние. Как выглядит музей полностью, можно посмотреть на виртуальной панораме.
Image
34. Здесь представлены такие легендарные изделия, как Р-2, Р-5М, Р-12, Р-14, Р-16, Р-9А, УР-100, Р-36 и РТ-2.
Image
35. К проекту создания Р-2 С.П. Королёв в НИИ-88 приступил в 1948 году, после разработки ракеты Р-1 (аналога ФАУ-2). Для увеличения дальности впервые была применена отделяющаяся от корпуса ракеты головная часть. Масса ракеты была снижена за счёт использования топливного бака несущей конструкции из лёгких алюминиевых сплавов. Тротиловый заряд увеличенной массы создавал при взрыве зону сильных разрушений площадью 950 м². В качестве органов управления, как и на Р-1, применялись аэродинамические и газовые рули. Время подготовки ракеты к старту 6 часов, а время нахождения ракеты в заправленном состоянии ограничивалось 15-ю минутами, после чего топливо надо было либо сливать, либо запускать ракету.
Image
36. Двигатель Валентина Глушко РД-101 по сравнению с РД-100 (у Р-1) имел более высокие обороты турбины, повышенное давление в камере и использовал топливо с увеличенной до 92 % концентрацией этилового спирта. Кроме того, он стал в 1,4 раза легче.
Image
37. 27 ноября 1951 года Р-2 принята на вооружение. Серийное производство ракет было налажено на заводе № 586 в Днепропетровске в 1953 году. В войска ядерная боевая часть для Р-2 стала поступать с 1956 года. В 1953 году состоялись испытания ракет с головными частями, заправленными радиоактивной жидкостью «Герань» и «Генератор». Первый вариант ракеты «Герань» производил высотный подрыв ёмкости с радиоактивной жидкостью, которая, распыляясь, оседала в виде радиоактивного дождя. «Генератор» имел много небольших ёмкостей, подрывавшихся самостоятельно.
Image
38. Р-5 (SS-3 Shyster) - жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности (БРСД) наземного базирования. Головной разработчик ОКБ-1. Принята на вооружение в 1955 году. Разработка ракеты началась после отказа от завершения разработки Р-3 с проектной дальностью 3000 км, которая была признана не реализуемой на том этапе развития техники. Вместо этого было решено разработать ракету с дальностью около 1200 км на основе технических решений, уже опробованных на предыдущих ракетах и воплотить часть из того, что предназначалось для ракеты Р-3. Это была первая советская ракета с несущим баком жидкого кислорода, лишённым теплоизоляции (что компенсировалось подпиткой перед стартом).
Image
39. Конструкторы отказались от стабилизаторов, сделав ракету аэродинамически неустойчивой, хотя воздушные рули остались. Двигатель РД-103 для Р-5 был ещё более форсированной версией двигателя ракеты Р-1, превзойдя исходный по тяге в 1,7 раза. 21 июня 1956 на вооружение была принята ракета Р-5М — первая советская ракета с ядерным боевым зарядом. Для этой ракеты была разработана новая система управления, важные узлы автоматики были дублированы (а некоторые даже триплированы).
Image
40. Р-12 «Двина» (SS-4 Sandal) - советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности (БРСД) наземного базирования. Головной разработчик — ОКБ-586 под руководством М.К. Янгеля. Принята на вооружение в 1959 году. Ракетный комплекс с БРСД Р-12 был первым комплексом стратегического назначения, использующим хранимые компоненты топлива и полностью автономную систему управления. Четырёхкамерный ЖРД РД-214 разработки В.П. Глушко имел больший диаметр, чем однокамерные РД-101-103, вследствие чего двигательный отсек прикрыт расширяющейся конической юбкой.
Image
41. 15 мая 1960 года Р-12 встала на боевое дежурство в четырёх полках, дислоцированных в Латвии и Белоруссии и Калининградской области. Три ракетных полка вооружённых Р-12 были размещены на Кубе в 1962 году в рамках операции «Анадырь», что вызвало Карибский кризис. В целях повышения стойкости ракеты к поражающим фактором ядерного взрыва было принято решение о разработке модификации Р-12 для шахтной пусковой установки. 2 сентября 1959 года на полигоне Капустин Яр, впервые в мире, ракета стартовала из ШПУ.
Image
42. Р-14 (SS-5 Skean) - советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности (БРСД) наземного базирования. Головной разработчик ОКБ-586. Принята на вооружение в апреле 1961 года. В 1964 году на вооружение была принята ракета Р-14У с шахтным базированием в стартовом комплексе группового старта 8П765 «Чусовая».
Стартовая масса ракеты в 95 т с достижением дальности 4500 км. Диаметр корпуса был выбран равным 2,4 м, как на второй ступени межконтинентальной Р-16. Ракета выполнена по одноступенчатой схеме с отделяющейся головной частью. Топливные баки ракеты несущие, в конструкции применены алюминиевые панели. Наддув бака окислителя осуществляется воздухом, горючего - азотом. Топливные баки изолировались от остальной топливной системы прорезаемыми мембранными клапанами, что позволило довести срок хранения ракеты в заправленном состоянии до 30 сут. После отключения двигателей происходило отсоединение головной части и увод от нее ракеты. Отделяемая головная часть ракеты имела коническую форму с затуплением полусферической формы выполненным из термостойкого сублимирующего материала. На корпус головной части наносилось защитное покрытие из асботекстолита.
Image
43. Ракета оснащалась маршевым двигателем РД-216 разработанным ОКБ-456 под руководством В.П. Глушко. Работал на самовоспламеняющихся высококипящих токсичных компонентах топлива — горючем НДМГ и окислителе АК-27И. Тяга двигателя у земли 151 тс, время работы ЖРД при стрельбе на максимальную дальность составляло порядка 125 сек. Управление ракетой осуществлялось за счет отклонения вектора тяги с помощью графитовых газоструйных рулей.
Лётно-конструкторские испытания начались 6 июня 1960 года на полигоне Капустин Яр. Первые пуски выявили конструктивный недостаток, вызывавший явление кавитации, что приводило к разрушению ракет. Все недостатки достаточно быстро устранялись и по результатам 22 пусков Госкомиссия подписала рекомендацию о принятии ракеты на вооружение. Серийным производством ракет с 1960 года занимались завод № 586 в Днепропетровске («Южмаш») и завод № 1001 в Красноярске.
Image
44. Р-16 (SS-7 Saddler) - межконтинентальная баллистическая ракета, состоявшая на вооружении РВСН СССР в 1962-1977 гг. Первая отечественная двухступенчатая МБР на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления. 13 мая 1959 года специальным совместным постановлением ЦК КПСС и Правительства конструкторскому бюро «Южное» (Главный конструктор М.К. Янгель) поручили разработать межконтинентальную ракету на высококипящих компонентах топлива. Для разработки двигателей и систем ракеты, а также наземной и шахтной стартовых позиций были привлечены конструкторские коллективы, возглавляемые В.П. Глушко, В.И. Кузнецовым, Б.М Коноплевым и др. Необходимость разработки этой ракеты определялась низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками ракеты Р-7. Первоначально Р-16 предполагалось запускать только с наземных пусковых установок. Чтобы уложиться в сроки, конструкторские коллективы пошли по пути широкого использования наработок по ракетам Р-12 и Р-14.
Image
45. Ракета Р-16 была выполнена по схеме «тандем» с последовательным разделением ступеней. Первая ступень состояла из переходника, к которому посредством четырех разрывных болтов крепилась вторая ступень, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека с силовым кольцом. Топливные баки несущей конструкции. Для обеспечения устойчивого режима работы ЖРД все баки имели наддув. При этом бак окислителя первой ступени наддувался в полете встречным скоростным напором воздуха. Двигательная установка состояла из маршевого и рулевого двигателей, укрепленных на одной раме. Маршевый двигатель был собран из трех одинаковых двухкамерных блоков и имел суммарную тягу на земле 227 т. Вторая ступень имела аналогичную конструкцию, но была выполнена короче и в меньшем диаметре, а в качестве маршевого двигателя устанавливался только один блок. Все двигатели работали на самовоспламеняющихся компонентах топлива: тетраоксиде диазота в азотной кислоте и несимметричном диметилгидразине.
Image
46. Штекер для заправки ракеты.
Image
47. 24 октября 1960 года, во время выполнения предстартовых работ, примерно за 15 минут до намеченного первого испытательного пуска ракеты Р-16, произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени из-за прохождения преждевременной команды от токораспределителя на запуск двигателей. Ракета взорвалась на стартовой площадке. В огне сразу же сгорели 74 человека, среди них — главнокомандующий РВСН маршал М. Неделин, большая группа ведущих специалистов КБ. Впоследствии в госпиталях из-за ожогов и отравлений скончалось еще 4 человека. Пуск второй Р-16 состоялся 2 февраля 1961 года.
Image
48. 1 ноября три первых ракетных полка в г. Нижний Тагил и п. Юрья Кировской области были подготовлены к заступлению на боевое дежурство. Начиная с мая 1960 года проводились опытно-конструкторские работы, связанные с реализацией пуска модифицированной ракеты Р-16У из шахтной пусковой установки. С 1963 года началась постановка на боевое дежурство первого ракетного полка под Нижним Тагилом.
Р-16 стала базовой ракетой для создания группировки межконтинентальных ракет РВСН. Пуск ракеты осуществлялся после ее установки на пусковой стол, заправки компонентами ракетного топлива и сжатыми газами, проведения операций по прицеливанию. В высшей степени готовности Р-16 могла стартовать через 30 минут.
Image
49. МБР Р-16 оснащалась отделяемой моноблочной головной частью с термоядерным зарядом в 3-6 Мт. От мощности головной части зависела максимальная дальность полета, колебавшаяся в пределах от 11-13 тыс. км.
Image
50. Р-9А (SS-8 Sasin) - советская двухступенчатая жидкостная межконтинентальная баллистическая ракета наземного и шахтного базирования с моноблочной головной частью. Последняя боевая ракета, созданная ОКБ-1 под руководством С.П. Королёва Находилась на вооружении частей РВСН в 1964-1976 гг.
Image
51. Эта ракета имела меньшую массу и размеры, по сравнению с Р-7, но гораздо лучшие эксплуатационные свойства. На ней был применён переохлаждённый жидкий кислород, что позволило уменьшить время заправки до 20 мин. Несмотря на то, что ракета Р-9А была принята на вооружение, и было развёрнуто около 60 ракет такого типа, стало ясно, что для использования в МБР жидкий кислород не годится.
Image
52. На первой ступени стоял четырёхкамерный маршевый ЖРД РД-111 с качающимися камерами сгорания, развивавший тягу 141 т. На второй ступени установили четырёхкамерный ЖРД РД-461 конструкции С. Косберга. Он обладал рекордным по тому времени удельным импульсом тяги среди кислородно-керосиновых двигателей и развивал тягу в пустоте 31 т. Наддув баков в полете и работа приводов турбонасосных агрегатов обеспечивалась с помощью продуктов сгорания основных компонентов топлива, что позволило упростить конструкцию двигателей и уменьшить их массу.
Image
53. УР-100 (SS-11 Sego) - советская жидкостная двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования. Принята на вооружение 21 июля 1967 г. Головной разработчик ОКБ-52 (руководитель В.Н. Челомей). Изготовители Машиностроительный завод им. М.В. Хруничева, Омский авиационный завод и другие. Ракета УР-100 стала самой массовой МБР из всех принятых на вооружение РВСН. С 1966 по 1972 было развернуто 990 пусковых установок этих ракет. На УР-100 установлены совмещенные топливные баки, что уменьшило длину конструкции и привело к постоянному диаметру, равному 2 метрам.
Image
54. Двигатели первой ступени.
Image
55. Одной из главных задач, успешно решённых при конструировании УР-100, являлось уменьшение времени от отдачи команды на пуск до старта ракеты. Для этого был предпринят целый комплекс мер, начиная с того, что ракета могла быть заправлена на 10 лет. Для облегчения операций с ракетой и предохранения её от воздействия окружающей среды ракета помещалась в транспортно-пусковой контейнер, в котором находилась с момента выпуска на заводе до старта. Весь комплекс принятых мер привёл к тому, что от получения команды до пуска проходило менее 3 минут.
Image
56. Хвостовая часть второй ступени.
Image
57. Р-36 (SS-9 Scarp) — стратегический ракетный комплекс с ракетой тяжёлого класса, способной нести термоядерный заряд и преодолевать мощную систему ПРО. В 1962 г. конструкторскому бюро «Южное» было поручено создать стратегический ракетный комплекс Р-36, оснащённый ракетой второго поколения 8К67. При проектировании использовались отработанные на ракете Р-16 конструктивные решения и технологии.
В процессе испытаний было проведено 85 пусков, из них 14 отказов, 7 из которых приходятся на первые 10 пусков. В 1967 г. ракетный комплекс был принят на вооружение. В декабре 1967 г. КБ «Южное» приступило к разработке ракеты с разделяющейся головной частью. Новая разделяющаяся головная часть состояла из трёх боевых блоков мощностью по 2,3 Мт и комплекса средств преодоления ПРО. Её применение в условиях противодействия системы ПРО повышало боевую эффективность в 2 раза. Ракета 8К67П с разделяющейся головной частью в составе комплекса Р-36 была принята на вооружение в 1970, постановка на боевое дежурство началась в 1971. Комплекс Р-36 был снят с вооружения в 1979.
Image
58. Двухступенчатая ракета выполнена по схеме «тандем» с последовательным расположением ступеней. Первая ступень обеспечивала разгон ракеты и была оснащена маршевым двигателем РД-251, состоявшим из трёх двухкамерных модулей РД-250. Маршевый ЖРД имел тягу на земле 274 т. В хвостовом отсеке были установлены четыре тормозных пороховых ракетных двигателя, запускающиеся при разделении первой и второй ступеней.
Image
59. ЖРД ракеты работали на высококипящем двухкомпонентном самовоспламеняющемся топливе: несимметричный диметилгидразин и азотный тетраоксид. Применённые конструкторские решения обеспечили высокую степень герметичности топливных систем, что позволило удовлетворить требования по семилетнему хранению ракеты в заправленном состоянии.
Image
60. Также на первой ступени был установлен четырёхкамерный рулевой двигатель РД-68М с поворотными камерами сгорания.
Image
61. Механизм поворота рулевого двигателя первой ступени.
Image
62. Вторая ступень была оснащена двухкамерным маршевым двигателем РД-252 и четырёхкамерным рулевым двигателем РД-69М. Эти двигатели имели высокую степень унификации с двигателями первой ступени. Для отделения головной части на второй ступени также были установлены тормозные пороховые двигатели.
Image
63. Ракета оснащалась моноблочной головной частью с наиболее мощными из испытанных к тому времени боевыми зарядами мощностью 8 Мт или 20 Мт. В хвостовом отсеке второй ступени были установлены контейнеры со средствами для эффективного преодоления системы ПРО противника. Система защиты состоит из специальных устройств, которые отстреливаются из контейнеров пиропатронами в момент отделения головной части и создают в районе боеголовки мишени ложных целей. Старт ракеты производился из шахтной пусковой установки с запуском двигателя первой ступени непосредственно в пусковой установке. В состав ракетного комплекса входило шесть рассредоточенных стартовых позиций, на каждой из которых размещались одиночные ШПУ. Подготовка к пуску и сам пуск могли быть проведены как дистанционно с КП, так и автономно с каждой стартовой позиции. Время подготовки и проведение пуска составляло 5 мин.
Image
64. РТ-2 (SS-13 Savage) — советская межконтинентальная баллистическая ракета состоявшая на вооружении в 1969-1994 годы. Это первая советская серийная твердотопливная МБР. Головной разработчик — ОКБ-1. Принята на вооружение в 1968 году.
Image
65. Разработка твердотопливной ракеты с дальностью действия 10-12 тыс. км началась в 1959 году. На первом этапе была создана не принятая на вооружение ракета РТ-1 с дальностью действия 2500-3000 км. Разработка ракеты РТ-2 была в основном закончена в 1963 году. Опытные пуски были проведены в 1966-1968 годах. Ракета начала поступать на вооружение РВСН с декабря 1968 года.
Image
66.
Image
67. Сопла двигателей второй ступени.
Image
68. Начало третьей ступени.
Image
69. Головная часть.
Image
70. Кроме ракет, в зале представлен командный пункт управления пусками ракет в ШПУ, который, в свою очередь, также должен располагаться в шахте.
Image
71. Такие КП и по сей день несут боевую службу.
Image
72. В одном из соседних корпусов блогерам продемонстрировали работу расчета такого КП. Здесь установлены пульты, располагающиеся в 11-м отсеке КП (12-й отсек жилой, остальные десять - технические).
Image
74. Здесь курсанты Академии РВСН получают необходимые знания по ведению службы в подземных КП.
Image
75.
Image
В заключение видео, на котором запечатлены действия боевого расчёта при получении команды на пуск ракет.
Kasak
Kasak написал 1 апреля 2012 в 17:27
ну какой нафиг профит от блоггерской проходки? зачем это выкладывать сюда, когда тут сайт лазающих людей? а не туристов.

вот балабаново
Image
Image
Image
-44
Ссылка | 7 отв.
Antares
Antares написал 1 апреля 2012 в 17:40
Kasak: А какой смысл лазать туда, где не увидишь НИЧЕГО?
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Kasak
Kasak написал 1 апреля 2012 в 17:43
Antares: ничего?
Image
Image
Michevskii
Макс Борисов Michevskii написал 1 апреля 2012 в 17:43
Kasak: Конечно на говнобомбарь гораздо приятней смотреть, нежели на музей, ведь в бомбарь то ЗАЛЕЗ!
0
Ссылка |  ↑ | 3 отв.
Kasak
Kasak написал 1 апреля 2012 в 17:46
Michevskii:
сюда тоже можно посмотреть
Image
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Michevskii
Макс Борисов Michevskii написал 1 апреля 2012 в 18:03
Kasak: что там?!
K173
K173 написал 1 апреля 2012 в 19:26
Kasak: Image
darkzerg
darkzerg написал 1 апреля 2012 в 17:50
Kasak: А мне нравится отчёт. Хороший музей. Но с рабочими военными частями дела иметь не люблю. Ибо пулю можно получить и привет. Лучше уж быть живым, чем мёртвым.
IvanCat
Иван Кот IvanCat написал 1 апреля 2012 в 18:15
Плюсую, классный отчет.
Maxof
Максим Максимоф Maxof написал 1 апреля 2012 в 19:31
Было уже от туда
iilane1
Олег iilane1 написал 1 апреля 2012 в 20:04
Image
Такое ощущение, что эту ракету правили пьяные костоправы в гаражном сервисе. Ее что, много раз роняли по дороге до музея?

А отчет хороший, мне понравился.
0
Ссылка | 1 отв.
TC72
Александр Росатый TC72 написал 1 апреля 2012 в 21:55
iilane1: это все учебные изделия. Если приглядеться, то на них так и написано. Исходя из воспоминаний ветеранов, хранили учебные болванки часто как попало, обращались тоже как попало, особенно под конец эпохи первого поколения МБР. У нас на "Долине" (НПК для Р - 9А) учебная ракета е*нулась при снятии со стола по окончанию комплексного занятия, и пропорола бок об угол вентшахты. Хотя, само занятие было отработано на "отлично". При этом, когда её первой завозили в полки, все дико ссали, даже зная, что она учебная.
К тому же, мало ли, как её хранили и как возили до попадания в музей. Я так думаю.
Izomerov
Izomerov написал 1 апреля 2012 в 23:37
Отлично!
Плюс
skimitar
Den skimitar написал 2 апреля 2012 в 21:51
Двигатель Валентина Глушко РД-101 по сравнению с РД-100 (у Р-1) имел более высокие обороты турбины


Я таки считаю, что если РД-101 это ЖРД, то у него нет турбины, и на фото нет турбины. Может имелась ввиду турбина турбонасосного агрегата?
Только жители сайта могут оставлять комментарии.