Музей сельскохозяйственной техники
Компания «Бизон» создает первый в России Музей сельскохозяйственной техники. Сегодня в уникальной коллекции несколько десятков раритетных экспонатов из Германии, Англии, Италии, Испании, США: ретро-трактора, паровые машины, молотилки, плуги и прочие орудия труда начала XX века. Большинство из них не имеют аналогов в стране. Об этом и многом другом тута.
После недолгой поездки до самого "Бизона", встречаю главный ориентир предприятия, который дал понять мне, что я совсем рядом с пунктом назначения.
Хотелось бы сказать отдельное слово про "Бизон", для ознакомления:
Бизон — крупнейший поставщик отечественной и зарубежной сельскохозяйственной техники в ЮФО. Региональная сеть компании охватывает Ростовскую и Волгоградскую области, Краснодарский и Ставропольский края. Обслуживает свыше 12 тыс. крестьянских хозяйств. Разрабатывает и внедряет инновационные агротехнологии. Опытные полигоны Бизона расположены в Октябрьском районе Ростовской области.
С 2007 года компания реализует программу строительства на территориях присутствия современных торгово-выставочных комплексов. Открыты ТВК в пос. Орловский, г. Миллерово, г. Морозовске (Ростовская область) и г. Новокубанске (Краснодарский край).
Лауреат Премии Правительства РФ в области качества, Премии Администрации Ростовской области «Донское качество», дипломант Программы «Российское качество», обладатель сертификата Европейского фонда менеджмента качества (EFQM).
Из небольшого описания предприятия можно понять, что это действительно хорошая компания, в чём я убедился воочию при посещении данного музея.
Пока дожидаюсь всех участников экскурсии, успеваю запечатлеть парочку фотографий возле КПП.
встречаю сразу же вот такой замечательный трактор:
Который оказался "Фордзо́н-Пути́ловец" — колёсный трактор, выпускавшийся на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде с 1924 года по лицензии компании Форд. Это была копия американского трактора Fordson-F. Трактор имел компоновку, которую впоследствии именовали классической для колесных тракторов: два задние колеса увеличенного диаметра — ведущие, а два передние — направляющие.
Карбюраторный двигатель трактора (топливо — керосин) имел мощность всего 20 лошадиных сил. Смазывание двигателя осуществлялось методом разбрызгивания смазки (как и у Ford T, Ford A, ГАЗ-А) и при тяжёлых сельхозработах не обеспечивало эффективной смазки двигателя. Трактор имел безрамную конструкцию — картер двигателя был единым целым с рамой трактора и воспринимал нагрузки возникающие при работе. Задние колёса трактора, не защищённые крыльями, могли нанести трактористу травму своими грунтозацепами, а при работе в непогоду забрызгивали его грязью.
Всего было выпущено 36 100 тракторов «Фордзон-Путиловец» (по другим данным — 49 568). Они могли работать с плугом и простейшими навесными сельхозорудиями, также могли приводить в действие стационарные машины. Трактор широко применялся в период коллективизации в СССР.
Несколько интересных фактов о Фордзоне:
- Марка 1923 года с изображением Фордзона, посвященная всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке
- Первый трактор «Фордзон-Путиловец» был выпущен 1 мая 1924 года, но это был лишь опытный экземпляр, собранный в условиях автомастерской. Первый серийный трактор вышел из ворот завода 1 октября 1924 года. Производство тракторов быстро набирало темпы: в 1924 году было изготовлено 74 трактора, в 1925—422, а в 1931 годовой план завода — 32000 тракторов. В 1931 году был выпущен двадцатипятитысячный трактор
- Одним из серьёзных недостатков конструкции была низкая ремонтопригодность двигателя: у коленчатого вала не было сменных вкладышей подшипников скольжения, у коренных подшипников баббит заливался непосредственно в тело картера, у шатунных — в нижнюю головку шатуна (спорное утверждение: в условиях деревенской мастерской заливка в подшипники баббита с последующим шабреньем по месту была более простой и доступной процедурой, чем доставка заводских запчастей; недостатком здесь может быть названа скорее низкая долговечность подобных подшипников, но никак не их ремонтопригодность, которая в данном случае напротив весьма высока).
- «Фордзон-Путиловец» не раз становился символом коллективизации сельского хозяйства и изображался на плакатах, открытках, агитационном фарфоре, почтовых марках.
ну, а это территория Бизона, заставленная уже новенькими тракторами
Каково было моё удивление, когда буквально через 1 минуту встретить меня вышел охранник, с небольшим допросом. Вопросы сосредоточились на моих намерениях и планах возле главного КПП. После недолгой беседы "конфликт' уладился и я продолжил наблюдение за территорией Бизона, для начала снаружи. Такой уровень охраны (звучит конечно смешно), но уже довольно-таки давно не встречался мне, поэтому несомненный плюс в копилку предприятия - охрана тут не спит!
О самом музее я к своему сожалению не слышал вообще, хотя это можно обьяснить тем, что он далеко не "свободный" для посещения, а только для определённых лиц и групп. Тем более это детище является своеобразным хобби владельца, коим если я не ошибаюсь является как раз директор Бизона.
После недолгого сбора к нам на встречу вышел экскурсовод, и мы пошли изучать историю с\х техники. Отдельно нужно отметить два момента - первый, это то, что экскурсовод наконец-то попался действительно отлично знающий своё дело, к тому же добрый и открытый человек - таких сейчас встретить в ниших музеях редкость, покрайней мере для меня. Второе, музей был небольшим, но количество и ценность экспонатов на вес золото, во всех смыслах.
При входе в небольшой "ангар" в котором и находится музей, мы встречаем вот такое замечательное пианино, если не ошибаюсь 1910 года, Санкт-Питербург. Конечно совсем не настроенное, но "глава" ДонРетро смог сыграть нам парочку мелодий, порадовав нас всех.
Сбоку распологались различные агригаты, например для раскопки картофеля из земли (последнее на фото):
В конце этой площадки стоял любимый "Максимка", совсем новенький, а позади лежал автомат калашникова и ещё какое-то орудие, только уже времён ВОВ:
Ну а теперь перейдём к самому главному - тракторам. Самая главная и отличительная черта музея это то, что обсолютно вся техника в рабочем состоянии - сверкает краской и готова к выполнению своих функций. Экскурсовод несколько раз заводил многие трактора из представленных в музее, что безусловно радовало и приятно удивляло.
Специально для музея технику ищут и приобретают в Европе. Реставрацией занимаются инженеры компании. Часть экспонатов представлена в центральном торгово-выставочном комплексе Бизона в интерьерах своего времени.
Теперь к экспонатам.
Farmall был первым универсальным трактором, сделанным компанией. Первоначально его просто назвали "Farmall", и только в 1931, они начали называть это "Farmall Regular". Собственно это предшественник советского Универсал-1 - тем и интересен. Простой Американский трактор. Выпускался 1932 по 1938 год.
Следующим был трактор Twin City CE
Название Twin City использовалось как торговая марка тракторов, которые производила компания Minneapolis Steel & Machinery Company. Фирма MS&M была основана в 1902 году и занималась производством стальных профилей для мостов и других конструкций. В дальнейшем компания начала производство стационарных паровых машин и разработку проекта бензинового двигателя. Компания MS&M достигла значительного подъема после заключения контракта на производство тракторов Case and Bull, помимо своей собственной торговой марки Twin City. В 1929 году произошло слияние компаний Minneapolis Steel, Moline Plow и Minneapolis Threshing Machine, в результате чего появилась новая компания Minneapolis-Moline Company. На протяжении многих лет после этого слияния на тракторах Minneapolis-Moline сохранялось название Twin City.
а вот собственно экскурсовод уже на заведённом тракторе:
сперва читается как МММ...
Переходим к следующему трактору. Landini Velite — трактор на железном ходу, произведенный в Италии в 1936 году. Оснащен одноцилиндровым дизельным двигателем объемом 7220 куб. см и мощностью 30 л.с., с водяным охлаждением. Вес 2600 кг. Всего машин этой модели было произведено две тысячи и одна штука. Одна из них как видите - стоит в Ростове...
Весь парк тракторов постоянно обновляется, но не только за счёт новых покупок, но и за счёт смены тракторов в других филиалах Бизона, каких действительно должно быть много, мне правда вспомнился только в городе Миллерово. Самое главное - здесь постоянно появляется что-то новое и интересное благодаря "круговороту" среди филиалов.
Следующий эксземпляр уже покупной. Одна из премьер музея Бизона — Fordson. Машина производилась с 1917 года компанией Henry Ford and Son, основанной Генри Фордом вместе с сыном Эдселом в обход решения акционеров Ford Motor Company не отвлекать средства на эксперименты с тракторами. Fordson имеет безрамную конструкцию, оснащен карбюраторным двигателем мощностью 20 л.с., металлическими колёсами. Использовался для работы с плугом и другими навесными орудиями. Так же как и автомобиль Ford T Fordson стал самым дешевым и массовым трактором своей эпохи. В 1918 году он стоил $880, в 1921 — $625, а в 1922 его уценили до $395. В Советском Союзе трактор выпускался по лицензии и был известен под именем «Путиловец».
Сзади трактора был установлен раритетный плуг, на котором была вот такая интересная система управления им, среди которых были установки глубины рва и тд и тп.
Следующий трактор расположеный посередине (на фото) был Hart Parr.
Hart Parr 12-24 — в свое время тракторы этой модели были очень популярны в Америке и Канаде, особое распространение получили на кукурузных плантациях. Производен Hart Parr Company, США, г. Чарльз Сити, штат Айова, в 1929. Оснащен двухцилиндровым бензиновым двигателем с водяным охлаждением. Вес 2800 кг. Трактор на железном ходу.
На фото выше трактор McCormick — Deering FS-12. Конструкторская разработка американской фирмы McCormick, которая наладила выпуск модели в г. Неусс, Германия, в 1937 году. Оснащен четырехцилиндровым бензиновым двигателем объемом 2043 куб.см, мощностью 15 л.с. с водяным охлаждением. Вес 1710 кг. Трактор на железном ходу.
Совсем рядом расположен ещё один интересный экземпляр. Allgaier R 22. Создан акционерным обществом Allgaier, Германия, в 1949 году. Оснащен одноцилиндровым дизельным двигателем объемом 1840 куб. см и мощностью 22 л.с. , с водяным охлаждением. Номинальная частота вращения коленвала 1500 об/мин. Максимальная скорость трактора 19,8 км/ч. Вес 1800 кг.
Последнии в ряду были два трактора марки Eicher, один из них дизельный.
Eicher EKL 15IIв. Разработан компанией Eicher, Германия, в 1954 году. Оснащен дизельным двигателем объемом 1415 куб. см, мощностью 16 л.с., с воздушным охлаждением. Максимальная скорость трактора 23 км/ч. Вес 1300 кг. Вплоть до 2001 года работал на конном заводе в районе г. Кобленц, Германия.
Особое внимание хотел бы сосредоточить на атмосфере данного помещения, то есть ангара. Здесь повсюду различные наклейки того времени, плакаты, мелкие вещицы...Всё это создаёт из обычного рабочего ангара какого-то завода - прекраснейшее место, где можно окунуться в историю былых времён. А если прибавить дружелюбного и знающего своё дело экскурсовода, то вы попадаете в сказку. Также огромное количество мелочей - различных инструментов прошлого столетия, немного оружия, часов, моделек машин, самоваров...Все эти мелочи образуют единое целое - что даёт непередоваемые ощущения. В общем желаю всем побывать в этом прекрасном музее.
Вернёмся непосредственно к нашим тракторам. Немногим ранее, с 1949 по 1954 годы, на полях Германии почти безраздельно властвовал Schluter DS25. Трактор с двухцилиндровым дизельным двигателем мощностью 25 л.с. пользовался большим спросом в сельском хозяйстве. Производством сельхозтехники компания Антона Шлутера (создана в 1899 году, специализация — двигатели) занялась в 1937 году. На этом поприще ею были показаны значительные результаты. Так, инженеры Schluter первыми в ФРГ выпустили тракторы мощностью 100 л.с. (1964 год) и 500 л.с (1978 год). Привнесли в тракторостроение и другие технические новшества как, например, кабина на гидравлической подушке.
А вот эта замечательная машина является наверно самой большой (по размерам) из всех экспонатов музея.
На которой даже фирменный знак в виде названия компании:
Отличительной чертой трактора является то, что он работал и на угле и на дровах и тд и тп. Своеобразный паравоз.
Но сравнение с паравозом будит мало, нельзя не упомянуть о том, что трактор являлся ещё и в некоторой степени комбайном! Самым настоящим, только не цельным, а с различными "примочками". Данный экспонат имеет сзади специальную телегу (см на фото), в которой (если не изменяет память) собиралась пшеница. Удивительно ещё то, что их часто уничтожали. В условиях конкуренции данные приспособления были настолько выгодны, что конкуренты сжигали деревянные установки...Внутри она выглядит примерно так:
После просмотра первых двух линеек музея мы вышли на финишную прямую. И сразу же встречаем вот такой блестящий и интересный агрегат.
Merlin — паровая машина, произведена во Франции в 1928 году. Завод-изготовитель Vierdzon Cher. Номер машины 7. Целое столетие сила пара играла большую роль в сельском хозяйстве, приводя в движение молотилку, соломопресс и другую технику. Мощность: 8 Бар.
краники чем-то напомнили самовар:
Поначалу показалось, что это медь, но к удивлению это было всего лишь покрашенное в золотой цвет железо. Внутри несколько слоёв - включая дерево посередине, для сохранения тепла, так как работает данное устройство на угле.
Теперь перейдём к автопрому. Которого конечно здесь было не много, всего лишь 3 экземпляра, но зато каких!
Первый из них был 1926 Dodge Ute (pickup).
Сбоку был вот такой интересный огнетушитель, который использовался повсюду в то время: у полиции и даже на танках!
Следующая машинка была 1928 Willys Whippet, австралийской сборки.
Далее покажу вам несколько фотографий мелочей музея:
бельгийский FN 20-х гг
Жемчужиной музея Porsche Diesel Super. Идея создания трактора пришла к Фердинанду Поршу еще в 30-х годах, однако воплотить ее удалось только после Второй мировой войны. В 1956 году с конвейера завода Porsche Diesel Motorenbau сошла первая сельхозмашина. Трактор укомплектован 38-сильным трехцилиндровым дизельным двигателем, гидравлической трансмиссией и редким по тем временам типом муфты сцепления. С автомобильными собратьями его роднит обилие прогрессивных технических решений и оригинальный дизайн, основная черта которого плавность линий. К 1963 году было произведено 125 тыс. таких машин. Сегодня Porsche Diesel Super обладает высокой коллекционной ценностью.
Жемчужиной музея Porsche Diesel Super. Идея создания трактора пришла к Фердинанду Поршу еще в 30-х годах, однако воплотить ее удалось только после Второй мировой войны. В 1956 году с конвейера завода Porsche Diesel Motorenbau сошла первая сельхозмашина. Трактор укомплектован 38-сильным трехцилиндровым дизельным двигателем, гидравлической трансмиссией и редким по тем временам типом муфты сцепления. С автомобильными собратьями его роднит обилие прогрессивных технических решений и оригинальный дизайн, основная черта которого плавность линий. К 1963 году было произведено 125 тыс. таких машин. Сегодня Porsche Diesel Super обладает высокой коллекционной ценностью.
Рядом неизвестный мне трактор похожий на порше:
Зато есть табличка с описанием:
Обращает на себя внимание и трехколесный Silver King, произведенный компанией Джона Фэйта — Fate-Root-Heath (основана в 1919 году). Трактор оборудован четырехцилиндровым двигателем мощностью 20 л.с., четырехскоростной трансмиссией, разгоняется до 30 км/час. Машины Фэйта сначала назывались «Плимутами». Когда корпорация Chrysler запустила производство одноименных автомобилей, Fate-Root-Heath продала ей бренд. По одной из историй, громкую марку — Silver King (серебряный король) — трактор получил на совете директоров компании. Она должна была подчеркивать большие амбиции: «король всех тракторов». Великолепный букет из листьев, окрашенных серебром, стоявший в зале заседаний, подсказал королевский цвет. Оправдывая имя, на тракторы наносили серебряную краску. Всего с 1934 по 1954 годы выпущено 8600 единиц.
Deutz F1M 414. Изготовлен акционерным обществом Klốcner — Humbolol — Deutz, г. Кельн, Германия, в 1940 году. Оснащен одноцилиндровым дизельным двигателем объемом 1100 куб. см и мощностью 11 л.с., с водяным охлаждением. Номинальная частота вращения коленвала 1500 об/мин. Рабочая скорость трактора 8 км/ч. Вес 1130 кг. Трактор работал в районе г. Кельн. В 1940 году его цена составляла 3763,4 рейсх-марок.
2000 Mini Cooper
В 1961 году Джон Купер — конструктор команды Купер Формулы-1, был настолько восхищён надёжностью и управляемостью небольшого автомобиля, что решил снабдить его более мощным двигателем, дисковыми тормозами и контрастной двухцветной окраской, ставшей впоследствии визитной карточкой Mini. Модификация Mini Cooper стала желанным гостем в самых престижных кварталах Лондона. До этого Алек Иссигонис несколько раз отказывался от предложений Купера, ссылаясь, что он делал автомобиль для скромного обывателя. Пойдя на уступки известному инженеру, только что дважды выигравшему Кубок конструкторов Формулы-1, руководство корпорации полагало, что он не сумеет реализовать более 1000 единиц усовершенствованной модели. За все годы производства было продано 150 000 автомобилей Mini Cooper. В 1963 году появляется новая модель Mini Cooper S с ещё более мощным двигателем. Именно эта машина стала настоящей легендой автоспорта. В 1964 году — Mini Cooper побеждает на одной из самых сложных трасс на планете — в Монте-Карло. Водителей Падди Хопкирка и Генри Лиддона чествовали, как героев, а автомобиль, бросивший вызов более крупным и искушённым соперникам, навсегда вошёл в историю автогонок. Победа оказалась не случайной: в следующем году команда Тимо Мякинена и Пола Истера также взошла на высшую ступень пьедестала, а в 1967 году Mini Cooper S под управлением Рауно Аалтонена и Генри Лиддона вновь оказался победителем ралли Монте-Карло.
Несколько общих фотографий:
В самом конце нам показывают специально сделанный трактор для участий в Бизон Трек Шоу
Бизон-Трек-Шоу (англ. Bison track show) — ежегодные гонки на тракторах, единственные в России. Проходит на 4-м км трассы «Ростов-Таганрог», справа от автомагистрали «Дон-25», между хутором Ленинаван и селом Чалтырь, на пересеченной степной местности. В 2005 году тракторные гонки внесены в список туристических достопримечательностей Ростовской области.
Вскоре время подходит к концу и нам пора уходить, но перед этим заглянем в торговый зал где есть ещё парочку экспонатов.
Мельком на улице удалось сфотографировать машины после участия в Бизон Трек Шоу, вот такая интересная модель:
Это конечно тоже не оригинал в отличии от музейных, но приближён очень похоже:
Вот такая махина, правда мотор как и почти всё остальное от оригинала - "пятёрки":
Ну и наконец-то хоть один русский трактор, пусть и на улице, "Сталинец" С-60
Кстати, если вы заметили в музее нет не одного русского трактора, точнее советского. А всё потому, что тут играет главную роль наш менталитет: "Железо?- Срочно продать на металлолом!". Вроде бы смешно и обидно, но это является главным фактором. За бугром непринято выкидывать или продавать на металлолом старинные вещи, поэтому их там так много, да и ещё в хорошем виде. У нас же - всё, что уже не несёт пользы "здесь и сейчас"' - выкидывается. Именно поэтому так сложно найти советские раритеты среди тракторов, а уж тем более такие, чтобы суметь отремонтировать и привести в должное состояние хотя бы для музея...Вот такая печальная история.
Вот и заключение - трактора прямо в торговом зале Бизона:
lanz Bulldog, услышать аналогичный можно здесь: http://vimeo.com/1542658#at=0
Последний на сегодня немецкий Urus, 1950-е
За которым находился стенд эволюции тракторов до самого последнего и нового Versatile:
На этом всё, после нас пригласили двое из участников ДонРетро к себе домой, показать нам свои достопримечательности. Кратко: двое мужичков, точнее уже дедков (см на некоторых фото) реставрируют старые автомобили. К сожалению в то место куда мы приехали находится всё на стадии реконструирования, а основная часть находится в Батайске. Но запечатлеть то, что у них есть удалось:
Машинка эта 1953го года выпуска, Chevrolet 150 4-dr. sedan
С другой стороны нас ждал старенький и родной ЗАЗ-965А 1962-1969 годов выпуска:
В кузнеце ожидает своих мастеров Оpel 1.2L Cabriolimousine, 1933-1934 годов выпуска
запчасти:
Припрятан в кустах рядом Plymouth 1942-1947 годов:
После этого мы зашли на чашечку кофе, под звуки музыки с граммофона и под горячий крепкий напиток принялись обсуждать коллекцию музея...Отдельно хочу сказать, что компания с которой мне довелось познакомиться понравилась мне на все 100. И даже больше, хочется продолжить сотрудничество. Но пока не будим забегать далеко вперёд.
Время подходит к концу и нам пора расходиться, каждый в суету своей повседневной жизни и так до следующей встречи, которая надеюсь будит совсем скоро.
Небольшое видео о Бизон Трек Шоу, надеюсь вам понравится, особенно под старую добрую Металику)
http://www.youtube.com/watch?v=motfOw_v698&feature=player_embedded
На этом всё, спасибо за внимание.
После недолгой поездки до самого "Бизона", встречаю главный ориентир предприятия, который дал понять мне, что я совсем рядом с пунктом назначения.
Хотелось бы сказать отдельное слово про "Бизон", для ознакомления:
Бизон — крупнейший поставщик отечественной и зарубежной сельскохозяйственной техники в ЮФО. Региональная сеть компании охватывает Ростовскую и Волгоградскую области, Краснодарский и Ставропольский края. Обслуживает свыше 12 тыс. крестьянских хозяйств. Разрабатывает и внедряет инновационные агротехнологии. Опытные полигоны Бизона расположены в Октябрьском районе Ростовской области.
С 2007 года компания реализует программу строительства на территориях присутствия современных торгово-выставочных комплексов. Открыты ТВК в пос. Орловский, г. Миллерово, г. Морозовске (Ростовская область) и г. Новокубанске (Краснодарский край).
Лауреат Премии Правительства РФ в области качества, Премии Администрации Ростовской области «Донское качество», дипломант Программы «Российское качество», обладатель сертификата Европейского фонда менеджмента качества (EFQM).
Из небольшого описания предприятия можно понять, что это действительно хорошая компания, в чём я убедился воочию при посещении данного музея.
Пока дожидаюсь всех участников экскурсии, успеваю запечатлеть парочку фотографий возле КПП.
встречаю сразу же вот такой замечательный трактор:
Который оказался "Фордзо́н-Пути́ловец" — колёсный трактор, выпускавшийся на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде с 1924 года по лицензии компании Форд. Это была копия американского трактора Fordson-F. Трактор имел компоновку, которую впоследствии именовали классической для колесных тракторов: два задние колеса увеличенного диаметра — ведущие, а два передние — направляющие.
Карбюраторный двигатель трактора (топливо — керосин) имел мощность всего 20 лошадиных сил. Смазывание двигателя осуществлялось методом разбрызгивания смазки (как и у Ford T, Ford A, ГАЗ-А) и при тяжёлых сельхозработах не обеспечивало эффективной смазки двигателя. Трактор имел безрамную конструкцию — картер двигателя был единым целым с рамой трактора и воспринимал нагрузки возникающие при работе. Задние колёса трактора, не защищённые крыльями, могли нанести трактористу травму своими грунтозацепами, а при работе в непогоду забрызгивали его грязью.
Всего было выпущено 36 100 тракторов «Фордзон-Путиловец» (по другим данным — 49 568). Они могли работать с плугом и простейшими навесными сельхозорудиями, также могли приводить в действие стационарные машины. Трактор широко применялся в период коллективизации в СССР.
Несколько интересных фактов о Фордзоне:
- Марка 1923 года с изображением Фордзона, посвященная всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке
- Первый трактор «Фордзон-Путиловец» был выпущен 1 мая 1924 года, но это был лишь опытный экземпляр, собранный в условиях автомастерской. Первый серийный трактор вышел из ворот завода 1 октября 1924 года. Производство тракторов быстро набирало темпы: в 1924 году было изготовлено 74 трактора, в 1925—422, а в 1931 годовой план завода — 32000 тракторов. В 1931 году был выпущен двадцатипятитысячный трактор
- Одним из серьёзных недостатков конструкции была низкая ремонтопригодность двигателя: у коленчатого вала не было сменных вкладышей подшипников скольжения, у коренных подшипников баббит заливался непосредственно в тело картера, у шатунных — в нижнюю головку шатуна (спорное утверждение: в условиях деревенской мастерской заливка в подшипники баббита с последующим шабреньем по месту была более простой и доступной процедурой, чем доставка заводских запчастей; недостатком здесь может быть названа скорее низкая долговечность подобных подшипников, но никак не их ремонтопригодность, которая в данном случае напротив весьма высока).
- «Фордзон-Путиловец» не раз становился символом коллективизации сельского хозяйства и изображался на плакатах, открытках, агитационном фарфоре, почтовых марках.
ну, а это территория Бизона, заставленная уже новенькими тракторами
Каково было моё удивление, когда буквально через 1 минуту встретить меня вышел охранник, с небольшим допросом. Вопросы сосредоточились на моих намерениях и планах возле главного КПП. После недолгой беседы "конфликт' уладился и я продолжил наблюдение за территорией Бизона, для начала снаружи. Такой уровень охраны (звучит конечно смешно), но уже довольно-таки давно не встречался мне, поэтому несомненный плюс в копилку предприятия - охрана тут не спит!
О самом музее я к своему сожалению не слышал вообще, хотя это можно обьяснить тем, что он далеко не "свободный" для посещения, а только для определённых лиц и групп. Тем более это детище является своеобразным хобби владельца, коим если я не ошибаюсь является как раз директор Бизона.
После недолгого сбора к нам на встречу вышел экскурсовод, и мы пошли изучать историю с\х техники. Отдельно нужно отметить два момента - первый, это то, что экскурсовод наконец-то попался действительно отлично знающий своё дело, к тому же добрый и открытый человек - таких сейчас встретить в ниших музеях редкость, покрайней мере для меня. Второе, музей был небольшим, но количество и ценность экспонатов на вес золото, во всех смыслах.
При входе в небольшой "ангар" в котором и находится музей, мы встречаем вот такое замечательное пианино, если не ошибаюсь 1910 года, Санкт-Питербург. Конечно совсем не настроенное, но "глава" ДонРетро смог сыграть нам парочку мелодий, порадовав нас всех.
Сбоку распологались различные агригаты, например для раскопки картофеля из земли (последнее на фото):
В конце этой площадки стоял любимый "Максимка", совсем новенький, а позади лежал автомат калашникова и ещё какое-то орудие, только уже времён ВОВ:
Ну а теперь перейдём к самому главному - тракторам. Самая главная и отличительная черта музея это то, что обсолютно вся техника в рабочем состоянии - сверкает краской и готова к выполнению своих функций. Экскурсовод несколько раз заводил многие трактора из представленных в музее, что безусловно радовало и приятно удивляло.
Специально для музея технику ищут и приобретают в Европе. Реставрацией занимаются инженеры компании. Часть экспонатов представлена в центральном торгово-выставочном комплексе Бизона в интерьерах своего времени.
Теперь к экспонатам.
Farmall был первым универсальным трактором, сделанным компанией. Первоначально его просто назвали "Farmall", и только в 1931, они начали называть это "Farmall Regular". Собственно это предшественник советского Универсал-1 - тем и интересен. Простой Американский трактор. Выпускался 1932 по 1938 год.
Следующим был трактор Twin City CE
Название Twin City использовалось как торговая марка тракторов, которые производила компания Minneapolis Steel & Machinery Company. Фирма MS&M была основана в 1902 году и занималась производством стальных профилей для мостов и других конструкций. В дальнейшем компания начала производство стационарных паровых машин и разработку проекта бензинового двигателя. Компания MS&M достигла значительного подъема после заключения контракта на производство тракторов Case and Bull, помимо своей собственной торговой марки Twin City. В 1929 году произошло слияние компаний Minneapolis Steel, Moline Plow и Minneapolis Threshing Machine, в результате чего появилась новая компания Minneapolis-Moline Company. На протяжении многих лет после этого слияния на тракторах Minneapolis-Moline сохранялось название Twin City.
а вот собственно экскурсовод уже на заведённом тракторе:
сперва читается как МММ...
Переходим к следующему трактору. Landini Velite — трактор на железном ходу, произведенный в Италии в 1936 году. Оснащен одноцилиндровым дизельным двигателем объемом 7220 куб. см и мощностью 30 л.с., с водяным охлаждением. Вес 2600 кг. Всего машин этой модели было произведено две тысячи и одна штука. Одна из них как видите - стоит в Ростове...
Весь парк тракторов постоянно обновляется, но не только за счёт новых покупок, но и за счёт смены тракторов в других филиалах Бизона, каких действительно должно быть много, мне правда вспомнился только в городе Миллерово. Самое главное - здесь постоянно появляется что-то новое и интересное благодаря "круговороту" среди филиалов.
Следующий эксземпляр уже покупной. Одна из премьер музея Бизона — Fordson. Машина производилась с 1917 года компанией Henry Ford and Son, основанной Генри Фордом вместе с сыном Эдселом в обход решения акционеров Ford Motor Company не отвлекать средства на эксперименты с тракторами. Fordson имеет безрамную конструкцию, оснащен карбюраторным двигателем мощностью 20 л.с., металлическими колёсами. Использовался для работы с плугом и другими навесными орудиями. Так же как и автомобиль Ford T Fordson стал самым дешевым и массовым трактором своей эпохи. В 1918 году он стоил $880, в 1921 — $625, а в 1922 его уценили до $395. В Советском Союзе трактор выпускался по лицензии и был известен под именем «Путиловец».
Сзади трактора был установлен раритетный плуг, на котором была вот такая интересная система управления им, среди которых были установки глубины рва и тд и тп.
Следующий трактор расположеный посередине (на фото) был Hart Parr.
Hart Parr 12-24 — в свое время тракторы этой модели были очень популярны в Америке и Канаде, особое распространение получили на кукурузных плантациях. Производен Hart Parr Company, США, г. Чарльз Сити, штат Айова, в 1929. Оснащен двухцилиндровым бензиновым двигателем с водяным охлаждением. Вес 2800 кг. Трактор на железном ходу.
На фото выше трактор McCormick — Deering FS-12. Конструкторская разработка американской фирмы McCormick, которая наладила выпуск модели в г. Неусс, Германия, в 1937 году. Оснащен четырехцилиндровым бензиновым двигателем объемом 2043 куб.см, мощностью 15 л.с. с водяным охлаждением. Вес 1710 кг. Трактор на железном ходу.
Совсем рядом расположен ещё один интересный экземпляр. Allgaier R 22. Создан акционерным обществом Allgaier, Германия, в 1949 году. Оснащен одноцилиндровым дизельным двигателем объемом 1840 куб. см и мощностью 22 л.с. , с водяным охлаждением. Номинальная частота вращения коленвала 1500 об/мин. Максимальная скорость трактора 19,8 км/ч. Вес 1800 кг.
Последнии в ряду были два трактора марки Eicher, один из них дизельный.
Eicher EKL 15IIв. Разработан компанией Eicher, Германия, в 1954 году. Оснащен дизельным двигателем объемом 1415 куб. см, мощностью 16 л.с., с воздушным охлаждением. Максимальная скорость трактора 23 км/ч. Вес 1300 кг. Вплоть до 2001 года работал на конном заводе в районе г. Кобленц, Германия.
Особое внимание хотел бы сосредоточить на атмосфере данного помещения, то есть ангара. Здесь повсюду различные наклейки того времени, плакаты, мелкие вещицы...Всё это создаёт из обычного рабочего ангара какого-то завода - прекраснейшее место, где можно окунуться в историю былых времён. А если прибавить дружелюбного и знающего своё дело экскурсовода, то вы попадаете в сказку. Также огромное количество мелочей - различных инструментов прошлого столетия, немного оружия, часов, моделек машин, самоваров...Все эти мелочи образуют единое целое - что даёт непередоваемые ощущения. В общем желаю всем побывать в этом прекрасном музее.
Вернёмся непосредственно к нашим тракторам. Немногим ранее, с 1949 по 1954 годы, на полях Германии почти безраздельно властвовал Schluter DS25. Трактор с двухцилиндровым дизельным двигателем мощностью 25 л.с. пользовался большим спросом в сельском хозяйстве. Производством сельхозтехники компания Антона Шлутера (создана в 1899 году, специализация — двигатели) занялась в 1937 году. На этом поприще ею были показаны значительные результаты. Так, инженеры Schluter первыми в ФРГ выпустили тракторы мощностью 100 л.с. (1964 год) и 500 л.с (1978 год). Привнесли в тракторостроение и другие технические новшества как, например, кабина на гидравлической подушке.
А вот эта замечательная машина является наверно самой большой (по размерам) из всех экспонатов музея.
На которой даже фирменный знак в виде названия компании:
Отличительной чертой трактора является то, что он работал и на угле и на дровах и тд и тп. Своеобразный паравоз.
Но сравнение с паравозом будит мало, нельзя не упомянуть о том, что трактор являлся ещё и в некоторой степени комбайном! Самым настоящим, только не цельным, а с различными "примочками". Данный экспонат имеет сзади специальную телегу (см на фото), в которой (если не изменяет память) собиралась пшеница. Удивительно ещё то, что их часто уничтожали. В условиях конкуренции данные приспособления были настолько выгодны, что конкуренты сжигали деревянные установки...Внутри она выглядит примерно так:
После просмотра первых двух линеек музея мы вышли на финишную прямую. И сразу же встречаем вот такой блестящий и интересный агрегат.
Merlin — паровая машина, произведена во Франции в 1928 году. Завод-изготовитель Vierdzon Cher. Номер машины 7. Целое столетие сила пара играла большую роль в сельском хозяйстве, приводя в движение молотилку, соломопресс и другую технику. Мощность: 8 Бар.
краники чем-то напомнили самовар:
Поначалу показалось, что это медь, но к удивлению это было всего лишь покрашенное в золотой цвет железо. Внутри несколько слоёв - включая дерево посередине, для сохранения тепла, так как работает данное устройство на угле.
Теперь перейдём к автопрому. Которого конечно здесь было не много, всего лишь 3 экземпляра, но зато каких!
Первый из них был 1926 Dodge Ute (pickup).
Сбоку был вот такой интересный огнетушитель, который использовался повсюду в то время: у полиции и даже на танках!
Следующая машинка была 1928 Willys Whippet, австралийской сборки.
Далее покажу вам несколько фотографий мелочей музея:
бельгийский FN 20-х гг
Жемчужиной музея Porsche Diesel Super. Идея создания трактора пришла к Фердинанду Поршу еще в 30-х годах, однако воплотить ее удалось только после Второй мировой войны. В 1956 году с конвейера завода Porsche Diesel Motorenbau сошла первая сельхозмашина. Трактор укомплектован 38-сильным трехцилиндровым дизельным двигателем, гидравлической трансмиссией и редким по тем временам типом муфты сцепления. С автомобильными собратьями его роднит обилие прогрессивных технических решений и оригинальный дизайн, основная черта которого плавность линий. К 1963 году было произведено 125 тыс. таких машин. Сегодня Porsche Diesel Super обладает высокой коллекционной ценностью.
Жемчужиной музея Porsche Diesel Super. Идея создания трактора пришла к Фердинанду Поршу еще в 30-х годах, однако воплотить ее удалось только после Второй мировой войны. В 1956 году с конвейера завода Porsche Diesel Motorenbau сошла первая сельхозмашина. Трактор укомплектован 38-сильным трехцилиндровым дизельным двигателем, гидравлической трансмиссией и редким по тем временам типом муфты сцепления. С автомобильными собратьями его роднит обилие прогрессивных технических решений и оригинальный дизайн, основная черта которого плавность линий. К 1963 году было произведено 125 тыс. таких машин. Сегодня Porsche Diesel Super обладает высокой коллекционной ценностью.
Рядом неизвестный мне трактор похожий на порше:
Зато есть табличка с описанием:
Обращает на себя внимание и трехколесный Silver King, произведенный компанией Джона Фэйта — Fate-Root-Heath (основана в 1919 году). Трактор оборудован четырехцилиндровым двигателем мощностью 20 л.с., четырехскоростной трансмиссией, разгоняется до 30 км/час. Машины Фэйта сначала назывались «Плимутами». Когда корпорация Chrysler запустила производство одноименных автомобилей, Fate-Root-Heath продала ей бренд. По одной из историй, громкую марку — Silver King (серебряный король) — трактор получил на совете директоров компании. Она должна была подчеркивать большие амбиции: «король всех тракторов». Великолепный букет из листьев, окрашенных серебром, стоявший в зале заседаний, подсказал королевский цвет. Оправдывая имя, на тракторы наносили серебряную краску. Всего с 1934 по 1954 годы выпущено 8600 единиц.
Deutz F1M 414. Изготовлен акционерным обществом Klốcner — Humbolol — Deutz, г. Кельн, Германия, в 1940 году. Оснащен одноцилиндровым дизельным двигателем объемом 1100 куб. см и мощностью 11 л.с., с водяным охлаждением. Номинальная частота вращения коленвала 1500 об/мин. Рабочая скорость трактора 8 км/ч. Вес 1130 кг. Трактор работал в районе г. Кельн. В 1940 году его цена составляла 3763,4 рейсх-марок.
2000 Mini Cooper
В 1961 году Джон Купер — конструктор команды Купер Формулы-1, был настолько восхищён надёжностью и управляемостью небольшого автомобиля, что решил снабдить его более мощным двигателем, дисковыми тормозами и контрастной двухцветной окраской, ставшей впоследствии визитной карточкой Mini. Модификация Mini Cooper стала желанным гостем в самых престижных кварталах Лондона. До этого Алек Иссигонис несколько раз отказывался от предложений Купера, ссылаясь, что он делал автомобиль для скромного обывателя. Пойдя на уступки известному инженеру, только что дважды выигравшему Кубок конструкторов Формулы-1, руководство корпорации полагало, что он не сумеет реализовать более 1000 единиц усовершенствованной модели. За все годы производства было продано 150 000 автомобилей Mini Cooper. В 1963 году появляется новая модель Mini Cooper S с ещё более мощным двигателем. Именно эта машина стала настоящей легендой автоспорта. В 1964 году — Mini Cooper побеждает на одной из самых сложных трасс на планете — в Монте-Карло. Водителей Падди Хопкирка и Генри Лиддона чествовали, как героев, а автомобиль, бросивший вызов более крупным и искушённым соперникам, навсегда вошёл в историю автогонок. Победа оказалась не случайной: в следующем году команда Тимо Мякинена и Пола Истера также взошла на высшую ступень пьедестала, а в 1967 году Mini Cooper S под управлением Рауно Аалтонена и Генри Лиддона вновь оказался победителем ралли Монте-Карло.
Несколько общих фотографий:
В самом конце нам показывают специально сделанный трактор для участий в Бизон Трек Шоу
Бизон-Трек-Шоу (англ. Bison track show) — ежегодные гонки на тракторах, единственные в России. Проходит на 4-м км трассы «Ростов-Таганрог», справа от автомагистрали «Дон-25», между хутором Ленинаван и селом Чалтырь, на пересеченной степной местности. В 2005 году тракторные гонки внесены в список туристических достопримечательностей Ростовской области.
Вскоре время подходит к концу и нам пора уходить, но перед этим заглянем в торговый зал где есть ещё парочку экспонатов.
Мельком на улице удалось сфотографировать машины после участия в Бизон Трек Шоу, вот такая интересная модель:
Это конечно тоже не оригинал в отличии от музейных, но приближён очень похоже:
Вот такая махина, правда мотор как и почти всё остальное от оригинала - "пятёрки":
Ну и наконец-то хоть один русский трактор, пусть и на улице, "Сталинец" С-60
Кстати, если вы заметили в музее нет не одного русского трактора, точнее советского. А всё потому, что тут играет главную роль наш менталитет: "Железо?- Срочно продать на металлолом!". Вроде бы смешно и обидно, но это является главным фактором. За бугром непринято выкидывать или продавать на металлолом старинные вещи, поэтому их там так много, да и ещё в хорошем виде. У нас же - всё, что уже не несёт пользы "здесь и сейчас"' - выкидывается. Именно поэтому так сложно найти советские раритеты среди тракторов, а уж тем более такие, чтобы суметь отремонтировать и привести в должное состояние хотя бы для музея...Вот такая печальная история.
Вот и заключение - трактора прямо в торговом зале Бизона:
lanz Bulldog, услышать аналогичный можно здесь: http://vimeo.com/1542658#at=0
Последний на сегодня немецкий Urus, 1950-е
За которым находился стенд эволюции тракторов до самого последнего и нового Versatile:
На этом всё, после нас пригласили двое из участников ДонРетро к себе домой, показать нам свои достопримечательности. Кратко: двое мужичков, точнее уже дедков (см на некоторых фото) реставрируют старые автомобили. К сожалению в то место куда мы приехали находится всё на стадии реконструирования, а основная часть находится в Батайске. Но запечатлеть то, что у них есть удалось:
Машинка эта 1953го года выпуска, Chevrolet 150 4-dr. sedan
С другой стороны нас ждал старенький и родной ЗАЗ-965А 1962-1969 годов выпуска:
В кузнеце ожидает своих мастеров Оpel 1.2L Cabriolimousine, 1933-1934 годов выпуска
запчасти:
Припрятан в кустах рядом Plymouth 1942-1947 годов:
После этого мы зашли на чашечку кофе, под звуки музыки с граммофона и под горячий крепкий напиток принялись обсуждать коллекцию музея...Отдельно хочу сказать, что компания с которой мне довелось познакомиться понравилась мне на все 100. И даже больше, хочется продолжить сотрудничество. Но пока не будим забегать далеко вперёд.
Время подходит к концу и нам пора расходиться, каждый в суету своей повседневной жизни и так до следующей встречи, которая надеюсь будит совсем скоро.
Небольшое видео о Бизон Трек Шоу, надеюсь вам понравится, особенно под старую добрую Металику)
http://www.youtube.com/watch?v=motfOw_v698&feature=player_embedded
На этом всё, спасибо за внимание.
Baron
написал 26 августа 2012 в 00:59
0
Ссылка
| 2 отв.
Baron
написал 26 августа 2012 в 20:20
kerrang
написал 26 августа 2012 в 01:19
не буду спорить так как некоторые описания помогал другой человек составлять, шарющий лучше чем я в раз сто. Передам ему (если таковой косяк действителен)
спасибо за исправление
спасибо за исправление
0
Ссылка
| 10 отв.
Baron
написал 26 августа 2012 в 01:29
kerrang: Можно не запрашивать знатока, а просто пройти по ссылке: shrrr.gorod.tomsk.ru/index-1296974694.php
"...1 июня 1933 года из ворот Челябинского тракторного завода, вышла первая партия мощных гусеничных тракторов "Сталинец-60" (С-60) общего назначения. На тракторе был установлен карбюраторный двигатель мощностью 60 л.с (44,2 кВт), работавший на лигроине. Трехскоростная коробка передач позволяла получать скорость от 3 до 5,9 км/ч и развивать мощность на крюке 36,8 кВт. Прототипом трактора послужил американский трактор "Катерпиллар-60" одноимённой фирмы..."
"...1 июня 1933 года из ворот Челябинского тракторного завода, вышла первая партия мощных гусеничных тракторов "Сталинец-60" (С-60) общего назначения. На тракторе был установлен карбюраторный двигатель мощностью 60 л.с (44,2 кВт), работавший на лигроине. Трехскоростная коробка передач позволяла получать скорость от 3 до 5,9 км/ч и развивать мощность на крюке 36,8 кВт. Прототипом трактора послужил американский трактор "Катерпиллар-60" одноимённой фирмы..."
kerrang
написал 26 августа 2012 в 01:54
Михаил mechanik
написал 26 августа 2012 в 11:58
kerrang
написал 26 августа 2012 в 12:11
mechanik: скандалы интриги расследования)
в общем-то смысл общий не в том, что он по какому-то забугорному делался трактору или что-то такое, а главный смысл, что в музее нет не одного советского ( то есть - собранного в СССР или же разработанного в СССР и выпущенного) - по причине которую я описал выше. кроме сталинца.
в общем-то смысл общий не в том, что он по какому-то забугорному делался трактору или что-то такое, а главный смысл, что в музее нет не одного советского ( то есть - собранного в СССР или же разработанного в СССР и выпущенного) - по причине которую я описал выше. кроме сталинца.
Михаил mechanik
написал 26 августа 2012 в 14:38
kerrang: Бизон-Агро занимается поставками импортной техники, в том и цимес. А музей отечественных тракторов в стране никому не придёт в голову создать. Попытались в Чебоксарах, в Чувашии. Но там это чисто предвыборный проект местной администрации, и к истории тракторостроения имеет слабое отношение. Хотя на первый взгляд да, выглядит цивильно:
trackmuseum.ru/3d_tour/tour.html
trackmuseum.ru/3d_tour/tour.html
kerrang
написал 26 августа 2012 в 14:56
mechanik: хм речь шла именно о том, что легче выкупить и перевести трактор из-за бугра - который будит уже в рабочем и целом состоянии ( +\- покраска\мелкие неисправности и тд) - нежели тратить дох*много денег на металлолом проржавевший нерабочий, приводить его в рабочее состояние, но зато он будит советский...Впринципе их политики ясна и понятна, вот вроде рассказывали, что всё таки нашли в Краснодаре и ещё где-то в Азове наши трактора в более-менее норм состоянии, но владельцы дедки заламывают слишком большие цены
Михаил mechanik
написал 26 августа 2012 в 15:00
kerrang
написал 26 августа 2012 в 15:14
Baron
написал 26 августа 2012 в 15:00
[исправлен через 43 секунды]
kerrang: Проблема с отечественными тракторами ещё в том, что из-за идиотского большевистского догматизма ("марксизьм" возведённый в догму) в СССР запрещалось иметь станки, трактора в личной собественности. Даже простой грузовик нельзя было иметь в личной собственности - ибо "средства производства", которые по догме должны быть обязательно "в государственной собственности". А государство сдавало на металл любую технику, которая не могла больше выполнять свою прямую функцию.
kerrang
написал 26 августа 2012 в 15:13
Михаил Mokele
написало 27 августа 2012 в 01:05
Landini Velite, вроде бы, не дизель, а полудизель с горячей головкой, т.е. дизельно-калильный (Hot bulb engine)
0
Ссылка
| 1 отв.
Михаил mechanik
написал 27 августа 2012 в 11:21
Mokele: Так точно, как и этот Бульдог.
cs308229.userapi.com/v308229575/3f6c/irFxvgvnAYI.jpg
cs308229.userapi.com/v308229575/3f6c/irFxvgvnAYI.jpg
Только жители сайта могут оставлять комментарии.