
"метро-2034": об открытиях, апокалипсисе и неоправданных ожиданиях
Давно не писал рецензий. Как-то так получалось, что когда я добирался до новинки, она уже не была оной. Да и рецензий, к тому времени и без моих потуг уже был целый ворох. Что же касается этой книги, то прошло относительно немного времени с момента ее выпуска. И вот она чудесным образом попала мне в руки. Приехал в гости приятель, привез с собой в качестве «дорожного чтива». В промежутках между экскурсиями по Птз и посиделками в местных кабаках, я ее и прочел. За два дня «убил», словно запойный алкоголик!
Ах, да! где же мои манеры! Совсем забыл ее представить - знакомьтесь! "Метро 2034". Новое творение Дмитрия Глуховского.

Не хотел читать. Книга, фильм, йогурт - не важно. Все, вокруг чего создается такая шумиха, на поверку обычно оказывается кучей дымящегося… шлака. И хорошо еще, если не ядовитым. Сколько раз нас обманывали? Кто-нибудь считал? И то верно - зачем!? Еще не раз обманут - стопроцентно!
Но вот, книга у меня в руках. Читаю, оторваться не могу. Нет, это не "Темная Башня", хотя свой Стрелок в ней присутствует. И не "Сага о Цири и Геральте", хотя в ней есть свои Геральт и Йенифер. Но, черт возьми, как же цепляет!
Я не зря упоминал главных героев известных циклов (горячо мною любимых) – есть параллели, как мне кажется. Да и в любом случае В "Метро" героев трое. Хорошее число для любого дела - хоть морду кому начистить, хоть пузырь распить. И в рот мне ноги, если я скажу, что они не колоритны, не ярки, не запоминающиеся! Они именно такие. Но... Я не знаю, как автор это делает, но непостижимым образом ему удается отодвинуть всю троицу - Хантера, Сашу и Гомера, назад, в тень перегонов метро. Лучшее, чего они могут ждать - это недоделанный "Оскар" за лучшие роли второго плана. Потому что на первом месте стоит само Метро. Оно - главный персонаж книги, оно сурово и органично... и оно живое. Оно даже живее всех тех многообразных форм жизни, которых автор расселил по поверхности постапокалиптической планеты. Не упомню, чтобы кому-то еще удавалось сделать мир настолько живым. Пратчет, возможно. Но его Плоский Мир становится живым от книги к книге. К тому же, его часть - гигантская черепаха, а значит - он априори частично живой. Другое дело бездушные кишки многоуровневого московского метрополитена. Чтобы оживить такого голема, понадобится не одна сотня раввинов. Глуховский справился сам.
Тут, пожалуй, стоит оговориться - я не читал первую часть "Метро 2033". Я не знаю предыстории, не знаю, кто такой Хантер, даже не знаю, откуда у меня взялась уверенность, что он был в "2033". Но так даже интереснее! Больше загадок, больше тайн...
По плюсам и минусам - коротко. Минус, в первую очередь - текст. Не содержимое, а то, как он издан. Не ведитесь на толщину и ширину книги. Шрифт очень крупный (хотя это не столько минус, сколько плюс), а поля невероятно большие. Из 400 страниц рассчитывайте максимум на 200. Сюжет слишком быстро рвется к развязке. Зато "2034" наполнена отличными иллюстрациями! Давно не читал книг с картинками - очень обрадовался. Кстати, на картинках часто изображены монстры, населяющие тоннели и поверхность. Так вот - бестиарий там настолько обильный и приятный, что больший я встречал только в старой, мало кому известной книге "Путешествие Иеро". В плюсы можно записать адский экшн - зубодробильный, горлоперегрызающий, выстреливающий в голову разрывной пулей! А следом - минус: экшна хочется больше. Как-то, на мой взгляд, автору не удалось соблюсти баланс между размышлизмами и боевыми сценами. Rконцу книги для размышлений не останется времени и места и, вроде бы, должно начаться действие в чистом виде, однако...
Финал, мало кому кажется органичным. Есть в нем какая-то неудовлетворенность, какой-то прыжок. Вот вроде бы плавно все, ровно, несмотря на треск старых «калашей», ан нет! Надо было скакнуть сразу к финалу! Какому-то неудовлетворенному, резкому.
И тем не менее, книга мне понравилась. Вне зависимости от того, чем закончились странствия Хантера, Гомера и Саши. Потому что не понравившееся окончание всего лишь не оправдывает ожидания. Это значит лишь то, что автор и читатель по разному смотрят на некоторые вещи. В остальном же, - и я в этом уверен, - автор не зря считается открытием года. Он ухватил главное - его Метро живет. И развивается. И я буду не я, если не прочту теперь первую часть. И третью, буде она таки выйдет. Ай, да что там! Выйдет конечно!
Все! Хочу "Метро 2035"!
Ах, да! где же мои манеры! Совсем забыл ее представить - знакомьтесь! "Метро 2034". Новое творение Дмитрия Глуховского.

Не хотел читать. Книга, фильм, йогурт - не важно. Все, вокруг чего создается такая шумиха, на поверку обычно оказывается кучей дымящегося… шлака. И хорошо еще, если не ядовитым. Сколько раз нас обманывали? Кто-нибудь считал? И то верно - зачем!? Еще не раз обманут - стопроцентно!
Но вот, книга у меня в руках. Читаю, оторваться не могу. Нет, это не "Темная Башня", хотя свой Стрелок в ней присутствует. И не "Сага о Цири и Геральте", хотя в ней есть свои Геральт и Йенифер. Но, черт возьми, как же цепляет!
Я не зря упоминал главных героев известных циклов (горячо мною любимых) – есть параллели, как мне кажется. Да и в любом случае В "Метро" героев трое. Хорошее число для любого дела - хоть морду кому начистить, хоть пузырь распить. И в рот мне ноги, если я скажу, что они не колоритны, не ярки, не запоминающиеся! Они именно такие. Но... Я не знаю, как автор это делает, но непостижимым образом ему удается отодвинуть всю троицу - Хантера, Сашу и Гомера, назад, в тень перегонов метро. Лучшее, чего они могут ждать - это недоделанный "Оскар" за лучшие роли второго плана. Потому что на первом месте стоит само Метро. Оно - главный персонаж книги, оно сурово и органично... и оно живое. Оно даже живее всех тех многообразных форм жизни, которых автор расселил по поверхности постапокалиптической планеты. Не упомню, чтобы кому-то еще удавалось сделать мир настолько живым. Пратчет, возможно. Но его Плоский Мир становится живым от книги к книге. К тому же, его часть - гигантская черепаха, а значит - он априори частично живой. Другое дело бездушные кишки многоуровневого московского метрополитена. Чтобы оживить такого голема, понадобится не одна сотня раввинов. Глуховский справился сам.
Тут, пожалуй, стоит оговориться - я не читал первую часть "Метро 2033". Я не знаю предыстории, не знаю, кто такой Хантер, даже не знаю, откуда у меня взялась уверенность, что он был в "2033". Но так даже интереснее! Больше загадок, больше тайн...
По плюсам и минусам - коротко. Минус, в первую очередь - текст. Не содержимое, а то, как он издан. Не ведитесь на толщину и ширину книги. Шрифт очень крупный (хотя это не столько минус, сколько плюс), а поля невероятно большие. Из 400 страниц рассчитывайте максимум на 200. Сюжет слишком быстро рвется к развязке. Зато "2034" наполнена отличными иллюстрациями! Давно не читал книг с картинками - очень обрадовался. Кстати, на картинках часто изображены монстры, населяющие тоннели и поверхность. Так вот - бестиарий там настолько обильный и приятный, что больший я встречал только в старой, мало кому известной книге "Путешествие Иеро". В плюсы можно записать адский экшн - зубодробильный, горлоперегрызающий, выстреливающий в голову разрывной пулей! А следом - минус: экшна хочется больше. Как-то, на мой взгляд, автору не удалось соблюсти баланс между размышлизмами и боевыми сценами. Rконцу книги для размышлений не останется времени и места и, вроде бы, должно начаться действие в чистом виде, однако...
Финал, мало кому кажется органичным. Есть в нем какая-то неудовлетворенность, какой-то прыжок. Вот вроде бы плавно все, ровно, несмотря на треск старых «калашей», ан нет! Надо было скакнуть сразу к финалу! Какому-то неудовлетворенному, резкому.
И тем не менее, книга мне понравилась. Вне зависимости от того, чем закончились странствия Хантера, Гомера и Саши. Потому что не понравившееся окончание всего лишь не оправдывает ожидания. Это значит лишь то, что автор и читатель по разному смотрят на некоторые вещи. В остальном же, - и я в этом уверен, - автор не зря считается открытием года. Он ухватил главное - его Метро живет. И развивается. И я буду не я, если не прочту теперь первую часть. И третью, буде она таки выйдет. Ай, да что там! Выйдет конечно!
Все! Хочу "Метро 2035"!

Хельг Ирландец Helg
написал 5 июня 2009 в 18:26


Хельг Ирландец Helg
написал 5 июня 2009 в 21:06

Михаил zeus
написало 5 июня 2009 в 19:15
серию сталкер ток жесткие фаны читают(причем фаны игрушки).
насчет метро - книга очень непонравилась. сюжет прямоленеен, герои картанные, язык убогий. Для боевика ничего страшного и впринципе нормально, былбы это боевик....
Аффтар смешал мистику с экшеном и добавил своих филосовствований(страшно убогих). в результате почти нет экшена, много мистики и еще больше филосовствований.
мой вывод книга полнейшее УГ
насчет метро - книга очень непонравилась. сюжет прямоленеен, герои картанные, язык убогий. Для боевика ничего страшного и впринципе нормально, былбы это боевик....
Аффтар смешал мистику с экшеном и добавил своих филосовствований(страшно убогих). в результате почти нет экшена, много мистики и еще больше филосовствований.
мой вывод книга полнейшее УГ
0
Ссылка
| 3 отв.
Хельг Ирландец Helg
написал 5 июня 2009 в 20:48

Татьяна Tanuxa
написала 5 июня 2009 в 23:42

Гриха Janger
написало 6 июня 2009 в 18:13

Ситуация с геймс дея. Вопросы к писателю серии книг Сталкер:
я - Зачем вы вообще пишите эти книги? Они не дотягивают до Стругацких. Вы не хотели бы написать что то более энтилектуальное и со смыслом?
он - Я пишу книги для развлечения. Чтобы люди отдыхали. Я не хочу создать что то сверхестественное.
(не цитаты, но реальная ситуация)
No comment ! Мы с ним обменялись парой фраз, вопросов ответов.
В топку всё это..... Метро ничуть не лучше. Не читал и читать не буду. Из принципа.
-> Лучше Достоевского почитать или историческую литературу. Ну или философию. Всё предельно просто. <-
Книги для масс. И это все знают.
Не читаю из за одного того, что это так. Обидно. А с учётом классиков которых за всю жизнь не перечитать это занятие вообще безсмысленно.
я - Зачем вы вообще пишите эти книги? Они не дотягивают до Стругацких. Вы не хотели бы написать что то более энтилектуальное и со смыслом?
он - Я пишу книги для развлечения. Чтобы люди отдыхали. Я не хочу создать что то сверхестественное.
(не цитаты, но реальная ситуация)
No comment ! Мы с ним обменялись парой фраз, вопросов ответов.
В топку всё это..... Метро ничуть не лучше. Не читал и читать не буду. Из принципа.
-> Лучше Достоевского почитать или историческую литературу. Ну или философию. Всё предельно просто. <-
Книги для масс. И это все знают.
Не читаю из за одного того, что это так. Обидно. А с учётом классиков которых за всю жизнь не перечитать это занятие вообще безсмысленно.
0
Ссылка
| 6 отв.

Хельг Ирландец Helg
написал 5 июня 2009 в 21:03
Говоря о Достоевском мало кто упоминает о том, что со стилистикой у дядьки было довольно плохо. Чем Федор Михалыч не массовая литература? Его даже в школе впаривают - такие тиражи никакому "Метро" не снились! И тем не менее ты не кидаешь его в топку "из принципа". Тебя не смущает, что его навязывают вместе с программой обучения. Какие-то двойные стандарты. А утверждать, что нечто является херней, не ознакомившись с предметом, это что-то из разряда - Китая не существует, потому, что я там не был.

Схема такова - есть увлечение (диг). есть книга и куча денег. Куча денег вбухивается в раскрутку. Что такое обсуждение того или иного???? Это и есть раскрутка ! Короче вложили денег. ТЫ стал это обсуждать. Так и поехало. Вот тебе и схема.
Вложили баблос в книгу. По итогам рекламы кому то нравится кому то нет. Но в любом случае это беспроигрышный вариант
а) это увличение востребованно
б) куча бабла же =)
в) расчитана книга на массовую молодёжь, а это всегда работает
Об этой книге через 5-6 лет никто и не вспомнит ;))))))))
А что ты щас делаешь? Типо рецензию? По твоему мнению - ДА, но вообщем и целом это реклама....
----------------------------------
Ло-ло-ло-ло Не смеши. Что т омодно, а что то вечно. Платона и пифогора помнят до сих пор. Почему? Да потому что они реальные темы толкали...
А кто вспомнит твоего Глуховского? Сей час у молодёжи моден экстрим, завтра реп и понты а потом ещё что то.. Книга на гребне волны..
Алилуя. =D
Вложили баблос в книгу. По итогам рекламы кому то нравится кому то нет. Но в любом случае это беспроигрышный вариант
а) это увличение востребованно
б) куча бабла же =)
в) расчитана книга на массовую молодёжь, а это всегда работает
Об этой книге через 5-6 лет никто и не вспомнит ;))))))))
А что ты щас делаешь? Типо рецензию? По твоему мнению - ДА, но вообщем и целом это реклама....
----------------------------------
Ло-ло-ло-ло Не смеши. Что т омодно, а что то вечно. Платона и пифогора помнят до сих пор. Почему? Да потому что они реальные темы толкали...
А кто вспомнит твоего Глуховского? Сей час у молодёжи моден экстрим, завтра реп и понты а потом ещё что то.. Книга на гребне волны..
Алилуя. =D

Хельг Ирландец Helg
написал 6 июня 2009 в 13:38
[исправлен через 13 часов]
И почему меня, как рекламщика, должны волновать такие вещи? Реклама? Да и туй с ней! Пусть будет реклама.
Глуховский не мой. Но он сейчас позиционируется, как певец постядера - это и Метро, и перевод Девятки и пр. Так что будут его помнить, в качестве лидера определенного течения, как минимум.
Глуховский не мой. Но он сейчас позиционируется, как певец постядера - это и Метро, и перевод Девятки и пр. Так что будут его помнить, в качестве лидера определенного течения, как минимум.

"Я пишу книги для развлечения. Чтобы люди отдыхали."
Во-во. Я именно что от них отдыхаю. Потому что после какой-нибудь томины образовательной книги и семи часов в институте на разумное и интеллектуальное сил нет, а отвлечься хочется. не вечно же блоги на урбане читать?
А вот на каникулах понимаешь, какой это кайф - читать... :)
Во-во. Я именно что от них отдыхаю. Потому что после какой-нибудь томины образовательной книги и семи часов в институте на разумное и интеллектуальное сил нет, а отвлечься хочется. не вечно же блоги на урбане читать?
А вот на каникулах понимаешь, какой это кайф - читать... :)

Согласна с автором только насчёт того, что главный персонаж в романе - Метро. Безусловно.
Но вообще мне 2033 больше понравилась. Может, потому, что новизна какая-то была, что ли. Но там и описания выпуклее были, и атмосфера лучше передавалась, а как была описана Поверхность! Эх... И там была выписана именно что - трагедия Человечества. А в 2034 на передний план выведены трагедии Людей. По отдельности. Поэтому натянутыми выглядят и потуги Саши "спасти" Хантера (хотя эпизод с ножом имхо великолепен), и её желание помочь Тульской. Не была бы такой наивной, я бы сказала, что она неживая. Как неживым мне кажется Гомер, просто фиксатор событий. Как Хантер. Едиснтвенный живой, имхо, Леонид, наиболее мне понравившийся герой, он один показан в движении, динамике, жизни. И сцена на мосту у Университета очень хороша.
И вообще...после прочтения 2033 мне было, честно говоря, как-то не по себе ездить в метро - казалось, вот подъеду к станции - а там палаточный городок, тусклый свет ламп, баррикады... Ехали как-то с одним человеком, стояли у карты и увлечённо чертили по ней пальцами. После 2034 такого не было.
Но вообще мне 2033 больше понравилась. Может, потому, что новизна какая-то была, что ли. Но там и описания выпуклее были, и атмосфера лучше передавалась, а как была описана Поверхность! Эх... И там была выписана именно что - трагедия Человечества. А в 2034 на передний план выведены трагедии Людей. По отдельности. Поэтому натянутыми выглядят и потуги Саши "спасти" Хантера (хотя эпизод с ножом имхо великолепен), и её желание помочь Тульской. Не была бы такой наивной, я бы сказала, что она неживая. Как неживым мне кажется Гомер, просто фиксатор событий. Как Хантер. Едиснтвенный живой, имхо, Леонид, наиболее мне понравившийся герой, он один показан в движении, динамике, жизни. И сцена на мосту у Университета очень хороша.
И вообще...после прочтения 2033 мне было, честно говоря, как-то не по себе ездить в метро - казалось, вот подъеду к станции - а там палаточный городок, тусклый свет ламп, баррикады... Ехали как-то с одним человеком, стояли у карты и увлечённо чертили по ней пальцами. После 2034 такого не было.
0
Ссылка
| 3 отв.
Бродяжка Углова brodyajka
написала 5 июня 2009 в 21:32
Меня тоже Метро 2033 больше зацепило... А Метро 2034 так вообще разочаровало. Появилось ощущение, что события притянуты за уши, особенно это касается перекличек с рассказом "Конец дороги" (который ИМХО круче чем Метро 2034). Ну, и атмосфера не та...
Первую книгу прочитала на одном дыхании, и еще потом несколько дней ходила под впечатлением, даже снилось что-то подобное, а в метро заходила с каким-то особенным непередаваемым чувством...
Вот то же самое было. А после второй книги - нет.
Но самое ужасное - это Предыстория метро, написанная фанатами. Ее вообще невозможно читать.
Первую книгу прочитала на одном дыхании, и еще потом несколько дней ходила под впечатлением, даже снилось что-то подобное, а в метро заходила с каким-то особенным непередаваемым чувством...
казалось, вот подъеду к станции - а там палаточный городок, тусклый свет ламп, баррикады...
Вот то же самое было. А после второй книги - нет.
Но самое ужасное - это Предыстория метро, написанная фанатами. Ее вообще невозможно читать.


Александр Новик Fater
написал 5 июня 2009 в 21:55
прочел... но могу сказатть что 2033 больше понравилось...
0
Ссылка

Dr Evil 3062
написал 5 июня 2009 в 22:59
2033 понравилась больше, там много описаний самого быта, а тут "быть, или не быть" короче не верю.
0
Ссылка

Сергей Винюков kloe
написало 6 июня 2009 в 00:16
соглашусь, 2033 поинтересней была для меня, но и 2034 прочитал с большим удовольствием
0
Ссылка
| 2 отв.
Dr Evil 3062
написал 6 июня 2009 в 11:14
ага 2034 читается легко, но финал как-то смазан.....непонятно толком пришли все взорвалось...и? так и не описано прошла зараза на другие ветки, как ее лечили, как вернулись? да много всего....короче книга написана в спешке и не продумана до конца.
Но в метро читается очень хорошо)
Но в метро читается очень хорошо)

читал метро 2033, рулезз. 2034 еще не читал, зато смотрел на сайте обоины и слушал дельфиновские саундтрэки) надо бумажную книжку добыть, тогда прочитаю
0
Ссылка
| 2 отв.
Эрик Картман WICKED
написало 7 июня 2009 в 22:38
Только жители сайта могут оставлять комментарии.
параллели, думаю, в любом тексте найдутся, везде есть свои Геральты=) хотя некоторые напоминают очень отдаленно.
а будет ли 2035?
п.с первую читали,но втррая понравилась более (к этому времени уже забылось, что было в перовй части - с памятью все плохо у меня).
одно только - в некоторых местах сюжет прозрачен уж слишком, но это минус не для всех))