Смерть Крыс написал 31 августа 2012 в 14:39 [ Назад ]

Навстречу Небу

...или "причина моего десятидневного отсутствия, если его вообще кто-нибудь заметил". Доброго времени суток, товарищи! Лето подходит к концу, а вместе с ним и пора отпусков и турпоездок. И вот, прошляпив всё, что только можно, я тоже решил махнуть куда-либо подальше. На мой взгляд, получилось неплохо, хотя кому-то может показаться затянуто и нудно. Итак, представляю вам отчёт из своей поездки по Хибинам. Да, под катом есть текст и 65 фотографий - будьте осторожны.

Вообще, сам факт того, что я оторвал свою пятую точку и перенёс её дальше границ Ленобласти, говорит о многом. Но горы давно были моей мечтой и отказаться от подвернувшегося шанса я не мог. Сразу скажу что т.к. раньше я в горах не был, то поехал в составе тургруппы. Так что смело можете называть меня чайником. Началось моё путешествие из Апатитов, где я встретился со всей группой и мы отправились на турбазу. Там написали продраскладку, закупили продукты, упихали их в рюкзаки и двинулись на маршрут. Первой точкой нашего маршрута был перевал Ворткеуай, с которого берёт начало одноимённый ручей.

2.Image

3.Image

Хоть перевал небольшой - его высота не более 800 метров - дался мне он довольно тяжело. Сказывалось отсутствие практики хождения по горам.

4.Image

За перевалом нас ждало горное озеро - маленькое, удивительно чистое и просто ледяное. От одной мысли о купании уже сводило ляжки. К тому же, рядом с озером был питающий его снежник. Ещё никогда раньше я не играл в снежки в августе.

5.Image

6.Image

7.Image

8.Image

Спустившись с перевала, мы вышли в долину ручья Тульйок, на берегу которого и встали лагерем. Небольшое введение в местную топонимику: большинство хибинских названий произошло из саамского языка. На саамском "чорр" - гора, "явр" - озеро, а "йок" - ручей, что постоянно подначивало меня дать какому-либо безымянному потоку воды имя "Ручеййок". Тульйок же означает "плоский ручей".

9.Image

10.Image

11.Image

Следующий день начался с подъёма на плато Кукисвумчорр вдоль довольно красивого, но безымянного водопада, и переходом до озера Академического. К сожалению, фотографий с Академического у меня нет из-за каприза погоды.

12.Image

13.Image

14.Image

После Академического мы вышли в долину ручья Каскаснуньйок - можжевельниковой реки. Поставили лагерь, пообедали и вышли в радиалку на плато Троллей. Не тех троллей, о которых подумали многие обитатели интернета.
Существует древняя саамская легенда, повествующая о том, что много лет назад население Кольского полуострова терроризировали тролли - огромные злые создания с ужасным характером. То они стадо у пастуха уведут, то засуху наведут и так далее. Но особенность их была в том, что пакостить они могли только во время полярной ночи. И вот однажды одна маленькая девочка пришла на плато и начала рассказывать троллям истории. Рассказывала долго и увлекательно, да так заняла троллей, что они не заметили, как над горизонтом появилось солнце. В панике тролли бросились бежать в свои подземные укрытия, но не успели. И вот, окаменевшие, они так и стоят на том плато до сих пор.

15.Image

16.Image

17.Image

18.Image

Пока мы гуляли по плато, кончился дождь, явив нам прекрасную и чёткую радугу.

19.Image

20.Image

21.Image

22.Image

На следующий день мы отправились к перевалу северный Рисчорр - перевалу у Кустарниковой горы. Опять поиграли в снежки, полазали по камням и вообще прекрасно провели время. Всё-таки, горы - это что-то!

23.Image

24.Image

25.Image

Следующей точкой остановки для нас послужил большой водопад на ручье Рисьйок. Вообще, водопадов на нашем пути встречалось немало. Больше было разве что камней и гор.

26.Image

27.Image

28.Image

После небольшого перехода мы вышли к базе контрольно-спасательной службы (КСС). Занимается эта служба тем, что ведёт учёт тургрупп, вышедших на маршрут, вернувшихся с маршрута или сошедших с него. Некий аналог МЧС, чем она в советские годы и являлась. На базе была связь, баня, туалет и маленький магазин-кафе. Что ещё нужно для счастья?
Однако другой стороной медали явилось то, что база КСС - просто проходной двор и найти рядом с ней стоянку, а ещё лучше - дрова, было очень непросто.

29.Image

30.Image

31.Image

32.Image

Проснувшись и позавтракав, мы отправились штурмовать перевал южный ЧоррГор - Горное Ущелье. В принципе, мы могли уйти через северный ЧоррГор, существенно сократив километраж, но во-первых, позволяло время, а во-вторых, южный перевал менее крутой, а у двух человек из нашей группы были проблемы с подъёмами.

33.Image

34.Image

35.Image

Маленьким бонусом южного ЧоррГора являлось наличие в нём разбившегося истребителя. Но как мы ни искали, найти нам удалось только небольшой фрагмент крыла, кусочек которого теперь лежит у меня в музее. Не исключаю, что из-за таких же любопытных как я, мы не нашли других останков самолёта.

36.Image

Спустившись с перевала, мы прошли вдоль берега ручья Часнайок (ручей Дятла). Ручей в том месте прямо-таки изобилует водопадами.

37.Image

38.Image

Долго ли, коротко ли, но мы дошли до берега ручья Меридианального и поставили лагерь (как многие уже догадались, ручей так называется из-за того, что течёт строго с юга на север, вдоль меридиана). Из-за активности лесорубов в районе озера Гальцового, наш маршрут подлежал пересмотру.

На следующий день, немного поплутав, мы вышли в расщелину АккуАку. Это название никак не переводится с саамского (насколько я знаю), т.к. такое имя саамы дали жандарму - большому отдельно стоящему куску скалы, стоящей на входе в ущелье.

39.Image

40.Image

В расщелине нас ждал обед и возможность искупаться в горном озере.

41.Image

Выйдя из расщелины, мы оказались на дороге, ведущей в сторону реки Малая Белая (да, так и называется, я не знаю её саамского названия). По дороге пришлось идти более 11 километров, что послужило основой массе проклятий в её адрес. В лагерь в тот день мы пришли хорошо за полночь.

42Image

На следующий день мы поняли, что вчерашние проклятья были преждевременны, ибо дальше наш путь лежал через леса и болота. Следует сказать что заполярные леса настолько изобилуют грибами и ягодами, что ими можно спокойно прокормиться, не имея в рюкзаках продуктов. В отличии от Ленобласти или Карелии, тут их почти никто не трогает, что позволяет грибам вырастать до очень больших размеров. Однако, попадаются и маленькие крепкие грибы.

43.Image

Изрядно промочив ноги в болотах и перескакав по камушкам ручей Ферсмана, мы вышли к подножию горы Юдычвумчорр - "Гудящей горы", высшей точки не только Хибин, но и всего северо-западного региона. Поставили лагерь на берегу маленького озера. Красоты там - просто потрясающие.

44.Image

45.Image

46.Image

47.Image

48.Image

На следующий день было назначено восхождение. Встав пораньше и позавтракав, мы без особого труда поднялись на вершину.

49.Image

Да, ребята, вот этот камень и есть самая высшая точка огромного региона.

50.Image

К сожалению, поход подходил к концу. Предпоследней точкой нашего маршрута был перевал Рамзая. Вильгельм Рамзай, в честь которого был назвал этот перевал, был финским геологом и географом, в начале ХХ века он одним из первых исследовал хибинские и ловоозёрские тундры, составив их подробные карты.

51.Image

52.Image

53.Image

Памятник погибшему альпинисту.

54.Image

Эх, последняя перевальная шоколадка...

55.Image

56.Image

Спустившись с перевала, мы прошли вдоль ручья Поачйок - оленьего ручья. Ручей привёл нас к хребту Тахтарвумчорр - горе желанного отдыха. В этой горе существует заброшенный молибденовый рудник, мимо которого я пройти просто не мог. Однако, это немного другая история, которую, дабы не загромождать и так немаленький отчёт, я расскажу в следующий раз. Ибо, хотя сам рудник небольшой, показать там есть что.

57.Image

Стоянку в этот день устроили на берегу озера малый Вудъявр - малое лесное озеро. Красивейшее место!

58.Image

59.Image

60.Image

61.Image

Вечером того же дня сходили в радиалку к подножию перевала Географов и в цирк Ганешина. Всё чаще меня посещали мысли о целесообразности остаться там жить.

62.Image

63.Image

Это была последняя наша стоянка, снявшись с утра и никуда не спеша, мы вышли на трассу и без приключений добрались на автобусе до Апатитов. Бросив рюкзаки в офисе Кольского центра охраны дикой природы, мы немного прогулялись по городу. Апатиты - чудесный город. Маленький, но уютный и совершенно не подверженный разлагающим веяниям цивилизации (не в том смысле что люди там ходят в шкурах и охотятся на мамонтов, а в том, что там совершенно нет той суматохи и толчеи, которую так часто можно наблюдать в наших столицах). Кстати, в Апатитах мы нашли очень вкусную кафешку. Но время неумолимо, и вот мои последние кадры из той поездки - конечно, как же я мог не сфотографировать Апатитский вокзал!

64.Image

65.Image

Вот и всё. Сейчас этот поход остался разве что у меня в памяти, да в музее. Я получил ни с чем не сравнимые впечатления, понял, наконец, что такое настоящий отдых, когда по-настоящему забываешь о цивилизации и полностью отдаёшься созерцанию красоты этого мира. Небо стало чуть ближе...

66.Image

Всем прочитавшим большое спасибо за внимание. Всем желаю такого же классного отдыха!
tipozz
Дзэн tipozz написал 31 августа 2012 в 15:32
Круто... В снежки я бы тоже не отказался поиграть :)
Смерть Крыс Leonid написал 31 августа 2012 в 22:07
tipozz: Во-во. Очень необычный опыт, учитывая то, что я был в летней одежде.
Masik
Маша Masik написала 31 августа 2012 в 15:53
Классно :) Красиво :)
Смерть Крыс Leonid написал 31 августа 2012 в 22:07
Masik: Спасибо! Я старался.
Lykki
Alena S Lykki написала 31 августа 2012 в 18:36
Горыы... Они - моя большая и нежная любовь. Очень красиво. Большой зеленый плюс.
Смерть Крыс Leonid написал 31 августа 2012 в 22:08
Lykki: Спасибо большое! Теперь и моя тоже.
dmakaFilin
Dmk dmakaFilin написал 31 августа 2012 в 19:31
Красиво очень :) Спасибо за отчет. Фотки реально прут
Смерть Крыс Leonid написал 31 августа 2012 в 22:09
dmakaFilin: Рад стараться. Отбирал фотографии из почти девяти сотен.
SIM
SIM написал 31 августа 2012 в 21:43
Фотографии хорошие, мне очень нравятся! :)
Смерть Крыс Leonid написал 31 августа 2012 в 22:09
SIM: Спасибо, приятно слышать!
BrazenCat
Наглый Котяра BrazenCat написала 1 сентября 2012 в 19:48
Главное, что ты остался доволен походом! :) А созерцание выложенных фотографий и правда вызывает жгучую зависть!Очень красиво!
Смерть Крыс Leonid написал 3 сентября 2012 в 08:33
BrazenCat: Да, особенно когда созерцаешь не 900 фотографий, а 65. Спасибо!
TinnitusDoll
Зеро TinnitusDoll написал 1 сентября 2012 в 20:41
Да, горы - это прекрасно! Рада, что ты осуществил свою мечту!
Смерть Крыс Leonid написал 3 сентября 2012 в 08:32
TinnitusDoll: Спасибо! Теперь срочно думаю, о чём бы ещё помечтать...
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
tipozz
Дзэн tipozz написал 3 сентября 2012 в 13:40
Leonid: Теперь зимой на Эверест.
SevSUN
Дмитрий SevSUN написал 2 сентября 2012 в 11:26
братюня!
сам только оттуда приехал, и маршрут похожий был :)
Смерть Крыс Leonid написал 3 сентября 2012 в 08:31
SevSUN: Ну, мир тесен, а регион достаточно популярен среди туристов.
Cherep
Алексей Череп Cherep написал 2 сентября 2012 в 15:46
очень хорошо :) горы горы и просторы :)
Смерть Крыс Leonid написал 3 сентября 2012 в 08:30
Cherep: Спасибо! Да, простора там хватает.
Jaden
Jaden написала 2 сентября 2012 в 17:39
В шахты не забирались?
Смерть Крыс Leonid написал 3 сентября 2012 в 08:30
Jaden: Забирались, но не глубоко. Заявленных трёх километров я не нашёл.
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
weihrauch
Ладан weihrauch написал 3 сентября 2012 в 14:24
Leonid: не туда залезали :)
ShamCerberus
Д ShamCerberus написало 11 сентября 2012 в 00:55
Уже который год хочу добраться до того самолета, все никак не удается -_-
А места там здоровские. Люблю их очень.