Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТуризм
Antares
написал 27 марта 2013 в 15:58 [изменен через 14 минут] [ Назад ]

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе

Image

Первый известный деревянный храм на этом месте построил в своих владениях боярин Никита Романов, последний представитель нецарственной ветви Романовых. Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы был поставлен в деревне Бутырки на Дмитровском тракте, после чего и село стало называться Рождественским. В 1646 году село отошло к казне, а в 1682 году в него водворили солдат 2-го Московского выборного полка солдатского строя. Это был старейший из регулярных полков в России, сформированный в 1642 году по указу царя Михаила Фёдоровича. По названию слободы полк получил имя Бутырского.

„В Бутырском полку число офицеров простиралось до 43, а нижних чинов до 1200. Солдаты поселились в Бутырской слободе в устроенных от казны дворах, и им было предоставлено право на отведённой земле разводить огороды, заниматься различными промыслами, держать лавки и другие торговые заведения, не платя торговых пошлин. Они получали, сверх того, жалованье и провиант из казны, но были обязаны служить, обучаться немецкому строю и стрельбе из мушкетов, держать городские караулы вместе со стрельцами и участвовать в торжественных встречах и церемониях.” - так написано о расквартированном полке у И. К. Кондратьева в «Седой старине Москвы».

Полк просуществовал под различными названиями вплоть до 1918 года, последнее время нося имя «Царя Михаила Феодоровича 13-й лейб-гренадерский Эриванский Его Величества полк».

1. В 1682-84 годах в слободе строится большой соборный храм в честь окончания тяжёлой войны с Османской империей и Крымским ханством. Как и предшествующий деревянный, новый храм освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Внутри разместилось полковое знамя 1680-х годов, трофейные знамёна шведов, турок, персов.
Image
2. К двустолпному пятиглавому храму в стиле барокко с запада была пристроена широкая пятистолпная трапезная, вмещавшая 2 тысячи человек. На красной линии Дмитровской дороги высилась отдельно стоящая шатровая колокольня с проездными воротами. На втором ярусе колокольни разместили икону Спасителя (точную копию иконы со Спасской башни). По бокам от колокольни при храме были построены одноэтажные богадельни, справа мужская, слева женская.
Image
3. Территория храма простиралась на целый квартал городской застройки. Рядом находилось Миссионерское Алтайское и Сибирское подворье. При подворье существовал магазин изделий сибирских монастырей, странноприимный дом, богадельня, музей, церковь Святой Троицы, приходская школа. Изящное двухэтажное здание снесли в 1970-е годы. За ним видны корпуса богаделен по правую и левую руку от колокольни, а в самой левой части снимка - деревянный дом священника.
Image
4. По декрету 1918 года весь комплекс был признан выдающимся произведением русской культуры, охраняемый государством и не подлежащий уничтожению. Богослужения в храме продолжались до 1920 года. Рассматривался вопрос о признании его кафедральным вместо Елоховского. Здесь могли бы интронизировать Патриархов Московских нового времени. Не случилось.
Image
5. В 1935 году храм со всеми постройками передали заводу № 132 Глававиапрома, а в 1942 году здесь обосновался Московский машиностроительный завод «Знамя». Храм приспособили под цех, сломали главы, разбили внутреннее пространство на этажи, во внешних стенах прорубили новые окна и двери, а старые, наоборот, заложили. К храму осуществили обширную пристройку, а колокольню лишили шатрового завершения, обрубив её до второго яруса. В 1970 году сломали трапезную, и на её месте, между храмом и колокольней, построили высокий заводской корпус. Основной объём храма получил новый адрес, по Новодмитровской улице, проходящей позади завода. В результате статус памятника архитектуры остался только у остатков колокольни, сохранившей адрес по Дмитровскому шоссе. Только это и спасло её от окончательно уничтожения, но о ней речь пойдёт в конце.
Image
6. Таким храм дошёл до наших дней. При акционировании завода умудрились приватизировать и цех-храм, и только в 2000 году здание передали к верующим.
Image
7. За все годы советской власти храм ни разу не ремонтировался. Штукатурка со стен полностью осыпалась, обнажив фигурную кирпичную кладку. Видимые на снимке окна были прорублены в 1930-е годы. Над средним окном виден киот, в котором помещалась икона.
Image
8. В 2006 году православная община привела в порядок несколько комнат внутри храма, после восьмидесятилетнего перерыва возобновились богослужения, началась реставрация здания.
Image
9. Окна выступающих алтарных апсид были украшены замысловатой рамкой. Сейчас вместо этого окна прорублена дверь - главный вход в храм.
Image
10. Сразу за дверью лестница наверх, поражающая своим видом.
Image
11. Тут и там со стен глядят очищенные от побелки лики святых.
Image
12. Многие фрески были разрушены при строительстве лестницы и перекрытий. От некоторых образов сохранились лишь фрагменты.
Image
13. Восстановленный лик Святого Лаврентия Римского, архидиакона христианской общины Рима в III веке.
Image
14. Фреска почти не пострадала: лестницей была обрублена лишь часть левой стопы святого. Образ был нарисован на столпе - одной из опор сводчатого потолка. Справа за фреской видна поздняя деревянная перегородка.
Image
15. С другой стороны колонны до сих пор располагается грузовой лифт. С другой стороны к нему прилегает помещение, где ведутся службы, и трапезная.
Image
16. Благодаря гостеприимству служителей храма, мне удалось совершить экскурсию по помещениям бывшего цеха.
Image
17. В обширной пристройке к храму располагался литейный цех.
Image
18. Уходя отсюда, завод забрал на металлолом огромные котлы, оставив только груды силикатного кирпича.
Image
19.
Image
20.
Image
21.
Image
22.
Image
23. Сквозь полутораметровые стены собора были пробиты проходы, соединяющие пристройку с храмом. Сейчас здесь всё завалено хламом.
Image
24. Но стоит лишь поднять глаза, и видишь очищенные от побелки старинные фрески.
Image
25. Когда стены во время литья горячего металла разогревались, лики проступали сквозь побелку, а при остывании постепенно пропадали. Фантастическое, страшное зрелище...
Image
26. Вместе со служителем выбираемся на крышу пристройки.Image
27. В стене храма видны пробитые окна, а под сохранившейся нишей для иконы сохранились остатки окантовки окна.
Image
28. На крыше установлена мощная вентиляция литейного цеха.
Image
29. Место одной из глав храма заняла вытяжка.
Image
30. Вид на храм с того же ракурса в 1925 году. На переднем плане видна трапезная.
Image
31. Так красиво был оформлен вид в трапезную.
Image
32. Сейчас на месте трапезной торчит этот огрызок цеха.
Image
33. На третьем этаже находился цех гальванопластики. Когда-то это место было на большой высоте, под самыми сводами храма.
Image
34. Все росписи были закрыты многочисленными слоями краски, которая теперь снимается реставраторами.
Image
35. В толстых стенах были прорублены окна.
Image
36. В центре фрески сохранились довольно хорошо, но в дальней части, где стояли котлы с электролитом, краска со стен была стравлена окончательно, до голой кладки.
Image
37. Но в основном фрески сохранились, что не может не радовать.
Image
38. Работа движется, и есть все основания считать, что через некоторое время мы сможем лицезреть храм в первозданном виде.
Image
39. А пока можно показать фотографии сохранившихся фресок.
Image
40.
Image
41.
Image
42.
Image
43.
Image
44.
Image
45.
Image
46.
Image
47. А что же колокольня? Вплоть до конца 1960-х годов она стояла в окружении бывших богаделен.
Image
48. Но в 1970-е годы заводу потребовалось для расширения возвести новые корпуса, и всё пошло под снос. Сохранились лишь первые ярусы колокольни, долгое время бывшие достопримечательностью округи. Внутри была дворницкая, хранились мётлы, лопаты и другой инструмент.
Image
49. Колокольня была возвращена верующим в 1998 году, и в ней успели освятить отдельную церковь, в честь благоверного князя Дмитрия Донского.Такой, всю в лесах, я застал колокольню в мае 2012 года.
Image
50. Полным ходом шло её восстановление. Строительный материал окупался за счёт именных кирпичей.
Image
51. К декабрю колокольня была приведена в первозданное состояние. Хотя это уже не только колокольня, а уникальный для Москвы храм.
Image
Фото 51 и 52 взяты с сайта храма.
52. На колокольню были подняты новые купола. Следует обратить внимание, что на большом колоколе - изображение императора Александра I.
Image
Территория бывшего завода «Знамя» теперь превратилась в бизнес-центр «Стрелецкая слобода». На своём сайте они пишут, что «здесь органично соседствует прошлое и настоящее, а реставрация храма во внутреннем дворе (какая наглость!) идёт полным ходом. Работы планируется закончить в ближайшие несколько лет, чтобы вернуть храму вид, какой он имел в 1682-1684 годах». Они забыли упомянуть, что для придания собору первозданного вида потребуется к чёртовой матери снести всю их «Стрелецкую слободу». Но временщики из «АЕОН-Девелопмент» не имеют другого «бога», кроме денег.
Паршивые корпуса завода, разрубившие пополам памятник русской истории, должны быть уничтожены!

Источники и ссылки по теме:
1. Сайт храма.
2. Альтернативный сайт храма.
3. Статья на Википедии.
kerrang
kerrang написал 27 марта 2013 в 16:03
класс!
abv
abv написал 27 марта 2013 в 16:10
класс!
deni
Денис deni написал 27 марта 2013 в 16:36
Блог интересный, только бы поменьше налёта религиозности. Уж больно много напыщенных фраз. Особенно убила последняя:
Паршивые корпуса завода, разрубившие пополам памятник русской истории, должны быть уничтожены!
Ты так радеешь за православие? У РПЦ тысячи храмов. Не переживай. :) Только не забывай, когда был завод это означало экономический подъём, тысячи рабочих мест и т.д., а что сейчас? Очередной храм...
+19
Ссылка | 3 отв.
Antares
Antares написал 27 марта 2013 в 17:09
deni: Мне очень не нравится, что корпуса, разрубившие пополам церковь, не только не собираются снести, но и выколачивают из них деньги, еще и примазываясь к памятнику, на который они не имеют никакого права.
Хотя, конечно, можно не спешить. Собор переживет все поздние постройки.
+5
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
deni
Денис deni написал 27 марта 2013 в 17:13
Antares: Я ты не задумывался почему так рьяно Церковь борется за свою собственность только в столицах и других крупных городах? А тысячи храмов в деревнях стоят им не нужные. Выгода, батенька. Хрен они бы стали восстанавливать не будь у них планов на него, не будь выгоды в дальнейшем. Где сть приход там и денюжки появятся. Тут от веры ни капли.
Darky
Говорит Москва Darky написало 27 марта 2013 в 18:43
Antares: А чего ты хочешь. Я не удивлюсь, если потом там бизнес-центр отгрохают, плюнув на церкву.
Pashkin
Пашка Лабутин Pashkin написал 27 марта 2013 в 21:07 [исправлен через 2 минуты]
К двустолпному пятиглавому храму в стиле барокко
совсем это никакое не барокко - рановато для данного архитектурного стиля.

Пройдет пару лет и засияет храм позолотой куполов - Москва, что еще скажешь...
А фрески интересные, пусть и значительно более поздние, нежели храм.

P.S. Поддержу Дениса: последний абзац зря скопипастил - не для этого сайта подача материала.
0
Ссылка | 2 отв.
Antares
Antares написал 27 марта 2013 в 21:20
Pashkin: P.S. Я сам его написал.
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Pashkin
Пашка Лабутин Pashkin написал 27 марта 2013 в 21:47
Antares: В таком случае попрошу прощения за "копипасту", но не за критику абзаца отдающего ПГМ.
Только жители сайта могут оставлять комментарии.