deni: Аха-ха, а говорил далеко, далеко :)
Сам маршрутец в гости к Деду Морозу намечаю :)
Тотьма и окрестности (часть 1-ая - восстановленная)
Сегодня я поделюсь с вами впечатлениями от недавней поездки по Вологодчине, ключевым этапом которой было посещение городка Тотьма с его уникальной архитектурой.
Основанный в 1137 году на берегу реки Сухона в 200-х верстах от Вологды город Тотьма, достиг наибольшего расцвета в XVII - XVIII веках и прославился прежде всего своими мореходами, которые внесли ощутимый вклад в освоение "Русской Америки". Тотемскими купцами была вывезена пятая часть всей пушнины, добытой на Американском континенте в течение полувека. Столь прибыльное занятие позволило местным купцам во второй половине XVIII века выстроить богатые храмы в совершенно избыточном для небольшого города количестве. Напоминающие силуэты парусных кораблей тотемские храмы выполнены преимущественно в стиле барокко, причем настолько своеобразном и уникальном, что была выделена отдельная ветвь провинциального зодчества - "тотемское барокко" с его изюминкой - орнаментальным декором фасадов - картушами, или, как их называли в XVIII веке, «клеймами».
Поставленные в наиболее выигрышных для обзора точках города эти стройные и нарядные здания превращают Тотьму в настоящую сокровищницу провинциального зодчества XVIII века.
На приведенном выше фото начала XX века запечатлены расположенные в центральной части города комплексы храмов Входа Господня в Иерусалим и Иоанна Предтечи (слева) и Рождества Христова с отдельностоящей колокольней (справа), причем последняя до наших дней не сохранилась.
Однако, обо всем по-порядку: Христорождественская церковь построена в два этапа. В 1746 - 1748 годах возведен нижний, теплый храм, освященный в честь Рождества Христова, а в 1786 - 1793 годах - верхний, холодный, освященный во имя святителя Николая Чудотворца.Нижний вытянутый в продольном направлении храм включает традиционно пятигранный алтарь, собственно храм и более широкую трапезную с папертью, декор которых сочетает в себе скромные барочные формы с древнерусскими.
Верхний храм представляет собой высокий двусветный четверик, к которому примыкают пятигранный алтарь с востока и короткая трапезная с крыльцом с запада. Грушевидная купольная кровля четверика увенчана малым световым восьмериком, несущим еще два последовательно уменьшающихся стройных восьмигранника с главкой.
Вход в верхний храм выполнен в виде двухъярусного восьмигранного крыльца с крытой лестницей-всходом в два марша.
Нарастающая вертикальная устремленность храма прослеживается и в рисунке пышных картушей: под нижними окнами они еще растянуты в ширину, между ярусами - равнонаправленные звездчатые и смотрящие ввысь над верхними окнами.
Христорождественский храм после восстановления передан РПЦ и ныне является действующим, мы же перейдем к следующему, наиболее эффектному из местных храмов - Входоиерусалимскому.
Примечателен он тем, что сооружен целиком в период расцвета тотемского барокко на средства братьев Пановых, основателей крупнейшей в то время компании по освоению «Русской Америки» в 1774—1794 годах.
Впечатляюще устремленное вверх монументальное здание представляет собой пятиглавый храм в два этажа с пятигранной алтарной частью, короткой трапезной с притвором и колокольней. Нижний теплый храм был освящен в честь Входа Господня в Иерусалим, холодный верхний - во имя Николая Чудотворца.
Основной кубический объем с тремя рядами высоких окон свободно взмывает вверх. Венчают его высокая кровля и пять изящных глав на стройных двухъярусных восьмериках, центральный из которых является более крупным и световым.
Вертикальная устремленность храма наиболее заметна с востока, где пониженный двухъярусный алтарь, также завершенный главкой с граненым барабанчиком, как бы начинает общее вертикальное движение, передавая его собственно храму.
Высокая трапезная во втором этаже имеет дополнительный ряд окон верхнего света вычурной барочной формы. С запада к ней примыкает колокольня с крыльцом, два четверика которой венчает массивный и глухой восьмерик, к настоящему времени потерявший свое прежнее завершение.
Не обойдем вниманием роскошные картуши.
В советское время в храме располагался винзавод, а колокольня была лишена своего верхнего яруса.
Ныне в здании расположен музей мореходов, а на колокольне открыта смотровая площадка, с который открывается вид на соседнюю Христорождественскую церковь...
...и окрестности, панорамы которых в нашем случае не очень удались по причине пасмурной погоды.
Тем не менее, на вышеприведенном панорамном фото виднеются следующие образцы тотемского барокко: Успенская (слева) и Троицкая (справа).
К ним-то мы и направимся: церковь Троицы в Зеленой Рыбачьей слободе выстроена на берегу Сухоны в месте впадения в нее речки Песья Деньга, эффектно возвышаясь над поймой последней.
Построена на средства купца Черепанова также в два этапа: в 1768—1772 годах была возведена нижняя церковь, а в 1780—1788 годах над ней надстроена верхняя. В нижнем теплом храме было престола: в честь Благовещения и иконы Казанской Божией Матери. В верхнем, холодном - один во имя Животворящей Троицы.
В архитектурном плане это все та же трехчастная двухэтажная постройка с завершенным пятиглавием двусветным четвериком к которому примыкают пятигранный алтарь и прямоугольная трапезная. Индивидуальной ее особенностью является двухапсидный алтарь нижнего храма. Необычен и примыкающий с запада к трапезной притвор с лестницей на второй этаж, суженный ярус которого был частью не сохранившейся колокольни.
Первоначальный вид храма с колокольней можно увидеть на архивной фотографии в музее мореходов.
Оставим доминирующий в западной части вытянутой вдоль Сухоны нынешней панорамы Тотьмы Троицкий храм и проследуем к восточной доминанте - Успенской церкви.
Успенская церковь была сооружена в 1749—1755 годах, а в 1790-х годах приступили к сооружению колокольни. Однако в 1800 году церковь почти целиком разобрали и на ее месте начали возводить новый, двухэтажный храм, завершить который не удалось: в течение 1800—1808 годов достроили колокольню и возвели нижний храм, а вместо верхнего над ним поставили деревянное перекрытие.
Высоченная колокольня особенно выигрывает в сравнении с небольшим и низким храмом. В наружном декоре колокольни сочетаются классические детали с местным барочным декором конца XVIII века, тогда как чисто классицитский декор основного объема прост и довольно зауряден.
Ныне в храме располагается музей церковной старины, а на колокольне, по аналогии с Входоиерусалимской церковью - смотровая площадка.
Любопытно сравнить один и тот же вид в начале века XX-ого, когда в городе было 17 каменных храмов:
И в веке нашем, XXI-ом - количество храмов, как нетрудно заметить, существенно поубавилось (до 5-ти штук).
С колокольни открываются виды на берега Сухоны, в солнечный день скорее всего довольно выразительные - вид на восток.
И на запад с уже знакомой нам Троицкой церковью.
А где-то внизу находится пологая полусфера деревянного купола основного объема.
На этом наша прогулка по Тотьме заканчивается - впереди окрестности!
P.S. В описательной части использованы материалы из книг:
1. Д.А. Григоров "Тотьма и ее окрестности"
2. Г.Н. Бочаров, В.П. Выголов "Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма"
Спасибо за внимание!
Основанный в 1137 году на берегу реки Сухона в 200-х верстах от Вологды город Тотьма, достиг наибольшего расцвета в XVII - XVIII веках и прославился прежде всего своими мореходами, которые внесли ощутимый вклад в освоение "Русской Америки". Тотемскими купцами была вывезена пятая часть всей пушнины, добытой на Американском континенте в течение полувека. Столь прибыльное занятие позволило местным купцам во второй половине XVIII века выстроить богатые храмы в совершенно избыточном для небольшого города количестве. Напоминающие силуэты парусных кораблей тотемские храмы выполнены преимущественно в стиле барокко, причем настолько своеобразном и уникальном, что была выделена отдельная ветвь провинциального зодчества - "тотемское барокко" с его изюминкой - орнаментальным декором фасадов - картушами, или, как их называли в XVIII веке, «клеймами».
Поставленные в наиболее выигрышных для обзора точках города эти стройные и нарядные здания превращают Тотьму в настоящую сокровищницу провинциального зодчества XVIII века.
На приведенном выше фото начала XX века запечатлены расположенные в центральной части города комплексы храмов Входа Господня в Иерусалим и Иоанна Предтечи (слева) и Рождества Христова с отдельностоящей колокольней (справа), причем последняя до наших дней не сохранилась.
Однако, обо всем по-порядку: Христорождественская церковь построена в два этапа. В 1746 - 1748 годах возведен нижний, теплый храм, освященный в честь Рождества Христова, а в 1786 - 1793 годах - верхний, холодный, освященный во имя святителя Николая Чудотворца.Нижний вытянутый в продольном направлении храм включает традиционно пятигранный алтарь, собственно храм и более широкую трапезную с папертью, декор которых сочетает в себе скромные барочные формы с древнерусскими.
Верхний храм представляет собой высокий двусветный четверик, к которому примыкают пятигранный алтарь с востока и короткая трапезная с крыльцом с запада. Грушевидная купольная кровля четверика увенчана малым световым восьмериком, несущим еще два последовательно уменьшающихся стройных восьмигранника с главкой.
Вход в верхний храм выполнен в виде двухъярусного восьмигранного крыльца с крытой лестницей-всходом в два марша.
Нарастающая вертикальная устремленность храма прослеживается и в рисунке пышных картушей: под нижними окнами они еще растянуты в ширину, между ярусами - равнонаправленные звездчатые и смотрящие ввысь над верхними окнами.
Христорождественский храм после восстановления передан РПЦ и ныне является действующим, мы же перейдем к следующему, наиболее эффектному из местных храмов - Входоиерусалимскому.
Примечателен он тем, что сооружен целиком в период расцвета тотемского барокко на средства братьев Пановых, основателей крупнейшей в то время компании по освоению «Русской Америки» в 1774—1794 годах.
Впечатляюще устремленное вверх монументальное здание представляет собой пятиглавый храм в два этажа с пятигранной алтарной частью, короткой трапезной с притвором и колокольней. Нижний теплый храм был освящен в честь Входа Господня в Иерусалим, холодный верхний - во имя Николая Чудотворца.
Основной кубический объем с тремя рядами высоких окон свободно взмывает вверх. Венчают его высокая кровля и пять изящных глав на стройных двухъярусных восьмериках, центральный из которых является более крупным и световым.
Вертикальная устремленность храма наиболее заметна с востока, где пониженный двухъярусный алтарь, также завершенный главкой с граненым барабанчиком, как бы начинает общее вертикальное движение, передавая его собственно храму.
Высокая трапезная во втором этаже имеет дополнительный ряд окон верхнего света вычурной барочной формы. С запада к ней примыкает колокольня с крыльцом, два четверика которой венчает массивный и глухой восьмерик, к настоящему времени потерявший свое прежнее завершение.
Не обойдем вниманием роскошные картуши.
В советское время в храме располагался винзавод, а колокольня была лишена своего верхнего яруса.
Ныне в здании расположен музей мореходов, а на колокольне открыта смотровая площадка, с который открывается вид на соседнюю Христорождественскую церковь...
...и окрестности, панорамы которых в нашем случае не очень удались по причине пасмурной погоды.
Тем не менее, на вышеприведенном панорамном фото виднеются следующие образцы тотемского барокко: Успенская (слева) и Троицкая (справа).
К ним-то мы и направимся: церковь Троицы в Зеленой Рыбачьей слободе выстроена на берегу Сухоны в месте впадения в нее речки Песья Деньга, эффектно возвышаясь над поймой последней.
Построена на средства купца Черепанова также в два этапа: в 1768—1772 годах была возведена нижняя церковь, а в 1780—1788 годах над ней надстроена верхняя. В нижнем теплом храме было престола: в честь Благовещения и иконы Казанской Божией Матери. В верхнем, холодном - один во имя Животворящей Троицы.
В архитектурном плане это все та же трехчастная двухэтажная постройка с завершенным пятиглавием двусветным четвериком к которому примыкают пятигранный алтарь и прямоугольная трапезная. Индивидуальной ее особенностью является двухапсидный алтарь нижнего храма. Необычен и примыкающий с запада к трапезной притвор с лестницей на второй этаж, суженный ярус которого был частью не сохранившейся колокольни.
Первоначальный вид храма с колокольней можно увидеть на архивной фотографии в музее мореходов.
Оставим доминирующий в западной части вытянутой вдоль Сухоны нынешней панорамы Тотьмы Троицкий храм и проследуем к восточной доминанте - Успенской церкви.
Успенская церковь была сооружена в 1749—1755 годах, а в 1790-х годах приступили к сооружению колокольни. Однако в 1800 году церковь почти целиком разобрали и на ее месте начали возводить новый, двухэтажный храм, завершить который не удалось: в течение 1800—1808 годов достроили колокольню и возвели нижний храм, а вместо верхнего над ним поставили деревянное перекрытие.
Высоченная колокольня особенно выигрывает в сравнении с небольшим и низким храмом. В наружном декоре колокольни сочетаются классические детали с местным барочным декором конца XVIII века, тогда как чисто классицитский декор основного объема прост и довольно зауряден.
Ныне в храме располагается музей церковной старины, а на колокольне, по аналогии с Входоиерусалимской церковью - смотровая площадка.
Любопытно сравнить один и тот же вид в начале века XX-ого, когда в городе было 17 каменных храмов:
И в веке нашем, XXI-ом - количество храмов, как нетрудно заметить, существенно поубавилось (до 5-ти штук).
С колокольни открываются виды на берега Сухоны, в солнечный день скорее всего довольно выразительные - вид на восток.
И на запад с уже знакомой нам Троицкой церковью.
А где-то внизу находится пологая полусфера деревянного купола основного объема.
На этом наша прогулка по Тотьме заканчивается - впереди окрестности!
P.S. В описательной части использованы материалы из книг:
1. Д.А. Григоров "Тотьма и ее окрестности"
2. Г.Н. Бочаров, В.П. Выголов "Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма"
Спасибо за внимание!
Edmund Blackadder Blackadder
написал 5 октября 2013 в 02:36
Не припомню видел ли видел более красивый храм чем Входоиерусалимский!
Отчет - 5+.
Отчет - 5+.
+3
Ссылка
| 7 отв.
Пашка Лабутин Pashkin
написал 5 октября 2013 в 09:42
Blackadder: Благодарю за положительную оценку, Александр!
Местным зодчим удалось заставить монументальные сооружения буквально воспарить в воздух - несмотря на немалые размеры тамошние храмы совершенно не выглядят массивными.
Ну а Входоиерусалимский храм - признанный венец местного зодчества :)
Местным зодчим удалось заставить монументальные сооружения буквально воспарить в воздух - несмотря на немалые размеры тамошние храмы совершенно не выглядят массивными.
Ну а Входоиерусалимский храм - признанный венец местного зодчества :)
Edmund Blackadder Blackadder
написал 5 октября 2013 в 14:03
Пашка Лабутин Pashkin
написал 5 октября 2013 в 15:18
Пашка Лабутин Pashkin
написал 5 октября 2013 в 20:14
Blackadder: Пожалуй все же есть еще, как минимум, один более роскошный храм - в подмосковных Дубровицах.
Вот тут подробнее: pav-leg.livejournal.com/6274.html
Вот тут подробнее: pav-leg.livejournal.com/6274.html
Edmund Blackadder Blackadder
написал 6 октября 2013 в 02:58
[исправлен через 6 минут]
Пашка Лабутин Pashkin
написал 6 октября 2013 в 20:08
Blackadder: Есть ещё ссылочка на интерактивную интерьерную панораму: www.360cities.net/image/russia-dubrovitsy-church-2010#0.00,-90.00,70.0
Edmund Blackadder Blackadder
написал 7 октября 2013 в 00:17
Edmund Blackadder Blackadder
написал 5 октября 2013 в 15:28
Интересно. Никогда не сталкивался с черными куполами православных храмов. А что символизирует этот цвет в данном случае?
0
Ссылка
| 2 отв.
Пашка Лабутин Pashkin
написал 5 октября 2013 в 20:23
Blackadder: Так, вообще - монашеский цвет, однако по-моему это все условности, тем более здесь мы видим не купола, а главки.
Развернутую дискуссию по данной теме вот тут можно почитать: sobory.ru/forum3/viewtopic.php?f=5&t=83
Развернутую дискуссию по данной теме вот тут можно почитать: sobory.ru/forum3/viewtopic.php?f=5&t=83
Edmund Blackadder Blackadder
написал 6 октября 2013 в 02:58
Только жители сайта могут оставлять комментарии.
Мы туда обязательно заедем, когда в Великий Устюг поедем!