![VicLandry](/uploaded/db/avatar/VicLandry.jpg)
Музей БЖРК В/Ч № 54090 Пермь-76 (ныне – ЗАТО Звездный)
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386352958_7lzx.jpg)
С 1987 по 1994 год двенадцать таких поездов, каждый с тремя пусковыми установками для ядерных ракет, замаскированными под обычные вагоны-рефрижераторы (даже специалист не сразу мог их отличить вблизи от настоящих…
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386351854_5l4s.jpg)
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386353383_bjpw.jpg)
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386353291_0efb.jpg)
Говорят, что при помощи вон того светло-коричневого шкафа можно полностью блокировать все радиопереговоры в пределах края… да много там интересного, много. Я, собственно, только про БЖРК хотел рассказать, да увлекся.
Сам же Звездный сегодня – классический городок с режимным прошлым, несколько кварталов среди леса, чистых, параллельных и перпендикулярных
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386351999_l7go.jpg)
…а издали – например, с аэрофотоснимка – не мог и специалист), курсировали по железным дорогам страны, готовые нанести ответный удар из того места, где их застало время Ч. Ядерный армагеддон можно было начать поворотом вот этого ключа:
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386352050_dcoy.jpg)
Точнее, одновременным поворотом двух ключей – с двух рядом расположенных пультов. У одного оператора еще может поехать крыша, но не у двух же сразу:
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386352140_vk68.jpg)
Внезапно мирный вагон-рефрижератор вцеплялся в соседние вагоны сошниками…
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386352231_6fxl.jpg)
…расшоперивался на опорах, а из крыши выпрастывал специальную хреновину…
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386352244_d1dg.jpg)
…предназначенную раздвигать и заземлять провода в случае наличия таковых. После чего крыша вагона откидывалась в сторону…
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386352333_phtg.jpg)
…и из недр его неудержимо вставал ребристый ствол-контейнер, таящий в себе тупоконечное орудие возмездия:
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/1386352345_mt0q.jpg)
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/1386352393_wuq3.jpg)
Тупоконечное – потому что ракета 15Ж61 «Молодец» (РТ-23 УТТХ), хоть и была разработана специально для БЖРК, но в боевом положении в рефрижератор все-таки не влезала, так что головной обтекатель делался складным и коническую форму принимал уже в начале полета (попросту надувался):
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386352499_v2bq.jpg)
Ракету выбрасывало из контейнера специальным зарядом, как из миномета, в воздухе она отклонялась в сторону (чтобы не спалить пусковой комплекс) с помощью порохового ускорителя, и только после этого врубался маршевый двигатель. Бдыщь:
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386352477_9ysj.jpg)
На все эти операции от получения команды из Генштаба до пуска ракеты отводилось три минуты.
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386352558_9rx9.jpg)
Определить, где в данный момент находится "поезд смерти", находящийся на боевом дежурстве и, соответственно, накрыть его превентивным ударом, было затруднительно - БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки.
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386352604_6wsr.jpg)
Строго говоря, из каждых двух составов в определенный момент времени по стране курсировал один – другой находился на обслуживании. Четыре БЖРК базировались у нас под Бершетью в составе В/Ч № 54090 Пермь-76 (ныне – ЗАТО Звездный).
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386352630_r6bx.jpg)
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/1386352662_0_b0ac3_8e5f86e1_-1-xl.jpg)
В рамках СНВ-2 в 2002 году дивизия была расформирована, а БЖРК списаны и утилизированы под наблюдением американцев – те даже запустили в контейнер негра, чтобы тот пощупал и убедился, что ракеты внутри нет:
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386352769_kyqg.jpg)
Не стоит выставлять потерю БЖРК как дипломатическое поражение – на смену им пришли ПГРК, а сами комплексы кроме того что устарели (а "Молодцы" вообще изготавливались в Украине), так еще и при жизни обладали рядом недостатков. Впрочем, сейчас поговаривают о реинкарнации ракетных поездов, но уже с современными ракетами. Но так или иначе, а бывший ракетчик сегодня – работник музея 52-й Тарнопольско-Берлинской орденов Богдана Хмельницкого 2-й степени и Красной Звезды дивизии в Звездном:
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/1386352794_4ee9ee1dcf6c9fb2d5d6eae5039bfd99.jpg)
Рабочее место… не помню, как называется должность. Что-то вроде коменданта поезда:
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/1386352936_e3bef41f5ae0c8124b6b159c204fd2fd.jpg)
- здесь наш экскурсовод когда-то нес службу.
Музей расположен в бывшем командном бункере.
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386352958_7lzx.jpg)
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386353052_qa0r.jpg)
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386353151_m0xq.jpg)
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386353250_nhx2.jpg)
…и Красная Кнопка:
![Image](http://topwar.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386353294_i67z.jpg)
…которая на самом деле останавливает запуск - а пуск производится так же, как и в БЖРК – поворотом ключей.
![zavtrak](/uploaded/db/avatar/zavtrak.jpg)
zavtrak
написало 11 декабря 2013 в 16:47
со спутника при движении такой комплекс прекрасно находится, ибо его тянут аж три магистральных тепловоза или эллектровоза, весит эта штуковина в несколько раз больше чем обычные вагоны
0
Ссылка
| 27 отв.![WarWolf](/uploaded/db/avatar/WarWolf.jpg)
![zavtrak](/uploaded/db/avatar/zavtrak.jpg)
zavtrak
написало 12 декабря 2013 в 17:11
![4ex](/uploaded/db/avatar/4ex.jpg)
4ex
написал 12 декабря 2013 в 03:33
zavtrak: электровозы, да-а...
Интересно, как со спутника меряют массу? Но в чем-то Вы правы, ибо пуск оперативный ракеты далеко не ото всюду мог произойти, а только с некоторых участков железных дорог, оснащенных спецаппаратурой. География-штука хитрая, навигация-еще более коварна.
Кстати о тепловозах: теоретически можно было использовать 2ТЭ116 и иже с ними, после соответствующего допиливания напильником. 2 секции по мощности выходят как 3 машки.
Интересно, как со спутника меряют массу? Но в чем-то Вы правы, ибо пуск оперативный ракеты далеко не ото всюду мог произойти, а только с некоторых участков железных дорог, оснащенных спецаппаратурой. География-штука хитрая, навигация-еще более коварна.
Кстати о тепловозах: теоретически можно было использовать 2ТЭ116 и иже с ними, после соответствующего допиливания напильником. 2 секции по мощности выходят как 3 машки.
![coca](/uploaded/db/avatar/coca.jpg)
![4ex](/uploaded/db/avatar/4ex.jpg)
4ex
написал 13 декабря 2013 в 02:58
![Enigma](/uploaded/db/avatar/Enigma.jpg)
![4ex](/uploaded/db/avatar/4ex.jpg)
4ex
написал 13 декабря 2013 в 03:29
Enigma: ну тут уже я зазвезделся, виноват :) Данный девайс, он же датчик хода, напрямую с пуском связан мало, и всего лишь ускоряет процесс ориентации в пространстве, сообщая координаты при проходе поезда. Соответственно уменьшается время на произведение выстрела.
Выстрел с участка без такого датчика-вопрос времени, потраченного на определение местоположения.
Выстрел с участка без такого датчика-вопрос времени, потраченного на определение местоположения.
![Enigma](/uploaded/db/avatar/Enigma.jpg)
4ex: Хм чтото не видел я этих датчиков хода ни разу ...
Хотя вот подобные рассказы слышал .
Я вот не помню система "зведочет" еще не стояла разве на скальпеле ?
(хотя надо инсайдера будет поспрашать насчет этого)
Вообще навигационный вопрос на БЖРК был сильно проще чем на грунтовых подвижных комплексах изза привязки к сети жд и более простого расчета позиций для запуска и было очень легко загрузить предварительные данные .
А вообще у меня мысля что это грамотная деза .
Зы - это все мое ИМХО
Хотя вот подобные рассказы слышал .
Я вот не помню система "зведочет" еще не стояла разве на скальпеле ?
(хотя надо инсайдера будет поспрашать насчет этого)
Вообще навигационный вопрос на БЖРК был сильно проще чем на грунтовых подвижных комплексах изза привязки к сети жд и более простого расчета позиций для запуска и было очень легко загрузить предварительные данные .
А вообще у меня мысля что это грамотная деза .
Зы - это все мое ИМХО
![4ex](/uploaded/db/avatar/4ex.jpg)
4ex
написал 13 декабря 2013 в 05:10
[исправлен через 3 минуты]
![Enigma](/uploaded/db/avatar/Enigma.jpg)
![Alchemik](/uploaded/db/avatar/Alchemik.jpg)
![Insider](/uploaded/db/avatar/Insider.jpg)
Insider
написал 13 декабря 2013 в 12:49
![Enigma](/uploaded/db/avatar/Enigma.jpg)
![Insider](/uploaded/db/avatar/Insider.jpg)
Insider
написал 13 декабря 2013 в 15:44
![Enigma](/uploaded/db/avatar/Enigma.jpg)
![abyrvalg](/uploaded/db/avatar/abyrvalg.jpg)
Вася abyrvalg
написал 18 декабря 2013 в 13:26
coca: к вопросу о дожмут-недожмут. понимаю, что работа на прессу, но все же такие вот ломающие новости:
Межконтинентальную баллистическую ракету типа "Ярс" на новом российском боевом железнодорожном комплексе (БЖРК) планируется замаскировать в вагоне-рефрижераторе, сообщил журналистам в среду командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев. (...) На сегодняшний день имеются возможности маскировки комплекса под существующий вагон-рефрижератор, длина которого составляет 24 метра при длине ракеты 22,5 метра, указал генерал. (...) Разработка эскизного проекта БЖРК должна завершиться в первой половине 2014 года.
http://ria.ru/defense_safety/20131218/984839238.html
![abyrvalg](/uploaded/db/avatar/abyrvalg.jpg)
Вася abyrvalg
написал 18 декабря 2013 в 13:40
![Enigma](/uploaded/db/avatar/Enigma.jpg)
![abyrvalg](/uploaded/db/avatar/abyrvalg.jpg)
Вася abyrvalg
написал 18 декабря 2013 в 15:47
Enigma: главный вопрос как Алёнка длину мерила :)
пока что рекорд 22 метра, и те по сцепкам. http://railtm.com/publ/podvizhnoj_sostav/vagony/5-1-0-13
какой-то кусочек Ярса при длине 22,5-23 метра (по разным источникам) явно не влезает. словом кажется мне что товарищ генерал нам лапшу вешает.
пока что рекорд 22 метра, и те по сцепкам. http://railtm.com/publ/podvizhnoj_sostav/vagony/5-1-0-13
какой-то кусочек Ярса при длине 22,5-23 метра (по разным источникам) явно не влезает. словом кажется мне что товарищ генерал нам лапшу вешает.
![coca](/uploaded/db/avatar/coca.jpg)
abyrvalg: ну.. говорить они конечно много чего могут.. мне вот например непонятно, что в 13 РД ставить в ближайшее время собираются.. ну и Ярс уже понятие сильно растяжимое, так что могет и сделают свою версию ракеты.. хотя во все это слабо вериться, но поживем-увидим..
докучи патент сюда приложу..
bd.patent.su/2392000-2392999/pat/servl/servlet0eb4.html
докучи патент сюда приложу..
bd.patent.su/2392000-2392999/pat/servl/servlet0eb4.html
![abyrvalg](/uploaded/db/avatar/abyrvalg.jpg)
Вася abyrvalg
написал 19 декабря 2013 в 12:22
coca: патент занятный. идея старта по-минометному наконец и для БЖРК выразилась в почти классический миномет с плитой и передачей нагрузок непосредственно на грунт (рельсы). вообще несмотря на регулярные вбросы о разработке нового БЖРК меня не покидает ощущение, что тематикой всерьез никто не занимается, а просто ведутся проработки общей направленности о возможности создания, такие вот как этот патент.
![coca](/uploaded/db/avatar/coca.jpg)
![coca](/uploaded/db/avatar/coca.jpg)
![Dru4](/uploaded/db/avatar/Dru4.jpg)
Dru4
написал 13 декабря 2013 в 21:08
![voronezh666](/uploaded/db/avatar/voronezh666.jpg)
Дмитрий Юрин voronezh666
написал 11 декабря 2013 в 17:08
Молодец Вика! Хороший пост, продолжай в том же духе!
0
Ссылка
| 2 отв.![TC72](/uploaded/db/avatar/TC72.jpg)
Александр Росатый TC72
написал 11 декабря 2013 в 19:11
Текст в значительной степени мимо кассы. И я почти не увидел музея, честно говоря. В него сложно попасть (я вот не смог), но тому, кто его хорошо опишет, будет уважуха, ибо подробных отчетов оттуда я пока не видел.
+29
Ссылка
| 2 отв.![jst](/uploaded/db/avatar/jst.jpg)
![RedXIII](/uploaded/db/avatar/RedXIII.jpg)
Классный музей, полезная инфа. Жалко мне эти БЖРК, грунтовики конечно тоже неплохо, но это была мощь, а долбаные рептилоиды нас заставили все это добро попилить..То что музей сделали - похвально, по крайней мере смотреть можно как все было..Да и денежка, пусть и небольшая, от экскурсантов капает..А наши в Жангизтобе дивизию "Сатаны" просто просрали, в жилой части сделали зону для пожизненно осужденных, знаменитый "Черный Беркут", а на технической части устроили просто нереальный трэшняк, там сейчас гвоздь найти и то проблема..
+12
Ссылка
![coca](/uploaded/db/avatar/coca.jpg)
vilka: +1
haritonoff.livejournal.com/239715.html
haritonoff.livejournal.com/239715.html
![Maxof](/uploaded/db/avatar/Maxof.jpg)
Автор скажи как давно ты посещал этот музей, и реально ли его посетить сейчас? Поеду в Пермь весной тоже хочется :)
0
Ссылка
| 2 отв.![TC72](/uploaded/db/avatar/TC72.jpg)
Александр Росатый TC72
написал 16 января 2014 в 19:41
Maxof: не знаю, насколько все изменилось, но когда я ездил, все было весьма ебано - были установлены конкретные даты посещения - это дни воинской славы, годовщины и т.п. В остальное время музей закрыт, и даже по предварительному звонку его не посетить. Ищите телефон и звоните, узнавайте, подбивайте дату поездки. Самый верный метод.
Только жители сайта могут оставлять комментарии.