Вертолёт-рекордсмен В-12 и суперсоник Ту-144 в музее ВВС
Связанный объект: Авиакладбище и музей авиатехники
1. В-12 - самый большой и грузоподъёмный вертолёт всех времён. Его разработали в КБ М. Л. Миля в 1963-1968 годах для перемещения компонентов межконтинентальных ракетных комплексов в районы без дорог с твёрдым покрытием. Когда машина поднялась в воздух, благодаря модернизации ракетных комплексов необходимость в высокой грузоподъёмности отпала. По сути В-12 так и остался экспериментальной машиной. Второй лётный экземпляр машины поместили в Монино, а первый - поставили на вечной стоянке в Панках, и лишь недавно превратили в музей.
2. Вертолёту В-12 принадлежит рекорд по грузоподъёмности, не побитый до сих пор - подъём 44 тонн груза на высоту 2255 метров. По словам одного из иностранных специалистов, изнутри вертолёт похож на готический собор.
3. Из кабины выходят тросовые тяги для управления «самолётным» хвостовым оперением машины.
4. Дальше тяги уходят вдаль под потолком фюзеляжа. Длина грузового отсека больше 28 метров, ширина и высота - по 4,4 метра.
5. За грузовым отсеком находится небольшая пассажирская кабина.
6.
7.
8.
9. Кабина экипажа была двухэтажной. Внизу располагались два лётчика, бортинженер и бортэлектрик.
10. Приборная панель машины.
11. Кресло пилота.
12.
13. Органы оправления.
14.
15.
16. В верхней кабине сидел штурман и бортрадист.
17.
18.
19. Из верхней кабины имеется люк на крышу. Хорошо видно перекрытие винтов, составляющее 3 метра. Внутри центроплана проходит трансмиссионный вал, синхронизирующий обороты винтов. Он же мог передавать крутящий момент в случае отказа одного или даже двух двигателей с одной стороны.
20. На крыльях вертолёта установлено по два газотурбинных двигателя Д-25ВФ, аналогичных тем, что ставили на Ми-6 и Ми-10.
21. Перейдём к уникальному самолёту Ту-144. Это самолёт 4-й серии, построенный в Воронеже в 1975 году. Совершал технический рейсы с почтой и грузами в Алма-Ату, но пассажиров не возил.
22. В 1977 году самолёт снялся в фильме «Мимино», где в качестве пунктов назначения упоминались Дели и Сан-Франциско. Мечты-мечты... В 1980 году самолёт был списан и совершил последний полёт на снежную полосу в Монино.
23. В 2005 году самолёт был разграблен вандалами, пропали в том числе уникальные приборы, стоявшие только на Ту-144. С того же года началась реставрация машины силами волонтёров. С 2009 года самолёт доступен для посетителей в Дни открытых дверей. В 2011 году с большим трудом при помощи механического привода опустили нос машины. Теперь каждую зиму его поднимают обратно. Крылышки в носовой части пока не выдвигали вовсе.
24. С высокого трапа, привезённого несколько лет назад из Домодедово, можно обозреть всю территорию музея. Прямо у трапа стоит «грач» Су-25.
25. Самолёт встречает весёленьким розовым вестибюлем.
26. Дальше - салон первого класса.
27. Ремни безопасности.
28. Пепельницы в подлокотниках.
29. Над сидениями - специальные панели. В самолёте их сохранилось немного, для реставрации делают новые под заказ.
30. Окошки закрывались специальной солнцезащитной сеточкой. Крейсерский сверхзвуковой полёт лайнер осуществлял только над облачным слоем.
31. Во втором салоне установлено всего три ряда кресел, столько успели восстановить.
32. Перфорированная обшивка салона была куплена у автомобильного производителя, ведь аналогичная ставилась в «Жигулях».
33. Третий салон пока не готов к приёму посетителей.
34. Но мы можем увидеть аналогичный салон в том же «Мимино».
35. Перед кабиной пилотов расположен тамбур с аварийным выходом.
36. Здесь же место для стюардесс, панель управления системами салона и всякие шкафчики.
37.
38. В кабине за креслами пилотов было место бортинженера, управлявшего множеством систем. Здесь есть даже дублирующие рукоятки управления тягой двигателей.
39.
40.
41. Экипаж самолёта состоял из трёх человек: двух пилотов и бортинженера. Мимино в кресле второго пилота, а в кабину затесался лишний человек.
42. Так выглядит сегодня идеально восстановленная кабина лайнера.
43.
44. Детали завораживают...
45.
46. Кресло КВС (командира воздушного судна).
47. На штурвалах пилотов расположены клавиши САУ (системы автоматического управления).
48. Под крылом Ту-144 установлен А-144 (МиГ-21И/2) - уникальный самолёт-аналог, бесхвостка, на котором отрабатывалось крыло Ту-144. Испытательные полёты на нём совершал легендарный лётчик Игорь Волк.
49. А так художник изобразил встречу Ту-144 и МиГ-21И в 1980 году.
В бочке реставрационного мёда ложка музейного дёгтя. В 1985 году монинскому музею предложили взять уникального прототипа Ту-144 СССР-68001, не имевшего выдвижных крылышек в носовой части и вообще сильно отличавшегося от серийных машин. Музей, уже обладая почти новым Ту-144 СССР-77106, отказался от уникального самолёта, который был утилизирован в том же году. У музея сейчас есть три гектара пустой земли, а один из самолётов мог бы служить донором для второго. Не случилось...
Дополнительная информация:
1. Подробная статья о В-12.
2. Вертолёт-музей В-12.
3. Блог о ходе реставрации Ту-144 СССР-77106.
4. Статья о восстановлении Ту-144.
5. Дополнительная информация о МиГ-21И.
Smile
написал 19 декабря 2013 в 14:28
Фотки супер. Но после просмотра на языке постоянно крутиться "чито-грито, чито маргарито да".
+5
Ссылка
Денис Simplyman
написал 19 декабря 2013 в 23:45
Спасибо за познавательный пост! Я даже не знал о том, что в Союзе также были двухвинтовые вертолеты! А вот на фото 24 виднеется тоже интереснейший экспонат - экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет (ЭПОС), либо же "лапоть" по-народному. Жаль, что его обделили вниманием.
0
Ссылка
| 3 отв.
Только жители сайта могут оставлять комментарии.