![Antares](/uploaded/db/avatar/Antares.jpg)
Вертолёт-рекордсмен В-12 и суперсоник Ту-144 в музее ВВС
Связанный объект: Авиакладбище и музей авиатехники
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9496/84064482.28/0_8127e_68049fec_XXL.jpg)
1. В-12 - самый большой и грузоподъёмный вертолёт всех времён. Его разработали в КБ М. Л. Миля в 1963-1968 годах для перемещения компонентов межконтинентальных ракетных комплексов в районы без дорог с твёрдым покрытием. Когда машина поднялась в воздух, благодаря модернизации ракетных комплексов необходимость в высокой грузоподъёмности отпала. По сути В-12 так и остался экспериментальной машиной. Второй лётный экземпляр машины поместили в Монино, а первый - поставили на вечной стоянке в Панках, и лишь недавно превратили в музей.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/6703/84064482.28/0_81267_c2ae7097_XXL.jpg)
2. Вертолёту В-12 принадлежит рекорд по грузоподъёмности, не побитый до сих пор - подъём 44 тонн груза на высоту 2255 метров. По словам одного из иностранных специалистов, изнутри вертолёт похож на готический собор.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9506/84064482.28/0_81268_a4cdf982_XXL.jpg)
3. Из кабины выходят тросовые тяги для управления «самолётным» хвостовым оперением машины.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9112/84064482.28/0_81269_a62a7afa_XXL.jpg)
4. Дальше тяги уходят вдаль под потолком фюзеляжа. Длина грузового отсека больше 28 метров, ширина и высота - по 4,4 метра.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9496/84064482.28/0_8126a_a847fbb2_XXL.jpg)
5. За грузовым отсеком находится небольшая пассажирская кабина.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9504/84064482.28/0_81277_e9ba89dc_XXL.jpg)
6.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9474/84064482.28/0_81278_46b18b44_XXL.jpg)
7.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/6731/84064482.28/0_81279_8b6fdc26_XXL.jpg)
8.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/6703/84064482.28/0_8127a_e3c4740d_XXL.jpg)
9. Кабина экипажа была двухэтажной. Внизу располагались два лётчика, бортинженер и бортэлектрик.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9166/84064482.28/0_8126b_fcbec3e9_XXL.jpg)
10. Приборная панель машины.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9507/84064482.28/0_8126c_da4b4493_XXL.jpg)
11. Кресло пилота.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9347/84064482.28/0_8126d_aa1dcf9f_XXL.jpg)
12.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9068/84064482.28/0_8126e_2554e1a0_XXL.jpg)
13. Органы оправления.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9491/84064482.28/0_8126f_f638deef_XXL.jpg)
14.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9353/84064482.28/0_81270_2adeec93_XXL.jpg)
15.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9250/84064482.28/0_81271_d7d1fb63_XXL.jpg)
16. В верхней кабине сидел штурман и бортрадист.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9301/84064482.28/0_81272_bbb4cd26_XXL.jpg)
17.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9062/84064482.28/0_81273_d1a6e551_XXL.jpg)
18.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9153/84064482.28/0_81274_3ef4f4a_XXL.jpg)
19. Из верхней кабины имеется люк на крышу. Хорошо видно перекрытие винтов, составляющее 3 метра. Внутри центроплана проходит трансмиссионный вал, синхронизирующий обороты винтов. Он же мог передавать крутящий момент в случае отказа одного или даже двух двигателей с одной стороны.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9306/84064482.28/0_81275_bce2bb4b_XXL.jpg)
20. На крыльях вертолёта установлено по два газотурбинных двигателя Д-25ВФ, аналогичных тем, что ставили на Ми-6 и Ми-10.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9328/84064482.28/0_81276_3615ebdb_XXL.jpg)
21. Перейдём к уникальному самолёту Ту-144. Это самолёт 4-й серии, построенный в Воронеже в 1975 году. Совершал технический рейсы с почтой и грузами в Алма-Ату, но пассажиров не возил.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/6522/84064482.f/0_739aa_b624452c_XXL.jpg)
22. В 1977 году самолёт снялся в фильме «Мимино», где в качестве пунктов назначения упоминались Дели и Сан-Франциско. Мечты-мечты... В 1980 году самолёт был списан и совершил последний полёт на снежную полосу в Монино.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9256/84064482.2a/0_81888_c2ade36d_XL.jpg)
23. В 2005 году самолёт был разграблен вандалами, пропали в том числе уникальные приборы, стоявшие только на Ту-144. С того же года началась реставрация машины силами волонтёров. С 2009 года самолёт доступен для посетителей в Дни открытых дверей. В 2011 году с большим трудом при помощи механического привода опустили нос машины. Теперь каждую зиму его поднимают обратно. Крылышки в носовой части пока не выдвигали вовсе.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9151/84064482.28/0_8127d_44f8afbc_XXL.jpg)
24. С высокого трапа, привезённого несколько лет назад из Домодедово, можно обозреть всю территорию музея. Прямо у трапа стоит «грач» Су-25.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9088/84064482.28/0_8127b_d75958c8_XXL.jpg)
25. Самолёт встречает весёленьким розовым вестибюлем.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9504/115045580.4c4/0_a6914_86a9d3da_XXL.jpg)
26. Дальше - салон первого класса.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9496/84064482.28/0_8127e_68049fec_XXL.jpg)
27. Ремни безопасности.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9163/84064482.28/0_8127f_6a670fef_XXL.jpg)
28. Пепельницы в подлокотниках.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9300/84064482.28/0_81280_48dd7b73_XXL.jpg)
29. Над сидениями - специальные панели. В самолёте их сохранилось немного, для реставрации делают новые под заказ.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9516/84064482.28/0_81281_2764e0c_XXL.jpg)
30. Окошки закрывались специальной солнцезащитной сеточкой. Крейсерский сверхзвуковой полёт лайнер осуществлял только над облачным слоем.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9356/84064482.28/0_81282_264d132e_XXL.jpg)
31. Во втором салоне установлено всего три ряда кресел, столько успели восстановить.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9352/84064482.28/0_81283_a6104ad0_XXL.jpg)
32. Перфорированная обшивка салона была куплена у автомобильного производителя, ведь аналогичная ставилась в «Жигулях».
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9262/84064482.28/0_81284_f68b27ea_XXL.jpg)
33. Третий салон пока не готов к приёму посетителей.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/4904/115045580.4c3/0_a68f6_7296e90b_XXL.jpg)
34. Но мы можем увидеть аналогичный салон в том же «Мимино».
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9153/84064482.2a/0_81889_ca283a8_XL.jpg)
35. Перед кабиной пилотов расположен тамбур с аварийным выходом.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/6713/84064482.28/0_81285_e24a8cf4_XXL.jpg)
36. Здесь же место для стюардесс, панель управления системами салона и всякие шкафчики.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9110/84064482.28/0_81286_2f73b7e_XXL.jpg)
37.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9154/84064482.28/0_81287_52c27fa_XXL.jpg)
38. В кабине за креслами пилотов было место бортинженера, управлявшего множеством систем. Здесь есть даже дублирующие рукоятки управления тягой двигателей.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9317/84064482.28/0_81289_6a9e3b2a_XXL.jpg)
39.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/6717/84064482.28/0_8128a_e03a5e5e_XXL.jpg)
40.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9516/84064482.28/0_81288_90e626a3_XXL.jpg)
41. Экипаж самолёта состоял из трёх человек: двух пилотов и бортинженера. Мимино в кресле второго пилота, а в кабину затесался лишний человек.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/6720/84064482.2a/0_81887_67707a3c_XL.jpg)
42. Так выглядит сегодня идеально восстановленная кабина лайнера.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/6718/84064482.28/0_8128b_19515ccb_XXL.jpg)
43.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9260/84064482.28/0_8128c_3db1e725_XXL.jpg)
44. Детали завораживают...
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9495/84064482.28/0_8128d_5a266850_XXL.jpg)
45.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9302/84064482.28/0_8128e_352c64fd_XXL.jpg)
46. Кресло КВС (командира воздушного судна).
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9308/84064482.28/0_8128f_8589490e_XXL.jpg)
47. На штурвалах пилотов расположены клавиши САУ (системы автоматического управления).
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9497/84064482.29/0_81290_dfc23c97_XXL.jpg)
48. Под крылом Ту-144 установлен А-144 (МиГ-21И/2) - уникальный самолёт-аналог, бесхвостка, на котором отрабатывалось крыло Ту-144. Испытательные полёты на нём совершал легендарный лётчик Игорь Волк.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/9489/84064482.28/0_8127c_aa0f8e5e_XXL.jpg)
49. А так художник изобразил встречу Ту-144 и МиГ-21И в 1980 году.
![Image](http://img-fotki.yandex.ru/get/5004/84064482.5c/0_8755f_756c4ef7_XXL.jpg)
В бочке реставрационного мёда ложка музейного дёгтя. В 1985 году монинскому музею предложили взять уникального прототипа Ту-144 СССР-68001, не имевшего выдвижных крылышек в носовой части и вообще сильно отличавшегося от серийных машин. Музей, уже обладая почти новым Ту-144 СССР-77106, отказался от уникального самолёта, который был утилизирован в том же году. У музея сейчас есть три гектара пустой земли, а один из самолётов мог бы служить донором для второго. Не случилось...
Дополнительная информация:
1. Подробная статья о В-12.
2. Вертолёт-музей В-12.
3. Блог о ходе реставрации Ту-144 СССР-77106.
4. Статья о восстановлении Ту-144.
5. Дополнительная информация о МиГ-21И.
![Smile](/uploaded/db/avatar/Smile.jpg)
![](/img/db/reg/lvl1.png)
Фотки супер. Но после просмотра на языке постоянно крутиться "чито-грито, чито маргарито да".
+5
Ссылка
![Simplyman](/uploaded/db/avatar/Simplyman.jpg)
Спасибо за познавательный пост! Я даже не знал о том, что в Союзе также были двухвинтовые вертолеты! А вот на фото 24 виднеется тоже интереснейший экспонат - экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет (ЭПОС), либо же "лапоть" по-народному. Жаль, что его обделили вниманием.
0
Ссылка
| 3 отв.
Только жители сайта могут оставлять комментарии.