220Volt
High Voltage написал 4 января 2014 в 06:13 [изменен через 11 минут] [ Назад ]

Путешествие по Алтайскому краю и республике Алтай. Часть 5.

Привет Урбан! Сегодня я готов написать финальную, пятую часть моего повествования о летнем отдыхе. Эта часть самая объемная из всех, а речь в ней пойдет о нашем втором маршруте и завершении поездки.Image

Наступило 18 августа 2013 года, мы проснулись с утра пораньше, собрали скромные пожитки, оседлали железных коней и готовы были рвануть в сторону конечной точки нашего путешествия, коей являлся южный берег Телецкого озера, но сначала Влад решил сделать пару кадров большого водопада находящегося неподалеку. Водопад и правда оказался большим, но у меня совершенно не было настроения снимать, а Влад разошелся и снимал водопад 2 часа! Все это время я сидел и ждал его с мыслями о горячих котлетах. Когда Влад вернулся, мы сели на велосипеды и поехали. Перед нами была хорошая горка, а за ней два брода, которые я планировал форсировать, не моча ног. Одев камеру на шею, я включил видео и хорошенько разогнавшись, чуть не навернулся с велосипеда, а потом и ноги замочил, вода оказалась немного глубже, чем я думал. Настроение было испорчено окончательно, я воткнул наушники и мы молча поехали в сторону Акташа. Утренние пейзажи окраин Чибита:ImageImageНаш второй маршрут брал начало в поселке Акташ и пролегал через населенные пункты: Улаган, Балыктуюль, Коо, Балыкча, два перевала - Улаганский и Кату-Ярык, и оканчивался на южном берегу Телецкого озера. Расстояние в 130-140км (точно посчитать не смог, т.к. на Яндексе большей части дорог в этом направлении не отмечено.) мы преодолели за 8 дней. Судя по разговорам с другими туристами, Акташ - последний цивилизованный населенный пункт на нашем пути. Снова прибыв туда, мы плотно поели в кафе, а потом рванули закупать продукты и другие необходимые вещи - батарейки для фонарей, нитки с иголками, спички, а еще я купил там зимнюю шапку. Как я уже писал в предыдущей части рассказа, через Акташ проходит трасса М52, которая идет до границы с Монголией, но есть и еще одна дорога - Акташ - Улаган. Дорога эта узкая и сильно разбита. Когда мы шопились, полил сильный дождь, небо почернело, горы покрылись пеленой тумана, да еще и темнеть начало. Распихав продукты по рюкзакам, мы сели на велосипеды и я заметил, что заднее колесо спустило, только этого не хватало! Периодически подкачивая колесо, мы выехали из Акташа и поехали в сторону диких Улаганских территорий. Дождь закончился, а вместе с ним и асфальт. Началась грунтовка. Проехав пару километров, мы решили вставать на ночевку, но где? Слеваа река, справа гора... Уже в сумерках мы докатили до развилки и съехав с основной дороги, направились в сторону небольшого елового леска, там с налобниками разложили палатку и пристегнули байки к дереву. На улице было очень сыро, к тому же сильно похолодало, мы укутались в спальники и быстро отключились. Ночью шел дождь, но с утра погода немного улучшилась. Я наконец заменил камеру на заднем колесе и мы медленно, но верно покатили вперед. Это место называется - "Красные ворота". В 30-ые годы на этом месте прогремел взрыв, который разрушил скалу, тем самым позволив построить автомобильную дорогу Акташ - Улаган.ImageМы ехали весь день. Асфальт то появлялся, то снова исчезал, дорога была плохая, ландшафт местности менялся и постоянные горки быстро выматывали, да еще и дождь периодически поливал. Под вечер снова заехали в кафе. Честно говоря я был удивлен тому факту, что кафе есть в этой глуши. Света там не было, телефоны подзарядить не получилось, по этому просто поели:ImageА еще я поймал там бабочку:ImageДень закончился, заночевали мы в тайге. С утра погода была замечательная, мы наконец доехали до вершины Улаганского перевала и с ветерком спустились с него. Примечательно то, что дорога от вершины перевала и до самого Улагана идет под горку и весь этот путь мы проехали со скоростью 40-50 км/час. Этот кайф я сначала снимал на видео:
И еще пара пейзажей тех мест: ImageImageМногие туристы, встреченные нами по пути, утверждали, что Улаган - самый опасный район, а алтайцы, живущие там - вообще дикари. Мы много раз слышали истории о том, как Улаганцы грабят и убивают туристов и честно говоря немного побаивались ехать туда, но когда мы добрались до сего места, были немного шокированы. Мы думали увидеть полуразвалившиеся лачуги и армию алтайцев на конях с ружьями, а увидели современный районный центр с аккуратными домишками, больницей и стадионом, а так-же большими продуктовыми магазинами и местным отделением полиции. Быстро проехав Улаган, мы решили подкрепиться и пока питались, я сфотал свой байк на фоне указателя:ImageВот после Улагана цивилизация действительно закончилась, асфальт на следующие 100км пропал вовсе, то есть начался он уже на северном берегу Телецкого озера. Под Guns N’ Roses мы резво крутили педали и к закату въехали в село Балыктуюль. Все шло просто прекрасно, но тут у Влада лопнула цепь. Пол часа возни с ней и мы поехали дальше. Стемнело. За селом начинались обширные горные луга, пролегающие на много километров. В это время как раз шел экстренный покос сена, который в тех местах начался поздно из за дождей. В темноте по грунтовым дорогам то и дело ехали груженые сеном машины. Места для ночевки не было совершенно, мы медленно катили по лугам и всматривались в освещенные луной окрестности. Я на дороге за селом Балыктуюль. Фото от Влада:ImageПроехав по лугам 4-5км, мы стали замечать, что машин все меньше и меньше. Влад открыл карту и сказал, что где-то впереди должна быть река. В скором времени мы услышали ее шум. Увидев узенькую тропинку, ведущую на берег реки к небольшой группе деревьев, мы поехали туда, но вдруг что-то пронзительно заорало в темноте прямо по курсу. Мы в ужасе содрогнулись, такого страшного ора мы еще не слышали... Быстро развернув велосипеды и включив фары на полную мощность, мы резво рванули прочь от этой группы деревьев и на ночлег встали уже далеко от страшного места. Меня до сих пор мучает вопрос, что могло так орать? В этих полях совершенно свободно пасутся коровы, которых на ночь никто не пасет и не загоняет в коровники, может быть этот зверь охотился на коров той ночью? Весь следующий день мы ехали и фотографировали. Дорога на перевал Кату-Ярык:ImageСамый подходящий для тех мест транспорт:ImageВлад в пыли:ImageК вечеру мы увидели впереди долину реки Чулышман, это означало, что перевал уже близко! Местный вид:ImageПеревал Кату-Ярык представляет собой крутой спуск в долину реки Чулышман, проложен он в склоне горы, крутизна склона - 70% (35°). Высота от подножия - 800м, длина - 3,5км, 9 поворотов, средний уклон — 18% (10°), покрытие - грунт и камни. Перевал проходим для транспорта высокой проходимости. Высота у подножия - 670м над уровнем моря. На перевале есть смотровая площадка, ее высота - 1200м. Это единственный автомобильный спуск в долину реки Чулышман, открыт он относительно недавно, в 1989 году. Это замечательное место, которое вызывает дрожь в коленях при одной мысли о подъеме наверх. Первый взгляд на перевал я снял на видео:
На вершине перевала, неподалеку от смотровой площадки есть кафе, в нем работает алтайская девушка, зовут ее - Торколой, что в переводе с алтайского означает - Шелк. Мы зашли в кафе попить чайку и заболтались с ней. Так пролетел вечер и началась ночь. Торколой рассказала нам, что кафе на перевале открыла ее семья пару недель назад, работает она здесь только летом, а в остальное время находится на учебе, в Бийске. Когда мы уходили из кафе, Торколой предложила нам позавтракать в кафе с утра. Эта трата не входила в наши планы, так как денег уже оставалось немного, по этому мы сказали, что подумаем над ее предложением и попрощавшись с гостеприимной девушкой, ушли искать место под палатку. Луна освещала перевал, это было потрясающее зрелище! К тому моменту штатив у нас был один, да и то он был сломан. Пришлось помучиться, чтобы снять хоть какой-нибудь кадр. Я построил штатив из велосипеда, коврика и рюкзаков. Кадр снимался на выдержке около 2х минут. Ночной Кату-Ярык:ImageПалатку мы кинули прямо рядом со смотровой площадкой и легли спать. На следующий день у нас была запланирована большая фотосессия. С утра Торколой пришла к нашей палатке и пригласила нас позавтракать. Мы решили не отказываться, думая, что съедим по лепешке и рассчитавшись, пойдем по своим делам, но не тут-то было! Девушка накормила нас мантами и беляшами от пуза, а потом сказала, что угостила нас бесплатно! Вот это поворот! Нам даже неудобно стало... После завтрака мы пошли фотографировать окрестности и себя на их фоне:ImageБыл жаркий день, долина реки Чулышман была затянута фиолетовой дымкой:ImageImageА вот и сам красавец - перевал:ImageИ наш лагерь на его фоне:ImageПока мы гуляли, к перевалу подъехала большая группа велосипедистов, которые путешествовали по Алтаю в рамках коммерческого тура. Трое человек из них оказались Москвичами. Мы поболтали с ними и они поехали вниз с перевала, а мы продолжили фотографироваться: ImageImageImageУже под вечер мы зашли к Торколой попрощаться, она налила нам чаю и дала пару лепешек в дорогу, тут нам стало совсем неудобно, мы скинулись и отблагодарили ее денежкой. Спускались с перевала мы в темноте, дорога была ужасной. Пару раз я чуть не вылетел из за ям и огромных булыжников, валяющихся на дороге. Весь спуск я не отпускал тормоза, а к концу спуска заметил, что колодки сильно подтерлись и стали значительно хуже тормозить. Вообще Улаганское плато - место с очень суровым климатом, летом в Улагане и окрестностях не вызревают фрукты и ягоды, нормально там растет только картошка, а вот в долине реки Чулышман, условия прекрасные, долина защищена от ветров и морозов горами с обеих сторон. Когда мы спустились в долину, почувствовали резкий подъем температуры и подметили, что завтра можно искупаться. Проехав пару километров, мы встали на ночевку. С утра мы искупались в Чулышмане и снова встретили группу велосипедистов, которых обогнали в темноте. Велосипедисты снова поехали вперед, а мы неспешно позавтракали, постирали одежду и принялись сушить ее на больших камнях под лучами солнца. Влад открыл путеводитель и прочитал, что в направлении Телецкого озера находится самый большой в регионе водопад - "Учар". Мы решили посетить эту достопримечательность, тем более она была практически по маршруту. Водопад этот находится на реке Чульча, которая через 10 - 12км впадает в реку Чулышман. Мы ехали по долине Чулышмана до слияния его с Чульчой, а там, на турбазе, увидели знакомых велосипедистов и подъехали к ним поболтать. Оказалось, что они завтра идут на водопад и мы решили пойти с ними. Турбаза в этом месте была открыта неспроста. В хороший сезон в этих местах много туристов, все хотят посмотреть на водопад. Чтобы попасть к водопаду, сначала нужно переправиться через бурные воды Чулышмана на противоположный берег, а потом пройти 10-12км по узким горным тропкам вдоль реки Чульчи. Водопад находится на заповедной территории и проход туда стоит 100р, контролер живет в палатке на входе в заповедник. Переправа на другой берег организована алтайцами с турбазы, стоит она 250р с человека. Мы договорились с велосипедистами, скинулись с ними на переправу и с утра, большой компанией двинулись на водопад. Это наша дружная компания после переправы через реку, фото я скачал у кого-то из наших новых друзей:ImageСначала мы шли одной большой группой, но в скором времени мы с Владом начали отставать, красивые пейзажи манили нас:ImageImageНаша горная тропа, взгляд назад:ImageImageА вот и водопад, уже виден за поворотом тропы: ImageНаконец дошли!ImageImageImageВодопад "Учар", что в переводе с алтайского языка означает - Неприступный. Высота его падения составляет 160м. Видео:
Глазами Влада:
ImageImageПока мы гуляли и снимали, мне в голову пришла идея - залезть наверх и сфотографировать водопад и долину реки. Я полез. Сначала была тропинка, потом она плавно затерялась в кустарнике и начались большие камни и бурелом. Я прошел по бурелому метров 100 и уперся в кусты дикого крыжовника. Крыжовник оказался настолько вкусным, что я обобрал все кусты, прошел еще пару метров и наткнулся на кусты малины... Все это дополнила кедровая шишка, которая валялась под старым кедром. Присев на мох, я понял, что дико устал и уже не хочу лезть наверх. Разделавшись с шишкой, я сделал еще пару кадров и почапал вниз.ImageImageСпустившись, я встретил скучающего Влада, который сообщил мне, что велосипедисты давно ушли и мы остались с ним вдвоем. Вечерело. Мы еле волочили ноги по горной тропке, то и дело присаживаясь на передышку. Весь день стояла дикая жара, а под вечер спала и на тропу выползли змеи. Я всегда ненавидел этих животных и очень боялся их, до этого момента я видел змею в природе всего один раз, по этому когда чуть не наступил на нее на тропе, меня обуял дикий страх, сердце забилось. Никто из нас не знал, что это за змея такая и опасна ли она, по этому мы решили идти осторожнее. Вторая змея сидела под камнем, на который Влад присел отдохнуть. Кстати иногда тропа на водопад превращается в отвесную скалу:ImageТропа закончилась, когда было уже темно, мы подошли к реке и в камнях я увидел третью змею. На противоположном берегу реки находилась наша турбаза, мы включили налобники и стали с их помощью вызывать паромщика. Его долго не было, мы кричали ему и светили, пока наконец не услышали гул лодки. За нами приехал молодой парень, он переправил нас на другой берег и не взял за это ни копейки, хотя мы спрашивали его о цене. На турбазе мы посидели с велосипедистами у костра, поболтали и легли спать. Разбудил нас стук по тенту палатки. Мы вылезли, это был Алтаец - паромщик. Он приехал требовать с нас деньги за переправу и у нас завязался интересный диалог. Он сказал нам, что вчера ночью он спал и нас переправил его внук, а лодка принадлежит ему и по этому мы должны ему 1000р. Мы естественно отказались, тогда он сел в УАЗик и уехал, а через минуту вернулся со своим внуком. Внук подтвердил, что перевозил нас бесплатно, тогда старый паромщик начал орать на нас и внука, он требовал 1000р и не хотел уступать. Влад предложил ему 500р, а я сказал, что если он не заткнется, то вообще денег не получит. Алтаец сказал: "Снимай колесо, сейчас пешком пойдешь!". Я спокойно посла его в дальние дали, тогда он не на шутку взбесился и сказал: "Я сейчас пройдусь по твоим спицам и ты вообще никуда не уедешь". Он сделал шаг в сторону велосипеда, лежащего на земле и я подумал, что если он не успокоится, придется ему прописать в челюсть. Этого мне делать очень не хотелось, так как долина реки длинная, а власти и правоохранительных органов тут нет вообще, да и русских тут тоже нет, одни Алтайцы, которые сядут в машины и в любом случае нас догонят. Точку поставил Влад, он всучил орущему Алтайцу 500р и сказал, что больше денег он не даст. Мужик поорал, а потом сказал нам: "Дело не в деньгах, дело в совести...", сел в машину и уехал. Мы быстро собрались, попрощались с велосипедистами и рванули по маршруту. Местный пейзаж:ImageСледующим населенным пунктом на нашем пути было алтайское село Коо, мы въехали в него и с удивлением обнаружили православный храм:ImageТем временем погода стремительно портилась, начал накрапывать мелкий дождь и мы поспешили к ближайшим деревьям, но на окраине села увидели недостроенный дом. Я предложил Владу спрятаться от дождя в этом доме. Недолго думая, мы затащили байки с вещами в дом и тут ливанул дождь! Гроза шла минут 40, но с такой силой, что никакое дерево нас бы не спасло от нее. Пока мы пережидали грозу, я решил прилечь, а Влад сфотал меня:ImageКстати мой левый кроссовок с огромным трудом пережил эту поездку, подошва начала отрываться и пришлось лечить его с помощью пластиковых хомутов и куска велосипедной камеры:ImageЗа селом Коо, дорога стала еще хуже, во всяком случае для меня. 5-7км мы ехали по каменистой дороге, причем камни были достаточно большие, руль сильно трясло, ехать было совершенно неудобно. Еще одно видео:
К вечеру мы наконец достигли села Балыкча, а затем и Телецкого озера. В селе Балыкча привозные продукты стоят неимоверных денег, самые дешевые консервы продаются там втридорога. На Телецкое мы приехали в полной темноте, искать место для ночевки долго не стали, по этому просто заплатили за стоянку на турбазе и разместились на берегу озера. С утра погода была хмурая и дождливая. Поверхность озера была затянута туманом, облака висели низко. Я высунулся из палатки и сделал кадр:ImageНе смотря на дождливость, озеро смотрелось очень живописно:ImageНа озере есть песчаная коса, которая разрезает озеро и небольшой заболоченный участок на две части. Мы решили не платить за турбазу, а перенести палатку и вещи на эту косу. Вот ее снимок:ImageНа косе валяется огромное множество сухих палок, веток и даже бревен для костра. В конце косы есть маленький причальчик: ImageПеренеся вещи на косу и разбив лагерь, мы снова встретили группу уже знакомых велосипедистов, они таки догнали нас и разместились неподалеку. Погода стояла мрачная, но несмотря на это было очень тепло, вода тоже была теплая. Я купаю байк:ImageИ видео:
Вечером мы разожгли прощальный костер и плясали у него под Iron Maiden, пока телефон не сел:
На следующее утро наши друзья - велосипедисты сели в лодку и уплыли на северный берег озера, в Артыбаш, оставив нам пакет еды. Мы хорошо выспались и пошл фотографировать и купаться. Влад в нашем лагере:ImageОзеро в хорошую погоду:ImageImageБолотце с другой стороны косы:ImageВообще нам тоже уже нужно было уплывать на противоположный - северный берег озера. Мы собрали свои вещи, подкатили байки к причальчику и сели ждать лодку. Мы не были уверены, что нас кто-то повезет с велосипедами, но нам повезло. Русский мужик предложил переправить нас в Артыбаш за 1000р. Мы загрузились в катер, подобрали еще двух людей на берегу и поплыли через все Телецекое озеро. На этом наш маршрут был закончен. Едем домой:ImageImageImageТелецкое озеро на закате:ImageImageЦивилизация! Вечерний Артыбаш: ImageНа этом путешествие практически было закончено. Нам оставалось доехать до Горно-Алтайска, там купить билеты на поезд и ехать в Биск, а оттуда в Москву. Спустя несколько дней, мы уже садились в поезд и вспоминали прекрасное путешествие длинной в 51 день. Всем спасибо за чтение, или просто просмотр фотографий, надеюсь всем понравилось! Конец.
Hobot
Антон Hobot написал 4 января 2014 в 17:24
Неплохо покатались, чо :3.
YouGoToHell
Хуан Хайнцович YouGoToHell написал 11 января 2014 в 07:58
Капитальные красаучики, жи есть покаифу!