Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТуризм
Lana
Lana Sator написала 16 июля 2014 в 15:48 [изменен через 2 минуты] [ Назад ]

Ускоритель HERA

В конце июня мне довелось впервые в жизни побывать за пределами СНГ благодаря участию в конференции, которая проходила на территории научного центра DESY в Гамбурге.
В первый и последний день этого мероприятия для его участников проводились экскурсии по научному центру, а также в участок закрытого в 2007 году ускорителя HERA.

Image


Вообще, территория весьма немаленькая. Она включает в себя множество зданий с лабораториями, цехами, офисами и лекционными, а также несколько ускорителей разного размера и назначения, которые строились в разные годы по мере возникновения надобности.

На этом макете ускорители обозначены красными линиями:

Image

Научный центр изначально строился как международный проект, хоть и финансируется исключительно Германией. На этапах как создания, так и использования размещенных здесь комплексов задействованы ученые из множества стран, включая представителей России.

DESY расшифровывается как Deutsches Elektronen-Synchrotron (немецкий электронный синхротрон), а у размещенных на его территории ускорителей (и даже у их отдельных детекторов) также есть вполне благозвучные имена, представляющие из себя аналогичные аббревиатуры.

Image
Ускоритель HERA (Hadron-Elektron-Ring-Anlage, "Hadron Electron Ring Facility") был крупнейшим на территории этого научного центра. Его строительство было начато в 1984 году, в нем принимали участие 12 стран (включая Германию). Ускоритель начал свою работу в ноябре 1990 года и использовался в основном для изучения структуры протонов и свойств кварков. Однако, в 2007 году этот ускоритель был закрыт.

Один из его участков (залов) был переоборудован в демонстрационно-выставочное пространство, куда проводятся экскурсии. Но сначала до него нужно дойти по территории, наблюдая вокруг себя массивные установки: трансформаторы, хранилища жидких газов, мощные кабельные линии

Image

Image

Image

Image
Так выглядит вход в ускоритель - один из нескольких

Image
На входе - пустующее помещение, в котором мог бы сидеть охранник или диспетчер, или еще какая-то форма вахтёра

Image

Image
Тут же мы видим кран для спуска и подъема крупногабаритных элементов установок

Image

Image

Image

Image
И масштабное электрохозяйство

Image
Включение крана осуществляется с такого вот пульта

Image
Наша группа - нас было 12 человек вместе с экскурсоводом Стефаном

Image
Стефан провел инструктаж, рассказав, что не нужно ни на что нажимать, ничего откручивать, а если какое-то оборудование лежит на полу - не надо по нему ходить ногами, т.к. оно еще может пригодиться :)

Image
Image
Image

Также нам продемонстрировали три вида звукового оповещения, и предупредили, что если мы вдруг их услышим, надо эвакуароваться :)

Image
Вниз мы отправились на просторном грузовом лифте, т.к. ускориетль расположен на глубине от 10 до 25 метров.

Image
На стене лифта мне встретилась надпись, оставленная кем-то из русскоязычных сотрудников. Да, там работают русские.

Image
Выходим из лифта и видим еще одно электрохозяйство

Image
А дальше попадаем в зал, в котором размещены несколько макетов и множество элементов установок, использовавшихся в ускорителе.

Image

Image
Проем для крана. Глубоко, но не особенно. Наше Протвино глубже

Image
Стефан продолжает экскурсию, рассказывая о назначении всего того, что там представлено. Рассказывает на английском, который я хоть и знаю, но на слух воспринимаю не особенно здорово. Сложно одновременно вникать в суть и рассматривать окружающие красоты, поэтому я выбираю рассматривание.

Image
Барабан с миллионом нитей - не знаю, чем он был, - сейчас оборудован крутой подсветкой

Image

Image
Всё то, что не закрыто в коробки из оргстекла, можно взять в руки и тщательно рассмотреть

Image

Image

Image

Image

Image
Манипулятор и рабочее место его оператора

Image

Image
а это как раз Стефан - рассказывает о назначении этих побитых жизнью стекляшек

Image

Image

Image

Image

Image

Image
Макет детектора

Image

Image

Image

Image
И его элементы

Image

Image

Image

Image
Еще один макет

Image

Image
И какая-то шикарная штука с зеленой подсветкой

Image

Image

Image
Image
Image

***
И вот, наконец, мы входим в тоннель, в котором расположен ускоритель. Никаких сверхмощных защитных дверей - просто металлическая дверь с электронным ключом

Image
Диаметр тоннеля метров 6, отделка - бетонные блоки. Внутри приглушенный свет и поясняющие таблички на большинстве важных узлов установки. Увы, почти все таблички на немецком, и я их не понимаю :(
Но выглядит всё очень здорово

Image

Image

Image

Image

Image
Некоторые узлы замотаны в фольгу

Image

Image

Image

Image

Image

Image

Image

Image

Image

Image
Сечение "трубы" ускорителя. Частицы летали внутри узкой трубочки по центру.

Image

Image

Image

Image

Image

Image

Image

Image
Каждые метров 30 установлены телефонные аппараты, к ним прилагаются справочники по организации

Image

Image

Image

Image

Image
Кое-где тоннель протекает

Image

Image

Image
Всего мы прошли по тоннелю не слишком далеко - думаю, не больше полукилометра. Общая протяженность кольца - 6 с чем-то километров. Всего есть 4 зала, в каждом из которых ранее работала своя международная группа ученых, занятая конкретными целями.

В двух залах была возможность проводить столкновения электронов и протонов, изучать их структуру, исследовать силовое взаимодействие, искать новые виды материи и изучать неожиданные явления в физике элементарных частиц.

В двух других залах не было коллайдеров, там занимались проведением экспериментов с тяжелыми кварками, а также изучением спиновой структуры нуклонов.

Каждый из залов содержал в себе масштабную установку (весом до нескольких тысяч тонн) и комплекс лабораторий.

Image
***

На обратном пути я заглядывала в окна цехов и в одном из них увидела вымпел с логотипом научного центра. Спросила у Стефана, можно ли добыть такой для коллекции - он пообещал найти и отправить мне его по почте. Может, и вправду отправит.

Image
Благодарю за внимание!
Smert113
Язва Сибирская Smert113 написал 16 июля 2014 в 15:52
Смешное название
+29
Ссылка | 12 отв.
maestro
maestro написал 16 июля 2014 в 16:02
Smert113: "Каждому HERу - свой ускоритель!" :)
0
Ссылка |  ↑ | 11 отв.
LLlamaN
Бурундук LLlamaN написало 16 июля 2014 в 17:03
maestro: HERA - это уже и есть ускоритель
0
Ссылка |  ↑ | 10 отв.
maestro
maestro написал 17 июля 2014 в 07:19
LLlamaN: Да понял я, это аббревиатура, в тексте расшифровывается. Не о том речь, а о том, как это звучит в русской транскрипции. Да не будьте вы такими прямолинейными, как рельс, мыслите креативнее!
+10
Ссылка |  ↑ | 9 отв.
maestro
maestro написал 17 июля 2014 в 07:36
maestro: Поясню свою мысль: название поста звучит так же забавно, как звучало бы, например, "Ускоритель PEZD", если бы такой существовал.
LLlamaN
Бурундук LLlamaN написало 17 июля 2014 в 14:32
maestro: Вот сидишь ты на какой-то научной конференции, вокруг деды, великие деятели науки, обсуждаете адрон-электронный кольцевой ускоритель, и тут какой-то чувак, услышав аббревиатуру проекта, начинает истерично ржать (кстати, по-немецки она читается вообще как HER). в этом случае хоть там и будет какой-нибудь PEZDA (Photon-Electron Zero-Duct Accelerator, мля), нужно выкинуь всю пошлость из головы, и хоть немного побыть культурным образованным взрослым человеком.
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
maestro
maestro написал 17 июля 2014 в 14:58
LLlamaN: "Немецкий язык немного грубоват, но, на мой взгляд, один из самых выразительных в мире" (с). Сударь, зачем же истерично ржать, иногда достаточно саркастически хмыкнуть. Некоторые деды в их возрасте с их образованием и уровнем культуры и не думают пошлость из головы выкидывать, седина в бороду - бес в ребро, как говорится. И, как я писал ниже, от физики я очень далёк, так что оказаться на научной конференции со смешными аббревиатурами и истерически заржать на ней мне уж точно не грозит.
Darky
Говорит Москва Darky написало 17 июля 2014 в 15:42
maestro: ...я до сих пор не могу привыкнуть к людям, которые не могут спокойно пережить HER-позитивный рак или там рецептор Her2\neu (так и произносится, хердванеу), хотя вроде взрослые люди
А да, это аббревиатура Humen Epithelial Receptor
0
Ссылка |  ↑ | 5 отв.
maestro
maestro написал 17 июля 2014 в 15:50
Darky: Если это буквосочетание произносится через твёрдое "Э", а не через мягкое "Е", то любой среднестатистический sapiens старше пубертатного периода должен спокойно пережить.
Я же нарочно утрировал и заострил внимание на этом. Видимо, в этой аудитории стёб с ноткой сарказма не прокатывает. Пойду оттачивать своё остроумие в другом месте.
0
Ссылка |  ↑ | 4 отв.
Darky
Говорит Москва Darky написало 17 июля 2014 в 22:05
maestro: Ты знаешь, я ничему не удивляюсь после истории про балетное училище.
0
Ссылка |  ↑ | 3 отв.
maestro
maestro написал 18 июля 2014 в 07:32
Darky: Не знаю. Я эту историю не слышал. Видимо, какой-то локальный юмор.
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Darky
Говорит Москва Darky написало 22 июля 2014 в 11:35
maestro: ну не то чтобы локальный, так, по волнам моей памяти

Рассказывала моя институская преподавательница по философии
В один год её пригласили читать лекции для студентов балетного училища. Заранее предупредили - мол, подкорректируйте, ибо они думают ногами. Лекции были подкорректированы, но они нашли, над чем смеяться - над словом "акт".
+10
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
maestro
maestro написал 22 июля 2014 в 11:41
Darky: Оххх, я фэйспалмом себе щас рожу отбил...
Drol
Болотный Кот Drol написал 16 июля 2014 в 15:53
Классно там!
maestro
maestro написал 16 июля 2014 в 16:01
Да, название несколько двусмысленное, если транскрипировать на русский...
Из большой любви к фрицам. Сначала думал, фигня какая-то, раз туризм, потом понял - вещь!
Таблички, если надо, могу перевести. Надпись на русском порадовала. Везде наши! (Да, ещё Высоцкий же пел "Проникновенье наше по планете особенно заметно вдалеке, В общественном парижском туалете есть надписи на русском языке...")
А нижний из трёх сигналов опасности о чём оповещает? "Газ" и "пожар" понятно, а нижнюю (оранжевую) кнопку не видно.
0
Ссылка | 9 отв.
Lana
Lana Sator Lana написала 16 июля 2014 в 16:07
maestro:
А нижний из трёх сигналов опасности о чём оповещает? "Газ" и "пожар" понятно, а нижнюю (оранжевую) кнопку не видно.
не помню, но, вроде, о радиации
0
Ссылка |  ↑ | 8 отв.
maestro
maestro написал 16 июля 2014 в 16:25
Lana: Я тоже так подумал. Хотя напрашивается словечко "Strahlung", что подразумевает под собой "излучение", например, электромагнитное, а это не совсем то же самое, что радиация.
Вообще это место напомнило один немецкий низкобюджентый ужастик "Проклятое место" ("Lost Place"). Очень напомнило. Множеством предупреждающих табличек, заборов из сетки рабицы и наличием опасного излучения.
0
Ссылка |  ↑ | 7 отв.
Lana
Lana Sator Lana написала 17 июля 2014 в 00:15
maestro: вообще, слово "радиация" как бы тоже подразумевает под собой не только ионизирующее, но и всякое другое излучение. как минимум, в переводе :) ну и вообще в значении.
+10
Ссылка |  ↑ | 6 отв.
maestro
maestro написал 17 июля 2014 в 08:47
Lana: Не знал. Ну, так я физматов не заканчивал, терминам не обучен, я по другой части
0
Ссылка |  ↑ | 4 отв.
Lana
Lana Sator Lana написала 17 июля 2014 в 11:37
maestro: Image да причем тут физматы. вот табличка - на ней и страхлунг (как правильно читается?), и рэдиэйшн.
на третьей кнопке звукового оповещения то же самое.
0
Ссылка |  ↑ | 3 отв.
maestro
maestro написал 17 июля 2014 в 12:06
Lana: Правильно читается "Штралунг", но "СТРАХлунг" мне нравится гораздо больше, и отражает суть предупреждения гораздо лучше.
Я человек тёмный, непросвященный, под радиацией до сегодняшнего дня всегда понимал только один вид излучения, а не "всякое другое".
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Shigure
Ральф Майребс Shigure написало 17 июля 2014 в 12:18
maestro: видимо, ионизирующее излучение?

его, кстати, при включённом ускорителе возникает мама не горюй. Схабареный на РХЗ кусочек плутония в кармане джинс покажется шалостью.
+16
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
maestro
maestro написал 17 июля 2014 в 12:28
Shigure: Оно самое. Счастливый обладатель кусочка плутония в кармане вряд ли долго будет наслаждаться этим фактом.
LLlamaN
Бурундук LLlamaN написало 17 июля 2014 в 14:13 [исправлен через 3 минуты]
Lana: radiation все-таки относится больше к "радиации" (альфа, бетта, гамма, рентгеновское и т.д.), хотя оно действительно универсальное, а для любого излучения есть прекрасный глагол to emit.
Например, если нужно сказать "диод излучает фотоны", говорить нужно diode emits photons, а не diode radiates photons.
Antares
Antares написал 16 июля 2014 в 16:31
Ты участвовала в конференции? По какой тематике она была?
0
Ссылка | 29 отв.
Lana
Lana Sator Lana написала 16 июля 2014 в 16:33
Antares: конференция-то хард энд софт, и я до сих пор не понимаю, зачем меня на нее пригласили. читала про убитые совецкие проекты в науке, военке и промке.
0
Ссылка |  ↑ | 28 отв.
Antares
Antares написал 16 июля 2014 в 16:35
Lana: Ну и норм, если им это интересно :) Я бы тоже про это послушал, можешь прочитать лекцию на слёте :)
Baron
Baron написал 16 июля 2014 в 16:44
Lana: Что-то ты недоговариваешь. Кто нафиг никому не известную подольскую девчонку, снимающую шмотки для интернет-магазина за 30 килорублей в месяц, пригласит на подобное мероприятие в качестве ДОКЛАДЧИКА? Скажи уж, кому-то "на хвост упала" и за компанию съездила. :)
-21
Ссылка |  ↑ | 24 отв.
Antares
Antares написал 16 июля 2014 в 16:47
Baron: Она так бы и сказала, если бы это было так.
0
Ссылка |  ↑ | 16 отв.
Baron
Baron написал 17 июля 2014 в 14:34
Antares: Ну пусть выложит ссылкой текст доклада. :) Я не верю, считаю разводиловом публики для подъёма ЧСВ и "аффторитета". Честно.
-10
Ссылка |  ↑ | 15 отв.
Lana
Lana Sator Lana написала 17 июля 2014 в 15:15 [исправлен через 23 секунды]
Baron: никому, кроме тебя, это не показалось средством подъема чсв и авторитета. на это вообще мало кто внимания обратил.

кроме того, зная твое ко мне отношение и стиль публичного онлайн-поведения, могу предположить, что даже выложенный текст ты можешь счесть написанным для меня кем-то, афишу - кем-то для меня свёрстанной, а видеозапись выступления - иллюстрацией каких-нибудь проблем со знанием языка или даже здоровьем (которые там, кстати, действительно заметны, - но не те, которые ты, как недомедик, сможешь отметить)

поэтому давай ты, если тебе интересно, сам слегка напряжешься и всё нагуглишь. а лучше останься при своём прежнем мнении - оно мне удобно.
0
Ссылка |  ↑ | 14 отв.
Pila
Мама Лины Pila написала 17 июля 2014 в 15:19
Lana: кстати кинь видео глянуть
Baron
Baron написал 17 июля 2014 в 15:29 [исправлен через 2 минуты]
Lana: Ч. и Т. Д. Выложить вордовский файл ссылкой в комментах дело пяти минут, если есть куда его залить. А ты съезжаешь. Рассказа об участии в конференции нет ни в твоём ЖЖ, ни "вконтакте" ни где ещё. Есть довольно пространная запись в "ВКонтакте" как его трудно писать... и ничего больше. Я чего, совсем отмороженный, такими обвинениями бросаться на пустом месте?! Я проверил сначала твой ЖЖ и "ВКонтакт", прежде чем здесь публично выложить свои догадки. Если бы там нашёл отчёт об участии в конференции, текст доклада, я бы не то, что никаких подозрений не высказывал, а поздравил бы тебя, честно. :) При всём моём негативном к тебе отношении. Ибо в жизни стараюсь следовать мудрости Эмерсона: "Be silly. Be honest. Be kind". Это не рисовка и не понты, это действительно так. Поверь. Я реально могу порадоваться за чужие успехи, даже если это успехи моего недруга. :)
0
Ссылка |  ↑ | 12 отв.
Lana
Lana Sator Lana написала 17 июля 2014 в 15:30
Baron:
Я чего, совсем отмороженный, такими обвинениями бросаться на пустом месте?!
ага. иначе я не знаю, как объяснить все твои выпады в мой адрес :)
0
Ссылка |  ↑ | 11 отв.
Baron
Baron написал 17 июля 2014 в 15:33
Lana: Опять съезжаешь. :)
0
Ссылка |  ↑ | 10 отв.
Lana
Lana Sator Lana написала 17 июля 2014 в 15:34
Baron:
лучше останься при своём прежнем мнении - оно мне удобно.
Shigure
Ральф Майребс Shigure написало 17 июля 2014 в 15:34
Комментарий удален автором
Ссылка |  ↑ | 8 отв.
Lana
Lana Sator Lana написала 17 июля 2014 в 15:35
Shigure: ну вот зачем ты так, а? я не выкладываю ссылку публично, т.к. склонна считать, что если человек не совсем безмозглый - он сможет нагуглить. а безмозглым смотреть на это ни к чему.
0
Ссылка |  ↑ | 7 отв.
Baron
Baron написал 17 июля 2014 в 15:53
Комментарий удален автором
Ссылка |  ↑ | 6 отв.
Lana
Lana Sator Lana написала 17 июля 2014 в 15:54 [исправлен через 1 минуту]
Baron: вот ты как решил поступить. выложить публично то, что я попросила не выкладывать.
спасибо. подтвердил свой статус мудня.

Ред, не надо ничего убирать. пусть доказательство того, что барон - идиот, - останется в веках. т.к. видео-то так и так общедоступное. просто для его самостоятельного нахождения нужна капля мозга, которой наш герой, увы, обделен.
0
Ссылка |  ↑ | 5 отв.
Baron
Baron написал 17 июля 2014 в 16:00
Lana:
выложить публично то, что я попросила не выкладывать.
Удалил.
Baron
Baron написал 17 июля 2014 в 16:30
Lana:
просто для его самостоятельного нахождения нужна капля мозга...
Просто для самостоятельного нахождения нужно знать чего ищешь, а именно "видео на Ю-тьбе". :) Я нашёл сам, не Гуглем, а Яндексом за полторы минуты до того, как мне Шигур ссылку прислал. Невозможно найти "чего-то там" если не знаешь каков поисковый контент.
0
Ссылка |  ↑ | 3 отв.
Lana
Lana Sator Lana написала 17 июля 2014 в 16:32 [исправлен через 1 минуту]
Baron:
Нет, зная тебя
Я нашёл сам
ты, главное, сам себе верь, и всё будет ок
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Baron
Baron написал 17 июля 2014 в 16:36
Lana: Да, так и есть. :) Нашёл за полторы минуты, прежде чем ссылка от Шигура пришла.
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Lana
Lana Sator Lana написала 17 июля 2014 в 16:38
Baron:
Я нашёл сам, не Гуглем, а Яндексом за полторы минуты до того, как мне Шигур ссылку прислал
Нашёл за полторы минуты, прежде чем ссылка от Шигура пришла.
если ты напишешь это еще раза три, то кто-нибудь тебе, может, и поверит :)
Lana
Lana Sator Lana написала 16 июля 2014 в 16:47
Baron, ты опять завидуешь что ли? :)
+9
Ссылка |  ↑ | 3 отв.
Baron
Baron написал 16 июля 2014 в 16:50 [исправлен через 36 секунд]
Lana: Дура, что-ли? :) Кто может тебе завидовать, если твоё имя в тусовке уже стало нарицательным? Синонимом запалов и "просранных полимеров"? :)
-81
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Lana
Lana Sator Lana написала 16 июля 2014 в 17:04
Baron, уж кто бы говорил про имя, ставшее нарицательным :)
+90
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Drol
Болотный Кот Drol написал 16 июля 2014 в 17:08
Lana: Всё таки это написали :)
Jaden
Jaden написала 17 июля 2014 в 16:05
Baron: Даже если упала, это личное дело участников истории, кто и на каких правах там побывал. Суть поста от этого не меняется.
+6
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Lana
Lana Sator Lana написала 17 июля 2014 в 16:09
Jaden: если бы я соответствовала представлению барона обо мне, я бы поехала туда совершенно тихо, не афишируя причин поездки.
а потом выложила бы атчот из ускорителя, исключив фотки с людьми и сказав, что я туда якобы залезла :)
+23
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Baron
Baron написал 17 июля 2014 в 16:32 [исправлен через 1 минуту]
Lana:
...если бы я соответствовала представлению барона обо мне
Нет, в соответствии с моими представлениями о твоём характере и личности, я предположил, что если твоё участие в конфе - реальность, то это будет ВЕЗДЕ - и на Урбане, и на Кавесе, и в ЖЖ и "ВКонтакте". Подробный самопиар с видосом и фотками. Рад, что ошибся и на самом деле ты скромнее, чем я про тебя думал. А то что ты написала - "выдать экскурсию за залаз" - глупость, мне даже в голову не пришло. :)
Shigure
Ральф Майребс Shigure написало 16 июля 2014 в 17:08 [исправлен через 1 минуту]
Lana: ну как-же. раньше была промышленность стояла и было хард, а после развала всё стало полный софт
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Lana
Lana Sator Lana написала 16 июля 2014 в 17:13
Shigure: там были ребята, рассказывавшие про восстановление и эксплуатацию экс-совецкого радиотелескопа в научном центре "вирак", а ещё один тип рассказывал о другом радиотелескопе, на западе Германии, который тоже восстанавливали практически из руин. Так что у них тоже бывает софт :)
Stimboy
Stimboy написал 16 июля 2014 в 21:49
Много красивых штуковин :) Хорошо хоть экскурсии водят, радуют людей. Я бы тоже посетил такое место... А ещё бы посетил CERN, у них самый большой в мире ускоритель - LHC.
Lana
Lana Sator Lana написала 17 июля 2014 в 12:36
на заметку тем, кто отважен и слабоумен
длина окружнорсти тоннеля демонтированного ускорителя - 6,3 километра, существовало 4 зала (расположены по сторонам света). экскурсии проводятся только в одном зале и небольшом участке тоннеля.
вероятно, в остальную часть можно попытаться залезть =]
камер там вроде нет. емкостных датчиков тоже не заметила.
sphex
Сфекс sphex написала 19 июля 2014 в 11:59
Ох, как же все чистенько и аккуратно. :)
Только жители сайта могут оставлять комментарии.