Stazzz
Стас Васильев написало 3 февраля 2015 в 01:14 [изменен через 27 минут] [ Назад ]

5 дней в Абхазских горах

Пролог
Лето 2013 года. Подходило время отпуска, дата была назначена на середину августа. Планов, как это обычно бывает, никаких не было, но душа просила приключений.
Изначально была мысль махнуть на Алтай, но из-за дороговизны билетов и ещё некоторых моментов от него пришлось отказаться, но появилась отличная альтернатива - Абхазия!
Горная часть Абхазии - Национальный парк Рица - просто создан для пешего туризма, первооткрывательства и поиска приключений на пятую и другие точки - именно то, что мне было нужно :)
Когда об этой идее узнала одна из моих подруг - она очень настойчиво попросила взять её с собой, обещала держаться молодцом, вытерпеть все испытания и тому подобное.
За неделю до поездки я начал прорабатывать маршрут, отметил интересные места, которые высмотрел на Викимапии и других источниках, и проложил путь в горы по гугл картам, использую 3D ландшафтный плагин, но всё оказалось немного суровее чем я ожидал :)
Из Петербурга до Адлера мы добрались за 2 дня, там, чтобы не теряться и скорее достичь границы с Абхазией мы взяли такси за 200р и довольно быстро (30мин.) доехали до погран зоны. Граница Россия-Абхазия пешеходная и проходит она по реке Псоу. Загран паспорт не требуется, можно пройти по Российскому. На другой стороне моста уже стоят таксисты и маршрутки которые готовы везти тебя за смешные 100р на расстояние в 40 км!
Так как наш поезд прибыл в 16.00, пока прошли границу и доехали до поворота в нац. парк Рица - уже было 21.00, в это время в Абхазии темень - глаз коли... Народ весь куда-то пропадает.. Деваться было не куда и мы решили пойти пешком. От поворота на Рицу, где нас высадили, до самого озера Рица было около 40-ка километров. Мы решили - сколько пройдём - столько пройдём... Через несколько километров мы смогли словить попутку, которая провезла нас около 15 км, мы подумали - удача) пол пути пройдено, но уже через 10 минут после того как нас высадили - нам повстречался патруль полиции. Полицейский поняв, что мы туристы из России очень убедительно настоял, чтобы мы встали лагерем до утра около единственного в тех местах отделения милиции, проблема была лишь в том, что он находился около поворота на котором нас высадила маршрутка... Деваться было не куда, спорить с милицией не хотелось.
Полицейский любезно отвёз нас к участку. Прямо около отделения милиции была маленькая кафешка... мы не смогли отказать себе в свежеприготовленных пельмешках и бокале вина за, в какой-то степени, успешное прибытие.
Ниже карта - схема нашего путешествия, для лучшего понимания описываемых событий и просмотра фотографий.Image

День первый
Встав в 9 утра, умывшись и позавтракав мы вышли на трассу, в это время уже было много машин и мы без особого труда застопили машину прямо до озера Рица. Посмотрев на один из символов Абхазии с туристической площадки мы вернулись к первоначальному маршруту.
Целью дня было подняться на высоту альпийских лугов - горные луга, покрытые травянистой растительностью, находятся над границей леса.
Пройдя полтора километра по дороге в сторону моря(назад откуда приехали) мы добрались до точки отмеченной на моей карте, где, как мне показалось, находится наиболее удачное места для начала восхождения длинной в 4 километра.
ImageСначала всё было хорошо, но дальше единственное место по которым можно было хоть как-то передвигаться - был только ручей изрядно заваленный корягами и валунами, но нам-кабанам всё не по чём...думали мы... :)
Через какое то время нас ждал первый сюрприз:

- скрытый от обычных туристов водопад, высотой в 5-7 метров и отвесная стена из булыжников. Обходить её было бы очень долго и справа от водопада мы применили навыки скалолазания по корням деревьев торчащим между камнями, на фото их не видно...
Всё бы было очень классно, но через час мы встретили "старшего брата" этого водопада...
Высота этого гиганта была около 40-ка метров и тут уже было без вариантов, надо было обходить. Пришлось дать крюка в сторону, около километра...

Вечерело и начал накрапывать дождик, мы нашли более менее ровное место и поставили палатку,развели костёр, погрелись и уснули, уставшие, как после тренажерного зала, но я был очень доволен...

День второй
Собрав палатку и перекусив сухпайком мы продолжили путь. Хотел сразу сказать, что пока мы шли вдоль ручья - недостатка в воде не было, пили воду прямо из него. Вода в абхазских ручьях очень вкусная и не требует кипячение, главное, чтобы это были не застойные ручья.
Но так как мы обходили водопад - от ручья мы неизбежно отдалились на километр, а то и более.
Воды оставалось всё меньше, но ощущение, что заветные альпийские луга приближались всё усиливалось, тем более, что GPS это подтверждал.
Наконец то бесконечный лес начал заканчиваться и показались они...
К нашему удивлению мы вышли прямиком к горному балагану - временному жилищу овцепасов
ImageА через некоторое время повстречали хозяев этого горного домика.
Того, что слева зовут Рома, он кстати родом из Санкт-Петербурга, а того что с права - мы не поняли, но переспрашивать не стали.
ImageНа фото они выглядят сурово, но в жизни очень добрые и даже показали нам где находится родник и научили как правильно искать тропы, чтобы было проще передвигаться по горам. До их объяснения я даже не видел этих едва заметных горных дорожек.
ImageК сожалению через некоторое время у моей спутницы, которая обещала быть сильной и т.д. случился нервный срыв и она наотрез отказалась продолжить путь дальше в горы, как я её только не уговаривал. Но бросать её тоже было нельзя и узнав , что есть нормальная тропа вниз, по которой сюда загоняют коз на летний период - мы двинулись к ней к ней, сделав по пути несколько фотографий
ImageImageImageImageСпускаться оказалось намного быстрее. Поднимались мы в общей сложности около 14-ти часов, а спуск занял всего около трех.
На середине пути мы снова оказались у ручья, но уже у другого. Было принято решение, впервые за 2 дня покушать тёплую пищу, сварили макарохи - наелись до отвала :)
Спускаясь нашли странный гриб, как оказалось - чрезвычайно редкий и записан в красную книгу.
Через 3 часа после начала спуска мы вышли к дороге и к разливу реки, которая наполняет озеро Рица
Через несколько минут мы поймали попутку, которая довезла нас до пляжа озера Рицы. Пляж находится с противоположной стороны от туристической площадки, и с него открывается отличный вид на озеро.
Перед сном, поужинав и поставив палатку, я не смог отказать себе в желании искупаться в прекрасном озере, при свете звёзд...

День третий

Утро. Вид из палатки.

На заднем плане видна гора с обломанной верхушкой, именно из за этого "облома" и образовалось это прекрасное озеро.
Кстати на берегу озера с северной стороны находится Государственная дача №1 ("Дача Сталина и Хрущёва")
Там же можно найти много отголосков советского союза, например оградка и разрушенная гостиница находящаяся в 100 метрах от того места где мы поставили палатку.

Через некоторое время мы собрали палатку и снова пошли заниматься автостопом. На этот раз я захотел увидеть озеро "Малая Рица"
- просто скопирую описание с Викимапии, я с ним полностью согласен:
В 5 км к северо-западу от озера Рица между урочищем Лашупсе и Юпшара, в бассейне реки Гега, находится обвально-запрудное озеро Малая Рица, лежащее на высоте 1235 м., что на 300 метров выше Большой Рицы. Наибольшая длина его - 234 метра, ширина - 130 метров, глубина-80 метров. Малая Рица труднодоступна, но турист, добравшийся до озера, будет вознаграждён очаровательным видом. Ещё не загажена людьми - почти девственная красота!
Ну и сразу же фотографии:
ImageImageImage Официально подтверждаю, что цвет не нафотошоплен!) Оно действительно такого цвета, это просто фантастика.
По словам местного сторожилы, который следит, чтобы в озере не купались и не гадили всячески в него - в озере не водится рыба, она там умирает, но водятся лягушки, так же из озера можно пить воду не кипятя её, несмотря на то, что озеро застойное и наполняется из дождей и таянья снега.
Вид на обратном пути от озера
ImageПосле Малой Рицы у меня по плану был Гегский Водопад - еще одна визитная карточка Абхазии!
Но начинало вечереть и мы решили добраться хотя бы до поворота к нему с основной дороги. Автостоп как всегда выручил :)
Не успев пройти и 100 метров по дороге к водопаду, из темноты (а уже спустилась темень непроглядная) раздался голос :"Ставьте палатку, с утра пойдёте , в темноте шеи попереломаете, а мы рыбку жарить собираемся, давайте присоединяйтесь.." мы переглянулись и решили, что это очередная интересная встреча, и не прогадали, правда вслед за знакомством и рыбкой последовала чача, а потом ещё чача и ещё много чачи... Честно сказать я очень редко пью, но с Абхазами этот номер не проходит) ты говоришь факты, а они тебе аргументы и улыбаются :)

День четвёртый

Хозяева балагана и мы:
ImageImageImage
Хочу заметить, что у Абхазов очень приятная и добрая внешность...
А потом они достали из под подушки(именно оттуда) автомат Калашникова
В отражении машины у меня грузинский нос :)
После Калашникова уже по традиции была чача...и рассказ про Абхазо-Грузинскую войну. Как оказалось, что эти дядьки вместе в 90-е годы защищали Абхазию от вторжения, и этот автомат у них остался с тех самых времён, сказали что есть ещё и гранатомёт, но он спрятан в горах.
А сейчас, в мирное время они зарабатывают тем, что катают туристов смотреть тот самый Гегский водопад на своих переделанных уазиках, а мы им так понравились, что нас они свозят туда бесплатно.
А вот и он - Гегский водопад
Image Описание с Вики:

Гегский водопад.
Река Гега, приток реки Бзыбь, протекает по узкому живописному ущелью образуя в своём течении многочисленные пороги и водопады. На одном из участков часть её скрывается в карстовой расщелине. Проделав многокилометровый путь по подземным коридорам и гротам, водный поток прорезает скалу и падает вниз с 50-метровой высоты, превращаясь в красивейший водопад, без преувеличения – чудо природы. Вода падает с такой огромной высоты из незаметной щели, что создается впечатление, что целая река, летит прямо из скального монолита. В лучах солнца брызги воды образуют какую-то просто фантастическую многоразовую радугу.
Ещё в начале лета водопад окружают толстые слои ледника

Добавлю от себя, что масштаб на фотографии не передаётся, а гул ... он невероятен.

А это тоже Гегский водопад, только каскадный, находится ниже по течению, над ним натянули троллей и катают туристов.

По приезду мы снова покушали рыбку...Чача, снова чача, опять чача.. :)
Попрощались с нашими великодушными друзьями и отправились к основной дороге на Рицу, благо от балагана пешком до неё было минут 5.
Следующим местом по плану у меня было озеро Мзы, но так как я был немного не в кондиции - нас увезли слегка в другую сторону - в сторону долины "Семи озёр". Нас так же звали с собой в деревню Псху - это уникально место, Русская деревня в Абхазии - рекомендую почитать о ней в интернете. Но увы, я обещал, что позвоню родителям через 7 дней, т.к. связи в горах вообще нет... а если бы мы поехали в Псху - то скорее всего задержались бы на недельку или около того, а родители тем временем объявили бы меня в розыск.

На пути к долине Семи озёр по дорогам как в индии бродят коровы. Это очень классно!
Image 2 самых популярных типа автомобиля в парке Рица - буханка и уазик, с убитой напрочь подвеской.
Вот мы и приехали, а компания подвозившая нас решила передохнуть и перекусить, ну и немного выпить на дорожку, ехать им нужно было еще 16 км по дороге, где проедет только буханка или подготовленный трофи джип.

ImageImageImageImageImage Очень добрые и приятные лица. Со своей историей, которую можно только почувствовать, заглянув им в глаза...

А пёсик мокнет под дождиком

В этот вечер меня опять люто напоили, так как мои отказы просто были им не понятны, и отправили спать в сарайчик вместе с моей подругой... А сами поехали дальше в Псху, Русскую деревню в Абхазии.

День пятый

"Кто я и где я"...
Тут мы проснулись
Тут делают местный копчёный сыр, кстати очень вкусный
А вот в ту сторону мы скоро отправимся.

На утро я выцепил одного из местных и договорился с ним о конной экскурсии к долине пяти озёр, конной, потому что после вчерашнего на утро я ещё не очень уверенно стоял на ногах, а смотреть дальше хотелось. Встало нам это по 1500р с человека, но оно того стоило.
Импровизированная экскурсия длилась около пяти часов, она была без слов, только смотреть и наслаждаться той сказкой, которая находится вокруг тебя...

ImageImage
Это наш проводник, он едва говорит и понимает по русски, так как всю жизнь прожил в горах.
Самое большое - Султан озеро
Большая часть озёр долины, а на заднем плане горных хребет-граница России и Абхазии
Image Горный пёс
ImageImage
ImageImageImageImage
После этой замечательной прогулки мы спустились обратно к деревне, поймали попутку и в 2 этапа спустились к морю и провели там ещё целую неделю катаясь по разным городам...Но это уже другая история.. :)

Спасибо за просмотр.
РечнаяТишь 777000 написала 3 февраля 2015 в 01:20
Фотки природы просто чудесны
+38
Stimboy
Stimboy написал 3 февраля 2015 в 23:51
777000: там чистый воздух. В загазованных городах такого качества фотографий природы, улиц, парков сложно добиться.
Alchemik
Alchemik написал 3 февраля 2015 в 01:31
За такой пост не проголосовать было бы просто форменным свинством!
Аж задумался, не запостить ли мне тоже кое-что в туризм.
Продолжай нас радовать в том же духе! :)
Стас Васильев Stazzz написало 3 февраля 2015 в 01:47
Alchemik:
Спасибо! Буду :)
LaToja написала 3 февраля 2015 в 01:35
сижу с открытым ртом, и вытаращив глаза..
Как же все таки красиво!!!
Нехилый у вас вид из палатки открывался! Мне бы такой с балкона по утрам :)
Alchemik
Alchemik написал 3 февраля 2015 в 01:44
LaToja: давай там дом с балконом построим! :)
LaToja написала 3 февраля 2015 в 09:17
Alchemik: я подумаю
saw76
Алексей saw76 написал 3 февраля 2015 в 09:08
Хороший отчёт по туризму и Абхазии!
А стволы там да, у всех считай - такая специфика послевоенная. Уверен, что и в Новороссии и на Украине после войны на руках ХЗ сколько останется
Berch
Berch написал 3 февраля 2015 в 10:41
Фотографии шикарные!
С чем варили макароны? Кубик закинули?
Стас Васильев Stazzz написало 3 февраля 2015 в 11:19
Berch: Закинули карри и ещё несколько приправ по вкусу, получилось остренько, как я люблю :)
Владимир Малдер Mulder написал 3 февраля 2015 в 10:51 [исправлен через 6 минут]
Фотки супер! Узнаю родные места знакомые. Сколько бабла отдал этим местным "полупроводникам"?
Надо было с Пашей идти. 1. Вы бы это всё не за 5, а за 3 дня бы обошли 2. Было бы веселее 3. было бы дешевле.
Стас Васильев Stazzz написало 3 февраля 2015 в 11:24
Mulder:
Денег давали всего 1 раз, в последний день, за лошадей, по полторы тысячи за человека, получилась 5-6 -ти часовая поездка в горах - это того стоило.
И да, было вполне весело без Паши :) Не знаю кто это :)
Ссылка |  ↑ | 6 отв.
Mulder
Владимир Малдер Mulder написал 3 февраля 2015 в 13:54 [исправлен через 8 секунд]
Stazzz: "по полторы тысячи за человека," FACEPALM кирпичный. НАФИГА? 1500 там вся поездка у Пашки стоила :)

Пашка это Павел Кожейкин :)

"Больше вообще денег не тратили, ели то, что привезли с Питера или то, чем местные нас угощали. Перемещались автостопом или пешком. "
Это правильно!
Ссылка |  ↑ | 5 отв.
Xalistra
Лёля Zаброша Xalistra написала 3 февраля 2015 в 14:41
Mulder: Павел Кожейкин - это диллер Абхазии? :) Расскажи подробней :)
Владимир Малдер Mulder написал 5 февраля 2015 в 11:47
Xalistra: это местный инструктор. vk.com/id37684920 очень классный у него очень дешевые экспедиции :)
Стас Васильев Stazzz написало 3 февраля 2015 в 18:10
Mulder: ещё раз, за лошадей платили.
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Владимир Малдер Mulder написал 5 февраля 2015 в 11:48
Stazzz: смешно выглядит, кучу дней ебашить пешком, ради того чтобы отвалить столько же бабла, сколько стоит полноценная двухдневная поездка по этим же местам на машине
Стас Васильев Stazzz написало 5 февраля 2015 в 19:34
Mulder: Смейтесь, смех продлевает жизнь :)
Boltorez
Болторез Boltorez написал 3 февраля 2015 в 14:41 [исправлен через 12 секунд]
Фото шикарные! А коровы на дорогах - это нифига не классно :)
И как искать тропы в горах?
Стас Васильев Stazzz написало 3 февраля 2015 в 18:09
Boltorez: их под определённым углом становится видно, они как маленькие терраски, и там много маленьких камушков, это видеть надо короче, на словах не объяснишь..
Xalistra
Лёля Zаброша Xalistra написала 3 февраля 2015 в 14:42
Невероятно красивый отчет!!!
Valet
фАЙ Valet написал 3 февраля 2015 в 15:52
Ахринено,появилось желание пройтись по вашему пути :)
Фото вообще огонь :)
IvanCat
Иван Кот IvanCat написал 3 февраля 2015 в 23:28
Красота *__* побольше бы подобных отчетов!
LaToja написала 3 февраля 2015 в 23:58
IvanCat: думаю, он нас еще не раз порадует :)
Erebus
Алексей Erebus написал 4 февраля 2015 в 00:14
Великолепный отчёт и фотки прям волшебные!