Vulh
Андрей Королев написал 23 февраля 2016 в 18:31 [изменен через 33 минуты] [ Назад ]

От Башиля до Тырныауза. Июль 2014

Летом 2014-го года я, Костя, Саша и Дима под руководством Яна совершили очередное путешествие по горам Центрального Кавказа. Погода оставила двойственное впечатление. С одной стороны никаких ужасов не происходило, с другой - дождь шел каждый вечер, иногда начиная с трех часов, иногда с шести и при этом все затягивало густым туманом. Такая погода позволяла нормально идти по маршруту, но вечером приходилось прятаться в палатки вместо того, чтобы общаться, любуясь закатами и звездным небом.

Отчет Яна

Наш путь

По дороге к началу маршрута, как и в прошлый раз, остановились у знаменитых Чегемских водопадов. Забавно, что я был здесь буквально неделю назад, но в составе велосипедной группы. Тогда у водопады стали конечной точкой маршрута, а сейчас нам предстояло еще долго добираться до его начала. Сами водопады впечатляют, но сфотографировать что-то красивое тут сложно - уж очень всё вокруг заставлено палатками, разными конструкциями и просто завалено мусором. Тем более, что остановка была совсем короткой. А далее "Газель" довезла нас до ворот базы Башиль. Выгрузившись и перепаковавшись идем уже знакомой тропой - тут начинался второй этап прошлогоднего похода. Погода пасмурная, ветер гонит туман, но дождя пока нет, чем мы и пользуемся. Пройдя базу и мост поднимаемся вдоль Джайлыка, любуясь сумрачными видами его долины, и, найдя ручей с чистой водой, останавливаемся на обед. Поскольку вскоре начинается дождь, решаем тут же поставить первый лагерь, заодно немного акклиматизироваться - все-таки высота уже за две тысячи. Дождь с переменным успехом продолжается до самой ночи, периодически в небе сверкает и громыхает, а мы пережидаем это безобразие в палатках. Повалявшись в палатке и дождавшись прекращения дождя, я по обыкновению ушел бродить по окрестностям, впрочем не далеко - туман и периодически накрапывающий дождь не располагали к долгим прогулкам.

ImageНа берегу Чегема.

Виды долины Джайлыка по мере подъема:

ImageПоляна, на краю которой мы разбили лагерь.

ImageДжайлык.

ImageВид с холма над лагерем.

ImageОко в небе.

ImageСекрет пограничников.

ImageУ них есть печеньки!

ImageПервый лагерь. Вечер.

К утру погода стала чуть лучше, правда вскоре снова нагнало тумана и мы опасались повторения вчерашнего сценария. Но в этот день дождь пошел гораздо позже и мы успели благополучно добраться до места второй ночевки. А для этого нужно было перевалить в долину реки Сарын-су и подняться вверх по ее течению. Тут тоже возникли небольшие проблемы с водой - река периодически уходит под камни. Но проведя разведку мы нашли отличное ровное место почти под перевалом в двух шагах от чистой воды. К этому времени нас уже традиционно начало накрывать туманом, дождь тоже не заставил долго себя ждать.

ImageПервые лучи.

ImageОблачное утро.

ImageПеревал Водопадный на другой стороне долины.

ImageДолина Джайлыка.

ImageКуриный бог.

Яркие цвета в пасмурный день:

ImageВдоль реки.

ImageОблака наступают.

ImageНа берегу тумана.

Следующий день посвящаем радиальному выходу на вершину Кестанты-Тау (3774 м.), которая знаменита своими каменными "грибами", и посещению плато Кум-Тюбе с его озёрами. Утро этого дня нас порадовало - на небе ни единого облачка, только далеко внизу клубится спокойное море тумана. Правда к концу дня погода все же испортилась и в лагерь мы спустились уже в плотном тумане, но это не испортило замечательную прогулку.

ImageЯсное утро.

ImageТрое смелых.

Немного красивостей, встреченных по пути:

ImageМаленькое горное озеро.

ImageПанорама долины.

ImageВершина Кестанты-Тау.

ImageТихтинген, Безенгийская стена.

ImageПочти все великие горы Кавказа - Тихтинген, Дых, Коштан, Безенгийская стена, вершины Тютю-су.

ImageПо другую сторону. Долина реки Кестанты, Сарын-тау, пик Килар, Сакашиль-баши.

ImageМоре облаков.

ImageНа гребне перед вершиной.

Каменные "грибы":

ImageПричудливая тень.

ImageНаступление облачной армии.

ImageГора Кум-тюбе.

ImageПанорама плато, вид с перевала Кум-тюбе.

ImageОзера Кум.

ImageСтена облаков.

ImageЗнак.

ImageГладкая стена башни.

И опять безоблачное утро, нет даже тумана в долине. Собираем лагерь и идем на перевал Сарын (1А, 3380 м.) и далее вдоль реки Кенстанты под перевал Сакашиль. С перевала мы с Сашей идем прогуляться в сторону Сарын-тау и любуемся видом долины. На перевале оказалось целых два тура - большой и пустой в месте подъема и поменьше в месте спуска, в котором нашлась записка и гостинец.

ImageВид с перевала.

ImageДовольный я.

ImageСтена Кестанты-тау.

ImageНа камнях.

ImageПанорама долины и ледника.

ImageПеревал Шахтер.

ImageПанорама долины.

ImageКестанты.

ImageНачало ручья.

ImageСкалы вокруг долины.

Этот вечер не стал исключением - к шести нас накрыл плотный туман и стал накрапывать дождик, который, впрочем, скоро прекратился, а я отправился на прогулку по тропе.

ImageЧертополох.

На следующий день идем на перевал Сакашиль (1Б, 3580 м.). Трудный и затяжной подъем по травянистому склону, а под самым перевалом - по каменистой осыпи, и перед нами открывается вид на ледник. Спускаемся по центру и, зная, что еще долго не увидим чистой воды, останавливаемся на обед возле ручья, текущего по льду. Тут нас и накрывает дождем с мелкой крупой, которые, впрочем, быстро заканчиваются. Ночевку в этот день организуем на каменистой площадке над Малым Сакашильским озером, представляющим из себя скорее большую грязную лужу. Вечером опять начинается дождь и мы отдыхаем по палаткам. Когда же он заканчивается, я бегу искать чистую воду - все ручьи, текущие с ледника, либо мутные либо очень мутные. На гребне одно из моренных холмов удается найти немного менее мутную воду, которую мы и решаем считать чистой. Вечером погода налаживается и дарит великолепный закат, единственный за весь поход. В это время я как раз лазил по окрестным холмам, к счастью с фотоаппаратом.

ImageГриб.

ImageЛуг.

ImageСемейка.

ImageУпорство.

ImageКюйген-Каю и водопады, берущие начало прямо в стене.

ImageСердечко.

ImageА вот и ледник.

ImageНа перевале Сакашиль (1Б, 3580 м.)

ImageПричудливые скалы.

ImageСвязка.

ImageОбед на леднике.

ImageЛедник Западный Сакашиль.

ImageКуб.

ImageНа камнях.

ImageЛедники Западный Сакашиль и Хуналы.

ImageУходящая вниз морена.

ImageМорена и наш лагерь.

ImageЗакатное небо.

ImageВ закатных лучах.

Утро уже традиционно выдалось великолепным. Быстро собираемся и идем на перевал Западный Сакашиль (1Б, ~3700м). Подъем не очень трудный, только под самым перевалом неприятный осыпной участок, а вот спуск сложнее - крупная каменная осыпь, к тому же обледеневшая. На верхнем участке даже вешаем веревку и учимся "дюльферять". А далее обычный спуск по морене и широкой долине до цивилизованных мест. В этот день ночуем недалеко от кошары и общаемся с пастухами - первыми встреченными за весь поход людьми.

ImageУтренние скалы.

ImageЛедник Хуналы.

ImageСпуск и начало морены.

ImageМалое Сакашильское озеро.

ImageХуналы крупным планом.

ImageСкалистый хребет охраняет нас от нашествия облаков.

ImageБлестящие скалы.

ImageБастион.

ImageСердце камня.

ImageРучей на морене.

ImageОглядываясь назад.

Спускаясь по морене мы наткнулись на очень интересное место. Поток вытекает из под камней, что само по себе не удивительно, но у всех участников группы осталось четкое впечатление, что первые метров сто вода течет вверх. На фотографии это не очень заметно, но поверьте мне на слово. В чем тут дело мы так и не смогли понять. Скорее всего обычная гравитационная аномалия или банальная мистика.

ImageПоток, текущий вверх.

Утром к нам прибежали собаки с коша, требуя еды и, еще больше, - внимания. Еды для них у нас уже не было, а вот потрепать по загривку - это можно. В результате главный собак увязался за нами до самого Тырнауза. Спуск не прошел без приключений - один раз мы заплутали, что не удивительно в отсутствие явной тропы. Выход из долины может оказаться очень даже заковыристым, тем более что сель 2000-го года сильно преобразил рельеф по сравнению с картами. К сожалению я не заснял переправу через поток, потому как был занят страховкой, да и цензура не пропустила бы столько мужиков в трусах :) На другом берегу устроили купание и привели себя в более-менее цивильный вид - дальше до самого Тырнауза нормальная автомобильная грунтовка. Еще мы были уверены, что собак не пойдет дальше, а вернется домой на кошару, но вскоре он догнал нас как ни в чем не бывало, только мокрое пузо свидетельствовало, что он тоже переправился через поток.

ImageЗнает к кому подлизываться!

ImageУтро. На горе виднеется ГОК, что над Тырнаузом.

ImageИдиллия :)

ImageДорожный камень.

ImageГрибы!

ImageПоток и "мостик", упирающийся в скалу.

ImageВторой поток.

ImageПротевоселевая плотина, разрушенная селем.

ImageГОК на горе.

ImageРазрушенный комбинат в Тырнаузе.

ImageПанорама города.

В Тырнаузе ждем уже знакомую "Газель", дотавившую нас до Минвод, где, немного погуляв по городу в ожидании поезда, мы отправляемся в Ростов.
Андрей SkyDiver написал 23 февраля 2016 в 23:35
В Штоленки бы сходили :)
Андрей Королев Vulh написал 24 февраля 2016 в 08:43
SkyDiver: Да нам гор хватило :)
Arseniy
Arseniy Kotov Arseniy написал 24 февраля 2016 в 00:49
Хороший маршрут и фотографии уже не такие цветастые и чересчур четкие, как в прошлых.
В этих местах, как я понимаю, погран пропуск не нужен был?
Почему кстати нет фотографий с плотины и комбината? Местная публика оценила бы подобные места :)
Андрей Королев Vulh написал 24 февраля 2016 в 08:41
Arseniy: Именно в этом походе - нет. Но пошли бы в соседнюю долину - уже нужен.
Всё-таки у нас горный поход :) Встречал отчеты и о комбинате.
Андрей SkyDiver написал 24 февраля 2016 в 23:12
Arseniy: На комбинате уже в принципе фотографировать нечего, все раздолбали, разве что по штольням прогуляться, но для этого нужно до поселка шахтеров вверх подняться, а это пешком довольно таки тяжко :) учитываю что они столько прошли до этого :)
Erebus
Алексей Erebus написал 24 февраля 2016 в 11:17
Отличный отчёт! Я в тех краях только зимой был, пешком не пройти снега по пояс, но мы на внедорожниках. Не спортивно, но нашей целью был именно ГОК и штольни, собственно они и были успешно исследованы, хоть и не особо глубоко тк в некоторых местах вода доходила до края химзы.
Вот планирую летом повторить, залезть на Эльбрус и походить по окрестностям, вот благодаря вашему отчёту ещё одно место в копилку для посещений :)
Андрей Королев Vulh написал 24 февраля 2016 в 16:26
Erebus: Спасибо :) Этим летом тоже планируем побывать наконец на Эльбрусе, а то все вокруг да около.
Андрей SkyDiver написал 24 февраля 2016 в 23:23
Erebus: Там самый доступный нижний горизонт, и как мы недавно узнали еще можно сходить на самый верхний, остальные в основном завалены и один портал сильно затоплен, но по нижнему довольно долго гулять можно :)
Не посчитайте за рекламу, просто не все отчеты привязаны
Нижний горизонт urban3p.ru/blogs/36228/
И самый верхний urban3p.ru/blogs/38716/
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Erebus
Алексей Erebus написал 25 февраля 2016 в 18:27
SkyDiver: твои отчёты не так рекламировать нужно. Их нужно в топ жж пустить, я честно перед нашей поездкой их раза три перечитывал. Они шикарные :)
Я надеюсь, вновь добраться до рудника уже более подготовленными и подетальнее его изучить. Мы в Тырныаузе залезли в заброшенное управление ГОКом и там нашли в грязи карту рудника, нескажу, что слишком подробную, но весьма неплохую. А вот в актовом зале уже висела огромная карта с кучей фотографий привязанных к местности. Вот думаю с помощью этих материалов, станет яснее каков рудник весь. Как то гуглить руки не доходили, вся инфа по старинке сама нашлась в оффлайне :)
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Андрей SkyDiver написал 25 февраля 2016 в 20:52
Erebus: Ну я не рекламировал отчеты :) просто старался более детально показать место и что там сейчас доступно :)