
От Марса до Витязя. Покоритель Марианской впадины
Фото 1. Научно-исследовательское судно «Витязь» — советское научно-исследовательское судно (1949—1979); в настоящее время — главный экспонат Музея Мирового океана в Калининграде. На судне расположены экспозиции, посвящённые истории географических открытий и судоходства. Восстановлены многие исторические интерьеры — каюта капитана, кают-компания и другие.
В этом посте предлагаю вам прогуляться по его интерьерам и посмотрим разные исторические фото судна.
Фото 2. В 1939 был спущен на воду построенный на верфи «Шихау» в Бремерхафене (Германия) грузопассажирский теплоход «Марс». Он был предназначен для рейсов в Испанию и Португалию. Однако этому помешала Вторая мировая война. «Марс» стал военным транспортом. В январе — апреле 1945 года «Марс» вывез из Восточной Пруссии более 20000 беженцев.
Фото 3. В декабре 1945 года по репарациям судно было передано Великобритании, где его перекрестили в «Empire forth» («Мощь Империи»), однако уже в мае 1946 года после пересмотра части репараций судно вошло в состав торгового флота СССР. Судно было приписано к балтийскому пароходству и совершало рейсы между портами Балтийского и Северного морей. Теперь оно называлось «Экватор».
Фото 4. Между 1947 и 1949 годами по инициативе В. Г. Богорова и при участии И. Д. Папанина, а также других сотрудников Института океанологии, «Экватор», переименованный в «Адмирал Макаров», переоборудовался в научно-исследовательское судно Академии наук СССР. В 1949 году судно в последний раз сменило название, став «Витязем» в память о двух корветах XIX века: 1862 г. и 1883 г..
Фото 5. «Витязь» был первым научно-исследовательским судном Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН. С 1949 года в течение 18 лет оно было флагманом экспедиционного флота СССР. Между 1949 и 1979 годами «Витязь» совершил под вымпелом Академии наук 65 рейсов в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах, пройдя в общей сложности 800 тысяч морских миль и выполнив 7943 научных станций. Самый большой научный вклад судно сделало в области биологических исследований океанских глубин, в частности, открыто 1176 новых видов животных и растений.
Фото 6. Первый рейс «Витязя» в Чёрное море был экспериментальным, после чего судно совершило дальний переход и было приписано к Владивостоку. Сначала исследования велись в Охотском, Японском и Беринговом морях, у Курильских островов, а с 1954 года начались работы в открытом океане — Тихом и Индийском. До начала 1960-х гг. в рейсах судна велись в основном комплексные научные исследования, а затем, когда общая характеристика океана была достаточно проработана, начали проводить тематические экспедиции. Тематические рейсы были биологической, гидрологической, геологической либо геолого-геофизической направленности.
Фото 7. Исследования «Витязя» закрыли множество «белых пятен» на картах подводного рельефа Тихого и Индийского океанов.
По результатам измерений, проведённых в 1957 году во время 25-го рейса советского научно-исследовательского судна «Витязь» (руководитель Алексей Дмитриевич Добровольский), максимальная глубина жёлоба — 11 023 м (уточнённые данные, первоначально сообщалась глубина 11 034 м)
В 1959 году судно установило мировой рекорд глубоководной якорной стоянки — 9 600 метров.
Фото 8. В 1979 году судно завершило свою последнюю научно-исследовательскую экспедицию, прибыв из Новороссийска в Калининград. На высшем уровне рассматривался вариант его установки в Москве к Олимпиаде-80. Однако провод «Витязя» в Москву по каналам представлялся слишком сложным мероприятием, и этот план был отвергнут. В течение последующих 11 лет велись споры о судьбе заслуженного судна, в то время как сам «Витязь» постепенно гнил и разворовывался, стоя у причала судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде.
Фото 9. В 1992 судно было передано новообразованному Музею Мирового Океана.
Фото 10. Два года судно ремонтировалось на заводе, а 12 июля 1994 года встало на вечную стоянку у музейного причала в самом центре Калининграда.
Фото 11. И вкратце о судне
Водоизмещение 5740 т
Длина 109,4 м
Ширина 14,56 м
Высота 14,56 м
Фото 12. В 1999 году «Витязь» отметил четырёхкратный юбилей: 60-летие спуска на воду, 50-летие выхода в первый научный рейс, 20-летие «выхода на пенсию» и 5-летие швартовки у музейного причала.
Фото 13. Штурвал.
Фото 14. Медчасть судна
Фото 15.
Фото 16. А вот именно так выглядело судна перед реконструкцией. Одну комнату специально оставили по хардкору, что бы было сравнение. Кстати, в этой комнате был расположен женский душ
Фото 17. Коллекция габаритных огней судна. По одной аказии в одном бомбаре был спасен такой фонарь.
Фото 18. Камбуз
Фото 19.
Фото 20. Рулевой мостик. Слева "штурвал"
Фото 21. Спецтелефон
Фото 22.
Фото 23. вот такая вот атмосфера в рубке, 60-х годов
Фото 24.
Фото 25. Жилище капитана на судне, 19 век
Фото 26. и век 20-й
Фото 27. Как я вам рассказывал в одном из прошлых обзоров, ванна на корабле была только у капитана
Фото 28.
Фото 29. столовая для офицеров
Фото 30.
Фото 31. каюта старших офицеров
Фото 32.
Фото 33. попадаем в библиотеку
Фото 34. лаборатории
Фото 35.
Фото 36.
Фото 37. Ну и гнездо радиолюбителя. Да, передатчики на опознание
Фото 38.
Фото 39. из ламп узнал только легендарную гу-81
Фото 40. а вот и живое гнездо радиолюбителя
Фото 41. Спускаемся вниз от толп народа. Морозильники. Кстати, умерших в море держат рядом в морозилке с продуктами.
Фото 42.
Фото 43. И идём в святая святых - машину
Фото 44. по пути видим гирокомпас, с котейкой. На фото справа в ЗИП укладке ящик от него, а внутри лежит шарик, который стоит хороших денег :)
Фото 45.
Фото 46. слесарка
Фото 47. вспомогательные двигатели, а по диггески 2 дизельгенератора. Под научное судно было произведено переоснащение энергетической установки и в 3 раза увеличена её мощность
Фото 48. а это не коллайдер, а тоннель гребного вала
Фото 49.
Фото 50.
Фото 51. и вот через эти сальники вал превращается в винт
Фото 52. И аварийный выход из туннеля
Фото 53.
Фото 54.
Фото 55.
Фото 56. снова дизеля
Фото 57.
Фото 58.
Фото 59. главное распредустройство корабля
Фото 60.
Фото 61.
Фото 62.
Фото 63.
Фото 64.
Фото 65.
Фото 66. и собственно сам дизель,
Фото 67. Его мощность 3000 л.с.
Фото 68.
Фото 69.
Фото 70.
Фото 71. и разные экспонаты
Фото 72.
Фото 73. инсталляция, посвящённая быту полярников
Фото 74.
Фото 75. Ну и напоследок Орел
Фото 76.
Фото 77. а вот эти желтые камешки -Янтарь, тоже стоят годных денег
Фото 78. янтарь в родной среде обитания - голубой глине
Фото 79. Ну а наркоманы были во все времена
Фото 80. До новых встреч
В этом посте предлагаю вам прогуляться по его интерьерам и посмотрим разные исторические фото судна.

Фото 2. В 1939 был спущен на воду построенный на верфи «Шихау» в Бремерхафене (Германия) грузопассажирский теплоход «Марс». Он был предназначен для рейсов в Испанию и Португалию. Однако этому помешала Вторая мировая война. «Марс» стал военным транспортом. В январе — апреле 1945 года «Марс» вывез из Восточной Пруссии более 20000 беженцев.

Фото 3. В декабре 1945 года по репарациям судно было передано Великобритании, где его перекрестили в «Empire forth» («Мощь Империи»), однако уже в мае 1946 года после пересмотра части репараций судно вошло в состав торгового флота СССР. Судно было приписано к балтийскому пароходству и совершало рейсы между портами Балтийского и Северного морей. Теперь оно называлось «Экватор».

Фото 4. Между 1947 и 1949 годами по инициативе В. Г. Богорова и при участии И. Д. Папанина, а также других сотрудников Института океанологии, «Экватор», переименованный в «Адмирал Макаров», переоборудовался в научно-исследовательское судно Академии наук СССР. В 1949 году судно в последний раз сменило название, став «Витязем» в память о двух корветах XIX века: 1862 г. и 1883 г..

Фото 5. «Витязь» был первым научно-исследовательским судном Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН. С 1949 года в течение 18 лет оно было флагманом экспедиционного флота СССР. Между 1949 и 1979 годами «Витязь» совершил под вымпелом Академии наук 65 рейсов в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах, пройдя в общей сложности 800 тысяч морских миль и выполнив 7943 научных станций. Самый большой научный вклад судно сделало в области биологических исследований океанских глубин, в частности, открыто 1176 новых видов животных и растений.

Фото 6. Первый рейс «Витязя» в Чёрное море был экспериментальным, после чего судно совершило дальний переход и было приписано к Владивостоку. Сначала исследования велись в Охотском, Японском и Беринговом морях, у Курильских островов, а с 1954 года начались работы в открытом океане — Тихом и Индийском. До начала 1960-х гг. в рейсах судна велись в основном комплексные научные исследования, а затем, когда общая характеристика океана была достаточно проработана, начали проводить тематические экспедиции. Тематические рейсы были биологической, гидрологической, геологической либо геолого-геофизической направленности.

Фото 7. Исследования «Витязя» закрыли множество «белых пятен» на картах подводного рельефа Тихого и Индийского океанов.
По результатам измерений, проведённых в 1957 году во время 25-го рейса советского научно-исследовательского судна «Витязь» (руководитель Алексей Дмитриевич Добровольский), максимальная глубина жёлоба — 11 023 м (уточнённые данные, первоначально сообщалась глубина 11 034 м)
В 1959 году судно установило мировой рекорд глубоководной якорной стоянки — 9 600 метров.

Фото 8. В 1979 году судно завершило свою последнюю научно-исследовательскую экспедицию, прибыв из Новороссийска в Калининград. На высшем уровне рассматривался вариант его установки в Москве к Олимпиаде-80. Однако провод «Витязя» в Москву по каналам представлялся слишком сложным мероприятием, и этот план был отвергнут. В течение последующих 11 лет велись споры о судьбе заслуженного судна, в то время как сам «Витязь» постепенно гнил и разворовывался, стоя у причала судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде.

Фото 9. В 1992 судно было передано новообразованному Музею Мирового Океана.

Фото 10. Два года судно ремонтировалось на заводе, а 12 июля 1994 года встало на вечную стоянку у музейного причала в самом центре Калининграда.

Фото 11. И вкратце о судне
Водоизмещение 5740 т
Длина 109,4 м
Ширина 14,56 м
Высота 14,56 м

Фото 12. В 1999 году «Витязь» отметил четырёхкратный юбилей: 60-летие спуска на воду, 50-летие выхода в первый научный рейс, 20-летие «выхода на пенсию» и 5-летие швартовки у музейного причала.

Фото 13. Штурвал.

Фото 14. Медчасть судна

Фото 15.

Фото 16. А вот именно так выглядело судна перед реконструкцией. Одну комнату специально оставили по хардкору, что бы было сравнение. Кстати, в этой комнате был расположен женский душ

Фото 17. Коллекция габаритных огней судна. По одной аказии в одном бомбаре был спасен такой фонарь.

Фото 18. Камбуз

Фото 19.

Фото 20. Рулевой мостик. Слева "штурвал"

Фото 21. Спецтелефон

Фото 22.

Фото 23. вот такая вот атмосфера в рубке, 60-х годов

Фото 24.

Фото 25. Жилище капитана на судне, 19 век

Фото 26. и век 20-й

Фото 27. Как я вам рассказывал в одном из прошлых обзоров, ванна на корабле была только у капитана

Фото 28.

Фото 29. столовая для офицеров

Фото 30.

Фото 31. каюта старших офицеров

Фото 32.

Фото 33. попадаем в библиотеку

Фото 34. лаборатории

Фото 35.

Фото 36.

Фото 37. Ну и гнездо радиолюбителя. Да, передатчики на опознание

Фото 38.

Фото 39. из ламп узнал только легендарную гу-81

Фото 40. а вот и живое гнездо радиолюбителя

Фото 41. Спускаемся вниз от толп народа. Морозильники. Кстати, умерших в море держат рядом в морозилке с продуктами.

Фото 42.

Фото 43. И идём в святая святых - машину

Фото 44. по пути видим гирокомпас, с котейкой. На фото справа в ЗИП укладке ящик от него, а внутри лежит шарик, который стоит хороших денег :)

Фото 45.

Фото 46. слесарка

Фото 47. вспомогательные двигатели, а по диггески 2 дизельгенератора. Под научное судно было произведено переоснащение энергетической установки и в 3 раза увеличена её мощность

Фото 48. а это не коллайдер, а тоннель гребного вала

Фото 49.

Фото 50.

Фото 51. и вот через эти сальники вал превращается в винт

Фото 52. И аварийный выход из туннеля

Фото 53.

Фото 54.

Фото 55.

Фото 56. снова дизеля

Фото 57.

Фото 58.

Фото 59. главное распредустройство корабля

Фото 60.

Фото 61.

Фото 62.

Фото 63.

Фото 64.

Фото 65.

Фото 66. и собственно сам дизель,

Фото 67. Его мощность 3000 л.с.

Фото 68.

Фото 69.

Фото 70.

Фото 71. и разные экспонаты

Фото 72.

Фото 73. инсталляция, посвящённая быту полярников

Фото 74.

Фото 75. Ну и напоследок Орел

Фото 76.

Фото 77. а вот эти желтые камешки -Янтарь, тоже стоят годных денег

Фото 78. янтарь в родной среде обитания - голубой глине

Фото 79. Ну а наркоманы были во все времена

Фото 80. До новых встреч


Светлана Любимая Lubimaya
написала 9 октября 2016 в 22:56
Отличный репортаж, машинное отделение просто мозговзрывательно!
0
Ссылка
| 1 отв.
По моему я тут даже был... некоторые интерьеры выглядят знакомо :) ты там куда-то не туда видимо забредал. Это музей-корабль
0
Ссылка
| 1 отв.

Очень интересно описал историю судно, было приятно прочитать, и в Германии ходило, и в Британии немного, и в СССР чуть ли не во всех флотах, в общем, историческая часть у тебя всегда на высоте :) Особенно впечатлил тоннель гребного вала, я и не знал что он так офигенно может выглядеть, круто :)
0
Ссылка
| 1 отв.
Только жители сайта могут оставлять комментарии.