Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТуризм
Vladimir
Владимир написал 21 декабря 2016 в 20:27 [изменен через 21 минуту] [ Назад ]

По злачным местам Забайкалья и Бурятии

Всем привет, друзья! Больше пяти лет меня не было на сайте и вот я вернулся, но не с пустыми руками.
Представляю вашему внимаю декабрьское автопутешествие в Забайкальский край, протяженностью без малого 4000 км и продолжительностью 8 дней. Целью мероприятия ставилось исследование покинутых военных частей и военных городков бывшего ЗабВО, а также некоторых промышленных объектов.
Image


Немного из истории:
Забайкальский военный округ (ЗабВО) - оперативно-стратегическое территориальное объединение Вооруженных Сил СССР и Российской Федерации, существовавшее в 1921—1922, 1935—1941, 1947—1998 годах на территории Восточной Сибири.
Управление округа находилось в городе Чите.
В 2010 году по указу президента Дмитрия Медведева в России начало действовать новое военно-административное деление, из-за чего расформировали Сибирский военный округ. Забайкальский край и Республику Бурятия включили в новый Восточный военный округ, а центр округа перенесли из Читы в Хабаровск. В связи с изменением деления произошла передислокация войск и многие позиции были попросту брошены.
В декабре 2016 года экипаж автомобиля Mitsubishi Pajero в составе водителя, собственно меня, и штурмана Ивана отправился по следам Забайкальского военного округа.
Выдвигаемся из Иркутска утром, и забив баки под завязку, отправляемся в путь.
ImageВпереди непростая дорога длиной около 1800 километров. На сложном участке пути от Иркутска до Байкальска постоянно приходится использовать стеклоомыватель. На дороге каша и вся она летит на лобовое стекло из-под колес большегрузов, машина приобретает новый окрас.
Image
Участок автодороги Иркутск - Слюдянка считается одним из самых сложных горных перевалов в России, что подтверждается постоянными авариями и переворотами большегрузов на этом участке.
Подъезжая к Култуку, нашему взору открывается завораживающий вид на горные хребты и озеро Байкал.
Image
Image
В Слюдянке заезжаем на замену масла. Оказывается, не так просто найти сервис, где есть свободное место для этой процедуры. Но вот замена произведена и мы продолжаем наш путь.
Спустя примерно час останавливаемся на привал в поселке Выдрино, на границе Иркутской области и Бурятии. Пикник на обочине, состоящий из сала, яиц и горячего чая, доставляет огромное удовольствие и насыщает нас.
Image
И снова в путь. После Выдрино профиль дороги меняется, становится более благоприятным.
Image
Зимой темнеет рано, после 17 часов уже темно, поэтому в город Улан-Удэ мы прибываем уже в темноте.
Image
Удивляемся, что время близится к 22:00, а мы попадаем в пробку. Здесь стоит особо отметить манеру и стиль дорожного движения в Бурятии. На двух полосах для движения умещаются каким-то чудом по три, а то и по четыре машины. При этом движутся они не друг за другом, а как попало. Ну а причиной пробки была авария. "Волга" протаранила дорожное ограждение.
Image
Вот мы и в первой точке нашего путешествия. Хостел "Аян" встретил нас в лице администратора. Девушка свободно и неприветливо общалась с нами, причем "на ты". В целом, конечно, обстановка неплохая: чисто и красиво. Однако не все было так же хорошо. Следующей "радостью" стал сосед, у которого всю ночь падал телефон на пол. Кульминацией стало то, что он включил свет в 6 утра, чтобы его найти. Естественно, мы просыпаемся и решаем продолжить движение в Читу.
Image
Касаемо качества дорог, то дорога с Улан-Удэ оставила очень негативные воспоминания. Кусками сделана, но на некоторых участках складывается ощущение, что асфальт не менялся с 70х: красноватое потресканное покрытие с очень частными "заплатками". Местами дорога и вовсе превращается в гравийку. Фердеральная трасса...
Image
Image
В этот день нас ждут первые объекты. Это заброшенная часть в двадцати пяти километрах от Петровска-Забайкальского и место испытания ядерной бомбы "Метеорит-5", на которое мы, к сожалению, не успели прибыть по-светлу. К воинским частям прибываем днем.
Image
На пути к военной части нам предстоит насквозь пересечь г. Петровск-Забайкальский. Городок небольшой, населением чуть более пятидесяти тысяч душ, история которого берёт начало в конце 18 века. Расположен на Транссибе, в 414 км от областного центра - города Читы. Что касается "индустриальной" темы, то город "славится" своим чугунолитейным заводом, который был возведён ещё в 1788 году. Ныне заброшен. В силу жёсткой ограниченности во времени, посмотреть его не получилось.
Image
Заезжаем за гору и останавливаемся переодеться. На улице прохладно.
Image

Заезжаем в войсковую часть 04156. Вокруг ни души и лишь следы на снегу показывают, что сюда кто-то заезжал не так давно. Тишина...
Image
Начинаем исследование части с двух офицерских домов.
Image
Image
Image
Image
В подъездах валяются кирпичи, штукатурка, бетон - они наполовину разрушены. В квартирах разруха, последствие вандализма. На крышу лезть не решаемся - лестница в виде двери не кажется нам надежной.
Image
Image
Image
Крыши пятиэтажек стали нерукотворной оранжереей для травы и деревьев.
Image
Некоторые дома существенно подверглись разрушению временем и вандалами
ImageImage
Спускаемся вниз и проезжаем до штаба части (предположительно). Около него еще сохранились столбики с красной звездой и стелла с патриотическими лозунгами. Само здание частично разрушено и не представляет собой какой-либо ценности.
КПП
Image
Image
Image
Image
так как время было сильно ограничено, к разрушенным складам не едем и покидаем военную часть, попутно запечатлив подобие ангаров.
Image

Image
Image
Выдвигаемся в 1434-я артиллерийскую базу боеприпасов РАВ (в/ч 34411) . На въезде стят красные "Жигули", но в них и рядом с ними никого. Как и в предыдущей части, осмотр начинаем с домов, в которых раньше жили офицеры. Здесь все более сохранно. Еще видны рисунки на стенах и обоях, сделанные рукой бывших жильцов.
Image
Image
Image
Поднимаемся наверх, на крышу. Вид завораживает: степь, старые боксы, ангар и прочие сооружения...
Image
Image
После того, как индустриальный пейзаж запечатлен, едем в ангар. Раньше здесь стояли большие гермодвери, но сейчас вход открыт. Внутри замечаем гору пробок от бутылок, а также ящики, в которых хранилось медицинское имущество. Некоторые из них еще целы, а внутри лежат индивидуальные противохимические пакеты, датируемые 1981 годом выпуска. Берем парочку себе в качестве хабара.
Image
Image
На этом моменте, к сожалению, намертво замерзает батарея в фотоаппарате, поэтому внутреннее убранство ангара зафиксировать не получилось.
Выходя из ангара, замечаем двоих мужчин, следующих в нашу сторону. Бежим к машине через другой выход, опасаясь того, что это могут быть охранники. Решаем далее осмотреть склады. Они еще более менее хорошо сохранились, но изрядно поедены огнём..
Image
При выезде видим тех мужчин. Нет, это не охранники. Свалкеры обыкновенные. Около "Жигулей" они режут трубу, чтобы впоследствии сдать ее на металлолом...
Продолжаем движение по маршруту, следующий объект: "Метеорит-5". Уже в пути смотрим историю войсковой части 34411. Оказывается, она была расформирована в апреле 2015 года.
Image
Image
На мой взгяд, двусмысленная фотография
Image
К сожалению, на "Метеорит-5" по-светлу не успеваем, поэтому оставляем этот объект на обратную дорогу.

Темнеет. Останавливаемся, чтобы найти хостел в Чите. К нашему удивлению и разочарованию, таких гостиниц мало и цены кусаются. Подыскиваем квартиру на сутки. И уже в первом месте нам предлагают неплохой вариант в центре города.
Вечерняя Чита не впечатлила с самого начала. Злую шутку сыграло с нами наше воображение. Мы восприняли мужчину, явно соседа, за бандита. Но, к счастью, все оказалось не так плохо, как в наших фантазиях. При походе в магазин встречаем несколько местных гоп-компаний, большинство из них изрядно выпившие.
Очень улыбнул "подарок" от бывших постояльцев этой квартиры, которые его явно забыли, получив массу удовольствий. Становится понятно, кто и для чего снимает эту квартиру. Но в силу дикой усталости, отметаем эти мысли и поужинав, ложимся спать.
Image
На следующий день едем знакомиться с Читой поближе. Начинаем с Часовни Александра Невского. Прибываем туда и сразу же при выходе из машины попадаем под ветер, пронизывающий до костей. Сама Часовня закрыта, но она находится на смотровой площадке, с которой открывается шикарный вид практически на весь город.
Image
После того как фотографии сделаны, отправляемся в Парк Победы. К большому сожалению, центральный вход закрыт. Находим открытые ворота чуть в стороне. Дорожка ведет вдоль парка и в некоторых местах, в заборе, мы видим закрытые ворота. Чтобы не получилось, что приехали зря, перелазим через ограждение в сам парк. Длинная аллея, ведущая к постаментам, пустынна. Чем не объект (смех).
Image
Image
Image
Вдоволь насмотревшись на памятники, покидаем парк тем же путем, что и пришли.
Знакомство с Читой решаем продолжить еще в одном парке. Но фотоаппарат подозрительно быстро разрядился и мы, купив магниты, возвращаемся домой.
На следующие сутки, выехав поздно ночью, ранним утром мы подъезжаем к станции Степь, где раньше располагались войсковые части 22261 (бомбардировачный авиационный полк 30-ой авиационной дивизии истребителей бомбардировщиков), 21805 (авиационный полк истребителей бомбардировщиков 30-ой авиационной дивизии истребителей бомбардировщиков). Гарнизон был закрыт в 2010 году. За семь лет запустения объект практически стёрт с лица земли. Многочисленные пятиэтажные ДОСы, казармы и прочие здания инфраструктуры были разрушены до основания и вывезены. Согласно данным Википедии, после закрытия и расформирования части, было принято решение о восстановлении и модернизации аэродрома. Работы действительно начинались и должны были прийти к своему завершению ещё в 2015 году. Но увы, в действительности всё иначе.
Image
Image
Едем по центральной улице разрушенного военного городка в сторону ВПП и ангаров.
Image
Полоса перерыта, ангары, диспетчерская и другие сооружения заброшены.
Image
В помещениях диспетчерской находим разного рода документации, валяющиеся на полу вперемешку со строительным мусором
Image
По территории аэродрома расположены ангары для авиационной техники
Image
Image
С некоторых "авиагаражей" гермодвери сняты, на других они до сих пор сохранились.
Image
Image
Массивные гермодвери перемещались по рельсам
Image
Image
Внутри ангаров пустота, ничего не осталось. Находим лишь многочисленные надписи с тех времён, свойственные всем военным частям.
Image
Бегло осматриваемся на территории авиабазы, то и дело поглядывая на часы. Световой день очень короткий, надо многое успеть
Image
Image
Image
Image
Image
Покидаем Стерь и направляемся дальше, на юго-восток, в сторону Забайкальска.
Image
К слову о местности. Отдалившись от Читы, мы попадаем в бескрайние степи. Ни единого деревца. Только низкорослые немногочисленные кустарники и, то и дело перебегающие магистраль, перекати-поле, движимые сильным пронизывающим ветром. Машин очень мало.
Image
Следующий объект находится на станции Мирная. Здесь находилась 2-я гвардейская Тацинская Краснознамённая ордена Суворова танковая дивизия. Военные покинули это место в начале 2000 г.
Image


На одном из офицерских пятиэтажек замечаем эмблему в виде танка.
Image
Военный городок очень сильно подвергся разрушению со стороны желающих бесплатной добычи. Металл, перекрытия, плиты - дома разбираются "по кирпичикам".
Image
Image
Image
Image
Долго не задерживаясь, отправляемся дальше.
Такая же печальная картина и на следующем объекте в Безречной. Здесь располагалась та же дивизия, что и в Мирной. Расформирована она в 2005 году, а с 2009 года место расположения - территория Нижнего городка в гарнизоне «Дивизионная» Улан-Удэ.
Image
Дома и другие здания были разрушены.
Image
Остались лишь ангары, расположенные в нескольких километрах от расположения.
Image
Image


Забайкальский край удивителен тем, что огромные территории, некогда служившие мощным опорным щитом Советского Союза превратился в бескрайнюю, полузаброшенную пустыню, где жизнь теплится на последнем издыхании. Умирающие посёлки, заброшенные военные городки. Мои мысли, возникшие от увиденного.
По пути то и дело нашему взору открываются подобные пейзажи. Чтобы всё досконально посмотреть, нужен не один десяток дней...
Image
Недалеко от предыдущих объектов расположен Шерловский горно-обогатительный комбинат, прекративший свою работу в начале 2000-х г.
Image


На этом предприятии добывали и обогащали оловянные и оловянно-полиметаллические руды. Сырьевой базой было Шерловогорское месторождение, известное с 18 в., и россыпи. Коренное месторождение до 1900 было известно как месторождение цветных камней. В 1900-32 на месторождении осуществлялась добыча вольфрамовых, бериллиевых и вольфрамовых руд, с 1934 — оловянных руд. Комбинат был введён а эксплуатацию в 1932. В его состав входили: карьер, обогатительная фабрика, транспортный цех и др.
Подъезжаем к контрольно-пропускному пункту. Ворота закрыты. Таблички гласят, что здесь все под охраной. Пока забиваем дальнейший маршрут, из КПП выходит сторож. Во время разговора рассказываем ему о том, зачем мы приехали и он разрешает нам осмотреть территорию.
Image
Сначала заходим в бывший цех по дроблению руды. Естественно, дробилок уже нет, но остались "пути", на которых были транспортерные ленты. Проходя по ним, руда попадала в дробильный аппарат. В цеху сохранился мостовой кран, сохранившийся в неплохом состоянии.
Image
Image
Image
Image
Image
Далее идем в основной цех.
Image
Image
Image
Image

Здесь все разрушено и понять какое оборудование стояло очень трудно. Но, судя по данным из интернета, переработка руд на обогатительной фабрике включала обогащение зернистой части по стадиальной гравитационной схеме, гравитационное обогащение шламов и доводку черновых концентратов флотогравитацией, флотацию сульфидов и окисленных форм.
Image
Image
Image
Некогда, комбинат был режимным объектом государственной важности и серьёзно охранялся.
Image
Image

Тем временем охранник приглашает нас к себе в здание охраны. Мы заходим в небольшое помещение, где стоят пара диванов, стол, шкаф и бегают две кошки, которые, как выясниось, любят позировать на фотоаппарат. Охранник сетует на то, что из-за сильного ветра отключили свет.
Image
Он рассказывает нам о то, что раньше он и сам служил в армии, а после работал здесь машинистом шагающего экскаватора. Еще в советские годы здесь стояло несколько воинских частей. Много где были ДОТы с башнями от танков. Рассказал о том, что сейчас все брошено, от частей не осталось ничего, а танковые башни попилены на металл... В конце разговора охранник советует подняться в административное здание. Следуем его совету, заходим.
Image
Сердце замирает от увиденного. На полу валяется огромное количество книг.
Image
Image

Конечно, книги о коммунистической партии, о Ленине, Сталине, учения Маркса и Энгельса, изжили себя морально, но в коллекции библиотеки им нашлось бы место.
Далее, наш путь лежит в самый криминальный город Забайкальского края - в Борзю. Ранее, там было несколько частей и военный аэродром.
Подъезжаем к офицерским домам в Борзе-2, или по-другому, "Барнаул".
Image
Борзя-2, или как его ещё называют "Барнаул", сейчас представляет собой унылое и жуткое место. Раньше, когда городок принадлежал военным, его смело можно было назвать образцовым с хорошей стороны. Между ровными пятиэтажками размещались яркие детские площадки. аккуратные военные белили бордюры, подрезали деревья. После ухода военных, на городок опустился занавес запустения и хаоса.
Image
Город-призрак.. Больше десятка домов, магазины, дом офицеров. А в квартирах жителем стал степной ветер. Но жизнь там теплится. После передачи жилищного фонда администрации района, туда сселили должников, пролетариат из разваливающихся бараков и подобных маргиналов. Но в целом, процентов, на 90, городок заброшен.
Image
Image
Image
И только стеллы и мемориал напоминают о былой жизни этого места
Image
Image
Время близится к закату, пора продолжать путь. Теперь уже до конечной точки нашего путешествия - города Краснокаменска, расположенного практически на границе с Китаем.
В Краснокаменск имеется два пути. Навигатор повел нас через короткую. По незнанию мы попали на гравийку... 60 км адской дороги, вокруг темнота, бескрайняя степь и ни одного насёлённого пункта. Обычным легковушкам здесь точно не место.. гравийка в очень плохом состоянии. Ямы, крупные камни. Но, ведомые желанием поскорее добраться до ночлега и лозунгом "больше скорость - меньше ям", набираем свои 70-80 км/ч и с грохотом в салоне мчимся в Краснокаменск.
Image
Image
Поздно вечером прибываем в Краснокаменск. Город встречает нас сразу хорошо. Мы снимаем квартиру у хороших людей. Трехкомнатная квартира с запахом и обстановкой советсткой хрущевки по цене всего-лишь 800 рублей/сутки. Вот вам забайкальский провинциальный городок. По пути до магазина не встречам ни одной гоп-компании. А погода просто отличная - ветра нет совсем.
Image
Image
За плечами почти 2000 км пути и вот мы в конечной точке нашего путешествия. Немного отдохнув и отметив половину пути, ложимся спать.
Image
Хорошенько выспавшись, отправляемся на горнодобывающее предприятие по добыче урана, расположенного в 20 км от города.
Приаргунское производственное горно-химическое объединение (ППГХО) - градообразующее предприятие города Краснокаменска, крупнейшее предприятие в России и одно из крупнейших уранодобывающих предприятий в мире.
Image
Image
Первой точкой становится хвостохранилище (от ред.- Хвостохранилище — комплекс специальных сооружений и оборудования, предназначенный для хранения или захоронения радиоактивных, токсичных и других отвальных отходов обогащения полезных ископаемых, именуемых хвостами). Оно действующее и, судя по табличкам, охраняется. Включаем наглость и заезжаем на территорию.
Image
По "дороге" то и дело встречаются запрещающие знаки и знаки "радиация". Территория очень большая, огорожена колючей проволокой.
Image
Дозиметр начинает слегка переживать, показывая уровень МЭД в 60-80 мкР/ч. (от ред. - безопасным порогом нормы принята мощность экспозиционной дозы в 30 мкР/ч)
Image
Подъезжая ближе к отстойникам, фон увеличивается и становится порядка 90-150 мкР/ч в машине. На грунте доходит до отметки в 300 мкР/ч.
У "берега" хвостохранилища. Вдоль проведены трубы для отходов производства. 576 мкР/ч. (фото с телефона)
Image
Image
Замечаем сворот к отвалу заражённого металла, о чём гласит табличка у шлагбаума, который оказался открытым. Заезжаем туда.
Image
Image
У шлагбаума МЭД чуть больше 300 мкР/ч.
Упираемся в тупик и, покинув автомобиль, исследуем территорию. Ожидание увидеть груды радиоактивного металла не оправдались, но несколько металлических конструкций всё-же нашлись.
Металлическая конструкция, давит более 2000 мкР/ч. Не критично, но уже приятно. (фото с телефона)
Image
Разворачиваемся и выезжаем с территории хвостохранилища. Выехав, останавливаемся на дороге и созерцаем проезжающие мимо БелАЗы, гружёные урановой рудой.
Image
У поверхности дорожного покрытия фон значительно повышен и составляет от 200 до 500 мкР/ч. По всей видимости, это следствие оседания радиоактивной пыли из кузовов грузовиков.
Image
Ну, и какое-же пост-советское предприятие не может "похвастаться" этим фэйсом?
Image
Далее наш путь лежит к карьерам. Раньше, добыча урана на предприятии велась открытым способом. Ныне вся добыча сосредоточена под землёй, а огромные карьеры теперь служат домом множеству животных и свалкой для изношенных покрышек.

Первым решено осмотреть Тулукуйский. Подъезжаем к нему. Охраны нет. Взглянув вниз, замираем от восхищения. Глубина карьера по разным данным от 300 до 450 метров (примерно 100-150 этажей), а диаметр около километра.
Image
МЭД на верхних ярусах не велика и составляет каких-то 80-90 мкР/ч.
Image
Image
Дорога вниз местами обвалилась, но в целом, на джипе по ней возможно спуститься более чем наполовину. Начинаем съезжать, как вдруг, дорогу нам перебегает лиса. Махнув своим пушистым хвостом, она сбегает вниз по крутому склону и скрывается от нас.
Останавливаемся, чтобы выпить чая и осмотреть дальнейший путь. В самом низу виднеется зеленое озеро, чуть выше кабина какой-то машины. А в нескольких местах видим штреки. К одному из них решаем подойти.
Image
Image
Выработка довольно высокая и широкая, протяжённостью порядка сотни метров. Справа и слева много сталагмитов. Идем дальше. Штрек плавно поднимается вверх. Радиационный фон уже значительно повышен, дозиметр нервничает. МЭД, в зависимости от места составляет от 400 до 5000 мкР/ч.
Замер уровня радиации у породы. 3360 мкР/ч. (фото с телефона)
Image
Берём с собой несколько активных камней и идём дальше.
Оставляем машину на дороге, потому что дальше не представляется возможным проехать. Отходим от дороги чуть вниз, к желоватому ручью. На удивление, поток воды там не замерзает.
ImageСтоит отметить, что уровень радиации повышается тем больше, чем ниже мы спускаемся.
Вот и дно карьера. Посередине замерзшее зеленоватое озеро.
Image
Около него и на нем уровень излучения достигает отметок в 400-800 мкР/ч, у породы переваливает за 1000.
Image
Но вдруг наш дозиметр начинает "сходить с ума". Пытаемся узнать причину такого поведения и опускаем его к земле. Каково же наше удивление, когда цифры начинают быстро расти. Десять, тринадцать, шестнадцать тысяч микрорентген в час... Самое большое значение, зафиксированное нами -20000 мкР/ч, что в 700 раз превышает норму.
Image
Поднимаемся к машине, а уже на ней наверх. Закат близок и мы решаем оставить второй карьер и отправляемся в поселок Октябрьский, который был расселен в начале 2010-х годов из-за повышенного уровня радиационного фона. Упразднен полностью в 2014 году.
Стелла на въезде в Октябрьский. МЭД 70-90 мкР/ч
Image
Image
Заезжаем в посёлок. Вокруг лишь поле, но навигатор показывает, что вокруг нас улицы и дома. Странно. Проезжаем по одной из бывших улиц и все встаёт на свои места. По обеим сторонам видим фундаменты от жилых построек. Это все, что осталось от домов.
Невдалеке виднеются два сохранившихся здания. Приближаемся к ним. Оказывается, что это бывшие школа и детский сад.
Image
Image
МЭД у здания школы 70 мкР/ч
Image

Заходим в школу. Она была построена в форме квадрата. Первое помещение, в которое мы попадаем - бассейн.
Image
Далее осматриваем кабинеты, спортивный и актовый залы. Стены в здании пестрят краской, на полу лежат таблички "Caution! Biohazard!". Здесь проводят иры в пейнтбол. Проверяем уровент радиации. Действительно, он превышен. От 60 до 70 мкР/ч.
Image
Image
Image
Image
Image
Покинув здание школы, решаем прокатиться по бывшим улицам посёлка и берём курс к "лагерю".
ImageПо прибытию домой, раскладываю наши "артефакты", а другими словами Источники Ионизирующего Излучения, ту самую урановую руду, которую мы прихватили с карьера. МЭД достигает отметки в 4500 мкР/ч. Но на расстоянии в пол-метра уровень вполне безопасный, порядка 25-30 мкР/ч. Так что эти камушки войдут в нашу коллекцию.
Image
На следующий день отправляемся к воинской части №40942, которая была расформирована. Также Краснокаменске располагались штаб и некоторые подразделения 18-го укрепленного района в составе 36-й общевойсковой армии. При приближении понимаем, что часть под охраной. Об этом говорит табличка и машина внутри, за закрытыми воротами.
Понимаем, что туда мы не попадем и едем посмотреть город получше, в надежде вспомнить ощущения из детства. В Краснокаменске один из самых больших парков автобусов марки "ЛиАЗ-677".
Image
Image
Приезжаем в центр. Дети катаются с большой горки рядом с Храмом Спаса Нерукотворного Образа. Центр, как и сам город, чистые, ЖКХ здесь отлично справляются со своей работой.
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Невдалеке от дома культуры "Даурия" замечаем на одном из магазинов большое табло дозиметра, но оно, к сожалению, уже ничего не показывает.
Image
Площадь у ДК "Даурия"
Image
Аллея трудовой славы тружеников ППГХО
Image
Image
На этом основная часть нашего путешествия заканчивается. Вечером выезжаем, чтобы посетить наутро "Метеорит-5", который мы оставили на обратный путь. Приезжаем к объекту рано утром, позади около 700 км пути, поэтому решаем немного поспать после ночного прохвата. Далее дорога уходит от трассы и пролегает через лес. Здесь на маленькой машине делать точно нечего. Пробираемся через сложный участок пути. На дороге лежат ветки, деревья.
Image
Image
Пару слов об объекте "Метеорит-5". В эпоху рассвета Советского Союза, гонимые гонкой вооружений и технологическим прогрессом советские учёные и военные проводили ядерные испытания, мирные взрывы. Производились они с целью совершенствования ядерных технологий и сейсмологических исследований. Подобных испытаний было несколько десятков.
Image
Так вот, в далёком 1977 году, 10 сентября, в 80 км от города Хилок, на глубине 494 м, был произведен ядерный взрыв мощностью 8.500.000 кг в тротиловом эквиваленте с целью сейсмозондирования.
Преодолев несколько километров лесной дороги навигационные приборы приводят к нас к тому самому месту.
Image
О том, что здесь испытывали ядерную бомбу, не напоминает практически ничего. Поросшая деревьями и кустарником поляна и торчащая из под земли конструкция, изрядно попиленная черметчиками. Из трубы торчат кабеля и тросы, которые использовались для управления взрывом и последующего дозиметрического контроля.
Уровень радиационного излучения в норме.
Image
Но само понимание того, что в каких-то 500 метрах под нашими ногами огромная оплавленная пустота, в которой вот уже без малого 40 лет горит ядерный пожар, очень доставляет.
Вот и все объекты, которые мы планировали посмотреть в нашем путешествии. Держим путь в Улан-Удэ, чтобы переночевать там и утром отправиться в Иркутск.
Image
На этом ставлю точку.
Ну а самым стойким, кто дочитал до конца, прилагаю небольшой видеоролик.

Всем удачи и незабываемых впечатлений!
saiLor777
Шломо Шмуль saiLor777 написало 21 декабря 2016 в 21:41
Крайне интересно.
0
Ссылка | 3 отв.
Stimboy
Stimboy написал 21 декабря 2016 в 22:29
saiLor777: хороший длинопост...
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
saiLor777
Шломо Шмуль saiLor777 написало 22 декабря 2016 в 00:07
Stimboy: Люблю такие. Прошлое вспоминается...
Vladimir
Владимир Vladimir написал 22 декабря 2016 в 10:26
Stimboy: спасибо за оценку :)
nistratov
старый nistratov написал 22 декабря 2016 в 00:41
шикарно .. обожаю такие поездки. молодцы
+8
Ссылка | 1 отв.
Vladimir
Владимир Vladimir написал 22 декабря 2016 в 10:25
nistratov: спасибо :)
Drol
Болотный Кот Drol написал 22 декабря 2016 в 05:18 [исправлен через 13 секунд]
2/3 фоток выкинуть и будет норм. + за котика. :3
0
Ссылка | 3 отв.
Vladimir
Владимир Vladimir написал 22 декабря 2016 в 10:26
Drol: чем 2/3 фоток не угодили?
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Drol
Болотный Кот Drol написал 22 декабря 2016 в 11:29
Vladimir: Да не, фотки норм. просто они однообразные и их много слишком. Если бы сократить было бы лучше имхо. Но тут на вкус и цвет как говорится, я всего лишь мнение высказал.
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Vladimir
Владимир Vladimir написал 23 декабря 2016 в 08:01
Drol: ну, возможно.. :)
FAZAN
Urban Fuhrer FAZAN написал 22 декабря 2016 в 08:44
Эх , надо было с вами ехатЬ :)
Тема Города не раскрыта совсем
0
Ссылка | 4 отв.
Vladimir
Владимир Vladimir написал 22 декабря 2016 в 10:24
FAZAN: о поездке ни сколько не пожалели, но ожидали большего, конечно. О каком городе ты говоришь?
0
Ссылка |  ↑ | 3 отв.
FAZAN
Urban Fuhrer FAZAN написал 22 декабря 2016 в 16:05
Vladimir: В Чите можно было получить годный урбан :)
+10
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Drol
Болотный Кот Drol написал 22 декабря 2016 в 17:42 [исправлен через 15 секунд]
FAZAN: Или пиздов. :)
+30
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Vladimir
Владимир Vladimir написал 23 декабря 2016 в 08:02
Drol: да да :)
Wars
John Wars написал 22 декабря 2016 в 10:38 [исправлен через 18 секунд]
Волосы не выпали вместе с зубами от такой радиации?

отчет хорош :)
-10
Ссылка | 1 отв.
Vladimir
Владимир Vladimir написал 23 декабря 2016 в 08:03
Wars: да доза херня :) мы же не долго там находились.
Grant2012
Hrant Harutyunyan Grant2012 написал 22 декабря 2016 в 17:03
Превосходно!
Интересно, у меня одного некоторые фото не отображаются?
TC72
Александр Росатый TC72 написал 22 декабря 2016 в 21:55
Очень хороший заезд (правда, за 4 000 можно было там посмотреть куда больше), но пост слишком объемный - более 60% фоток лишние, часть не отображается.
+19
Ссылка | 5 отв.
Vladimir
Владимир Vladimir написал 23 декабря 2016 в 08:04
TC72: странно, почему.. может потому-что ссылки с контакта? а посмотреть можно было действительно больше, но за неимением информации и времени получилось только так.
0
Ссылка |  ↑ | 4 отв.
devel43
Пьяный мастер devel43 написал 25 декабря 2016 в 18:28
Vladimir: Слишком большой размер. Оперативка компа отведённая под вкладку браузера переполняется и браузер решает остальные фотки уже не грузить. Так что чуть поменьше бы :)
0
Ссылка |  ↑ | 3 отв.
Darky
Говорит Москва Darky написало 25 декабря 2016 в 19:39
devel43: ой,Дев, привет! :)
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
devel43
Пьяный мастер devel43 написал 26 декабря 2016 в 15:01
Darky: Привет, я ещё жив :) Прост про урбанчик подзабыл :)
Vladimir
Владимир Vladimir написал 26 декабря 2016 в 13:56
devel43: хм.. у меня, вроде, всё нормально прогружает :)
foxhound
foxhound foxhound foxhound написало 23 декабря 2016 в 09:54
Спасибо за отличный репортаж! Благодаря этим фотографиям чувствуется, как велика Россия.
Первая Паджера- правильная машина. Сейчас таких уже ни кто не длает.
Что за резина у вас?
0
Ссылка | 3 отв.
Vladimir
Владимир Vladimir написал 24 декабря 2016 в 09:13
foxhound: и вам за оценку спасибо :) это второй паджерик :) Резина липучка, фирму не помню :)
+1
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
foxhound
foxhound foxhound foxhound написало 24 декабря 2016 в 19:58 [исправлен через 4 минуты]
Vladimir:
это второй паджерик :)
Да, действительно :) Просто я не знал, как на самом деле выглядит первое поколение
Кстати, бензин или дизель?
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Vladimir
Владимир Vladimir написал 25 декабря 2016 в 10:22 [исправлен через 39 секунд]
foxhound:
Image
вот так :)
Бензинка, 3 л + ГБО :)
Schutze
Лина Негодуэ Schutze написал 23 декабря 2016 в 12:14
Открыл пост, ушёл пить чай и как раз по возвращению он догрузился.
Отлично, будто сам съездил, лол. :)
+15
Ссылка | 1 отв.
Vladimir
Владимир Vladimir написал 24 декабря 2016 в 09:14
Schutze: спасибо, приятно :)
Darky
Говорит Москва Darky написало 25 декабря 2016 в 11:55
Душевный пост, прямо роуд-муви в фотографиях :)
0
Ссылка | 1 отв.
Vladimir
Владимир Vladimir написал 26 декабря 2016 в 13:50
Darky: старался :)
kitaycev
STALKER InChair kitaycev написал 25 декабря 2016 в 13:00
Просто оставлю ссылку здесь!
0
Ссылка | 1 отв.
Vladimir
Владимир Vladimir написал 26 декабря 2016 в 13:51
kitaycev: это уже моего штурмана пост :)
digitalskull
Мельник Евгеньев digitalskull написал 25 декабря 2016 в 14:52
Печально на самом деле. Служил в ЗАБВО в танковых рядом с Читой в Песчанке. ДМБ-91. Не заезжали туда? Танкодромы там знатные. Все собираюсь сам туда скататься. Борзей нас в учебке пугали- жопа мира по армейским понятиям. Ностальжи.
0
Ссылка | 1 отв.
Vladimir
Владимир Vladimir написал 26 декабря 2016 в 13:52
digitalskull: нет, туда не заезжали. На самом деле, там огромное количество забытых военных частей и в условиях жёсткой ограниченности во времени не было возможности их посетить.
devel43
Пьяный мастер devel43 написал 25 декабря 2016 в 18:30
Жаль, что завод металлургический не посетили. Мне кажется он был бы интереснее, чем пустые пятиэтажки в/ч. В прочем дело вкуса.
0
Ссылка | 1 отв.
Vladimir
Владимир Vladimir написал 26 декабря 2016 в 13:54
devel43: кроме пустых пятиэтажек ожидали большего.. но увы :)
Только жители сайта могут оставлять комментарии.