Новая жизнь помойки
Связанный объект: Учебно-производственные мастерские СПТУ № 48
Для России является совсем редкостью, когда заброшенные здания восстанавливают и находят им новое, достойное применение, особенно в области культуры. Об одной из таких историй я сегодня и расскажу.Заброшенные учебно-производственные мастерские ГПТУ №48 я приметил ещё летом 2016 года.
Первый корпус построен в 1960-х годах, а второй — в 1980-х.
Забросили связи с закрытием СПТУ №48 в 2011 году.
До рук дело так и не дошло, т.к. техникум вскоре нашел им применение. С этого и начинается их вторая жизнь.
Одну половину помещений перестраивают для нового спортзала, все станки и оборудование демонтируют, но в конце концов зимой 2017 года на месте предполагаемого спортзала появляется автомастерская.
Более позитивная участь досталась второй половине бывших мастерских, их передали под военно-патриотический клуб (ВПК) «Смерш» (ныне часть движения «Юнармия») и их музей. О нем сейчас и пойдет речь.
Экспозиция музея началась с транспортной техники, до этого она хранилась на заводе Урал АТИ. После прихода нового украинско-британского руководства многое изменилось не в лучшую сторону. Технику выкинули с территории завода; бывших заводских работников, в том числе мою бабушку не пускали в заводской музей, где лежали их же награды, а позже (по данным работников завода) музей со всей своей экспозицией и вовсе пропал без следа.
История клуба начинается с давних времен с их первого отреставрированного автомобиля ГАЗ 67-Б (слева на фото), тогда он впервые появился на улицах города во время парадов 9 мая.
ГАЗ с родным двигателем американских корней, таким же как и в ГАЗ-АА. Кстати, при реставрации была сохранена даже родная дюймовая американская резьба под коробку, для чего завод РМЗ специально изготовил детали и заготовки.
Самое интересное, что в личном архиве у меня сохранилась фотография того самого дня, когда этот автомобиль впервые показался на улицах города. По центру естественно я на фоне того ГАЗ 67-Б, слева руководитель и основатель клуба Юрий Шевцов поддерживает мне ППШа.
Американский Willys MB (Виллис) 1943 года выпуска. В свое время он пересек Антлантику.
Часть фронтовых вещей из этой экспозиции передала семья Неклюдова Анатолия Родионовича – участника ВОВ в составе ВВС: галифе, китель (отреставрированный), вещевой мешок, вытяжной парашют, офицерские ремни, подсумок от винтовки Мосина.
К сожалению, я сфотографировал не весь стеллаж, в кадр не попали форма ВВС, полевой ленд-лизовский телефон 1942 года, граната РГД, гильзы, табличка от пушки 1941 года, компас 41-го года, погоны и кокарды вернувшегося с фронта местного жителя (из пос. Черемша), полевой котелок, ленд-лизовский ремень местного жителя (с которым он дошел до Берлина), патронник от пулемета Максим, 4 вида подсумков для ППШа, кобуры от ТТ/Нагана.
На фото: левее синего патефона (не вошел в кадр) тревожный офицерский чемоданчик; синий работающий патефон 30-х годов (полностью реставрированный Швецовым, изначально был сгнившим и без кожи); выше лежит шлем СШ-40; правее него фотоаппарат 20-х годов; выше находятся книги военного времени: учебник шофера 3-го класса 1941 г., труды Ленина 1941 г., справочник шофера 1936 г., книга по ленд-лизовскому Шевроле, справочник по грузовикам ЯГ-3 и ЯГ-4; головной убор парашютистов/спецназа и отреставрированный китель Неклюдова А.Р., потерявший всего одну пуговицу.
По центру трофейные экспонаты: внизу рюкзак из телячьей кожи (для сравнения советские были просто тряпичные), немецкая паяльная лампа, летная куртка (с электро подогревом!), немецкий ежедневник.
Правее находится стенд по Афганской войне: классическая афганка с РД (рюкзаком десантника) и спецназовская «песочка» с разгрузкой; паколь (пуштунка) на молитвенном коврике, привезенная ветераном Афгана - Тетериным Евгением Павловичем; коробка с лентой пулемета ПК; мина-лягушка ПФМ-1; фляжка ВВС.
Оригинальный знак "Гвардия" на форме ВВС Неклюдова Анатолия Родионовича.
Слева коробочка с губной гармошкой, вилки-ложки (1-я подписанная советским бойцом в 1944 г., а 2-я из Севастополя), опасные бритвы, партийный значок, железный крест 2-го класса (аналог отечественной «За отвагу»).
Точные копии советский наград периода Отечественной войны, на фоне труба разведчика 1941 года.
Станок вертикального сверления, оставшийся от старой мастерской техникума. Портрет Сталина спасен из какой-то конюшни и позже отреставрирован; под ним прицелы от 45-мм пушек (М-42) 1942 года.
BMW R35 в процессе реставраци. На фоне стенд с фотовыставкой военных фотографий Бориса Владимировича Вильмана.
Легкий мотоцикл K-55 (модернизированная копия немецкого DKW RT-125). Интересно то, что мотоцикл никогда не ездил, попал в музей почти с завода, а завелся с первого раза.
ИЖ-350 (полностью скопированный советскими инженерами с немецкого DKW NZ350/1) выпускался с 1946 по 1951 года, для своего времени был достаточно простым и надежным мотоциклом.
BMW R35 один из самых известных классических мотоциклов. Был самым массовым средним мотоциклом в армии Вермахта, выпускался с 1937 по 1940 год, а также в послевоенное время.
Мотоцикл М-72 (копия довоенного R-71), выпущенный на Ирбитском заводе, с пулеметом ДП-27. Он неоднократный чемпион на выставках в Ирбите как по качеству реставрации, так и по комплекции и годам. Кстати, всего их в клубе сейчас 3 и все они участвуют в парадах.
Пулемет Горюнова СГ-43.
Очередные конструкции, оставленные от старых мастерских.
Уютный красный уголок Ильича.
Заглянем в мастерскую, где реставрируются все эти экспонаты.
Один из тех трех М-72, что участвуют в парадах на 9 мая.
Известный деревянный мотоцикл, собранный Юрием Швецовым. Мотор - от бензопилы Дружба, колеса - от старой телеги, вместо фар - керосиновая лампа. Но от такого света толку мало - во время движения пламя задувает ветер, а останавливаться приходится ногами, т.к. тормозов пока нет. Предельная скорость - почти 40 км/ч. Из железа изготовлены только бензобак и двигатель. На нем мастер однажды доехал до байк-фестиваля в г.Ирбите (это чуть больше 200 км).
Работа кипит, не будем мешать... тсс
Надеюсь вам было интересно.
Всем спасибо за внимание, до новых встреч! :)
Только жители сайта могут оставлять комментарии.