Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
Jaden
Frau Feldgrau написала 1 марта 2018 в 15:19 [ Назад ]

Волгоградский элеватор

Волгоградский элеватор на сегодняшний день является историческим памятником и объектом культурного наследия федерального значения. Здание было построено в 1940 году, однако в историю довольно типовое для середины XX века сооружение вошло как место тяжелых боев за Сталинград, в ходе которых элеватор сильно пострадал, после чего восстанавливался.

Несмотря на героическое прошлое, элеватор является полностью действующим, а внутрь не водятся никакие организованные экскурсии. Этим летом мне посчастливилось побывать внутри этого исторического промышленного здания, включая подземные коммуникации. Всех любителей действующих предприятий приглашаю под кат. :)
В свой отчёт я намеренно не включаю исторические фотографии, так как они довольно известны, всем эрудированным людям давно намозолили глаза, а менее эрудированные легко найдут их в интернете.
ImageИсторическая справка:
Запущенный в эксплуатацию в июне 1941 года сталинградский элеватор был самым высоким сооружением в городе и представлял интерес для противоборствующих сторон в ходе Сталинградской битвы как господствующая высота. Немецкие части вышли в район элеватора 14 сентября 1942 года. Оборону здания вели остатки 35-й гвардейской и 131-й дивизий 62-й армии, а также другие части этого соединения (10-й отд. (запасной) стрелковой бригады). 18 сентября ряды оборонявшихся пополнила 92-я отдельная стрелковая бригада, сформированная из моряков-североморцев. Сразу по завершении переправы бойцы 92-й бригады перешли в контрнаступление, очистив от немецких войск прибрежную зону от реки Царицы до Консервного завода. Бои с участием бригады велись также на улицах КИМ, Рабоче-Крестьянской, Баррикадной, Козловской и у железнодорожного вокзала «Сталинград-2».

Однако превосходящими силами немцам уже 19 сентября удалось с трёх сторон окружить элеватор. В этот день были предприняты две атаки на элеватор при поддержке семи танков, окончившиеся для гитлеровцев потерей более 30 солдат и офицеров. В дальнейшем бои за элеватор приняли затяжной характер, его защитники, испытывая нехватку боеприпасов, тем не менее неоднократно отвергали предложения сдаться. 21 сентября была предпринята новая попытка штурма при поддержке бомбардировочной авиации и 16 танков. Несмотря на 15-20-кратное превосходство в силах нападавших, семь немецких атак были отбиты.

К 22 сентября у защитников элеватора иссякли боеприпасы и продовольствие. Ночью остатки оборонявшихся покинули здание, которым овладели немецкие части. В боях за элеватор погибли старший батальонный комиссар Белорусский и политрук Михайлов; особо отличились лейтенант Зазуля, старшина 2-й статьи Хозяинов, красноармейцы Бирюков и Хвостиков, старший политрук Носарев, капитан Назаров, сержант Калашников, старшина Катлюк и другие.

Новые бои развернулись вокруг элеватора в январе 1943 года. Он стал опорной позицией немецких частей, которые вели из него артиллерийский и миномётный огонь по наступавшим по направлению к центру города войскам 64-й армии. 24 января советские части начали боевые действия в районе элеватора, а на следующий день был предпринят его штурм силами 154-й морской стрелковой бригады при поддержке частей 36-й гвардейской, 29-й и 422-й дивизий и 7-го стрелкового корпуса. Штурм продолжался три дня, в ходе которых перестрелка неоднократно переходила в рукопашную схватку. В ходе боя моряки захватили немецкий бронепоезд, подожжённый огнём орудия старшины 2-й статьи Земенкова, а затем, воспользовавшись растерянностью противника, захватили и сам элеватор. В плен попали солдаты (в том числе 45 офицеров) немецкого артиллерийского полка.
Для меня знакомство с элеватором началось с его стен. Стоит подойти поближе, и становится видно, что они буквально дышат историей. Например, вот эти надписи нанесены ещё до войны. Смотрите, какой красивый почерк! :)
ImageНо что же скрывается за этими стенами? В работе элеватора до сих пор используется много старого оборудования, говорят, что многое ещё сороковых годов.
ImageТипичные для зернохранилищ вентиляционные установки:
ImageНо, пока в запасе ещё много сил, хочется первым делом взобраться на крышу, ставшую такой желанной высотой в Сталинградской битве.
ImageImageС высоты открываются потрясающие виды на город:
ImageImageС самой высокой точки крыши:
ImageА это внизу примостились грузовики с зерном, на один из которых уже слетелись голуби. Вообще, голуби -- настоящий бич элеватора, они живут тут в большом количестве и сотнями со всего города слетаются на трапезу. После "набега" голубей с каждой фуры теряется до 200 кг зерна. А любители продолжают и дальше в каждом дворе подкармливать этих летающих крыс.
ImageВсё в голубях!
ImageБомбарик :)
ImageЧасть корпусов комплекса:
Image
Довоенные балки до сих пор хранят следы пулевых попаданий:
Image
Насладившись видами с крыши, идём внутрь. От взгляда в бесконечные пролёты лестницы захватывает дух. Вниз -- 74 метра! Эта лестница примечательна ещё и тем, что прямо здесь, на этих ступенях, шли боевые действия.
Image
Прямо здесь велись ожесточённые схватки.
Image
Работающая линия. Здесь на специальной лете едет зерно:
Image
Image
Image
Для фильтрации и чтобы зерно не разлеталось, оно проходит через специальную мембрану с разрезами.
Image
старые заклёпочные соединения...
Image
Image
Переплетение конструкций:
Image
Image
А это -- пультовая, с которой управляется весь элеватор:
Image
А мы спускаемся всё ниже. От элеватора к Волге идёт эстакада для транспортировки зерна длиной около километра. Эстакада имеет наземную и подземную части. Длина подземной части около 400 метров.
Image
Здесь тоже проходит транспортировочная лента, а на стенах под слоем штукатурки кладка из бутового камня.
Image
Image
Эстакада имеет на своём протяжении незначительные расширения:
Image
Примечтельно, что в подземном ходе, как и везде в округе, также шли бои. Хотя теперь уже практически ничего не напоминает о тех временах...
Image
Image
Ближе к месту соединения с наземной частью подземный ход резко сужается, а оборудования становится больше:
Image
Image
Момент выныривания из-под земли:
Image
В этой длинной наземной эстакаде тоже частые гости -- птицы, любящие полакомиться халявным зерном.
Image
Заделанные залазы:
Image
Эстакада снаружи:
Image
Эстакада оканчивается небольшими пирсами, служащими для погрузки зерна на речные суда:
Image
Image
Пульт, с которого осуществляется управление погрузочным оборудованием, выглядит так:
Image
Основу этого оборудования составляют подвижные трубы, по которым зерно засыпается куда надо:
Image
Полюбовавшись на Волгу, возвращаемся обратно в корпус элеватора... Люблю изыски довоенной промышленной архитектуры!
Image
Выйдя на территорию элеватора, можно увидеть много всего интересного!
Image
Возрождённый элеватор нависает величественной громадиной. На местах, где были разрушения, видны следы, будто затянувшиеся шрамы.
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Очень симпатично оформленная курилка :)
Image
На территории кто-то высадил большое количество винограда, сорт "Изабелла".
Image
Image
Image
Image
Почти что уют старого сталинградского дворика :)
Image
Местная обитательница:
Image
На воротах предприятия -- мемориальная табличка.
Image
Кстати, даже из-за забора видны жадные голуби :)
Image
Ну и напоследок "официальный" ракурс элеватора.
Image
На заметку урбантуристу:
Копия Волгоградского элеватора есть в Ярославской области, в городе Рыбинске, правда, в последнем гораздо больше подземных хранилищ.
Спасибо за внимание!
Korshuntravel
Птичка Коршун Korshuntravel написал 1 марта 2018 в 17:14
спасибо,интересно
kitaycev
STALKER InChair kitaycev написал 1 марта 2018 в 17:54
неделя туризма на урбане :)
После "набега" голубей с каждой фуры теряется до 200 кг зерна.

так... крупный голубь весит до 400 г. пускай "пустой" голубь может сожрать половину собственного веса.
тогда что же - на фуру (пускай с прицепом, как на фотке) слетается тысяча голубей? при том что на снимке - в фуре сидит десятка три, не больше. и на каждую следующую фуру - слетается новая, пустая тысяча? хм...
А любители продолжают и дальше в каждом дворе подкармливать этих летающих крыс.
"И пусть клятый хомяк подавится!" :)
0
Ссылка | 2 отв.
Jaden
Frau Feldgrau Jaden написала 1 марта 2018 в 18:01
kitaycev: Это было бы справедливо, если б на фотке присутствовали все окрестные голуби :) А так текучка голубей на одной фуре постоянная, и в этих условиях тысяча пожравших не так уж и много, их как тараканов там.
dghdfh
Иван Барабан dghdfh написал 1 марта 2018 в 19:49
kitaycev: у этих голубей нос балшой и кэпка есть, да?!
Lana
Lana Sator Lana написала 2 марта 2018 в 19:05
Мне кажется, подкорм голубей во дворах и скверах сказывается на элеваторной популяции примерно никак или, наоборот, в меньшую сторону (больше сытых во дворах - меньше голодных в зерне)
+10
Ссылка | 3 отв.
dghdfh
Иван Барабан dghdfh написал 2 марта 2018 в 19:18
Lana: голуби полная хуйня, если по нашему городу. Вот скворцы или вороны(галки? хер их знает) - настоящая оргпреступность, лятают человек по 200(не считал) в определенные часы, вот когда закат\рассвет, мощная такая орущая стая, невозможно не поднять голову. Наверное не минует речпорт и элеватор. Еще были байки, как огромные орды МОЛИ летели с профильного производства
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Jaden
Frau Feldgrau Jaden написала 2 марта 2018 в 20:07
dghdfh: Вороны птицы всеядные, из-за чего питаются много чем и в том числе и на свалках. Голубь тоже много что радостно жрёт, но генетически зерноядный, поэтому такое скопление халявного зерна не может их не притягивать. :)
Jaden
Frau Feldgrau Jaden написала 2 марта 2018 в 20:05
Lana: Тут крайне спорный вопрос, т.к. когда голубям хорошо, они, как и всякие живые существа плодятся. Даже нет, не так, а ПЛОДЯТСЯ (по восемь раз в год, из-за того, что ещё и живут под крышами в тепле). От голубиного перенаселения спасает только их глупость и способность самоубиваться буквально обо всё, но какое-то время молодняк живёт и ему тоже надо ЖРАТ!
Stimboy
Aleksandr Treugolnikov Stimboy написал 2 марта 2018 в 20:41
А из Питерские кто ни будь гонял на элеватор "Невская мельница"? Они вроде с прошлого года съезжали. Что там сейчас и как?
0
Ссылка | 3 отв.
Jaden
Frau Feldgrau Jaden написала 2 марта 2018 в 22:16
Stimboy: Не собирается пока никто никуда съезжать, в элеваторе по вечерам свет горит...
0
Ссылка |  ↑ | 2 отв.
Stimboy
Aleksandr Treugolnikov Stimboy написал 4 марта 2018 в 10:33
Jaden: а сам элеватор работает? Инфа о его переезде ещё в прошлом году появилась в сми.
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Jaden
Frau Feldgrau Jaden написала 4 марта 2018 в 14:23
Stimboy: Я внутрь не лазила, а снаружи выглядит как Ленин -- живее всех живых.
Michevskii
Макс Борисов Michevskii написал 20 марта 2018 в 22:47
кое какие фотки с КамАЗами спизжу.
0
Ссылка | 1 отв.
Jaden
Frau Feldgrau Jaden написала 21 марта 2018 в 10:23
Michevskii: На здоровье :)
Padonak
Женечка Padonak написал 3 апреля 2018 в 23:13
красота, а не обзор :)
0
Ссылка | 1 отв.
Jaden
Frau Feldgrau Jaden написала 4 апреля 2018 в 09:54
Padonak: Спасибо :)
Только жители сайта могут оставлять комментарии.