Волгоградский элеватор
Волгоградский элеватор на сегодняшний день является историческим памятником и объектом культурного наследия федерального значения. Здание было построено в 1940 году, однако в историю довольно типовое для середины XX века сооружение вошло как место тяжелых боев за Сталинград, в ходе которых элеватор сильно пострадал, после чего восстанавливался.
Несмотря на героическое прошлое, элеватор является полностью действующим, а внутрь не водятся никакие организованные экскурсии. Этим летом мне посчастливилось побывать внутри этого исторического промышленного здания, включая подземные коммуникации. Всех любителей действующих предприятий приглашаю под кат. :)
В свой отчёт я намеренно не включаю исторические фотографии, так как они довольно известны, всем эрудированным людям давно намозолили глаза, а менее эрудированные легко найдут их в интернете.
Историческая справка:
Но что же скрывается за этими стенами? В работе элеватора до сих пор используется много старого оборудования, говорят, что многое ещё сороковых годов.
Типичные для зернохранилищ вентиляционные установки:
Но, пока в запасе ещё много сил, хочется первым делом взобраться на крышу, ставшую такой желанной высотой в Сталинградской битве.
С высоты открываются потрясающие виды на город:
С самой высокой точки крыши:
А это внизу примостились грузовики с зерном, на один из которых уже слетелись голуби. Вообще, голуби -- настоящий бич элеватора, они живут тут в большом количестве и сотнями со всего города слетаются на трапезу. После "набега" голубей с каждой фуры теряется до 200 кг зерна.А любители продолжают и дальше в каждом дворе подкармливать этих летающих крыс.
Всё в голубях!
Бомбарик :)
Часть корпусов комплекса:
Довоенные балки до сих пор хранят следы пулевых попаданий:
Насладившись видами с крыши, идём внутрь. От взгляда в бесконечные пролёты лестницы захватывает дух. Вниз -- 74 метра! Эта лестница примечательна ещё и тем, что прямо здесь, на этих ступенях, шли боевые действия.
Прямо здесь велись ожесточённые схватки.
Работающая линия. Здесь на специальной лете едет зерно:
Для фильтрации и чтобы зерно не разлеталось, оно проходит через специальную мембрану с разрезами.
старые заклёпочные соединения...
Переплетение конструкций:
А это -- пультовая, с которой управляется весь элеватор:
А мы спускаемся всё ниже. От элеватора к Волге идёт эстакада для транспортировки зерна длиной около километра. Эстакада имеет наземную и подземную части. Длина подземной части около 400 метров.
Здесь тоже проходит транспортировочная лента, а на стенах под слоем штукатурки кладка из бутового камня.
Эстакада имеет на своём протяжении незначительные расширения:
Примечтельно, что в подземном ходе, как и везде в округе, также шли бои. Хотя теперь уже практически ничего не напоминает о тех временах...
Ближе к месту соединения с наземной частью подземный ход резко сужается, а оборудования становится больше:
Момент выныривания из-под земли:
В этой длинной наземной эстакаде тоже частые гости -- птицы, любящие полакомиться халявным зерном.
Заделанные залазы:
Эстакада снаружи:
Эстакада оканчивается небольшими пирсами, служащими для погрузки зерна на речные суда:
Пульт, с которого осуществляется управление погрузочным оборудованием, выглядит так:
Основу этого оборудования составляют подвижные трубы, по которым зерно засыпается куда надо:
Полюбовавшись на Волгу, возвращаемся обратно в корпус элеватора... Люблю изыски довоенной промышленной архитектуры!
Выйдя на территорию элеватора, можно увидеть много всего интересного!
Возрождённый элеватор нависает величественной громадиной. На местах, где были разрушения, видны следы, будто затянувшиеся шрамы.
Очень симпатично оформленная курилка :)
На территории кто-то высадил большое количество винограда, сорт "Изабелла".
Почти что уют старого сталинградского дворика :)
Местная обитательница:
На воротах предприятия -- мемориальная табличка.
Кстати, даже из-за забора видны жадные голуби :)
Ну и напоследок "официальный" ракурс элеватора.
На заметку урбантуристу:
Несмотря на героическое прошлое, элеватор является полностью действующим, а внутрь не водятся никакие организованные экскурсии. Этим летом мне посчастливилось побывать внутри этого исторического промышленного здания, включая подземные коммуникации. Всех любителей действующих предприятий приглашаю под кат. :)
В свой отчёт я намеренно не включаю исторические фотографии, так как они довольно известны, всем эрудированным людям давно намозолили глаза, а менее эрудированные легко найдут их в интернете.
Историческая справка:
Запущенный в эксплуатацию в июне 1941 года сталинградский элеватор был самым высоким сооружением в городе и представлял интерес для противоборствующих сторон в ходе Сталинградской битвы как господствующая высота. Немецкие части вышли в район элеватора 14 сентября 1942 года. Оборону здания вели остатки 35-й гвардейской и 131-й дивизий 62-й армии, а также другие части этого соединения (10-й отд. (запасной) стрелковой бригады). 18 сентября ряды оборонявшихся пополнила 92-я отдельная стрелковая бригада, сформированная из моряков-североморцев. Сразу по завершении переправы бойцы 92-й бригады перешли в контрнаступление, очистив от немецких войск прибрежную зону от реки Царицы до Консервного завода. Бои с участием бригады велись также на улицах КИМ, Рабоче-Крестьянской, Баррикадной, Козловской и у железнодорожного вокзала «Сталинград-2».Для меня знакомство с элеватором началось с его стен. Стоит подойти поближе, и становится видно, что они буквально дышат историей. Например, вот эти надписи нанесены ещё до войны. Смотрите, какой красивый почерк! :)
Однако превосходящими силами немцам уже 19 сентября удалось с трёх сторон окружить элеватор. В этот день были предприняты две атаки на элеватор при поддержке семи танков, окончившиеся для гитлеровцев потерей более 30 солдат и офицеров. В дальнейшем бои за элеватор приняли затяжной характер, его защитники, испытывая нехватку боеприпасов, тем не менее неоднократно отвергали предложения сдаться. 21 сентября была предпринята новая попытка штурма при поддержке бомбардировочной авиации и 16 танков. Несмотря на 15-20-кратное превосходство в силах нападавших, семь немецких атак были отбиты.
К 22 сентября у защитников элеватора иссякли боеприпасы и продовольствие. Ночью остатки оборонявшихся покинули здание, которым овладели немецкие части. В боях за элеватор погибли старший батальонный комиссар Белорусский и политрук Михайлов; особо отличились лейтенант Зазуля, старшина 2-й статьи Хозяинов, красноармейцы Бирюков и Хвостиков, старший политрук Носарев, капитан Назаров, сержант Калашников, старшина Катлюк и другие.
Новые бои развернулись вокруг элеватора в январе 1943 года. Он стал опорной позицией немецких частей, которые вели из него артиллерийский и миномётный огонь по наступавшим по направлению к центру города войскам 64-й армии. 24 января советские части начали боевые действия в районе элеватора, а на следующий день был предпринят его штурм силами 154-й морской стрелковой бригады при поддержке частей 36-й гвардейской, 29-й и 422-й дивизий и 7-го стрелкового корпуса. Штурм продолжался три дня, в ходе которых перестрелка неоднократно переходила в рукопашную схватку. В ходе боя моряки захватили немецкий бронепоезд, подожжённый огнём орудия старшины 2-й статьи Земенкова, а затем, воспользовавшись растерянностью противника, захватили и сам элеватор. В плен попали солдаты (в том числе 45 офицеров) немецкого артиллерийского полка.
Но что же скрывается за этими стенами? В работе элеватора до сих пор используется много старого оборудования, говорят, что многое ещё сороковых годов.
Типичные для зернохранилищ вентиляционные установки:
Но, пока в запасе ещё много сил, хочется первым делом взобраться на крышу, ставшую такой желанной высотой в Сталинградской битве.
С высоты открываются потрясающие виды на город:
С самой высокой точки крыши:
А это внизу примостились грузовики с зерном, на один из которых уже слетелись голуби. Вообще, голуби -- настоящий бич элеватора, они живут тут в большом количестве и сотнями со всего города слетаются на трапезу. После "набега" голубей с каждой фуры теряется до 200 кг зерна.
Всё в голубях!
Бомбарик :)
Часть корпусов комплекса:
Довоенные балки до сих пор хранят следы пулевых попаданий:
Насладившись видами с крыши, идём внутрь. От взгляда в бесконечные пролёты лестницы захватывает дух. Вниз -- 74 метра! Эта лестница примечательна ещё и тем, что прямо здесь, на этих ступенях, шли боевые действия.
Прямо здесь велись ожесточённые схватки.
Работающая линия. Здесь на специальной лете едет зерно:
Для фильтрации и чтобы зерно не разлеталось, оно проходит через специальную мембрану с разрезами.
старые заклёпочные соединения...
Переплетение конструкций:
А это -- пультовая, с которой управляется весь элеватор:
А мы спускаемся всё ниже. От элеватора к Волге идёт эстакада для транспортировки зерна длиной около километра. Эстакада имеет наземную и подземную части. Длина подземной части около 400 метров.
Здесь тоже проходит транспортировочная лента, а на стенах под слоем штукатурки кладка из бутового камня.
Эстакада имеет на своём протяжении незначительные расширения:
Примечтельно, что в подземном ходе, как и везде в округе, также шли бои. Хотя теперь уже практически ничего не напоминает о тех временах...
Ближе к месту соединения с наземной частью подземный ход резко сужается, а оборудования становится больше:
Момент выныривания из-под земли:
В этой длинной наземной эстакаде тоже частые гости -- птицы, любящие полакомиться халявным зерном.
Заделанные залазы:
Эстакада снаружи:
Эстакада оканчивается небольшими пирсами, служащими для погрузки зерна на речные суда:
Пульт, с которого осуществляется управление погрузочным оборудованием, выглядит так:
Основу этого оборудования составляют подвижные трубы, по которым зерно засыпается куда надо:
Полюбовавшись на Волгу, возвращаемся обратно в корпус элеватора... Люблю изыски довоенной промышленной архитектуры!
Выйдя на территорию элеватора, можно увидеть много всего интересного!
Возрождённый элеватор нависает величественной громадиной. На местах, где были разрушения, видны следы, будто затянувшиеся шрамы.
Очень симпатично оформленная курилка :)
На территории кто-то высадил большое количество винограда, сорт "Изабелла".
Почти что уют старого сталинградского дворика :)
Местная обитательница:
На воротах предприятия -- мемориальная табличка.
Кстати, даже из-за забора видны жадные голуби :)
Ну и напоследок "официальный" ракурс элеватора.
На заметку урбантуристу:
Копия Волгоградского элеватора есть в Ярославской области, в городе Рыбинске, правда, в последнем гораздо больше подземных хранилищ.Спасибо за внимание!
Птичка Коршун Korshuntravel
написал 1 марта 2018 в 17:14
спасибо,интересно
0
Ссылка
STALKER InChair kitaycev
написал 1 марта 2018 в 17:54
неделя туризма на урбане :)
так... крупный голубь весит до 400 г. пускай "пустой" голубь может сожрать половину собственного веса.
тогда что же - на фуру (пускай с прицепом, как на фотке) слетается тысяча голубей? при том что на снимке - в фуре сидит десятка три, не больше. и на каждую следующую фуру - слетается новая, пустая тысяча? хм...
После "набега" голубей с каждой фуры теряется до 200 кг зерна.
так... крупный голубь весит до 400 г. пускай "пустой" голубь может сожрать половину собственного веса.
тогда что же - на фуру (пускай с прицепом, как на фотке) слетается тысяча голубей? при том что на снимке - в фуре сидит десятка три, не больше. и на каждую следующую фуру - слетается новая, пустая тысяча? хм...
А любители продолжают и дальше в каждом дворе подкармливать этих летающих крыс."И пусть клятый хомяк подавится!" :)
0
Ссылка
| 2 отв.
Jaden
написала 1 марта 2018 в 18:01
Иван Барабан dghdfh
написал 1 марта 2018 в 19:49
Lana Sator Lana
написала 2 марта 2018 в 19:05
Мне кажется, подкорм голубей во дворах и скверах сказывается на элеваторной популяции примерно никак или, наоборот, в меньшую сторону (больше сытых во дворах - меньше голодных в зерне)
+10
Ссылка
| 3 отв.
Иван Барабан dghdfh
написал 2 марта 2018 в 19:18
Lana: голуби полная хуйня, если по нашему городу. Вот скворцы или вороны(галки? хер их знает) - настоящая оргпреступность, лятают человек по 200(не считал) в определенные часы, вот когда закат\рассвет, мощная такая орущая стая, невозможно не поднять голову. Наверное не минует речпорт и элеватор. Еще были байки, как огромные орды МОЛИ летели с профильного производства
Jaden
написала 2 марта 2018 в 20:07
Jaden
написала 2 марта 2018 в 20:05
Lana: Тут крайне спорный вопрос, т.к. когда голубям хорошо, они, как и всякие живые существа плодятся. Даже нет, не так, а ПЛОДЯТСЯ (по восемь раз в год, из-за того, что ещё и живут под крышами в тепле). От голубиного перенаселения спасает только их глупость и способность самоубиваться буквально обо всё, но какое-то время молодняк живёт и ему тоже надо ЖРАТ!
Stimboy
написал 2 марта 2018 в 20:41
А из Питерские кто ни будь гонял на элеватор "Невская мельница"? Они вроде с прошлого года съезжали. Что там сейчас и как?
0
Ссылка
| 3 отв.
Jaden
написала 2 марта 2018 в 22:16
Stimboy
написал 4 марта 2018 в 10:33
Jaden
написала 4 марта 2018 в 14:23
Макс Борисов Michevskii
написал 20 марта 2018 в 22:47
кое какие фотки с КамАЗами спизжу.
0
Ссылка
| 1 отв.
Только жители сайта могут оставлять комментарии.